Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс. Цели урока: Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «Антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи синонимы и антонимы.
Развивающие: содействовать развитию речи, внимания, орфографической зоркости; способствовать обогащению словаря учащихся.
Воспитывающие: создать условия для воспитания прилежания, заботливого отношения к птицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonimy.docx | 984.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15
с углубленным изучением отдельных предметов»
Советского района г.Казани
АНТОНИМЫ
Открытый урок русского языка
во 2 «а» классе для учителей школы
Учитель: Трифонова Анна Григорьевна
6 мая 2011г
Цели:
Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «Антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи синонимы и антонимы.
Развивающие: содействовать развитию речи, внимания, орфографической зоркости; способствовать обогащению словаря учащихся.
Воспитывающие: создать условия для воспитания прилежания, заботливого отношения к птицам.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс (2 часть) под редакцией С.И. Иванова и др; раздаточные таблицы для развития внимания; плакат со словами антонимами.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Разминка и актуализация опорных знаний
(раздаточные таблицы для развития внимания)
А д у е б м р ш п ы л с н о а х т В з ж г и е й ю щ ъ ц ф ч я н б а с З ю ь ч ж г о е и м р п л в ы ж г д Э ц ъ щ и х ш л т ы д е а о в ф у м ш П а м к н ы о д б в у е ч я ш з х э ъ п й ф С к у ц а о г м л в а й у д ж ю м с я ф к н Ф ы й я м о а в н е м т у г ш щ т м а е ю л р с Т ч я п н ш м к э ц и о ж з с в б и ф в к н м г и щ Х я с м и к т н й ц у к е н г ш щ з х ъ ф ы в а п р о л д ж э Й ц у к е н г ш щ з х ъ ф ы в а п р о л д ж э я ч с м и т ь б ю э ж д л о р |
- Сколько звонких согласных в верхней строке? (6 – д, б, м, р, л, н)
- Сколько непарных мягких согласных во второй строке? (3 - й, щ, ч)
- Сколько гласных букв в пятой строке? (7 – а, ы, о, у, е, я, э)
- Сколько букв р в последней строке? (2)
3. Чистописание:
- Запишите число.
- На минутке чистописания мы запишем предложение. Прочитайте его.
сущ. пр. сущ. сущ. пр. сущ. гл.
Солнышко с апрельской горки в лето катится.
- Что мы с вами записали?(Пословица) Как вы понимаете смысл этой пословицы? (дни становятся теплее, длиннее, природа просыпается и всё ближе природа к лету)
- Укажите части речи в предложении, подчеркните грамматическую основу.
(Подлежащее – солнышко, сказуемое – катится)
1)Что такое синонимы? (Синонимы – это близкие по смыслу слова.Синонимы отвечают на один вопрос)
2)- Подберите к слову катится синоним .(двигаться, перекатываться, идти, лететь, ехать)
4. Работа у доски.(дети по одному выходят к каждому столбику)
1) Выдели морфемы и соедини синонимы.
тихий бесшумный
радость промах
ошибка робкий
смелый веселье
- Назовите пару слов, которую вы не соединили? (Смелый – робкий) Как называются такие слова? (Антонимы)
2) «Найдите ошибки» (работа в парах)
Вода, холодный, дождь, апрель, трава, проталинка, подснежники, ручеёк, скворец, солнышко ,свежесть, оттепель, душистая.
- Какой общей темой объединены эти слова? (Темой «Весна»)
- Подберите синонимы к слову душистая(ароматный, благоуханный, пахучий) Подберите противоположное по значению слово к слову: «холодный» (Тёплый, горячий)
6. Работа над новой темой.
-Ребята, что такое антонимы?
Антонимы – это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и обозначают противоположное значение.
- Прочитаем правило на странице 60.
- Посмотрите на плакат и подберите антонимы к словам.
Белый | Легко | Плюс |
Грязь | Вдох | Правда |
Много | Сильный | друг |
Брать | Поднимать | Радость |
7. Физминутка.
1) Дети под музыку выполняют упражнения вместе с учителем.
2) Прикройте глаза ладошками. Посмотрите вверх, вниз, влево, вправо, рисуем квадрат, идут часики.
3) Откройте глаза, посмотрите на жёлтый круг, синий, зелёный и.т.д.
- Кто выполнял правильно, сделал полезное дело для глаз.
8. - Во время физминутки я называла антонимы. Повторите их. (Вверх-вниз, влево-вправо)
Работа по учебнику.
- Выполним упражнение № 3 на странице 61 с комментированием.
9. Послушайте загадку.
Вёрст не считают, по дорогам не ездят, а за морем бывают.
(Перелётные птицы)
- А как мы назовем птиц, которые не улетают на зиму?
(Зимующие птицы)
-А сейчас мы с вами вместе прочитаем наизусть стихотворения о птицах.
На нашей планете живут
Чудесные создания.
Они летают и поют
И землю свято берегут
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы
На земле вдруг пропадут?Ответы детей
Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки -
Вот что будет,
Если птицы, если птицы,
Все исчезнут - пропадут!
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик - чирика воробья...
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете
Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их.
-Какие птицы прилетают к нам весной самые первые?(грачи) Составьте предложение: на, грачи, пашню, свежую, сели
(На свежую пашню сели грачи.)-Запишем с комментированием.
- Выполните задание: (самостоятельно, сделать взаимопроверка)
- Подчеркнуть грамматическую основу (Подлежащее – грачи, сказуемое – сели).
- Подписать части речи, выписать словосочетания.
(пашню какую? свежую).
- Подобрать антоним к слову сели.(встали)
10. Итог урока. - Будет ли наша речь красивой стройной если мы не будем употреблять антонимы, синонимы? Может они нам и не нужны?
Домашнее задание: упражнение № 4 страница 57, правило страница 57.
12. Рефлексия. Продолжи предложение.
У меня хорошее настроение, потому что……
Я узнал…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"
Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...
- Мне нравится (1)