Наречие.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 4 класс "Наречие"
Тема урока: Наречие – неизменяемая часть речи. Цель урока: формирование у учащихся общего представления о наречии как части речи, которая называет признак, время, место или направление действия. - учиться ставить учебные задачи; - учиться самостоятельно формулировать выводы; - научиться находить в тексте наречия; - научиться определять, что называет наречие; - выяснить, что наречие - неизменяемая часть речи. Оборудование: схема «Наречие» (постепенно появляется на доске); оборудование для игры «Лото»; текст для исследования (записан на доске); карточки для исследовательской работы в группах; разноуровневые задания, записанные на доске; таблица «Оценка работы в группе»; учебник «Русский язык»,4 класс. Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. Организация класса Учитель читает стихотворение А. Плещеева: Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною, Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. Учитель : Я недаром начала сегодняшний урок русского языка со стихотворения А. Плещеева о весне. Ведь приход весны улучшает настроение. Готовы работать?
Формирование положительной мотивации На доске запись: Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою.
Учитель: Ребята, на доске одно предложение из стихотворения А. Плещеева. Как мы можем с ним поработать? Дайте задание. Учащиеся: Разобрать предложение по членам и частям речи, дать ему определение по цели высказывания, по интонации, по составу.
В процессе выполнения задания складывается ситуация затруднения: слово скоро является обстоятельством, а часть речи учащимся неизвестна.
Учащиеся: Чтобы разобрать предложение полностью, нам необходимо узнать какую-то неизвестную нам часть речи. На доске появляется карточка (?)
Актуализация знаний Учитель: Ребята, а какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать? Давайте вспомним. (ответы детей) Учитель: Молодцы! Тогда я предлагаю вам в группах сыграть в знакомую нам игру «Лото». ( Организация работы в группах: распределение ролей; после выполнения задания - оценка работы каждого участника игры по таблице (см. в конце сценария). Задание: соотнести слово с его морфологическими признаками и дать как можно более полную информацию о данной части речи.
Описание игры «Лото» Группам предлагается игровое поле и набор разрезных карточек. Каждый игрок берет карточку и соотносит слово с его морфологическими признаками (на поле). Свою карточку он кладет на игровое поле обратной стороной. В процессе игры, если все соотнесено верно, на поле «выложено» слово НАРЕЧИЕ. Учитель: Какие у вас есть предположения по поводу этого слова? Учащиеся: Наверное, это название неизвестной нам части речи. Карточка со знаком вопроса на доске переворачивается. Учитель: Сформулируйте тему урока. Учащиеся: Тема урока: Наречие.
Формулировка цели урока и постановка учебных задач Учитель: Какова цель нашего урока? Учащиеся: Изучить наречие. Учитель: А что можно изучать? Какие вопросы можно задать наречию? Ответы учащихся: с каким словом сочетается? (связь) что обозначает? (значение) на какие вопросы отвечает? (вопросы) как изменяется? (как изменяется) каким является членом предложения? (член предложения) в чём особенности состава слова? (состав) правописание? (правописание) На доске открывается схема: (может быть открыта не вся в зависимости от ответов учащихся)
«Открытие детьми нового знания» Учитель: Какие есть пути решения всех этих задач? Учащиеся: Исследовать самим или прочитать вывод в учебнике. Но мы выбираем исследование. Учитель: Для исследования предлагаю текст о весне, и, я думаю, с его помощью мы сможем ответить на все вопросы.
На доске: Дыхание весны чувствуется повсюду. По-разному встречают это время звери и птицы. У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе быстро подрастает барсучонок. Везде мы слышим пение птиц. Вчера прилетели грачи. Радостно возвещают приход весна синицы. Посмотришь вверх и увидишь красоту весеннего неба.
Учитель: Читаем текст. (Дети читают про себя). Учитель: Какие слова вы предложили бы для исследования? Обсудите в группах и скажите. (Дети называют слова, учитель их подчёркивает). Учитель: Почему именно эти слова вы выделили? Учащиеся: К ним не подходят вопросы существительного, прилагательного, глагола. Наверное, это наречие. Учитель: Что предложите делать? Обратите внимание на наши задачи. Учащиеся: Ставить вопрос от какого-то слова к выделенным словам, т. е. находить словосочетания. Учитель: Как вы думаете, на какие вопросы мы ответим при выполнении этого задания? Учащиеся: С каким словом связано наречие, на какие вопросы отвечает. (прогнозируют результат). Выписываем словосочетания: чувствуется (где?) повсюду, встречают (как?) по-разному, появятся (когда) скоро, подрастает (как?) быстро, слышим (где?) везде, прилетели (когда?) вчера, возвещают (как?) радостно, посмотришь (куда?) вверх.
Учитель: Что заметили? Учащиеся: Все наши слова-наречия сочетаются с глаголом и отвечают на вопросы: где? когда? как? куда?
На доске выставляются карточки: (где? когда? куда? как?)
Учитель: Что же обозначают наши слова? Учащиеся: Время, признак, место действия.
На доске выставляются карточки: (место, время, признак, направление)
Самоконтроль(процессуальный) Учитель: Итак, подведём небольшой итог. Что мы узнали о новой части речи? Учащиеся: С каким словом связано наречие, на какие вопросы отвечает, что обозначает? Учитель: Откроем учебник на стр.114 и посмотрим, верно мы рассуждаем или нет. Найдите правило и сделайте вывод. Учащиеся: Да, всё верно. Учитель: Что увидели, о чём не сказали? Учащиеся: В правиле даются дополнительные вопросы. Учитель: А я вот не увидела, что сказано о связи наречий с глаголами. Учащиеся: Об этой связи говорится, т. к. наречие обозначает признак, место, время действия.
Справка: Наречие – старое слово. Оно уже было в древнерусском языке. И не случайно именно такое название дали этой части речи. Вот какое слово вы видите в слове наречие? (речь). А слово речь в древнерусском языке имело различные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Это значение сохраняется в корне реч-, входящем в слово наречие. Древние римляне эту часть речи называли, если перевести на русский язык, «приглаголие», т. е. слово при глаголе, а русские грамматисты дали такое же наименование, изменив лишь приставку (на глагол – наречие).
Решение учебных задач (продолжение) Учитель: Продолжаем наше исследование. Ответим на вопрос: Как изменяется наречие? Каждой группе даётся карточка для исследования 1 группа наблюдает, как изменяется наречие по временам, 2 группа - по падежам, 3 группа - по лицам, 4 группа – по числам и родам.
Карточка 1. Понаблюдайте,изменяется ли форма наречия вверх, если оно сочетается с глаголами разного _______________. смотрю ____________________ смотрел ___________________ буду смотреть __________________ Сделайте вывод,изменяется ли форма наречия по _________________. Карточка 2. Понаблюдайте,изменяется ли форма наречия вчера по ___________________. И.п. (что?) __________________ Р.п. (чего?) ___________________ Д.п. (чему?) ____________________ В.п. (что?) _____________________ Т.п. (чем?) ______________________ П.п. (о чем?) ___________________ Сделайте вывод,изменяется ли форма наречия по ______________.
Карточка 3. Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия везде, если оно сочетается с глаголами разного _________________. слышу __________________ слышишь ________________ слышит __________________ Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия по _____________.
Карточка 4. Понаблюдайте,изменяется ли форма наречия радостно,если оно сочетается с глаголами разного _____________ или разного ___________ возвещал ___________________ возвещала ____________________ возвещало ____________________ возвещали _____________________ Сделайте вывод,изменяется ли форма наречия по _________________ и по _________________.
Каждая группа делает вывод: наречие – неизменяемая часть речи.
Первичное закрепление (применение знаний) Учитель: А для чего мы изучаем наречие? Учащиеся: Мы изучаем наречие для того, чтобы развивать свою речь, уметь определять все части речи. Учитель: Тогда я предлагаю вам следующие задания.
На доске открываются 4 текста
Весна пришла рано. Щедро разлилась полая вода. Всюду появились голубые озёра.
(Сверху, с неба) льётся солнечный свет. (Весело, с шумом) журчат ручейки. (В четверг, завтра) мы всем классом пойдём в поход.
(Где?) пахнет приходом весны. Она наступит (когда?). (Как?) будет светить солнце. (Как?) побегут ручейки.
Весна. Мы наблюда_м и смотр_м, как пробужда_тся природа. Зелене_т леса и поля. Разлива_тся реки. Птицы спеш_т строить гнёзда.
Учащиеся: Одно задание не подходит к теме урока. (4 текст) Учитель: Определите уровни сложности 3-х текстов. Обсудите в группах. Обоснуйте. Оцените работу каждого члена группы по таблице (см. в конце сценария). Учащиеся: 1 уровень – 1 текст – найти наречия, 2 уровень – 2 текст – из двух слов выбрать наречия, 3 уровень – 3 текст – по вопросу подобрать Учащиеся выполняют разноуровневые задания. По желанию оформляют выполненное на доске. Проверка фронтальная. Спорные вопросы обсуждаются.
Итог. Рефлексия Учитель: Сейчас я предлагаю вам в группах обсудить и изобразить на листе бумаги то, о чём мы сегодня узнали, на какие вопросы мы ответили. Постарайтесь сделать это так, чтобы другим 4-классникам, не изучавшим эту тему, стало всё понятно. (В группах дети схематично изображают то, о чём узнали на уроке).
Защита групповых работ. Учитель: Все поставленные задачи решили? Учащиеся: Нет. Учитель: Продолжая такие же исследования, на следующих уроках мы ответим на все вопросы. СПАСИБО! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Значение наречий. Упражнение в распознавании наиболее употребительных наречий"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Значение наречий. Упражнение в распознавании наиболее употребительных наречий"...
План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи». УМК «Школа России»
Ц е л и: отработать навык определения наречий в речи; активизировать знания о члене предложения – обстоятельстве....
Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи"
Конспект урока по русскому языку. 4 класс. УМК "Начальная школа 21 век". Тема: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи". Автор: Ульянова С.В., учитель начальных классов...
Сказка о... (лингвистическая сказка о наречии) для учащихся 4 класса (УМК "Школа XXI века") или 6-7 класса при изучении темы "Наречие как часть речи"
Сказка-сценка для использования в уроке по темам "Наречие как часть речи", "Ознакомление с наречием" в 4 классе (УМК "Школа XXI века") или в средней школе при изучении со...
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание наречий. Буквы О, А, в суффиксах наречий"."
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Правописание наречий. Буквы О, А в суффиксах наречий."...