« Понятие о глаголе. Лексическое значение глагола
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Формирование представлений (знаний), что глаголы могут обозначать не только действия, но и состояния, чувства и изменение признака предмета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование представлений (знаний), что глаголы могут обозначать не только действия, но и состояния, чувства и изменение признака предмета»
Конспект урока русского языка в 3 классе. УМК « Школа России».
Тема: « Понятие о глаголе. Лексическое значение глагола».
Цель: «Формирование представлений ( знаний), что глагол может обозначать не только действия, но и состояния, чувства и изменение признака».
Задачи:
1. Научить находить в предложениях и среди других слов глаголы, называющие различные состояния, чувства и изменение признака предмета.
2. Формировать умение работать со знаково – символическими средствами .
3. Воспитывать интерес к русскому языку.
4. Научить различать глаголы и существительные, называющие действие.
УУД
Познавательные: уметь выделять признаки глагола как части речи и определять его лексическое значение, делать выводы, выделять главное, развивать умения работать со знаково – символические средствами.
Личностные: самооценка на основе критериев успешности, применять навыки делового сотрудничества в группе.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.
Регулятивные: планировать учебное сотрудничество, оценивать результаты своей деятельности.
Оборудование: учебник, слайдовая презентация, оценочный лист.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Учитель: Скажите, о чём вы должны помнить, работая на уроке.
Ученики: Мы уже многое знаем. В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка. У нас у каждого своё мнение и мы имеем право на ошибку.
Учитель: Прочитайте девиз урока: - « Учись, смекай, активным будь
И к знаниям откроешь путь!» ( Запись на интерактивной доске). Слайд № 2
II. Актуализация знаний.
Учитель: Начинаем работу. Откройте тетради. Запишите число.
- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
- Что вы больше всего любите?
-Люблю действовать.
- Что вы больше всего не любите?
- Не люблю предлоги и известную всем частицу Не.
- Что бы вы пожелали ребятам?
- Чтобы русский все ребята
на " десятку" знали.
На письме и в разговоре
нас употребляли.
- Какая часть речи отвечала на вопросы анкеты? Почему? ( Глагол обозначает действие предмета, у глаголов нет предлогов, частица НЕ)
Учитель: Вспомните, какое место по частоте употребления занимает глагол в нашей речи.
Ученики: По частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.
Учитель: Соберём уже известную информацию о глаголе.
. Проверка в виде теста " Крестики - нолики"
1. Глагол - это служебная часть речи.
2. Глагол обозначает предмет.
3. Глагол изменяется по временам.
4. Глагол отвечает на вопрос какой.
5. Глагол в прошедшем времени изменяется по родам.
6. Глагол изменяется по числам.
7. Глагол изменяется по падежам.
8. Глагол в предложении являются подлежащим
Взаимопроверка. ( - - + - + + - -)
Учитель: Мы начинаем большую тему в русском языке. Возьмите лист самооценки и заполните таблицу:
Работа в группах.
Учитель: Сейчас вы должны заполнить кластер: «Глагол».
-А кто из вас знает, что такое «кластер». ( На слайдах показываются разные виды кластеров) Слайды № 3 - 5
- Кластер – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди ( кластера). Правила просты. Рисуется модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда – это тема урока, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы, затем планеты соединяются прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.
Работа в парах.
Такая же запись на интерактивной доске. Дети работают в парах, а затем заполняют кластер на доске.
- Трудно ли вам было заполнять кластер? В чём была ваша трудность?
Ученики: Не всё знаем о глаголе.
Учитель: А хотели бы вы узнать о глаголе больше, чтобы до конца заполнить схему?
Ученики: Да.
Учитель: Тогда начнём работать.
- Возьмите карточку № 2, найдите и прочитайте глаголы в этом стихотворении..
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет.
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Всё расскажет нам…
( Глагол).
- Чем является глагол в русском языке?
- Что обозначают глаголы?
Учитель: Одинаковые ли эти глаголы по способу выполнения действия?
Ученики: Нет.
Учитель: Определите вид действий этих глаголов. Затрудняетесь?
- Как же сформулировать тему нашего урока?
Ученики: Формирование представлений, что глаголы обозначают не только действия, но и состояния, чувства и изменение признаков предмета. ( Слайд № 6 ).
Учитель: Узнаем, что же такое лексическое значение глагола.
-Новые знания мы будем оформлять графически.
III. Изучение нового материала.
Работа в группах.
Учитель: Я предлагаю вам распределить эти глаголы на 3 группы по способу действия предметов. ( Слайд № 7 ) физическое умственное речевое
- Но прежде, чем работать в группах, повторим правила, которые необходимо соблюдать при групповой работе.
Дети проговаривают правила работы в группах.
-1 гр. – живёт, делает, пашет, забивает, варит, жарит, моет, чистит ( действие физическое)
- 2гр. – чертит, пишет, вышивает ( действие умственное)
- 3гр. – расскажет, поёт – ( действие речевое)
Учитель: Пожалуйста заполните 1 блок.
Физминутка.
Учитель: Прочитайте следующий блок глаголов.
- Попробуйте определить лексическое значение глаголов: Слышать, смотреть, нюхать, мёрзнуть. ( Слайд № 8 )
Ученики: Это чувства. ( Заполняют кластер)
Слайд из презентации № 9 ( Картинка больного мальчика)
Учитель: Что делает мальчик?
Ученики: Болеет.
Учитель: Можно ли сказать, что он совершает какое – то действие или проявляет чувства?
Ученики: Нет, он не совершает действие ни физическое, ни умственное, ни речевое, не проявляет чувства.
Учитель: Значит, слово болеет – это не глагол?
Ученики: Глагол.
Учитель: Подумайте, какое его лексическое значение?
Ученики: Состояние
Заполняют кластер.
Учитель:
Учитель: Прочитайте группу слов ( Слайд № 10)
« Чёрствый хлеб – хлеб черствеет»
- Какое слово называет признак хлеба? Какой частью речи оно является?
- Какое слово показывает, что признак хлеба меняется? На какой вопрос отвечает слово черствеет? Какой частью речи является это слово ?
Обратите внимание: глагол черствеет называет изменение признака предмета.
- Запишите группу слов, укажите, какой частью речи являются однокоренные слова.
- Какие слова называют изменение признака предмета?
Обратите внимание: слова светлеет, ржавеет называют изменение признака предмета.
Заполняют кластер.
Учитель: Откройте учебник на с 54 упр. 1 Слайд № 11
Учитель: Распределите однокоренные слова в 2 столбика. 1 столбик -существительные, 2 - глаголы. Какие слова вызвали затруднения?
- Как отличить глагол от существительного, называющего действие.
- Можно ли только по значению определить, какой частью речи является каждое слово?
IV. Первичное закрепление с комментированием.
Диктант с комментированием.
Учитель диктует глаголы, а дети записывают и определяют лексическое значение глаголов.
« Сидит ( физ. действ.),зеленеет (изм. призн),шумит (физ. действ), радуется (чувств), болеет (сост), краснеет (изм. призн), думает(умств. действ), выздоравливает (сост), желтеет (изм. призн), говорит ( речев. действ), спит (сост), плывёт (физ. действ).
V. Самостоятельная работа.
Учитель: У каждого из вас на столах лежат тесты. Сейчас мы проверим, как вы поняли, что глаголы обозначают не только действия, но и состояния, чувства и изменение признака предмета.
Тест «Глагол»
1. Глагол – это ____________________ __________
2. Глагол обозначает _________________________________
3. Глагол отвечает на вопросы: ____________________________
4. Копает, плавает - ________________ действие
5. Читает, шепчет - _________________ действие
6. Думает, программирует - ________________ действие
7. Бледнеет, серебрится – изменение ____________
8. Грустит, веселится - __________________
9. Нюхает, работает - _______________________
Взаимопроверка. Дети обмениваются тестами и сравнивают с правильными ответами. ( Карточка № 3)
Vi. Итог урока.
Учитель: - Какую тему мы сформулировали в начале урока?
Ученики: Формирование представлений (знаний), что глаголы обозначают не только действия предметов, но и состояния, чувства и изменение признака предмета.
Учитель: Удалось ли нам решить её? Какие возникали трудности, вопросы? Что получилось удачно?
Учитель: - Какое лексическое значение имеет глагол?
Ученики: Действие ( физическое, умственное, речевое), чувства, состояние, изменение признака.
VII. Рефлексия.
Учитель: Что вы узнали нового о глаголе?
- Изменились ли ваши знания? Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям о глаголе? Возьмите лист самооценки и допишите, что нового вы узнали.
- А теперь попробуйте до конца заполнить кластер « Глагол».
( Дети на интерактивной доске заполняют кластер)
VIII. Домашнее задание.
- Выучить таблицу – кластер с примерами и дописать ещё по 2 примера в каждый блок.
Список литературы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Несколько значений глаголов
Презентация для любого УМК, 2-4 класс по теме "Глагол"....
Глагол. Значение глагола
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Глагол. Значение глагола"....
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе "Понятие о спряжении. Личные окончания глаголов I и II спряжения".
Открытый урок русского языка в 4 классе "Понятие о спряжении. Личные окончания глаголов I и II спряжения" (УМК "Школа 2100")...
Урок русского языка. 4 класс. Введение понятия «спряжение». («Имена склоняются, а глаголы…»)
Урок-исследование...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение глаголов в речи. Роль глаголов в предложении" (УМК "Школа России" - 4 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство с новым разделом учебника, повторение изученных знаний о глаголе, как части речи.Задачи урокаДидактические:Сформировать зн...
Глагол, как часть речи. Значение глаголов в речи.
Ознакомить учащихся с частью речи - глаголом; способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки....