Глагол. Значение глагола
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Глагол. Значение глагола".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema134566.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс : 4
УМК : «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф.Виноградовой
Учебный предмет : русский язык
Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей : С.В.Иванов,
Тема урока : Глагол. Значение глагола
Цели урока:
-обобщение знаний учащихся о глаголе и дополнить их новыми;
-привитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
-развитие памяти, логического мышления через систему упражнений;
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока : схемы, презентация, толковые и этимологические словари
Структура урока:
◊ организация начала урока;
◊ проверка домашнего задания, постановка цели урока;
◊ актуализация знаний, практических и умственных умений;
◊ изучение нового материала;
◊ закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного,
связанного с новым;
◊ обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее
полученными и сформированными;
◊ подведение итогов и результатов урока;
◊ задание на дом;
Ход урока:
1.Проверка готовности к уроку.
2. Разминка.
1) Какой сегодня день недели?
2) Какой день недели был позавчера?
3) Сколько в этом слове букв и сколько звуков?
4) Какие буквы в алфавите стоят перед и после «д», «м»?
5) Сколько месяцев в году?
6) Какой месяц короче всех?
7) Как правильно сказать: сумма 5 и 7 равняется одиннадцати или адиннадцати?
8) Увеличьте это число в 2 раза.
9) Какой месяц в переводе означает «восемь»
3. Чистописание.
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
(обсуждение высказывания)
4. Сообщение темы и цели урока.
- Послушайте стихотворение и определите о какой части речи в нём говорится?
Что без меня предметы!
Лишь названья.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья.
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
- Как же в нашей речи появилось это слово? Что оно обозначало?
- Что сказано об этом слове в этимологическом словаре?
- Какое значение этого слова даётся в толковом словаре Ожегова?
Вы сейчас узнали, что слово глагол раньше обозначало не только часть речи, но и целое понятие : речь, слово.
-Подумайте, в каком значении употреблено слово глагол в строке из стихотворения А.С.Пушкина? Как можно сказать по-другому?
Глаголом жги сердца людей.
(ответы детей)
- А что вы ещё знаете о глаголе?
Не зря глагол называют огнепышущей самой живой частью речи.
5. Работа со схемами ( в парах).
- Посмотрите на схемы, нужно убрать лишние понятия.
предмет
Глагол называет признак
действие
что делать?
какой?
Глагол отвечает что?
на вопросы что сделать?
кому?
Вывод: глагол - это часть речи, называющая действие предмета, отвечающая на вопросы: Что делать? Что сделать?
6. Работа по учебнику
- Прочитайте текст и найдите то новое о глаголе, о чем мы на уроке ещё не говорили.
7. Выполнение упражнения по вариантам.
( объединить глаголы в тематические группы )
8. Упражнение на развитие внимания, памяти.
Играть думать походка
Рисовать мечтать читать
- Сколько было слов?
- Сколько слов состояло из 2 слогов?
- Сколько было глаголов?
- Сколько глаголов называли действие?
- Сколько глаголов называли состояние?
- Какое слово лишнее? Почему?
Физминутка
Застучали топоры
У горючей Бел-горы
У горючей Бел-горы
Застучали топоры.
Повелел державный
Город ставить славный
Город ставить белый
Из сосны и мела.
9. Работа с фразеологическими оборотами.
Клевать носом обидеться
Зарубить на носу убежать
Унести ноги мешать
Путаться под ногами дремать
Надуть губы запомнить
- Какие глаголы называли состояние, действие?
10. Работа с текстом ( в парах )
( отрывок из заповедей Владимира Мономаха)
- Вам нужно правильно расставить глаголы в заповеди.
Послушайте же, дети мои, наставления. Старших ___________. В дому своём_______ . Лжи ________ . Гостя _________ . Больного ________. Что ________ хорошего, того _________, а чего _________ – тому _________. Пусть __________ вас солнце в постели.
( учитесь, почитайте, привечайте, не ленитесь, навестите, остерегайтесь, умеете, не умеете, не забывайте, не застанет)
- Какая заповедь вам больше понравилась?
11. Творческая работа.
( составление синквейна)
12. Итог урока. Задание на дом.
Список используемой литературы:
1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – ВЛАДОС, 1999.
2. Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников.// Завуч, 1998, №4.
3. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников.// Начальная школа, 2000, №7.
4. Король Л.Ф. Творческая работа на уроках русского языка.// Начальная школа, 1998, №4.
5. Львов М.Р. Развитие творческой деятельности на уроках русского языка.// Начальная школа, 1993, №1.
6. Попов А.В. Развивающий канон как средство активизации творчества в учебном процессе. - 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Понятие о глаголе. Лексическое значение глагола
Формирование представлений (знаний), что глаголы могут обозначать не только действия, но и состояния, чувства и изменение признака предмета...
"Глагол. Значение и употребление глаголов в речи".
Урок русского языка в 3 классе по теме "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи" с творческой работой - создание проекта "Будь здоровым"...
Конспект урока по теме «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи».
Конспект урока по теме «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи»....
Конспект по русскому языку по теме: «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи» 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности: формирование представления учащихся о глаголе, о его употребление в речиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое глагол, на какие вопросы он отвечаетУметь: опре...
Презентация по русскому языку в 3 классе "Глагол. Значение и употребление в речи глаголов."
Цель: формировать умение распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи; развивать мышление, внимание, орфографическую зоркость;воспитывать интерес к родному языку...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи." 3 Класс.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и упот...
Конспект урока Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.
Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи....