урок русского языка "Развитие умения распознавать в словах суффиксы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Мастер - класс для коллег по русскому языку. Коллеги выполняли роль учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_razvitie_umeniya_raspoznavat_v_slovakh_suffiksy.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- Развивать умение находить суффиксы в словах.
- Обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативные навыки, творческие способности на уроке.
- Прививать интерес к русскому языку; расширять кругозор, воспитывать чувство культуры и интеллектуального труда. Мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация.
Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, таблицы со значением суффиксов.
1. Орг. момент.
Улыбнёмся друг другу, коллеги.
Всем, всем добрый день!
Вы вернитесь на мгновенье в детство
Вспомните свой школьный день!
Представьте себе, что вы ученики 3 класса и присутствуете на нескольких этапах урока русского языка.
2. Введение в тему.
-Догадайтесь, о какой части слова у нас сегодня пойдёт разговор. Она может рассказать о себе следующими словами:
«В слове я стою справа от корня, с моей помощью совершаются превращения, придаю словам различные смысловые оттенки. В слове нас может несколько.» (суффикс)
-Тема нашего урока:
Слайд 1. Развитие умения распознавать в словах суффиксы.
Итак, мы сегодня будем развивать умение распознавать в словах суффиксы.
-Мы легко узнаём своих друзей среди других людей, потому что долго дружим с ними, знаем все их привычки, достоинства и даже недостатки. Поэтому, чтобы так же легко нам было распознавать суффикс в словах, мы должны поближе с ним познакомиться и побольше о нём узнать.
-Давайте выясним, что нам уже известно о суффиксе? (Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффикса образуются новые слова.)
3. Работа по теме урока.
Ну а теперь продолжим наше знакомство с нашим новым другом.
Слайд 2. Прочитайте текст.
Жил на свете паук. Это был не взрослый паук, а ещё паучонок. Шёл он по лесной дороге, а навстречу ему муравей.
- Ой, какой паучище!
И спрятался за листочек.
Вдруг бежит мышь.
- Посмотрите, какой паучок!
Грустно стало паучку. Почему его не боятся?
А тут дрозд летит. Клюнул он паучка и прокричал: «Какой вкусный паучишко!»
-Найдите в этом тексте однокоренные слова. Запишите их.
Слайд 3. Паук, паучонок, паучище, паучок, паучишко.
- Какой корень во всех этих словах? (паук-, пауч-). Что происходит в корне? (чередование согласных).
- Назовите суффикс в слове паучонок (-онок). Какое смысловое значение придаёт этот суффикс слову? (название детёнышей) Составим классификационную таблицу значений суффиксов. Записываем на листочках.
Слайд 4. Названия детёнышей животных – онок,- ёнок.
-Сейчас мы увидим, как трудятся наши суффиксы, чтобы образовать названия животных.
Слайды 5-12. Записываем пары слов, выделяем суффиксы.
--Давайте проанализируем когда пишется -онок, когда -ёнок? Подчеркните согласную перед о и перед ё . Сделайте вывод.
Слайд 13. Вывод. (после мягких согласных, кроме ч - -ёнок, после твёрдых согласных и ч - -онок)
- Незнайке очень понравилось образовывать названия детёнышей. Вот, что у него получилось.
Слайд 14.Лошадь – лошадёнок, корова – коровёнок.
- По – моему, всё правильно. Суффиксы верно поставил, выделил правильно. А вы как думаете? (лошадь – жеребёнок, корова- телёнок)
Возвращаемся к слайду 3.(Слайд 15)
-Назовите суффикс в слове паучище (-ищ), какое значение придаёт суффикс -ищ слову? (увеличительное) Записываем.
Слайд 16. Названия детёнышей животных – онок,- ёнок.
Увеличительное значение – ищ.
- Назовите суффикс в слове паучок (-ок), какое значение он придаёт слову? (уменьшительное). Записываем.
Слайд 16. Названия детёнышей животных – онок,- ёнок.
Увеличительное значение – ищ.
Уменьшительное значение -ок.
- Назовите суффикс в слове паучишко (-ишк), какое значение он придаёт слову?(пренебрежительное) Записываем.
Слайд 16. Названия детёнышей животных – онок,- ёнок.
Увеличивающе значение – ищ.
Уменьшительное значение -ок.
Пренебрежительное -ишк.
-Давайте выясним, нужны ли нам суффиксы в словах, может можно обойтись и без них?
Слайд 17. Вернёмся к нашему тексту про паучишку и прочитаем его, заменив все однокоренные слова словом паук. Интересный получился текст? Для чего же нужны суффиксы в словах? (Помогают ярче выразить эмоции, точнее передать смысл высказывания)
-А сейчас мы предложим нашим суффиксам потрудиться вместе с нами, потому что в совместной работе мы ещё лучше узнаём своих друзей.
Слайд 18. Прочитайте известную загадку
Без рук, без топора
Построена изба. (гнездо)
- Запишите эту загадку.
- А сейчас мы с вами произнесём волшебные слова и превратимся в волшебников. Попробуем совершить волшебные преобразования слов при помощи наших суффиксов. Некоторые слова у нас получатся действительно волшебными, потому что в русском языке такие слова не употребляют.
Слайд 19. Заклинание: -онок,-ёнок, -ушк,
-оват, -еват, -щик,
-ёныш, -тель, -ач, -ник!
- При помощи суффиксов учащиеся, сидящие на 1 ряду изменят загадку так, чтобы это было гнездо для маленькой птички, учащиеся со 2 ряда – для огромной птицы, а учащиеся с 3 ряда – выскажут своё пренебрежительное отношение к гнезду. (Дети записывают свои загадки и выделяют суффиксы)
Слайд 20.
Проверка. 1 ряд: Какие у вас есть варианты?
- Согласны ли вы с таким вариантом? Почему? (пренебрежительное значение)
Без рук, без топорёнка Без рук без топорёночка
Построена избёнка. Построена избёночка.
- Какие суффиксы придали словам новое значение? (-ёнк, -онк) Добавим эти суффиксы в свою классификационную таблицу.
-Суффикс -ёночк - уменьшительно – ласкательное значение придаёт словам.
Теперь это уже не гнездо, а гнёздышко. Какой суффикс нам помог?
(-ышк).Записываем. Какое значение он придал слову? (уменьшительно - ласкательное) Дописываем (Уменьшительно - ласкательное – ышк).
Слайд 21. А известно ли вам, что самое маленькое гнёздышко карликового колибри примерно в 2 раза меньше скорлупы грецкого ореха. Гнездо колибри-пчелки меньше по диаметру, но глубже. По размеру оно не более наперстка.
Слайд 22.
А в России самая маленькая птичка – королёк. Гнездо королька весом всего 20 г, сделанное из паутины и заизолированное пухом, так надежно хранит тепло, что мама может оставлять в нем яйца на целых полтора часа. Во время дождя гнездо впитывает 60 г воды, оставаясь при этом абсолютно сухим внутри. Когда птенцы подрастают, гнездо растягивается в соответствии с их размерами.
Проверка 2 ряда: Слайд 23. Какие есть варианты?
Без ручищ, без топорища
Построена избища. (гнездище)
-Какой суффикс вам помог? И наше гнёздышко превратилось в огромное гнездище.
Слайд 24. А известно ли вам, что самые необычные и большие гнезда – инкубаторы строят австралийские глазчатые курицы. Гнездо высотой более четырех метров и шириной около десяти метров петух строит целый год. Самка в сооружении гнезда никакого участия не принимает.
Слайд 25.
Из привычных гнезд самое большое сооружает белоголовый орлан. Гнезда этих птиц доходят до трех метров в ширину и в высоту до шести метров, вес гнезда тоже не маленький – две – три тонны. Самка и самец строят гнездо вместе, используя большие ветки и соединяя их травой.
Проверка 3 ряда: Слайд 26. Какие есть варианты?
Без рук, без топоришка
Построена избишка. (гнездишко)
-Какой суффикс помог вам высказать своё отношение к гнезду? И оно сразу превратилось в гнездишко.
Слайд 27. А известно ли вам, что самые хрупкие гнезда строят хохлатые стрижи. Фактически, гнездо – это крохотная пластиночка из слюны и пара кусочков коры. "Гнездо" выдерживает вес одного-единственного крохотного яичка, а родители сидят рядом на ветке.
-В русском языке много суффиксов и все они имею различную смысловую окраску. Сейчас вы самостоятельно попробуете разобраться в их значениях и дополнить нашу таблицу.
Слайд 28. Из данных слов выпишите суффиксы по их смысловой окраске:
Мячик, доченька, книжечка, булавочка, лапонька, огонёк.
Слайд 29. Проверяем (классификационная таблица)
-Незнайка тоже изучал суффиксы. Вот как он выделил знакомые суффиксы в словах.
Слайд 30. Незнайка объяснил свой выбор так: Если в слове встречается знакомое сочетание букв, из которых состоит суффикс – это и есть суффикс.
-Согласны ли вы с Незнайкой? Объясняем каждое слово.
Петушок, молоко, носик, дикий, щека, кусочек.
-Как же нужно действовать, чтобы не допустить ошибку при выделении суффикса?
Слайд 31. Составляем алгоритм.
1. Изменяем слово и находим окончание.
2. Подбираем однокоренные слова и выделяем корень.
3. Часть слова между корнем и окончанием –это суффикс.
На следующем уроке мы продолжим знакомство с нашим новым другом.
А дома вы проведёте исследовательскую работу, выясните какие ещё бывают суффиксы в словах и какую смысловую окраску они несут. Для этого, работая по алгоритму можно воспользоваться книгой для чтения, а можно образовывать однокоренные слова от любых слов. Все исследования запишите в свою таблицу.
Слайд 32.
Итог: я сегодня вспомнил
я сегодня узнал
я сегодня научился
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие умения находить в словах суффиксы
Цель: развитие умение образовывать новые слова, понимание их значения. Обогащение словарного запаса детей с помощью словообразования, обучение правильному сочетанию слов в словосочетаниях....
урок русского языка по теме "Состав слова. Суффикс".
В папке содержится разработка урока с указанными слайдами к презентации. А также рабочие материалы....
Развитие умения находить в словах суффикс.
На уроке используется групповая работа, работа в парах. Учащиеся делают вывод о том, что с помощью суффиксов образуются новые слова....
урок русского языка "Развитие умения распознавать в словах суффиксы"
Мастер - класс для коллег по русскому языку. Коллеги выполняли роль учеников....
презентация к уроку русского языка "Умение распознавать в словах суффиксы"
Презентация к уроку русского языка "Умение распознавать в словах суффиксы"...
Урок русского языка во 2 классе "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса" (УМК "Школа 2100")
Технологическая карта урока основанного на технологии деятельностного метода обучения....
Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.
Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...