рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цели учебного предмета :
– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе
коммуникации;
– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на
формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться;
– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Краткая характеристика предмета
Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе системно-деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.
Именно через реализацию системно-деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых – формирование их лингвистического мышления, т. е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых – совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и уме-
ния пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою
познавательную (учебную) деятельность. Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.
Для построения курса на деятельностной основе принципиально важно учесть тот факт, что на практическом уровне языком, подлежащим изучению, дети уже давно владеют.
Этот факт подсказывает путь изучения русского языка в школе: от практики его использования – к осмыслению – и снова к практике, теперь уже на новом уровне. Именно такой путь изучения русского языка и предусмотрен данной программой, чем объясняется название реализующего её комплекта учебников: «К тайнам нашего языка».
В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие; в) освоить комплекс универсальных учебных действий.
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность. Определяя такой подход, авторы исходили из того, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства. Вот почему рассмотрение большей части разделов и тем курса в соответствии с программой направляется коммуникативным мотивом.
Ещё одна принципиальная особенность курса связана с содержанием и организацией обучения орфографии: прежде всего, углублена мотивационная основа обучения, в частности, усилена роль коммуникативного мотива. Кроме того, предусмотрено системное (начиная с 1-го класса) формирование орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Работа строится на основе фонемного принципа русской орфографии.
В третьем классе центральным языковым разделом является «Морфология». От знакомства с функцией слов, относящихся к разным частям речи, учащиеся переходят к их детальному изучению, узнают названия частей речи. В центре внимания – единство функции, значения и формальных признаков имени существительного, имени прилагательного, глагола. В ознакомительном плане представляется имя числительное и несколько подробнее – личные местоимения. Среди «слов-помощников» выделяются предлоги, союзы и частицы (на примере частицы не).
Изучение морфологии в данном курсе обеспечивает интеллектуальное развитие школьников, формирование их абстрактного мышления и всего комплекса УУД.
В 3-м классе вновь выносится на рассмотрение тема «Предложение». Основное её назначение – познакомить школьников с главными и второстепенными (пока без деления на виды)
членами предложения, научить выделять их. Предусмотрен отличный от традиционного способ выявления главных членов — подлежащего и сказуемого: одновременно по комплексу вопро-
сов, на которые они отвечают. При знакомстве с второстепенными членами дети узнают о возможности постановки от слова к слову двух типов вопросов – «по смыслу» и «по форме», на-
чинают учиться задавать их, самостоятельно выбирая при этом, какой тип вопроса им необходим для решения стоящей задачи.
Продолжается обучение младших школьников созданию текстов: осваивается построение повествования и описания предмета, предложений со значением оценки, а также новые жанры: этюд (словесная зарисовка) и инструкция (совет о том, как что-то делать).
С точки зрения орфографии, в центре внимания находится не только изучение нескольких орфографических правил, связанных с написанием слов изучаемых частей речи,
но и последовательное совершенствование орфографической зоркости учащихся, а также основанного на ней действия орфографического самоконтроля, чему способствует широкое
применение приёма письма с «окошками».
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «Русский язык» (издательство Смоленск «Ассоциация XXI век, 2010 год)
Изменения внесены не были.
Общий объём часов: на изучение учебного предмета в 3 классе отводится 170 часов (5 часов в неделю).
Место учебного предмета в базисном учебном плане:
Предмет «Русский язык» входит в инвариантную часть базисного учебного плана для образовательных учреждений Р.Ф. На данный предмет в учебном плане отводится 170 часов(5 часов в неделю)
Ценностные ориентиры содержания
учебного предмета «Русский язык»
1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно обеспечивать обучение младших школьников
овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития
ребёнка, компонент становления его гражданственности.
3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.
4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.
Результаты освоения курса
Планируемые результаты формирования
универсальных учебных действий
Личностные результаты: представление о русском языке как языке своей страны; осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка; представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи; появление элементов сознательного отношения к своей речи, понимания необходимости контроля за её качеством; элементы коммуникативного, социального и познавательного мотивов изучения предмета «Русский язык»; становление интереса к изучению русского языка и в целом положительного отношения к учению (в частности, к урокам русского языка); элементы способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.
Регулятивные УУД:
– понимать, принимать, коллективно ставить и сохранять учебную задачу;
– планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, а также самостоятельно) свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач; коллективно отражать план действий в моделях, схемах, памятках и т. п.;
– действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесном или схематичном, в том числе алгоритмичном виде;
– выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
– выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах;
– оценивать свои действия (в ретроспективе) и полученный результат; сравнивать оценку, данную учителем, и свою; адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные УУД:
– целенаправленно (понимая конкретную задачу) слушать учителя и одноклассников, принимать информацию, определять своё отношение к услышанному;
– читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;
– читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём требуемые сведения, соотносить их с известными;
– замечать слова, выражения, требующие уточнения значения; выполнять действия для выяснения значения (задавать вопрос, обращаться к словарю, стараться понять из контекста);
– находить в материалах учебника (во всей книге, в читаемом тексте, в словарях, справочниках и т. п.) необходимую информацию, использовать её для решения практических задач;
– понимать информацию, представленную в изобразительном, модельном, табличном виде, переводить её в словесную форму и использовать для решения практических задач;
– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематический);
– находить в предложенных материалах или указанных источниках примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
– осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач;
– осознавать возможность решения ряда лингвистических задач разными способами (П-1);
– осуществлять целенаправленные наблюдения за фактами языка и речи, выполнять действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указан-
ным или совместно выявленным параметрам;
– коллективно устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, делать умозаключения, выводы, обобщения;
– подводить конкретные факты языка под понятия на основе выделения известных существенных признаков (П-2).
Коммуникативные УУД:
– участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения;
– участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь (под руководством учителя) об организации работы; стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отношений с партнёрами; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
– задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников;
– высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию;
– строить небольшие устные монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с учётом ситуации общения (партнёра и решаемых речевых задач), стараясь соблюдать нормы литературного языка и заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирать для этого языковые средства;
– воспроизводить приобретённую информацию, доносить её до других, делиться ею, по возможности, объяснять её.
– понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нари-
совать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т. д.)
– создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывая как особенности жанра, так и характер адресата и решаемых коммуникативных задач; отбирать содержание и выбирать язы-
ковые средства с учётом ситуации общения.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максималь-ная нагрузка учащегося, ч. | Из них | |||
Теорети-ческое обучение, ч. | Уроки развития речи, ч. | Контроль-ная работа, ч. | Самостоя-тельная работа, ч. | |||
| Знаем – повторим, не знаем – узнаем. | 20 | 18 | 1 | 1 | - |
Каждое слово – часть речи. | 25 | 24 | 1 | - | ||
Продолжаем знакомиться с частями речи. | 35 | 32 | 2 | 1 | - | |
Что мы знаем о частях речи. | 18 | 16 | 1 | 1 | - | |
Возвращаемся к разговору о предложении | 18 | 17 | 1 | - | ||
И вновь о частях речи. | 19 | 17 | 1 | 1 | - | |
Обо всём, что мы теперь знаем. | 15 | 12 | 2 | 1 | - | |
Продолжаем учиться хорошей речи. | 20 | 19 | 1 | - | ||
Итого: | 170 | 155 | 7 | 8 | - |
Содержание учебного предмета
Речь, развитие речи, практика речевой деятельности
В области речи, речевой деятельности
Ученик научится:
– участвовать в коллективном обсуждении вопросов на уроке, вступать в разговор, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, соблюдать при этом основные правила речевого
поведения;
– самостоятельно читать задания и другие материалы учебника, понимать их, выделять нужные сведения;
– пользоваться словарями учебника (в том числе грамматическим «Какого рода и числа слово?») для решения различных практических вопросов;
– соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания изученных слов;
– понимать тему текста и его словесно выраженную главную мысль, выделять предложение, содержащее основную мысль; озаглавливать текст с учётом его темы и главной мысли; осозна-
вать и раскрывать тему в создаваемом тексте, проводить в нём главную мысль;
– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
– различать повествования и описания предмета (в ясных случаях), выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте;
– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
– письменно (после коллективной подготовки) подробно, выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), осознанно со-
храняя особенности оригинала;
– письменно (после коллективной подготовки) создавать речевые произведения освоенных жанров (например, словесную зарисовку), небольшие тексты повествовательного и опи-
сательного характера, использовать в них предложения со значением оценки– улучшать созданный или пересказанный текст: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
Ученик получит возможность научиться:
– понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
– самостоятельно делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;
– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, сохраняя особен-
ности оригинала;
– самостоятельно создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие повествование, описание и оценку чего-либо;
– редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
– соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.
Краткое описание содержания раздела
Речь, развитие речи, практика речевой деятельности
Речь как способ общения людей. Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи. Особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Выполнение главных требований к речи (устной и письменной): быть понятной и вежливой. Практическое овладение диалогической и монологической формами речи в различных ситуациях, в том числе при общении на уроке и в быту: слушать и понимать информацию, воспринятую на слух, участвовать в коллективном обсуждении разных вопросов, точно отвечать на вопросы и задавать свои, высказывать свою точку зрения, выслушивать и стараться понимать чужую; выбирать языковые средства с учётом особенностей собеседника; пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях общения (просьбы, благодарности и др.), соблюдать основные правила общения (не перебивать, смотреть на собеседника, стараться понять его и помогать понимать себя), начинать и завершать разговор
Практическое овладение умением работать с информацией, содержащейся в заданиях, сообщениях, справочных материалах учебника, в том числе представленной в виде схем, таблиц, алгоритмов, осознанно пользоваться ею для решения учебнопознавательных задач.
Правильность и точность как важные качества хорошей речи.
Обучение правильному использованию, произношению, выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения (в объёме, предусмотренном учебником). Практическое освоение словаря грамматических трудностей «Какого рода и числа слово?».
Текст: продолжение освоения основных признаков. Повествование и описание предмета, особенности их содержания и построения; словесная зарисовка (этюд) повествовательного
или описательного типа. Организация делового текста типа ин-струкции (как что-то делать). Предложения со значением оценки действительности; особенности их построения. Роль и место таких предложений в тексте, выражение в них главной мысли.
Строение текста, включающего несколько подтем. План текста и способы его составления. Красная строка как знак начала текста и его частей. Оформление письменного текста, состоящего из нескольких частей. Изложение текстов различного характера (подробное, выборочное, с элементами дополнения и перестройки текста). Создание собственных текстов на основе разных источников (картин, серии рисунков, личных наблюдений). Практическое освоение различных жанров речи, особенностей их построения, выбора языковых средств, оформления:
словесная зарисовка (этюд), совет о том, как что-то делать (инструкция).
Фонетика и графика
В области фонетики и графики
Ученик научится:
– различать звуки и буквы, объяснять случаи их несовпадения, в том числе и в количественном отношении (например, при наличии непроизносимых согласных, сочетаний -тся, -ться);
– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде; выполнять различные учебные задания с использованием моделей;
– анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
– правильно называть буквы алфавита, использовать знание алфавита при работе со словарями;
– пользоваться при письме новым для учащихся небуквенным графическим средством: абзацным отступом («красной строкой»).
Ученик получит возможность научиться:
– классифицировать слова с точки зрения их звукобуквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
– письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.
Краткое описание содержания раздела
Фонетика и графика
Дальнейшее совершенствование умений: различать звуки и буквы, соблюдать правила произношения, а также использовать знание алфавита при обращении к словарям.
Лексика
В области лексики
Ученик научится:
– осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
– различать в слове два значения: основы (лексическое) и окончания (грамматическое);
– выявлять в речи (устной и письменной) слова, лексическое значение которых требует уточнения; спрашивать об их значении, обращаться к толковому словарю учебника, стараться понимать значение слова по контексту;
– в специально предложенных текстах замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;
– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.
Ученик получит возможность научиться:
– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
– самостоятельно замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;
– понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими.
Краткое описание содержания раздела
Лексика
Слово и два его значения: основы (лексическое) и окончания (грамматическое); накопление опыта выявления слов, лексическое значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю. Наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором точного слова. Начальное представление о прямом и переносном значениях, о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов и выражений.
Состав слова (морфемика)
В области словообразования (морфемики)
Ученик научится:
– выделять в слове (в ясных случаях) основу слова и окончание, понимать их различную роль в слове; находить в основе корень, приставку, суффикс (в однозначных случаях);
– отличать от однокоренных слов формы одного и того же слова;
– сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от их строения;
– соотносить слова с предъявленными моделями, выполнять разнообразные учебные задания с использованием моделей;
– различать изменяемые и неизменяемые слова (к числу последних относить несклоняемые имена существительные).
Ученик получит возможность научиться:
– понимать роль каждой из частей основы (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
– отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
– определять значение слова, передаваемое окончанием (грамматическое);
– выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия).
Краткое описание содержания раздела
Состав слова (морфемика) Продолжение овладения понятием «однокоренные слова»; общее знакомство с понятием «основа слова», представление о сложных словах, о значении основы (лексическом) и окончания (грамматическом).
Совершенствование умения выделять части слов и необходимых для этого способов действия. Продолжение наблюдений за строением слов, за использованием приставок и суффиксов для повышения точности и выразительности речи.
Разграничение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов (среди последних – несклоняемые имена существительные).
Морфология
В области морфологии
Ученик научится:
– выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изучен-
ного);
– различать формы слова и однокоренные слова;
– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с ихморфологическими особенностями; ставить слова в указанные
формы;
– определять морфологические признаки слова (род, число, падеж имени существительного и имени прилагательного; время, число, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;
– находить в предложенном материале слова по указанным морфологическим признакам, заданные формы слов;
– сравнивать, классифицировать, преобразовывать предложенные слова по указанным признакам;
– пользоваться словарём учебника «Какого рода и числа слово?» для решения вопросов правильности речи;
– правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения не-
оправданных повторов слов;
– под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;
– пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, стремиться при этом к повышению точности, выразительности речи.
Ученик получит возможность научиться:
– различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания глаголов; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;
– находить в целом тексте слова по указанным морфологическим признакам;
– выполнять морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия (объёме изученного);
– соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;
– замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;
– понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.
Краткое описание содержания раздела
Морфология
Части речи как группы слов, отличающиеся значением, вопросом, на который отвечают слова, способами изменения.
Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Общее представление о форме слова, о понятии «начальная форма», об окончании как выразителе грамматического значения слова.
Имя существительное, его значение и употребление в речи.
Значение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода; использование словаря учебника
«Какого рода и числа слово?». Изменение имён существительных по числам; имена существительные, не имеющие пары по числу. Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное; овладение необходимым для этого способом действия. Различение падежных и смысловых вопросов. Морфологический анализ имён существительных (в объёме изученного).
Соблюдение правил культуры речи при использовании имён существительных: не имеющих форм единственного или множественного числа (очки, санки, молоко, сахар), несклоняемых (пальто, метро, кино, шоссе).
Имя прилагательное, его значение и употребление в речи, полная зависимость от имени существительного. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Использование
имён прилагательных в речи для повышения её точности и выразительности. Морфологический анализ имён прилагательных.
Имя числительное: назначение в речи, общее представление об изменении. Сходство имён существительных, имён прилагательных и имён числительных, составляющих группу имён.
Местоимение как часть речи (общее представление). Личные местоимения, их назначение, значения местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица; правило употребления местоимений 3-го лица с предлогами. Использование личных местоимений для устранения повторов имён существительных; предупреждение неудачного употребления местоимений как одной из причин
неясности речи.
Глагол, его назначение в речи и возможные значения. Неопределённая форма глагола как его начальная форма, способ её нахождения. Различение глаголов, отвечающих на вопросы
«что делать?» и «что сделать?».
Изменение глаголов по временам; значение времён и внешние приметы; две формы будущего времени. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени; значение форм лица. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам. Окончания глаголов личные и родовые.
Морфологический анализ глаголов (в объёме изученного).
Работа над правильностью речи: над правильным ударением (звони´т, позвони´шь, посла´ла, начала´…), над верным чередованием звуков (бежит – бегут, хочешь – хотят); наблюдения за использованием форм настоящего времени вместо прошедшего, форм 2-го лица вместо 1-го для повышения выразительности речи. Предлоги, союзы и, а, но, частица не как служебные части речи. Участие предлогов в образовании падежных форм имён существительных и местоимений. Назначение и использование союзов и, а, но; значение и использование частицы не с глаголами.
Синтаксис
В области синтаксиса и пунктуации
Ученик научится:
– различать понятия «части речи» и «члены предложения», понимать смысл понятий «главные» и «второстепенные» члены предложения; осознавать главные члены как основу предложения;
– выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;
– устанавливать связи членов предложения, ставить от одного к другому вопросы «по смыслу» и «по форме»; различать основу предложения и пары других его членов;
– отражать связь членов предложения в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
– проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;
– распространять заданные предложения второстепенными членами, выявлять смысловые различия распространённых и нераспространённых предложений.
Ученик получит возможность научиться:
– осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;
– строить предложения заданной структуры (с опорой на схему);
– использовать знания о роли второстепенных членов предложения при создании собственных высказываний для повышения их точности и выразительности.
Краткое описание содержания раздела
Синтаксис
Предложение, его назначение, признаки. Общее представление о понятии «член предложения», о связи слов в предложении «по смыслу» и «по форме», о возможности постановки от слова к слову двух вопросов: смысловых и падежных.
Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) как его основа; способ нахождения в предложении главных членов.
Общее представление о второстепенных членах предложения и их роли в речи. Разграничение распространенных и нераспространенных предложений.
Орфография и пунктуация
Формирование орфографических умений
Ученик научится:
– осознавать сущность понятия «орфограмма»; по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);
– определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);
– разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;
– пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической
рефлексии по ходу письма;
– применять изученные орфографические правила (в объёме программы 1–3-го классов);
– пользоваться орфографическим словарём учебника для
решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;
– писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);
– списывать и писать под диктовку;
– проверять написанное и вносить коррективы.
Ученик получит возможность научиться:
– обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;
– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;
– применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой 3-го класса);
– эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки
Краткое описание содержания раздела
Орфография и пунктуация
Совершенствование владения понятием «орфограмма» и умения обнаруживать орфограммы на основе освоенных признаков. Использование приёма сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письма с «окошками») как способа самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок.
Применение изученных орфографических правил и обращение к орфографическому словарю как способы решения орфографических задач. Освоение правил письма на месте следующих орфограмм:
• предлоги при местоимениях;
• несколько проверяемых безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корне слова;
• непроверяемые безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные в корне слова (в пределах списка слов);
• ь после шипящих на конце имён существительных в именительном падеже (ночь, мяч);
• безударные гласные в родовых окончаниях имён прилагательных в именительном падеже;
• безударные гласные в родовых окончаниях глаголов;
• безударные гласные (-е-, -и-, -а-, -я-) в суффиксах глаголов (в пределах списка слов);
• раздельное написание не с глаголами;
• ь в неопределённой форме глагола, в том числе в сочетании ться;
• ь после шипящих в форме глаголов 2-го лица единственного числа;
• написание суффиксов -ек – -ик;
• написание сочетаний ци – цы в положении под ударением и без ударения;
• соединительные гласные в сложных словах.
Продолжение освоения правил пунктуационного оформления конца предложения.
Проверка написанного: практическое овладение.
Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными: автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, апрель, балкон, библиотека, ботинки, быстро, валенки, варежки, велосипед, веять, видеть, вокруг, ворона, гараж, гладить, город, горох, готовить, двадцать, декабрь, жёлтый, животное, завод, завтра, земляника, каникулы, карман, картофель, клеить, коллекция, лаять, математика, мебель, месяц, минута, ноябрь, обидеть, облако, огород, огромный, одиннадцать, октябрь, отдых, падать, плавать, платок, полотенце, природа, прыгать, пятьдесят, сапоги, сарай, сентябрь, сеять, скоро, слушать, слышать, сначала, солдат, соловей, сорок, сорока, ставить, строить, таять, товарищ, трамвай, улица, февраль, футбол, цыплёнок, черный, шоссе, январь.
Календарно-тематическое планирование
Русский язык
3 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
Планируемая | Фактическая | |||||
1 четверть | 45ч |
| ||||
1. | Знаем – повторим, не знаем - узнаем | 20 |
| |||
Повторение изученного и расширение сведений | ||||||
1.1 | Воспоминания о лете. Повторение изученного о речи | Урок повторения | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
1.2 | Воспоминание о лете. Обучение написанию текста-описания | Урок повторения | 1 | Работа в парах | ||
1.3 | Понятия «правильно и точно». Обучение правильности и точности речи. | Урок повторения | 1 | Работа по учебнику | ||
1.4 | Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания («Какие значения есть у слова?) | Урок повторения | 1 | Работа по учебнику иТПО | ||
1.5 | Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу | Урок повторения | 1 | Работа в тетрадях | ||
Будем решать орфографические задачи –известные и новые | ||||||
1.6 | Решаем орфографические задачи. Сначала повторяем. | Урок повторения | 1 | Работа в тетрадях | ||
1.7 | Повторение изученного по орфографии | Урок повторения | 1 | Работа в парах | ||
1.8 | Совершенствование различных умений | Урок повторения | 1 | Работа по учебнику | ||
1.9 | Как быть, если в корне не одна орфограмма? | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
1.10 | Открываем ещё два секрета письма. Правописание суффиксов -ек и -ик- (общее знакомство) | Урок изучения нового материала | 1 | Работа в тетрадях | ||
1.11 | Правописание ударных и безударных сочетаний -цы- – -ци- (общее знакомство) | Урок изучения нового материала | 1 | Работа в парах | ||
1.12 | Правописание ударных и безударных сочетаний -цы- – -ци- (общее знакомство) | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
1.13 | Закрепление пройденного материала | Закрепление изученного | 1 | Тестирование | ||
1.14 | Может ли в слове быть два корня? | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
1.15 | Освоение изученных орфографических правил | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
1.16 | Подводим первые итоги | Закрепление изученного | 1 | Работа с текстом | ||
1.17 | Совершенствование различных умений | Закрепление изученного | 1 | Выполнение грамматических заданий | ||
1.18 | Контрольный диктант №1 по итогам повторения. | Контроль знаний и умений | 1 | Работа в тетрадях для к/р | ||
1.19 | Работа над ошибками | Комбинированный урок | 1 | Работа в парах | ||
1.20 | Учимся рассказывать о словах и писать изложения. Изложение | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику | ||
2. | «Каждое слово – часть речи» | 25 |
| |||
2.1 | В какие группы объединили слова? | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
2.2 | Представление понятия «части речи» | Урок изучения нового материала | 1 | Работа в тетрадях | ||
2.3 | Всему название дано | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с текстом | ||
2.4 | Знакомство с названиями частей речи | Урок изучения нового материала | 1 | Работа в тетрадях | ||
2.5 | Знакомство с названиями частей речи | Комбинированный урок | 1 | Работа по карточкам | ||
2.6 | Назовём слова - указатели | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
2.7 | Освоение личных местоимений | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
2.8 | И у слов – помощников есть названия .Знакомство с названиями слов-помощников | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику | ||
2.9 | Деление частей речи на самостоятельные и служебные | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
2.10 | Части речи все нужны! Части речи все важны! | Урок изучения нового материала | 1 | Работа в тетрадях | ||
2.11 | Обобщение изученного о частях речи | Закрепление изученного | 1 | Работа в тетрадях | ||
2.12 | Слово и его форма. Представление понятия «форма слова» | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с текстом | ||
2.13 | Знакомство с начальной формой глагола и имени существитель- ного | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
2.14 | Знакомство с начальной формой имени прилагательного | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по карточкам | ||
2.15 | Сравниваем части речи. Род имён существительных. Зависимость от рода имени сущ-го рода имени прилагательного | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
2.16 | Закрепление изученного о роде имён сущ-х и имён прилагательных | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
2.17 | Изменение по родам глаголов(без упоминания о времени) | Урок изучения нового материала | 1 | Работа в тетрадях | ||
2.18 | Закрепление изученного материала | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
2.19 | Изменение имён существительных по падежам | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
2.20 | Изменение имён существительных по падежам | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
2.21 | Изменение местоимений по падежам | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику | ||
2.22 | Освоение способа действия для определения падежей | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
2.23 | Закрепление изученного | Комбинированный урок | 1 | Работа в тетрадях | ||
2.24 | Контрольный диктант №2 по теме «Каждое слово –часть речи» | Контроль знаний и умений | 1 | Работа в тетрадях для к/р | ||
2.25 | Работа над ошибками. Продолжаем сравнивать части речи | Комбинированный урок | 1 | Работа в парах | ||
II четверть | 35ч. | |||||
3. | Продолжаем знакомиться с частями речи | 35ч. |
| |||
3.1 | Повторение изученного о частях речи | Урок повторения | 1 | Работа по учебнику | ||
3.2 | Повторение изученного о частях речи | Урок повторения | 1 | Работа по карточкам | ||
3.3 | Когда глаголы особенно важны? | Урок изучения нового материала | 1 | Работа в учебниках и тетрадях | ||
3.4 | Наблюдение за ролью глаголов в речи | Закрепление изученного | 1 | Работа с текстом ТПО | ||
3.5 | Как изменяются глаголы? | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
3.6 | Наблюдение за изменениями глаголов по числам и родам или по числам и лицам | Закрепление изученного | 1 | Работа с текстом ТПО | ||
3.7 | Знакомство с системой времён глаголов | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
3.8 | Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег и ходьба? | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
3.9 | Как отличить глагол от других частей речи? | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
3.10 | Как отличить глагол от других частей речи? | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
3.11 | Поговорим о начальной форме глагола. | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
3.12 | Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
3.13 | Способ нахождения неопределённой формы глагола | Урок изучения нового материала | 1 | Работа в тетрадях | ||
3.14 | Обучение нахождению неопределённой формы глагола и правописанию в ней суффиксов перед ть | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
3.15 | Закрепление изученного | Закрепление изученного | 1 | Работа в тетрадях | ||
3.16 | Размышляем о прошедшем времени: его значение, приметы и особенности изменения | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
3.17 | Обучение выбору родовых окончаний глаголов | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
3.18 | Использование глаголов прошедшего времени в речи | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
3.19 | Закрепление изученного | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
3.20 | Закрепление изученного | Закрепление изученного | 1 | Тестирование | ||
3.21 | Из прошлого- в настоящее. Особенности глаголов настоящего времени | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
3.22 | Определение и образование форм глагола | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
3.23 | Наблюдение за употреблением в речи глаголов настоящего времени | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
3.24 | Из настоящего- в будущее | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
3.25 | Знакомство с двумя формами будущего времени | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
3.26 | Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
3.27 | Проверь свои умения | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
3.28 | Проверь свои умения | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
3.29 | Проверь свои умения | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
3.30 | Повторение различных вопросов орфографии. Подготовка к контрольной работе | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
3.31 | Контрольный диктант №3 по теме «Глагол» | Контроль знаний и умений | 1 | Работа в тетрадях для к/р | ||
3.32 | Работа над ошибками | Закрепление изученного | 1 | Работа в тетрадях для к/р | ||
3.33 | Учимся рассказывать о своих действиях. Изложение с измене- нием лица:пересказ текста от 1-го лица | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
3.34 | Изложение текста-воспоминания. | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
3.35 | Речевой этикет. Составление приглашения, письма | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
III четверть | 50ч. | |||||
4. | Что мы знаем о частях речи | 18ч. |
| |||
4.1 | Какие части речи тебе знакомы? | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по карточкам | ||
4.2 | Повторение изученного о частях речи | Урок изучения нового материала | 1 | Работа в тетрадях | ||
4.3 | Чем похожи и чем различаются два имени: существительное и прилагательное? | Урок изучения нового материала | 1 | Выполнение грамматических заданий | ||
4.4 | Чем похожи и чем различаются два имени: существительное и прилагательное? | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с текстом | ||
4.5 | Как отличить глагол от других частей речи? | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
4.6 | Что известно о неопределённой форме глагола | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
4.7 | Как определить время глагола? | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
4.8 | Когда глаголы изменяются по лицам? | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику иТПО | ||
4.9 | Учимся анализировать (разбирать) глагол как часть речи | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
4.10 | Анализ глагола как части речи | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с текстом | ||
4.11 | Повторение способов решения различных орфографических; правописание глаголов в неопределённой форме | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику | ||
4.12 | Ещё об одной опасности письма. Знакомство со способом выбора между –тся и -ться | Работа по учебнику | 1 | Работа по учебнику иТПО | ||
4.13 | Закрепление изученного | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику иТПО | ||
4.14 | Снова пересказываем и рассказываем. Изложе-ние | Урок развития речи | 1 | Работа по учебнику | ||
4.15 | Создание рассказа по картинкам | Урок развития речи | 1 | Работа по учебнику | ||
4.16 | Создание рассказа о проделках животных по личным впечатлениям | Урок развития речи | 1 | Работа по воспоминаниям | ||
4.17 | Контрольный диктант №4 по теме «Что мы знаем о частях речи» | Контроль знаний и умений | 1 | Работа в тетрадях для к/р | ||
4.18 | Работа над ошибками | Комбинированный урок | 1 | Работа в тетрадях для к/р и учебниках | ||
5. | Возвращаемся к разговору о предложении | 18 ч. | ||||
5.1 | Что ты знаешь о предложении? | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
5.2 | Как слова-части речи становятся членами предложения? | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с текстом | ||
5.3 | Знакомство с понятием «член предложения» | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с текстом | ||
5.4 | Понятие «главные члены предложения», способ их выявления | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
5.5 | Упражнения в нахождении главных членов предложения | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
5.6 | Закрепление изученного | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
5.7 | Зачем нужны другие члены предложения? Общее представление о второстепенных членах предложения | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
5.8 | Закрепление изученного | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
5.9 | Устанавливаем связи слов. Связь подлежа-щего со сказуемым | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
5.10 | Обучение установле- нию связи слов в предложении и выпи- сыванию различных пар членов предложения | Урок изучения нового материала | 1 | Работа в тетрадях | ||
5.11 | Закрепление изученного | Закрепление изученного | 1 | Работа в тетрадях | ||
5.12 | Наблюдаем и обобщаем | Комбинированный урок | 1 | Работа в тетрадях | ||
5.13 | Наблюдение за использованием частей речи | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
5.14 | Проверяем свои умения | Проверка знаний | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
5.15 | Рисуем словесные картины и учим друга. Создание текстов изобразительного характера. | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
5.16 | Создание текста-инструкции | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
5.17 | Контрольный диктант №5 по теме «Возвращаемся к разговору о предложении» | Контроль знаний и умений | 1 | Работа в тетрадях для к/р | ||
5.18 | Работа над ошибками | Комбинированный урок | 1 | Работа в тетрадях для к/р | ||
6. | И вновь о частях речи | 19ч. |
| |||
6.1 | Вспоминаем об именах | Изучение новой темы | 1 | Работа по учебнику | ||
6.2 | Повторение изученного об именах | Работа в тетрадях | 1 | Работа в тетрадях | ||
6.3 | Повторение изученного об именах | Комбинированный урок | 1 | Работа в парах | ||
6.4 | Поговорим подробнее о роде и числе имён существительных и прилагательных. | Изучение новой темы | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
6.5 | Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного | Изучение новой темы | 1 | Работа в тетрадях | ||
6.6 | Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных | Комбинированный урок | 1 | Работа с текстом | ||
6.7 | Анализируем имя существительное и прилагательное как часть речи | Изучение новой темы | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
6.8 | Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи | Изучение новой темы | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
6.9 | Снова о ь. | Изучение новой темы | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
6.10 | Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих | Изучение новой темы | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
6.11 | Повторяем, обобщаем, готовимся к диктанту | Повторение пройденного | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
6.12 | Повторяем, обобщаем, готовимся к диктанту | Повторение пройденного | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
6.13 | Контрольный диктант №6 по теме «И вновь о частях речи» | Контроль знаний и умений | 1 | Работа в тетрадях для к/р | ||
6.14 | Работа над ошибками | Комбинированный урок | 1 | Работа в тетрадях для к/р | ||
VI четверть | 40ч. | |||||
6.14 | Учимся правильно употреблять слова | Изучение новой темы | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
6.15 | Работа над грамматической правильностью речи | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
6.16 | Формирование умения пользоваться «Словарём трудностей» | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
6.17 | Расскажи другим весеннюю сказку! Изложение: обучение правильности и точности речи | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику | ||
6.18 | Наблюдаем за облаками. Создание словесных зарисовок | Развитие речи | 1 | Работа по учебнику | ||
7. | Обо всём, что мы теперь знаем | 15ч | ||||
7.1 | Весна, весною, о весне | Изучение новой темы | 1 | Работа по учебнику | ||
7.2 | Повторение общих сведений о частях речи и предложении | Изучение новой темы | 1 | Работа по учебнику | ||
7.3 | Изложение с элементами сочинения на основе картины | Развитие речи | 1 | Работа по учебнику | ||
7.4 | Загадочное предложе –ние о глокой куздре. Повторение различных видов разбора | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику Работа в парах | ||
7.5 | Что ты знаешь о словах? Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. | Закрепление изученного | 1 | Тестирование | ||
7.6 | Различные случаи употребления ь | Изучение новой темы | 1 | Работа с учебником | ||
7.7 | Работа над связью слов, над значением слов, над правильностью речи | Изучение новой темы | 1 | Работа в тетрадях | ||
7.8 | Повторение вопросов орфографии. Зависимость написания слов от их значения | Закрепление изученного | 1 | Работа с учебником | ||
7.9 | Ещё немного из истории слов | Комбинированный урок | 1 | Работа в парах | ||
7.10 | Написание изложения | Развитие речи | 1 | Работа по учебнику | ||
7.11 | Работа над ошибками | Закрепление изученного | 1 | Работа с текстом | ||
7.12 | Снова проверяем свои умения. Систематизация изученных орфографических правил | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
7.13 | Совершенствование орфографических и грамматических умений | Закрепление изученного | 1 | Работа по карточкам | ||
7.14 | Контрольный диктант №7 по теме «Обо всём, что мы теперь знаем» | Контроль знаний и умений | 1 | Работа в тетрадях для к/р | ||
7.15 | Работа над ошибками | Комбинированный урок | 1 | Работа в тетрадях для к/р | ||
8. | Продолжаем учиться хорошей речи | 20ч. | ||||
Оцениваем, описываем, повествуем | ||||||
8.1 | Знакомство с понятия ми «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки» | Изучение новой темы | 1 | Работа в парах | ||
8.2 | Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием | Закрепление изученного | 1 | Работа с текстом | ||
8.3 | Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
8.4 | Включение в повествование и описание предмета предложений со значением оценки; работа над основной мыслью текста | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
8.5 | Совершенствование речевых умений | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
8.6 | Словами рисуем действия. Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям | Закрепление изученного Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
Рисуем словесные этюды | ||||||
8.7 | Знакомство с особенностями словесных этюдов | Закрепление изученного Развитие речи | 1 | Работа в учебниках и тетрадях | ||
8.8 | Создание словесных этюдов на основе картинок учебника | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику | ||
8.9 | Создание словесных этюдов на основе картинок учебника | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
8.10 | Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям | Комбинированный урок | 1 | Работа в тетрадях | ||
8.11 | Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям | Закрепление изученного | 1 | Работа в учебниках и тетрадях | ||
Я умею писать | ||||||
8.12 | Создание текстов разных жанров:загадок, записок, телеграмм, поздравлений | Комбинированный урок |
1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
8.13 | Создание текстов разных жанров:кулинарных рецептов, инструкций, писем и т.д. | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
8.14 | Совершенствование речевых умений | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
8.15 | Совершенствование речевых умений | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
8.16 | Контрольный диктант №8 по итогам 3 класса | Контроль знаний и умений | 1 | Работа в тетрадях для к/р | ||
8.17 | Работа над ошибками | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику и в тетрадях для к/р | ||
8.18 | Подводим итоги | Проверка знаний учащихся | 1 | Работа в тетрадях | ||
8.19 | Подводим итоги | Проверка знаний учащихся | 1 | Работа в тетрадях | ||
8.20 | Урок-игра «Мой любимый русский язык» | Комбинированный урок | 1 | Работа в группах | ||
Всего: | 170ч |
Материально – техническое обеспечение
учебного предмета «Русский язык»
3 класс
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения:
Репродукции картин.
Учебно-методические комплекты по русскому языку для 3 класса (программа, учебник, рабочая тетрадь 3шт.).
Таблицы к основным разделам грамматического материала.
Наборы сюжетных картинок.
Словари по русскому языку.
Алфавит (письменный и печатный)
Технические средства обучения:
Магнитофон, компьютер, проектор, экспозиционный экран.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.
Экранно-звуковые пособия:
Презентации уроков.
Оборудование класса:
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Учебно – методическое обеспечение по русскому языку
3 класс
Основная методическая литература
Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 3 класса общеобразовательных учреждений , в двух частях - 2014г.в.
Авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.
Смоленск: Ассоциация XXI век
Тетрадь– задачник к учебнику«К тайнам нашего языка» для 3 класса в 3частях- 2013г.в.
Авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.
Смоленск: Ассоциация XXI век
Тестовые задания по русскому языку, 3 класс в 2 частях - 2013 г.
Смоленск: Ассоциация XXI век, Корешкова Т.В.
Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам для 3 класса общеобразовательных учреждений, авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014г.
Программа к курсу «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко; Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012г.
М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Оценка достижения планируемых результатов образования: 1-4 классы-2012г.
Электронное сопровождение к учебникам и тетрадям: в свободном доступе на сайте издательства:www/kniga21vek.ru
Дополнительная методическая литература:
Журнал «Начальная школа»
БакулинаГ.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка-М.: Владос,2000.
Петленко Л.В., Романова В.Ю. Краткий справочник по русскому языку - М.:Айрис-Пресс,2005.
Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...