Конспект интегрированного урока для учащихся 4-ых классов по коррекции дизорфографии с использованием ЭОР по теме «Правописание сложных слов»
план-конспект урока по логопедии (4 класс) по теме
Интегрированный урок по теме "Правописание сложных слов" проводится в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?" Тема игры "Великие люди России". Интегрируемый предмет "Окружающий мир". Коррекционная цель логопедического занятия: предупреждение и устранение дизорфографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnye_slova_4_klass.docx | 33.52 КБ |
slozhnye_slova_-_istoriya_rossii.pptx | 508.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока для учащихся 4-ых классов по коррекции дизорфографии с использованием ЭОР по теме «Правописание сложных слов»
Конспект разработан учителем-логопедом высшей квалификационной категории ГБОУ ЦПМСС Калининского района Санкт-Петербурга Горемыкиной Ириной Николаевной
Форма урока: Интеллектуальная игра «Кто? Где? Когда?» Тема игры: «Великие люди России»
Интегрируемый урок: Окружающий мир.
Аудитория: учащиеся 3-4-го класса общеобразовательной школы с нарушением письменной речи, дизорфографией.
Цель: Совершенствование навыков правописания сложных слов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- развивать навыки словообразования с помощью двух корней;
- развивать слоговой анализ и синтез;
- учить правильно применять сложные слова в речи;
- учить воспринимать мир целостно, чувствовать взаимосвязь предметов и событий.
Коррекционно-развивающие:
- развивать образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание и память;
- развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.
- развивать синтаксическую сторону речи;
- обогащать словарь за счет устаревших и редко употребляемых слов и слов синонимов;
- развивать творческие способности, навыки контроля и самоконтроля.
Воспитательные:
- развивать умение работать в команде;
- воспитывать культуру поведения;
- прививать любовь к истории России;
Испольуемые педагогические технологии:
- Технология развивающего обучения;
- Технология перспективно - опережающего обучения;
- Игровые технологии;
- Здоровье сберегающие технологии;
Методические приемы: наглядность (использование карточек-таблиц, слайдов презентации), практическая совместная деятельность, использование приемов арт-терапии и игровых соревновательных ситуаций, совместная творческая деятельность.
Оборудование: карточки-картинки для тренинга зрительного восприятия и памяти, карточки с заданиями, презентация, мультимедийная аппаратура, карточки – исторические справки, глобус, аромалампа, хромосветильник, стилизованная под рулетку юла, карточки-кроссворды с домашним заданием.
Структура урока
- Организационный момент.
- Развитие зрительного восприятия и памяти.
- Объяснение условий интеллектуальной игры «Что?Где?Когда?»
- Основная часть
- Великие люди в российской истории.
- 1 раунд – Слава российского оружия (полководцы, флотоводцы, военачальники, военнослужащий, военнопленные).
- Музыкально– динамическая пауза.
- 2 раунд – Географические открытия (путешественники, мореплаватели, первооткрыватели, чужеземцы).
- Музыкальная пауза – релаксация.
- 3 раунд – Наука и культура. (первопечатник, первооткрыватель, авиаконструктор)
- Блицтурнир «Профессии»
- Награждение наиболее отличившихся знатоков.
Домашнее задание.
Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Ход урока
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
Оборудование |
I. Организация начала урока. 1. Развитие зрительного восприятия и памяти Здравствуйте, ребята!
Посмотрите на них и запомните, а теперь запишите слова в тетрадь по памяти. Скажите, чем эти слова отличаются от других? Какие соединительные гласные бывают в сложных словах? Бывают ли сложные слова без соединительных гласных? Приведите примеры. Выделите корень в сложных словах, которые вы записали в тетрадь, подчеркните соединительную гласную. 2. Выполняя задание и отвечая на мои вопросы, вы наверно догадались о теме нашего урока. Правильно! Но сегодня мы с вами попробуем соединить два предмета на одном уроке. Первый предмет – это русский язык, где мы будем повторять правописание сложных слов, а второй предмет – это окружающий мир, точнее история России, потому что мы будем говорить о великих наших соотечественниках: полководцах, мореплавателях и первооткрывателях. Вы, наверное, видели по телевизору передачу, где настоящие знатоки отвечают на вопросы телезрителей. Вот и мы с вами будем сегодня играть в интеллектуальную игру: «Что? Где? Когда?» Но сначала давайте вспомним правила этой игры. (логопед объясняет условия интеллектуальной игры) |
Дети здороваются, выполняют задание. - Эти слова сложные, они имеют два корня. - О и Е. - Трехэтажный, пластмасса. - Правописание сложных слов. | Карточки-картинки с изображением: кофеварки, пылесоса, носорога, самолёта, паровоза.
|
II. Основная часть
Всем нам хорошо известно, что в истории любой страны были и есть великие люди, которые прославили свое отечество. В истории России таких имен огромное множество. Своими великими делам эти люди преумножали славу России и в мирное и в военное время, они открывали новые земли и были первыми в науке. Великим людям России посвящена наша интеллектуальная игра.
Вопросы:
- А теперь, ребята, я предлагаю вам составить из слогов сложные слова. - Запишите их в тетради, выделите корни и подчеркните соединительную гласную. Какие слова являются историзмами.
Взором глобус обведём – Всё увидим и поймём: Реки, горы и поля, Океаны и моря, Континенты, острова, Деревеньки, города, Всё на маленькой планете Уместилось без труда.
Вопросы:
- Я предлагаю вам самим составить сложные слова, подобрать к ним слова-признаки (прилагательные) - Запишите словосочетания в тетради, выделите орфограмму. Определите какие слова являются синонимами.
(логопед включает фонограмму со звуками природы,светильник с разноцветными фильтрами, зажигает аромалампу)
Вопросы:
- Образуйте сложные слова из следующих слов, с одним из них придумайте предложение, запишите его в тетрадь, выделите известные вам орфограммы .
Встаньте около парт, правой рукой рисуйте горизонтальную восьмерку в воздухе, затем левой рукой.
Вопросы:
111. Награждение знатоков. Домашнее задание. Подведение итогов урока. Рефлексия. По результатам нашей игры победила команда знатоков со счетом: В Блицтурнире победу одержал: Все дети награждаются грамотами. В качестве домашнего задания, я предлагаю вам разгадать кроссворд. Помните все ответы в кроссворде – это сложные слова. А сейчас вспомним какие новые имена мы узнали? Чем прославили Россию эти люди? Какие слова называются сложными? С помощью каких соединительных гласных образуются сложные слова? Что вам понравилось на уроке? В каком настроении вы прибываете? С какими чувствами вы покинете сейчас кабинет логопеда? Молодцы! Наш урок закончен. До новых встреч! | Ученики заводят юлу, и отвечают на вопросы. - Кутузов. - Ученики выбирают. Проверка. - Ученики выбирают. Проверка. Ученики выполняют задание. Ученики под музыку выполняют гимнастику, синхронизируя речь и движения Ученики отвечают на вопросы, выбирая из вариантов ответа: - Пржевальский – лошадь Пржевальского - Купцом -Антарктида Ученики выполняют задание. Дети отдыхают - Иван Фёдоров -Ломоносов - Иконописцем Ученики выполняют задание. Дети выполняют указания логопеда Ученики работают в парах: 1 пара:
Ученики отвечают на вопросы. | Логопед выступает в роли ведущего игры. Слайд № 5 Историческая справка о главнокомандующем М.И.Кутузове Слайд № 6 Историческая справка об адмирале Ф.Ф.Ушакове
Слайд № 7 Карточки со словами: Пол-во-ко-дец Фло-дец-то-во слу-жа-Во-но-ен Глобус Слайд № 8 Историческая справка о Н.М.Пржевальском Слайд № 9 Историческая справка об Афанасии Никитине Слайд № 10 Историческая справка об открытии Антарктиды Карточки со словами: земля проходить первый открывать море ходить (смелый, отважный, бесстрашный) Фонограмма – звуки природы, аромолампа, хромосветильник.
Слайд № 11,12 Историческая справка о первопечатнике Иване Фёдорове, о просветителе и учёном Ломоносове Михаиле Васильевиче Слайд № 13 Историческая справка об Андрее Рублёве первый печать книга печать основа положить естество знание икона писать живо писать Слайды № 14,15, Грамоты Карточки-кроссворды с домашним заданием Кроссворд со сложными словами. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Форма урока: Интеллектуальная игра «Кто? Где? Когда?» Тема игры: «Великие люди России» Интегрируемый урок: Окружающий мир. Аудитория: учащиеся 4-го класса общеобразовательной школы с нарушением письменной речи, дизорфографией . Цель: Совершенствовать навыки правописания сложных слов.
Задачи: Коррекционно-образовательные: - развивать навыки словообразования с помощью двух корней; - развивать слоговой анализ и синтез; - учить правильно применять сложные слова в речи; - учить воспринимать мир целостно, чувствовать взаимосвязь предметов и событий. Коррекционно-развивающие: - развивать образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание и память; - развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки. - развивать синтаксическую сторону речи; - обогащать словарь за счет устаревших и редко употребляемых слов и слов синонимов; - развивать творческие способности, навыки контроля и самоконтроля. Воспитательные: - развивать умение работать в команде; - воспитывать культуру поведения; - прививать любовь к истории России;
Структура урока: Организационный момент Развитие зрительного восприятия и памяти. Объяснение условий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» Основная часть Великие люди в российской истории. 1 раунд – Слава российского оружия (полководцы, флотоводцы, военачальники, военнослужащий, военнопленные). Музыкально– динамическая пауза. 2 раунд – Географические открытия (путешественники, мореплаватели, первооткрыватели, чужеземцы). Музыкальная пауза – релаксация. 3 раунд – Наука и культура. (первопечатник, первооткрыватель, авиаконструктор) Блицтурнир «Профессии» Подведение итогов урока: Награждение наиболее отличившихся знатоков. Домашнее задание. Рефлексия.
Александр Македонский Михаил Илларионович Кутузов Дмитрий Донской
1 2 3 Васко да Гама Хайреддин Барбаросса Фёдор Фёдорович Ушаков
Дроздов Николай Николаевич Николай Николаевич Миклухо-Маклай Николай Михайлович Пржевальский
крестьянином ремесленником купцом
Михаил Петрович Лазарев Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич Африка Америка Антарктида
Иван Грозный Иван Фёдоров
Ломоносов Кривоносов Голошеев
баснописцем живописцем иконописцем
М О Л О Д Ц Ы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок для учащихся 2 класса по Окружающему миру с использованием ИКТ по теме «Лесные опасности" (УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А.)
Открытый урок для учащихся 2 класса по Окружающему миру с использованием ИКТ по теме "Лесные опасности" (УМК "Школа России", автор учебника Плешаков А.А.)...
Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»
Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...
Методическая разработка по русскому языку для 2 класса по системе "2100" с использованием ИКТ на тему "Наблюдение над словами, обозначающие действие предмета"
Конспект урока с использованием интерактивной доски и ЦОР. ...
Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии
Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии...
Урок русского языка во 2 классе по УМК ПНШ с метапредметным подходом по теме "Это слово и другое слово"
Урок разработан в соавторстве с Пузик Т.И....
План-конспект урока с использованием ЭОР по теме "Части слова. Суффикс"
В материале представлен план урока для 2 класса. Данный план могут использовать учителя начальных классов, работающие по программе "Школа 2100"....
Программа учебного курса по лечебной физической культуре для учащихся 1-4 классов. " Школа коррекции и развития VIII вида".
Цель: максимально возможная самореализация и коррекция детей с отклонениями в состоянии здоровья в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности. Повышение их реабилитационного потенциала и уров...