« Понятие о глаголе. Лексическое значение глагола
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Колесникова Галина Валерьевна

Формирование представлений (знаний), что глаголы могут обозначать не только действия, но и состояния, чувства и изменение признака предмета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

           

Тема:     Формирование представлений (знаний), что глаголы могут обозначать не только действия, но и состояния, чувства и изменение признака предмета»

        

Конспект урока русского языка в 3 классе.  УМК « Школа России».

Тема: « Понятие о глаголе.  Лексическое значение глагола».

Цель:  «Формирование представлений ( знаний), что глагол может обозначать не только действия, но и состояния, чувства и изменение признака».

Задачи:

1.   Научить находить в предложениях и среди других слов глаголы, называющие различные состояния, чувства и изменение признака предмета.

2.  Формировать умение работать со знаково – символическими средствами .

3.  Воспитывать интерес  к русскому языку.

4.  Научить различать глаголы и существительные, называющие действие.

УУД

Познавательные:  уметь выделять признаки глагола как части речи и определять его лексическое значение, делать выводы, выделять главное, развивать умения работать со знаково – символические средствами.

Личностные:  самооценка на основе критериев успешности, применять навыки делового сотрудничества в группе.

Коммуникативные:  высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.

Регулятивные:  планировать учебное сотрудничество, оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование: учебник, слайдовая презентация, оценочный лист.

                              Ход  урока:

I.   Организационный  момент.

- Вот звонок нам дал сигнал

   Поработать час настал.

   Так что время не теряем

    И работать начинаем.

Учитель:   Скажите, о чём вы должны помнить, работая на уроке.

Ученики:  Мы уже многое знаем. В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка. У нас у каждого своё мнение и мы имеем право на ошибку.

Учитель:  Прочитайте девиз урока: - « Учись, смекай, активным будь

И к знаниям откроешь путь!»    ( Запись на интерактивной доске).               Слайд № 2

II.   Актуализация знаний.

Учитель:  Начинаем работу. Откройте тетради. Запишите число.  

- Однажды  одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

- Что вы больше всего любите?

-Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

- Не люблю предлоги и известную всем частицу Не.

- Что бы вы пожелали ребятам?

- Чтобы русский все ребята

   на " десятку" знали.

   На письме и в разговоре

   нас употребляли.

- Какая часть речи отвечала на вопросы анкеты? Почему? ( Глагол обозначает действие предмета, у глаголов нет предлогов, частица НЕ)

Учитель: Вспомните, какое место по частоте употребления занимает глагол в нашей речи.

Ученики:  По частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.

Учитель:   Соберём уже известную информацию о глаголе.

. Проверка в виде теста " Крестики - нолики"

1. Глагол - это служебная часть речи.

2. Глагол обозначает предмет.

3.  Глагол изменяется по временам.

4.  Глагол отвечает на вопрос какой.

5.  Глагол в прошедшем времени изменяется по родам.

6.  Глагол изменяется по числам.

7.  Глагол изменяется по падежам.

8.  Глагол в предложении являются подлежащим

Взаимопроверка.   ( - - + - + + - -)

Учитель:  Мы начинаем большую тему в русском языке. Возьмите лист самооценки и заполните таблицу:

Работа в группах.

Учитель:  Сейчас вы должны  заполнить  кластер: «Глагол».

-А кто из вас знает, что такое «кластер».  ( На слайдах показываются разные виды кластеров) Слайды № 3 - 5

- Кластер – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди ( кластера). Правила просты. Рисуется модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда – это тема урока, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы, затем планеты соединяются прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

Работа в парах.

Такая же запись на интерактивной доске. Дети работают в парах, а затем заполняют кластер на доске.

- Трудно ли вам было заполнять кластер?  В чём была ваша трудность?

Ученики:  Не всё знаем о глаголе.

Учитель:  А хотели бы вы узнать о глаголе больше, чтобы до конца заполнить схему?

Ученики:  Да.

Учитель:  Тогда начнём работать.

- Возьмите  карточку № 2, найдите  и прочитайте глаголы в этом стихотворении..

 Интересная часть речи

  В русском языке живёт.

  Кто что делает расскажет.

  Чертит, пишет иль поёт,

  Вышивает, или пашет,

  Или забивает гол,

  Варит, жарит, моет, чистит-

  Всё расскажет нам…

    ( Глагол).

- Чем является глагол в русском языке?

- Что обозначают глаголы?

Учитель:  Одинаковые ли эти глаголы по способу выполнения действия?

Ученики:  Нет.

Учитель:  Определите вид действий этих глаголов.  Затрудняетесь?

- Как же сформулировать тему  нашего  урока?

Ученики:  Формирование представлений, что глаголы обозначают не только действия, но и состояния, чувства и изменение признаков предмета.                    ( Слайд №   6 ).

Учитель:  Узнаем, что же такое лексическое значение глагола.

-Новые  знания  мы будем оформлять графически.

III.  Изучение  нового  материала.

Работа в группах.

Учитель:   Я предлагаю вам распределить эти глаголы на 3 группы по способу действия предметов.  ( Слайд № 7  )   физическое    умственное    речевое

- Но прежде, чем работать в группах, повторим правила, которые необходимо соблюдать при групповой работе.

Дети проговаривают правила работы в группах.

-1 гр. – живёт, делает, пашет, забивает, варит, жарит, моет, чистит ( действие физическое)

- 2гр. – чертит, пишет, вышивает  ( действие умственное)

- 3гр. – расскажет, поёт – ( действие речевое)

Учитель:  Пожалуйста  заполните 1 блок.

   Физминутка.

Учитель:  Прочитайте следующий блок глаголов.

- Попробуйте определить лексическое значение глаголов:  Слышать, смотреть, нюхать, мёрзнуть.   ( Слайд №   8 )

Ученики:  Это чувства.  ( Заполняют кластер)

Слайд из презентации № 9 ( Картинка больного мальчика)

Учитель:  Что делает мальчик?

Ученики:  Болеет.

Учитель:  Можно ли сказать, что он совершает какое – то действие или проявляет чувства?

Ученики:   Нет, он не совершает действие ни физическое, ни умственное, ни речевое, не проявляет чувства.

Учитель:  Значит, слово болеет – это не глагол?

Ученики:  Глагол.

Учитель:  Подумайте, какое  его  лексическое значение?

Ученики:   Состояние  

  Заполняют кластер.

Учитель: 

Учитель:  Прочитайте группу слов  ( Слайд № 10)

« Чёрствый хлеб – хлеб черствеет»

- Какое слово называет признак хлеба? Какой частью речи оно является?

- Какое слово показывает, что признак хлеба меняется? На какой вопрос отвечает слово черствеет?  Какой частью речи является это слово ?

Обратите внимание: глагол  черствеет называет изменение признака предмета.

- Запишите группу слов, укажите, какой частью речи являются однокоренные слова.

- Какие слова называют изменение признака предмета?

Обратите внимание:  слова светлеет, ржавеет называют изменение признака предмета. 

  Заполняют кластер.

Учитель:   Откройте учебник на с 54 упр. 1 Слайд № 11

Учитель:  Распределите однокоренные слова в 2 столбика. 1 столбик -существительные, 2 - глаголы. Какие слова вызвали затруднения?

- Как отличить глагол от существительного, называющего действие.

- Можно ли только по значению определить, какой частью речи является каждое слово?

IV.  Первичное  закрепление с комментированием.

Диктант с комментированием.

Учитель диктует глаголы, а дети записывают и определяют лексическое значение глаголов.

« Сидит ( физ. действ.),зеленеет (изм. призн),шумит (физ. действ), радуется (чувств), болеет (сост), краснеет (изм. призн), думает(умств. действ), выздоравливает (сост), желтеет (изм. призн), говорит ( речев. действ), спит (сост), плывёт (физ. действ).

V.   Самостоятельная работа.

Учитель:   У каждого из вас  на  столах  лежат тесты. Сейчас мы проверим,  как вы поняли, что глаголы обозначают не только действия, но и состояния, чувства и изменение признака предмета.

Тест «Глагол»

1.  Глагол – это    ____________________    __________

2.  Глагол обозначает           _________________________________

3.  Глагол отвечает на вопросы:    ____________________________

4.   Копает, плавает -      ________________ действие

5.  Читает, шепчет -     _________________   действие

6.  Думает, программирует -        ________________ действие

7.  Бледнеет, серебрится – изменение        ____________                                                                    

8.  Грустит, веселится -      __________________

9.  Нюхает, работает - _______________________

Взаимопроверка.  Дети обмениваются тестами и сравнивают с правильными ответами.  ( Карточка № 3)

Vi.  Итог урока.

Учитель:   - Какую тему мы сформулировали в начале урока?

Ученики:   Формирование представлений (знаний), что глаголы обозначают не только действия предметов, но и состояния, чувства и изменение признака  предмета.

Учитель:   Удалось ли нам решить её?   Какие возникали трудности, вопросы?  Что получилось удачно?  

Учитель:   - Какое лексическое значение имеет глагол?

Ученики:   Действие  ( физическое, умственное, речевое), чувства, состояние, изменение признака.

VII.  Рефлексия.

Учитель:   Что вы узнали нового о глаголе?  

- Изменились ли ваши знания?   Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям о глаголе?  Возьмите лист самооценки и допишите, что нового вы узнали.

 -  А теперь попробуйте до конца заполнить кластер   « Глагол».

( Дети на интерактивной доске заполняют кластер)

VIII.  Домашнее задание.

-  Выучить таблицу – кластер с примерами и дописать ещё по 2 примера в каждый блок.

Список  литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Несколько значений глаголов

Презентация для любого УМК, 2-4 класс по теме "Глагол"....

Глагол. Значение глагола

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Глагол. Значение глагола"....

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе "Понятие о спряжении. Личные окончания глаголов I и II спряжения".

Открытый урок русского языка в 4 классе "Понятие о спряжении. Личные окончания глаголов I и II спряжения" (УМК "Школа 2100")...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение глаголов в речи. Роль глаголов в предложении" (УМК "Школа России" - 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство с новым разделом учебника, повторение изученных знаний о глаголе, как части речи.Задачи урокаДидактические:Сформировать зн...

Глагол, как часть речи. Значение глаголов в речи.

Ознакомить учащихся с частью речи - глаголом; способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки....