Глагол. Значение глагола
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Зинченко Тамара Геннадиевна

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Глагол. Значение глагола".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema134566.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс : 4

УМК : «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф.Виноградовой

Учебный предмет : русский язык

Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей : С.В.Иванов,

Тема урока : Глагол. Значение глагола

Цели урока:

-обобщение знаний учащихся о глаголе и дополнить их новыми;

-привитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

-развитие памяти, логического мышления через систему упражнений;

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока : схемы, презентация, толковые и этимологические словари

Структура урока:

◊  организация начала урока;

◊  проверка домашнего задания, постановка цели урока;

◊ актуализация знаний, практических и умственных умений;

◊ изучение нового материала;

◊ закрепление материала, изученного  на данном уроке и ранее пройденного,      

   связанного  с новым;

◊ обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее  

   полученными и сформированными;

◊ подведение итогов и результатов урока;

◊ задание на дом;

Ход урока:

1.Проверка готовности к уроку.

2. Разминка.

  1) Какой сегодня день недели?

  2) Какой день недели был позавчера?

  3) Сколько в этом слове букв и сколько звуков?

  4) Какие буквы в алфавите стоят перед и после «д», «м»?

  5) Сколько месяцев в году?

  6) Какой месяц короче всех?

  7) Как правильно сказать: сумма 5 и 7 равняется одиннадцати или адиннадцати?

  8) Увеличьте это число в 2 раза.

  9) Какой месяц в переводе означает «восемь»  

3. Чистописание.

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

                               (обсуждение высказывания)

4. Сообщение темы и цели урока.

- Послушайте стихотворение и определите о какой части речи в нём говорится?

                  Что без меня предметы!

                  Лишь названья.

                  А я приду-

                  Всё в действие придёт.

                  Летит ракета, люди строят зданья.

                  Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

- Как же в нашей речи появилось это слово? Что оно обозначало?

- Что сказано об этом слове в этимологическом словаре?

- Какое значение этого слова даётся в толковом словаре Ожегова?

Вы сейчас узнали, что слово глагол раньше обозначало не только часть речи, но и целое понятие : речь, слово.

-Подумайте, в каком значении употреблено слово глагол в строке из стихотворения А.С.Пушкина? Как можно сказать по-другому?

     

                            Глаголом жги сердца людей.

                                  (ответы детей)

- А что вы ещё знаете о глаголе?

Не зря глагол называют огнепышущей  самой живой частью речи.

5. Работа со схемами ( в парах).

- Посмотрите на схемы, нужно убрать лишние понятия.

                                                         предмет

Глагол называет                             признак

                                                         действие

                                                       что делать?

                                                       какой?

Глагол отвечает                            что?

на вопросы                                    что сделать?

                                                       кому?

Вывод: глагол -  это часть речи, называющая действие предмета, отвечающая на вопросы: Что делать? Что сделать?

6. Работа по учебнику

- Прочитайте текст и найдите то новое о глаголе, о чем мы на уроке ещё не говорили.

7. Выполнение упражнения по вариантам.

( объединить глаголы в тематические группы )

8. Упражнение на развитие внимания, памяти.

Играть                              думать                          походка

Рисовать                          мечтать                          читать

- Сколько было слов?

- Сколько слов состояло из 2 слогов?

- Сколько было глаголов?

- Сколько глаголов называли действие?

- Сколько глаголов называли состояние?

- Какое слово лишнее? Почему?

                Физминутка

Застучали топоры

У горючей Бел-горы

У горючей Бел-горы

Застучали топоры.

Повелел державный

Город ставить славный

Город ставить белый

Из сосны и мела.

9. Работа с фразеологическими оборотами.

Клевать носом                               обидеться

Зарубить на носу                            убежать

Унести ноги                                    мешать

Путаться под ногами                      дремать

Надуть губы                                    запомнить

- Какие глаголы называли состояние, действие?

10. Работа с текстом ( в парах )

( отрывок из заповедей Владимира Мономаха)

- Вам нужно правильно расставить глаголы в заповеди.

Послушайте же, дети мои, наставления. Старших ___________.  В дому своём_______ . Лжи ________ . Гостя _________ . Больного ________. Что ________ хорошего, того _________, а чего _________  –  тому _________. Пусть  __________ вас солнце в постели.

( учитесь, почитайте, привечайте, не ленитесь, навестите, остерегайтесь, умеете, не умеете, не забывайте, не застанет)

- Какая заповедь вам больше понравилась?

11. Творческая работа.

( составление синквейна)

12. Итог урока. Задание на дом.

                                Список используемой литературы:

     1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на   уроках русского языка. – ВЛАДОС, 1999.

     2. Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников.// Завуч, 1998, №4.

3. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников.// Начальная школа, 2000, №7.

4. Король Л.Ф. Творческая работа на уроках русского языка.// Начальная школа, 1998, №4.

5. Львов М.Р. Развитие творческой деятельности на уроках русского языка.// Начальная школа, 1993, №1.

     6. Попов А.В. Развивающий канон как средство активизации творчества в       учебном процессе. - 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Понятие о глаголе. Лексическое значение глагола

Формирование представлений (знаний), что глаголы могут обозначать не только действия, но и состояния, чувства и изменение признака предмета...

"Глагол. Значение и употребление глаголов в речи".

Урок русского языка в 3 классе по теме  "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи"  с творческой работой - создание проекта "Будь здоровым"...

Конспект урока по теме «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи».

Конспект урока по теме «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи»....

Конспект по русскому языку по теме: «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи» 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности:  формирование представления учащихся о глаголе, о его употребление  в речиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое глагол, на какие вопросы он отвечаетУметь: опре...

Презентация по русскому языку в 3 классе "Глагол. Значение и употребление в речи глаголов."

Цель: формировать умение распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи; развивать мышление, внимание, орфографическую зоркость;воспитывать интерес к родному языку...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и упот...

Конспект урока Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.

Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи....