Урок русского языка в 1 классе. УМК Л.В. Занкова Тема урока: «Имена собственные».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Русскова Татьяна Анатольевна

Открытый урок русского языка в 1 классе. УМК Л.В. Занкова Тема  урока:  «Имена собственные». Урок -путешествие. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку.

Дата 4 апреля 2013г.

Учащиеся класса 1 Г

Учитель Русскова Татьяна Анатольевна

Тема  урока:  «Имена собственные ».

Тип урока – комбинированный.

Форма проведения: урок – путешествие.

Цель урока: познакомить  учащихся с понятием «Имена собственные»; формировать  умения писать с большой буквы имена, отчества, фамилии людей, клички животных.

Планируемые результаты:

Личностные :

–   развить интерес к  уроку;

-  создать условия для  безошибочного письма как одного из проявления  собственного уровня культуры;

Предметные:

Научатся писать с большой буквы имена, отчества, фамилии людей, клички животных, выбирать и вписывать имена собственные, подходящие по смыслу, в предложения.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

Познавательные:

Обучающийся научится:

– искать нужную информацию на странице учебника, «считывать» информацию с рисунков;

– понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике;

– понимать заданный вопрос;

Регулятивные

Учащиеся научатся проверять себя по учебнику, выполнять задание в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

– правилам общения в школе, в классе;

– адекватно реагировать на обращение учителей;

– основам работы на уроке в разных формах (индивидуальной, фронтальной, в парах).

Обучающийся получит возможность научиться:

– иметь представление о возможности существования различных точек зрения;

– использовать в общении правила вежливости;

– участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной,  в паре).

-иметь представление об именах собственных, их образовании и видах, о  правиле написания имён собственных.

Оборудование: учебник русского языка для 1 класса, авт. Н.В. Нечаева, компьютер, проектор, презентация, магнитофон, музыка «фанфары, цирк»,  классная доска,  карточки со словами, картинки артистов  цирка.

Задачи урока:
1
. Создать ситуации для выяснения существенных признаков имен собственных.
2. Обобщить знания о написании большой буквы в именах собственных и первого слова в предложении.
3. Расширить знания детей о цирке и цирковых артистах.

4. Формировать умения работать в парах, воспитывать положительные взаимоотношения, умение выслушивать мнение одноклассников.

План урока

1Орг момент.                  

мин.

2Актуализация знаний.

 - Устный опрос

- пальчиковая гимнастика

- минутка чистописания

3 мин.

1 мин

5 мин.

3  Постановка проблемы.

10 мин.

4. Физминутка на движение

1 мин.

5.Формируем новые знания.

Работа с учебником. (устно)

4 мин

6.Физминутка: игра на движение,

гимнастика для глаз

2 мин.

7.Формирование практических навыков и способов деятельности.

Работа по учебнику и в тетради.

10 мин.

8.Работа в парах.

5мин.

9.Итог урока. Рефлексия деятельности.

2 мин.

Ход урока

  1. Орг. Момент.

Настроение каково?

Все такого мнения?

Может вы все устали?

Может сядем отдохнем?

А нас сегодня  необычный урок. Я предлагаю вам отправиться в любимое место многих детей. Отгадайте звуковую загадку и подумайте, где вы ее могли бы услышать? (Включаю музыку – фанфары «Цирк»)

В середине – волшебство: 
Там чудак зайчишку вынул 
Из кармана своего. 
Там под купол танцовщица 
Улетела, как синица. 
Там собачки танцевали... 
Вы, конечно, там бывали.

(слайд 2)Да, мы отправимся  в цирк. Кто из вас  был в  цирке?

II. Актуализация знаний.

 Перед представлением к нам забежал клоун Веня (На доске клоун Веня)  И в руках у него мячи с словами. ( Вика  Владимир Витя Ваня)

- Что вы можете сказать об этих словах? (что это имена, начинаются на одну букву)

- Какие бы вы предложили задания к этим словам?

- Как вы считаете, какое слово лишнее? ( Вика, женское имя, Владимир – трехсложное слово, полное имя)

- Над чем, мы сегодня будем работать, как вы думаете? ( Заглавная буква в именах.)

Да, сегодня мы будем работать над именами собственными и узнаем что-то новое)

1)Пальчиковая гимнастика

В цирке очень интересно наблюдать за фокусниками, сейчас мы с вами превратимся фокусников и покажем Вене,  животных с помощью пальцев. Проведем пальчиковую гимнастику.

( Слайд 3,4,5)  -(показ животных с помощью пальцев) лиса, кошка, собака.

- Здорово, размяли пальчики, а теперь откроем тетради.

 2)Минутка чистописания

- Какую букву принес в своем имени клоун? (В)

- Дайте характеристику этому звуку и этой букве.

(Слайд 8)

- Вспомним написание заглавной буквы В. (Ставим ручку на дополнительную строку, опускаемся по прямой линии  вниз,  выписываем петлю, совершаем  перехлест и пишем  два полуовала.). Прописываем в воздухе и в тетради.

- Сколько у Вени было мячиков, столько и пропишем букву В. А теперь подчеркнули самую красивую и еще раз пропишем  4 раза. Вене будет очень приятно.

 - А теперь запишем имя девочки, которое у Вени на мячах. (Вика) И имя мальчика, в котором три слога. Какое будем выписывать имя ? (Владимир).

- Напомните мне еще раз, когда мы пишем заглавные буквы?

 (Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей)

Имена фамилии река города,

Все с заглавной буквы пишем мы всегда.

  1.   Постановка проблемы.

(Слайд 9) И вот, мы перед входом в цирк, а как узнать, кто будет участвовать в номерах? (надо  прочитать афишу)

На доске афиша: В  программе участвуют :  ___________(клоун Веня), ___________

(фокусник Федор), __________(медведь Потап), ____________( петух Петя).

Так, так, это, кажется, Веня решил с нами пошутить и стер  участников, но мы сейчас с вами  восстановим  афишу.  (слайд 10)

В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся. (клоун)  - Мы с ним уже знакомы, как его зовут? (Веня) Запиши Катя.

Кто из шляпы достаёт

Зайца всем на удивление?(  фокусник, мне Веня шепчет, что фокусника зовут Федор. Запиши Катя.

(Это фокусник даёт

В цирке представление.)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (медведь)

Ребята, а как вы думаете, у животных есть имена? У людей имя, а у животных? (кличка)  А какая кличка может быть у медведя? А нашего артиста зовут  Потап. Запиши Вова.

 

Кто  кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него  есть перья - пух!
И зовут его ... !
 (петух) петух Петя. А последнего артиста, я сама запишу.

Пишу с ошибкой – петух петя, кто-то из детей не согласен, Проблема. Как решить?

- Сегодня артисты цирка и помогут нам в этом. И мы узнаем, кто был из ребят прав. А где еще мы можем прочитать если что-то не знаем? Давайте прочитаем в учебнике, что об этом говорят? Стр. 39.

Читаем правило. Исправляем ошибку.

IV.Проведем  физкультминутку:

 -  на движение. Цирк

Сегодня будем мы арену шаг за шагом покорять,

Давай движенья цирковые вместе с нами выполнять.

Клоун в розовом жилете нос показывает детям.

Прыгнул лев через кольцо, сделал грозное лицо.

Мишка, видя чудеса, пробыл в цирке 2 часа.

Вот зайчишки – акробаты маршируют как солдаты.

Влево, вправо, марш, кругом! Кувырком пошел весь дом!

 Вот мы с вами и в цирке

V. Формируем новые знания.

(Слайд 12)И так на арене цирка дрессированный медведь. Гриша умеет выполнять много трюков, но сначала, он хочет? Что бы  мы выполнили упражнение 48, и тогда он нам покажет что умеет.

Выполняем упр. 48. (устно)

Дети читают.  Находят  одинаковое слово - Шарик. Выписываем его на доске: щенок Шарик - колючий шарик . Сравним их. Почему записали с заглавной буквы в 1 случае?

- Понравилось медведю как вы с заданием справились и за это он покажет вам что он умеет делать. ( медведь на велосипеде)

((слайд 13) А перед нами, очень умный петух Петя, и у него для вас хитрый вопрос?

- Какое общее название может быть у  имен, отчеств, фамилий людей и клички животных?

Откройте стр. 40 и прочитайте правило. Так, каким же общим понятием они называются? ( Имена собственные)

Степан хочет проверить, как вы поняли правило, выполним упр. 49

- Что надо сначала сделать? (прочитать)

Прочитайте,  выпишем имя, отчество, фамилию и тд.) диктуем по слогам.

VI. Физкультминутка.

Степан с нами поиграет.

Когда вы слышите имя собственное то вы  руки поднимаете, если нет – хлопок в ладоши. (ученик, Семен, учительница, Мария Ивановна, Пушок, котенок, Степан)

 (слайды 15-17)А теперь сменили Петю, жонглеры, понаблюдайте глазками, как ни ловко с мячом управляются.

VII. Формирование практических навыков и способов деятельности.

(слайд 18) А вот и следующий артист-  Фокусник Федор. И для вас у него очень интересное задание. Федор заколдовал слова, и думает, мы с вами не сможем их разгадать. Вы как считаете, справимся? Тогда за дело.

(слайды – 19- 22) ( отгадывают ребусы- Алина, трава, Жучка, собака)

И вывешивают  карточки с ответами. Какое задание вы предложите?

Разделить на группы.( имя собственное пишу в 1 столбик, а другие слова во второй)

Сейчас вы будете работать в парах. Вспомним правила работы в паре.

- выслушать друг друга.

- выполнить задание.

- показать, что ваша пара, все сделала.

Поменяйтесь тетрадями. Проверяем. (слайд 24) Кто записал без ошибок – поставьте красный кружок, если ошибся то зеленый. Встаньте, кто выполнил правильно. А почему допустил ошибку Р…? Какой ему дадим совет?

VIII. Итог урока.

 - Вот и подошло к концу наше путешествие. Артистам очень понравилось, как вы справились с заданиями. Так что такое «Имя собственное»?

- С какой орфограммой познакомились на уроке?

IХ.   Рефлексия деятельности.

- Чье задание вам больше понравилось выполнять? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"род имени существительного", урок русского языка, 2 класс, система Л. В. Занкова

Урок по системе Л. В. Занкова, составлен в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

Урок русского языка 4 класс ( программа Л. В. Занкова ) Тема: Правописание глаголов 2 лица единственного числа.

Урок открытия новых знаний предполагает получение детьми необходимой и достаточной информации по теме. Учитель не преподносит информацию в чистом виде, а школьники добывают её самостоятельно. На уроке...

Презентация к уроку русского языка 4 класс (Система Л.В.Занкова)

презентация к уроку русского языка в 4 классе по системе Л.В.Занкова "Имя прилагательное. Слова, обозначающие цвета"...

Урок русского языка. 3 класс. Система Л. В. Занкова

Урок русского языка в 3 классе. Система Л. В. Занкова. Тема: Родительный падеж имён существительных первого склонения.Цель: расширить имеющиеся знания учащихся о родительном падеже имён сущ...

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс, система Л.В. Занкова. Тема "Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания".

В разработке урока указаны планируемые результаты (УУД), система работы на уроке детей и учителя (виды деятельности), показаны этапы урока над новой темой, различные формы работы учащихся....

Урок русского языка 4 класс (система Л.В.Занкова)

Склонение имён прилагательных единственного числа, основа слова которых оканчивается на твёрдый согласный....

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...