Урок русского языка 1 класс (УМК «Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Наталья Новоселова


Конспект урока по русскому языку 1 класс (УМК "Школа России"). Тема урока: "Слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_.doc427 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 1 класс (УМК «Школа России»)

ТЕМА УРОКА: Слова, которые отвечают на вопросы Кто? Что?

ЦЕЛЬ: Формирование умения различать предмет и слово как его название; формирование умения соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета.

Задачи урока:

Формирование умений классифицировать слова и ставить к ним вопросы.

Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос кто?, от слов, отвечающих на вопрос что?, опираясь на их значение. Развивать внимание к лексическому значению слова (каждое слово имеет свой смысл).

Формировать умение классифицировать слова по сходству в их лексическом значении.

Развивать умение точно употреблять имена существительные в устной и письменной речи

Развивать у школьников умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли.

Развивать внимание, память, эмоции учащихся.

Развивать познавательную активность.

Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Учебник.

Сигнальные карточки.

Презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Задачи:

 Обеспечить комфортную обстановку для работы на уроке.

 Психологически подготовить учащихся к общению.

- Начинаем наш урок русского языка.

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

У. – Руки?

                  Д. – На месте!

У. – Ноги?

                 Д. – На месте!

У. – Локти?

                Д. – У края!

У. – Спина?

               Д. – Прямая!

2. Введение в тему

-  Скажите, какая тема сегодняшнего урока?

УЧИТЕЛЬ: Какое время года сейчас? Какой месяц? Какое число?

Откройте тетради и запишите дату.

3. Минутка чистописания

 Физминутка для мелкой моторики рук

 Ребенок катает грецкий орех между ладонями, приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех. 

Угадайте, какую букву обглодал жук-буквоед?

             На первой строке пишем заглавную букву В поочерёдно со строчной  в.

              Итак, внимание. Почти от верхней линии вспомогательной строки, к нижней линии рабочей строки ведём (пишем) удлинённую прямую наклонную линию. Закругляем её влево на петельку и ведём вверх до пересечения. Пишем верхний правый полуовал и переходим на нижний полуовал (слайд №6).

              Ручку ставим на середину рабочей строки. Ведём вверх удлинённую наклонную линию, закругляем её на левый удлинённый полуовал, который у нижней линии закругляем на правый полуовал (слайд №6). На второй строке пишем буквосочетание (во) и нижнее соединение букв (вл)

4. Фонетическая разминка.

ВА-ВА-ВА – на дереве листва

ВЫ-ВЫ-ВЫ – много выросло листвы

ВУ-ВУ-ВУ – друзей гулять зову

- Мы отправляемся в весенний лес. Хорошо весной в лесу! Кто в лесу живёт? Что в лесу растёт?

- Даны схемы предложений, дети повторяют по ним предложения (работа над интонацией).

______________   ___________   ______  ___________  ________ .

_____________   ______________  ___  _________ !

________  _____  _________  __________ ?

________  _____  _________  ___________?

- Давайте отгадаем загадки.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

                                Что за зверь лесной

                                Встал, как столбик, под сосной

                                И стоит среди травы –

                                Уши больше головы?

Говорят, она хитра,

Кур уносит со двора.

Но зато красавица –

Всем ребятам нравится!

                             А это кто?

                           Окраской - сероватая,

                           повадкой - вороватая,

                           крикунья хрипловатая

                           - известная персона.

                           Кто она? (слайд №12).

- На какой вопрос отвечают все эти слова-отгадки?

- Вопрос и все слова дети записывают в тетради.

- А кто здесь лишний, почему? (ворона – птица; во всех словах 2 слога, а в этом слове 3 слога)

5. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

6. Работа по учебнику

С.73 упр.132

- Продолжим записывать, кто ещё живёт в лесу?

- А что в лесу растёт? Назовите по картинке. На какой вопрос отвечают эти слова?  (что?)

- Запишем в новой строке вопрос что? И слова, которые отвечают на этот вопрос.

7. ФИЗМИНУТКА (слайд №14)

 Весной бабочка проснулась

 Улыбнулась, потянулась!

 Раз - росой она умылась

 Два - изящно покружилась

 Три - нагнулась и присела

 На цветочек тихо села.

- Какие слова в  физминутке тоже отвечают на вопросы КТО? И ЧТО?

(бабочка, роса, весна, цветочек)

8. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

           А теперь самостоятельно подберите подходящие по смыслу слова, которые отвечают на вопросы кто? что? В данном упражнении, пользуясь словами для справок. Напишите текст в тетрадь. (Для слабых учеников – написать только слова)

ВЕСНА.

НАСТУПИЛА ( ЧТО?) ..... . ЯРКО СВЕТИТ (ЧТО?) ..... . ИЗ ТЁПЛЫХ СТРАН ВЕРНУЛИСЬ (КТО?) ... . (КТО?) ......и (КТО?)...... РАДЫ ПРИХОДУ ВЕСНЫ.

Слова для справок:  солнце, весна, люди, птицы, животные.

Проверим.

Какие слова вы записали вместо точек? Прочитайте текст. Вставляйте подходящие по смыслу слова, которые вы подобрали.

9. Итог урока

- Какая тема сегодняшнего урока? Какие слова отвечают на вопрос Что? А какие на вопрос Кто? Что обозначают эти слова?

10. - Молодцы!

- А как вы работали сегодня? Покажите. (Оценивание с помощью сигнальных карт)

Всех о ком мы говорили на уроке надо бережно охранять и защищать. Ведь недаром говорится: «Поймаешь бабочку - она погибнет, сорвёшь цветок - он увянет, и тогда становится понятно, что к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, губим природу».

Послушайте стихотворение «Родное»

Я узнал, что у меня

 Есть огромная родня:

 И тропинка, и лесок

 В поле - каждый колосок,

 Звери, птицы и жуки,

 Муравьи и мотыльки...

 Всё что рядышком со мною, -

 Это всё моё родное!

 Как же мне в краю родном

 Не заботиться о нём!

9. ИТОГ:

На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают предметы. (Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы Кто? Что?) Подтвердите свой ответ примерами из стихотворения «Родное»

 КТО?        ЧТО?

звери        тропинка

птицы        лесок

жуки                  поле

муравьи           колосок

мотыльки             край

родня        

карточки 

Весна.

Наступила ( что?) ............... .  Ярко светит (что?) ................. .  Из тёплых стран вернулись (кто?) .............. . (кто?) ................  и (кто?).................  раду приходу весны.

Слова для справок:  солнце, весна, люди, птицы, животные.

Весна.

Наступила ( что?) ............... .  Ярко светит (что?) ................. .  Из тёплых стран вернулись (кто?) .............. . (кто?) ................  и (кто?).................  раду приходу весны.

Слова для справок:  солнце, весна, люди, птицы, животные.

Весна.

Наступила ( что?) ............... .  Ярко светит (что?) ................. .  Из тёплых стран вернулись (кто?) .............. . (кто?) ................  и (кто?).................  раду приходу весны.

Слова для справок:  солнце, весна, люди, птицы, животные.

Весна.

Наступила ( что?) ............... .  Ярко светит (что?) ................. .  Из тёплых стран вернулись (кто?) .............. . (кто?) ................  и (кто?).................  раду приходу весны.

Слова для справок:  солнце, весна, люди, птицы, животные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

Урок русского языка по программе «Школа России» Тема: Ознакомление со словами действиями, которые отвечают на вопрос что делать? что сделать? 2 класс

Урок русского языка дает представление о словах, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? и обозначающих действие предмета....

Методическая разработка урока русского языка по УМК «Школа России» для обучающихся с ЗПР 4-го класса “Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени”.

Урок разработан с применением технологии модерации и с использованием АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по программе "Школа России". 2 класс

Предмет:  Русский языкКласс 2Кол-во часов за год –170 ч; в неделю – 5ч «Школа России»...

Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Единственное и множественное число имен прилагательных

Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.входит: разработка урока, презентация, описание компетенций, решаемых...

Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Антонимы

Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012....