урок русского языка по теме "Состав слова. Суффикс".
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Фомина Татьяна Константиновна

В папке содержится разработка урока с указанными слайдами к презентации. А также рабочие материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_ya.docx22.79 КБ
Файл zhili.docx10.98 КБ
Microsoft Office document icon sostavlenie_slov.doc24.5 КБ
Файл test.docx14.23 КБ
Файл yarkoe_solnce_vesyolyy_luch.docx11.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Учитель: Фомина Т. К.

Цели урока:    

 развивать познавательный интерес, эстетический вкус, творческие способности, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; способствовать развитию речевой и     мыслительной деятельности;

проверить формирование  понятий: родственные слова,

состав слова, приставка, суффикс, окончание, корень;

умение разбирать слова по составу, образовывать новые слова, видеть «опасное место» при написании корней слов, подбирать проверочные слова; повторить знания о синонимах, антонимах,;

осуществить межпредметные связи;

воспитывать дружбу, взаимопомощь, аккуратность, умение работать в коллективе, следовать правилам умственного труда, доводить начатое дело до конца, интерес к окружающему миру,

литературным произведениям.

Оборудование:  

сигнальные карточки, карточки с заданиями, схемы составления слов, карточки « вопросы-ответы», компьютер, проектор, экран.

Ход урока

1.Организационный момент

Слайд 2.

Психологический настрой (на фоне раскрывающихся лепестков). Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. И, подобно этим цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу.

Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.

2. Словарная работа.

Слайд 3.

(на доске записаны слова с пропуском букв)

           С…бака

уч…ник

           ф…мил…я

           ф…враль

ин..й

           к…ртина

           с…рока

- Прочитайте слова. Что их объединяет?

    • слова из словаря;

    • орфограмма «безударная гласная, непроверяемая ударением»;

Выполните словарную работу.

- Внимательно посмотрите на слова и постарайтесь запомнить.

- Ещё раз посмотрите на данные слова. Здесь спряталось название темы нашего урока.   (Суффикс)

3. Сообщение темы и цели урока

На уроке мы проверим насколько вы наблюдательны, видите ли вы, что происходит в окружающем вас мире.

Не забудем о красивом письме и о том, что знания добываются с помощью размышлений, рассуждений.

Суффиксов, как и приставок, в русском языке много. Что такое суффикс?

. Суффикс - это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов.

Помните, что каждый суффикс имеет своё значение. Большую строительную работу выполняют суффиксы. Они из одних слов могут сделать другие. Суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки. Например; показать большой предмет или маленький, симпатичный или противный.

Сегодня на уроке мы поговорим о значении и употреблении суффиксов. Мы говорим о весне. Прекрасное время года, когда вся природа оживает, просыпаются животные и птицы.  Они нам помогут в изучении нашей темы.

1.Значение суффиксов  .ик

Слайд 4.

Лист, клюв, хвост.

Я вам предлагаю эти слова превратить в слова - названия маленьких предметов.

Запишите их в тетрадь.

2. Значение  суффиксов-онок,  -ёнок

Слайд 5.

Весной лиса и заяц меняют свои шубки, а ёж и медведь просыпаются от зимней спячки.

 С  помощью суффиксов -онок,  -ёнок можно образовать названия детёнышей.

Задание классу: образуйте слова с суффиксами –онок- -ёнок- от слов

лиса, ёж, медведь, заяц.

3.Значение суффикса –к

Слайд 6.

Когда приходит весна в огородах и садах начинается посадка овощей. Значение суффикса –к мы с вами посмотрим на примере русской народной сказки «Репка» Посмотрите на экран. Кто там изображён?

ДЕДКА

БАБКА

ВНУЧКА

ЖУЧКА

КОШКА

МЫШКА

4.Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

–чик-, -ок-, -еньк-

Слайд 7,8,9.

Задание классу: образуйте слова с суффиксами –-чик-ок- -еньк- от слов тюльпан, дуб, Юля.(составьте предложение с этими словами).

Юленька собирала цветочки.

6. Отгадайте загадку. Назовите слова с суффиксом -ИЩ-. В каком слове этот суффикс нельзя выделить? Выделите суффиксы.

Слайд 10.

Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище.(КОТ)

Образуйте слова при помощи изученных суффиксов от слова кот

Котик, котище, котёнок

7. Работа по группам.

Слайд 11.

На листочках сочетания слов. Подчеркните те, где вы прослеживаете связь с весной. 1 вариант- 1 столбик, 2 вариант – 2 столбик

Яркое солнце                                 весёлый луч

Пожелтевшие листья                    холодный ветер

Прилёт птиц                                  появление птенцов

Зелёная трава                              первые цветы

Огромные сугробы                      спелые яблоки

Солнышко                        лучик

Птичка                                птенчик

Травушка                        цветок

VII. Физминутка.

Зайцы.

Скачут,  во лесочке

Зайцы – серые клубочки

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

8. Работа по учебнику.

Слайд 12.

9. Зрительный диктант.

Слайд 13.

Жили-были серый …

И его … .        

Серый … был очень тих

И … тоже.        

И ребёнок был у них

Очень тихий … .

Слова для справок: ёж, ёжик, ежиха.

Выделим общую часть у вставленных слов.

Как называются такие слова? ( родственные )

Закрепление.

Итак, весь урок мы наблюдали над ролью суффиксов в словах.

Думаю, вы запомнили, что каждый суффикс имеет своё значение, и выполняют суффиксы  большую строительную работу.

Вы большие мастера образовывать слова.

Хорошему мастеру - честь и хвала!

Беритесь за дело скорей детвора!

Задание заключается в том, чтобы как можно больше слов составить и написать за 1 минуту.

     -ушк-               -к-             -ок-              

     Рыба, дуб, ключ, солнце, зверь, дед.

       -ышк-               -ёк-               -ик-

С помощью чего образуются  новые слова? Выделите суффикс

10. ТЕСТ  

Слайд 14.

  А сейчас ответим на  вопросы  теста. Если вы  правильно  справитесь  со  всеми его заданиями, то сможете  прочитать    ключевое  слово.

1. Часть, без которой слово не может существовать?

Д) суффикс;

З) корень;

О) окончание.

2. С  помощью суффиксов -онок,  -ёнок  можно образовать названия детёнышей.

У) нет;

Н)  да;

3. Окончание служит для образования новых слов.

А) нет;

Е) да.

4. Суффикс служит для связи слов в предложении.

М) да;

Т) нет.

5. Суффикс  стоит  после  корня .

О) да;

И) нет.

6. Разбор слова по составу надо начинать с:

С) корня;

П) приставки;

К) окончания.

7. Суффикс –б своеобразен, малоупотребителен, имеет свои трудности: озвончает глухие согласные, стоящие перед ним.

И) да;

Н) нет

Какое слово у нас получилось?

Слайд 15.

 ЗНАТОКИ. Кто это? А можете ли вы назвать себя знатоками после нашего урока.

11. Итог урока.

А теперь давайте подведем итог нашего урока.

-Над какой темой мы сегодня работали?

- Вы набрали сегодня хоть капельку знаний? (да)

-Что же такое суффикс?

-Что ещё вы о нём знаете?

-Кто остался доволен своей работой?

-За что вы можете себя похвалить?   На какой  ступеньке  знаний вы находитесь?                                                                  

- Конечно, с каждым днем мы приобретаем знания, делаем шажок вперед, и если что-то не получается – не огорчайтесь, а попробуйте сами разобраться с затруднением, ведь научится, пользуясь умом и знаниями других людей, нельзя!

 

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

ПО

СЛОВ

ИЦ

А

НА

УЧ

ИТ

МУДР

ОСТ

И

Слайд 16.

 



Предварительный просмотр:

Жили-были серый …

И его … .        

Серый … был очень тих

И … тоже.        

И ребёнок был у них

Очень тихий … .

Слова для справок: ёж, ёжик, ежиха.

___________________________________

Жили-были серый …

И его … .        

Серый … был очень тих

И … тоже.        

И ребёнок был у них

Очень тихий … .

Слова для справок: ёж, ёжик, ежиха.

___________________________________

Жили-были серый …

И его … .        

Серый … был очень тих

И … тоже.        

И ребёнок был у них

Очень тихий … .

Слова для справок: ёж, ёжик, ежиха.

___________________________________



Предварительный просмотр:

     -ушк-               -к-             -ок-              

     Рыба, дуб, ключ, солнце, зверь, дед.

       -ышк-               -ёк-               -ик-

___________________________________________

     -ушк-               -к-             -ок-              

     Рыба, дуб, ключ, солнце, зверь, дед.

       -ышк-               -ёк-               -ик-









  -ушк-               -к-             -ок-              

     Рыба, дуб, ключ, солнце, зверь, дед.

       -ышк-               -ёк-               -ик-



Предварительный просмотр:

ТЕСТ  

1. Часть, без которой слово не может существовать?

Д) суффикс;

З) корень;

О) окончание.

2. С  помощью суффиксов -онок,  -ёнок  можно образовать названия детёнышей.

У) нет;

Н)  да;

3. Окончание служит для образования новых слов.

А) нет;

Е) да.

4. Суффикс служит для связи слов в предложении.

М) да;

Т) нет.

5. Суффикс  стоит  после  корня .

О) да;

И) нет.

6. Разбор слова по составу надо начинать с:

С) корня;

П) приставки;

К) окончания.

7. Суффикс –б своеобразен, малоупотребителен, имеет свои трудности: озвончает глухие согласные, стоящие перед ним.

И) да;

Н) нет



Предварительный просмотр:

Яркое солнце                                 весёлый луч

Пожелтевшие листья                    холодный ветер

Прилёт птиц                                  появление птенцов

Зелёная трава                              первые цветы

Огромные сугробы                      спелые яблоки

____________________________________________

Яркое солнце                                 весёлый луч

Пожелтевшие листья                    холодный ветер

Прилёт птиц                                  появление птенцов

Зелёная трава                              первые цветы

Огромные сугробы                      спелые яблоки

____________________________________________

Яркое солнце                                 весёлый луч

Пожелтевшие листья                    холодный ветер

Прилёт птиц                                  появление птенцов

Зелёная трава                              первые цветы

Огромные сугробы                      спелые яблоки

____________________________________________

Яркое солнце                                 весёлый луч

Пожелтевшие листья                    холодный ветер

Прилёт птиц                                  появление птенцов

Зелёная трава                              первые цветы

Огромные сугробы                      спелые яблоки

____________________________________________

Яркое солнце                                 весёлый луч

Пожелтевшие листья                    холодный ветер

Прилёт птиц                                  появление птенцов

Зелёная трава                              первые цветы

Огромные сугробы                      спелые яблоки

____________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/

Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...

Урок русского языка "Правописание приставок и суффиксов в словах"

Формируем умение находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости–звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с с...

Урок русского языка «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы.»

Конспект урока русского языка "Как делаются слова.Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы. " УМК "ПНШ", 2 класс....

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»

Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне ...

технологическая карта урока.Русский язык. Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.

Конспект урока по русскому языку.Суффиксы слов, называющих предметы и признаки...