Развитие умения находить в словах суффикс.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

На уроке  используется групповая работа, работа в парах. Учащиеся делают вывод о том, что с помощью суффиксов образуются новые слова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_bklass_russkiy_microsoft_word_2.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I Организационный момент

Регулятивные учебные действия –выбор цели деятельности.

II

Чистописание

Коммуникативные – извлечение информации, данной в неявном виде.




III

Словарная работа

Познавательные – извлечение информации, использование приёма работы с правилом, логические выводы.























IV

Формулирование темы и цели урока

Регулятивные – выбор цели, действие по плану




V

Развитие умений – применение нового знания

Коммуникативные – ведение диалога, формулировка высказываний, развитие орфоэпических навыков, работа по количественному и качественному обогащению словарного запаса, развитие грамматического строя речи, развитие связной и письменной речи.

Познавательные – извлечение информации, использование выразительного чтения, логические выводы.

































































VI

Итог урока

Регулятивные – Осознание практической значимости приобретённых знаний
















VII

Рефлексия

Регулятивные – анализ

Собственной деятельности на уроке.





VIII

Домашнее задание

Нацеливание на самостоятельное выполнение домашнего задания, применение полученных на уроке знаний.




Организация класса для  

работы на уроке.

 (1 слайд, по щелчку)




Образец на доске и в тетрадях.

- ушк-, -ик-, -ёнок-, -ищ-

- Напишите соединения букв.

- Что вы замечаете? Что общего у этих написаний?




1.Предлагает учащимся записать словосочетания,  вставить пропущенные орфограммы, определить от каких словарных слов образованы однокоренные слова,  с помощью какой части слова. (во время словарной работы четыре ученика получают индивидуальные задания на карточках, в которых предлагается выполнить разбор слов по составу)

(2 слайд, по щелчку появляются словосочетания, по второму и т. д. появляются пропущенные орфограммы)

2. Подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, выводящая на формулирование темы урока.)

 – что такое суффикс?

– где он находится в слове? – для чего он служит?



Сформулируйте тему урока

- Чем мы будем заниматься на уроке?




1.Фронтальная работа.   Работа по учебнику

    упр.196. (3 слайд, по щелчку)

Учащимся предлагается образовать и записать слова с корнями: -кот-, -крот-,

-слон- с помощью суффиксов -ик-, -ищ-

-ёнок- и разобрать по составу. (работа выполняется по рядам) в тетради и на доске.

- сравните слова с суффиксом –ик- со словами

имеющими суффикс –ищ-.

- Чем они отличаются?

- Какое значение несёт суффикс –ик-, какое суффикс –ищ-, -ёнок- ?

- как вы думаете, как пишутся данные суффиксы в других словах?

- какое несут значение?

2. Групповая работа.

Упр. 197. (4 слайд, по щелчку)

- Прочитайте отрывок из русской народной песенки.

- Какие слова звучат нежно, ласково? Прочитайте их.

 В группе сравните слова: корова и коровушка, Бурёнка и Бурёнушка. -Чем они отличаются? Назовите суффиксы. Какое значение

несёт суффикс –ушк-?

Какие ещё суффиксы вы увидели в словах?

(если ученики не называют суффиксы –ён-, -к-, учитель помогает их найти)

- От какого слова образовалось слово Бурёнка? (бурая) – с помощью какого суффикса? (-ён-) Найдите этот суффикс в слове Бурёнушка. Какой суффикс ещё мы видим в слове Бурёнка? (суффикс –к-)

-Сколько может быть суффиксов в слове?.

-Как пишутся одинаковые суффиксы в других словах?

-Сделайте вывод.

Проверка по эталону.

(4 слайд, по щелчку)

3. Запись под диктовку.

(5 слайд пустой) Объяснение орфограмм. (предупредительный диктант) Учитель предлагает одному ученику объяснить правописание слов с изученными орфограммами, предупреждая допуск ошибок.

4. Самостоятельная работа.

Учитель предлагает выполнить разбор слов по вариантам.

Проверка по эталону.

(6 слайд, по щелчку)







1. Обобщение

- Назовите, какие части слова вы знаете?

- Почему корень главная часть слова?

- С помощью каких частей слова образуются новые слова?

- Для чего служит окончание?



2. Работа в парах

(7 слайд, по щелчку)

Игра «Путаница»

Помогите всем частям слова найти свои места.

Проверка по эталону.

(7 слайд, по щелчку)

Учитель объявляет оценки за урок.













Упражнение № 198.





Настрой учащихся на рабочий лад.






- Это суффиксы.

Записывают суффиксы на одной строке.








Записывают в тетради словосочетания: черёмуховый аромат, абрикосовое варенье, картинная галерея, лимонная кислота. Объясняют, проговаривают орфограммы.

Называют суффиксы, с помощью которых образованы однокоренные слова. Определяют место суффикса в слове и его назначение. Делают вывод о том, как пишутся одинаковые суффиксы во всех словах.




















Учащиеся формулируют тему и цели урока: «Развитие умения находить в слове суффикс».

-Будем находить суффиксы в словах и образовывать новые слова с помощью суффиксов.


Учащиеся  каждого ряда образовывают слова с предложенными корнями и суффиксами, разбирают полученные слова по составу. У доски работают ученики из каждого ряда.

I ряд – котик, котище, еотёнок;

II ряд – кротик, кротище; кротёнок;

III ряд – слоник, слонище, слонёнок.




Слова с суффиксом –ик- обозначают маленькие предметы, а слова с суффиксом –ищ- обозначают большие (огромные) предметы, -ёнок- - детёнышей животных.




- во всех словах суффиксы пишутся одинаково и несут определённое смысловое значение.





Учащиеся знакомятся с заданием и текстом упражнения. Выразительно читают отрывок из текста. Отвечают на вопросы по заданию. Работают в группе, сравнивают слова и находят отличие. Называют суффиксы: -ушк-,

-ён-, -к-, определяют смысловое значение суффикса -ушк- (ласковое, нежное)
































Учащиеся записывают предложение. (На лесных полянках появились первые подснежники.)










Учащиеся выполняют разбор слов  по составу:

1вариант – подснежник,

2 вариант – лесной.

Ученики проверяют по эталону.









Ученики отвечают на вопросы

Корень, приставка, суффикс, окончание.

В корне заключён главный смысл

слова.

Новые слова образуются с помощью приставки и суффикса.

Для связи слов в предложении.

Ребята составляют слова из частей слов, которые перепутали свои места:

Клеспрои (пролески)

Прискморий (приморский)

Ушкизба (избушка)

Проверяют по эталону.

Тема урока: Развитие умения находить в слове суффикс.

Цели: продолжать наблюдение над ролью суффиксов в словах, развивать умение находить в словах суффикс, формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к живому слову.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация,

                               карточки для индивидуальной работы,

                               карточки для работы в паре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу.

Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "ШКОЛА 2100" по теме "Развитие  умения находить в слове основу и окончание"...

Развитие умения находить в словах суффиксы

Цель: развитие умение образовывать новые слова, понимание их значения. Обогащение словарного запаса детей с помощью словообразования, обучение правильному сочетанию слов в словосочетаниях....

урок русского языка 1 класс "развитие умения находить однокоренные слова, выделять корень

технологическая карта  к уроку по программе "Школа 2100" Урок-сказка "Путешествие с Русалочкой"...

урок русского языка "Развитие умения распознавать в словах суффиксы"

Мастер - класс для коллег по русскому языку. Коллеги выполняли роль учеников....

Урок русского языка в 1 классе. "Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень". ОС "Школа 2100"

Цель:- развитие умения находить корень слова, подбирать и группировать однокоренные слова.- развитие умений чтения и понимания текста (вычитывание фактуальной информации).Оборудование: учебник, тетрад...

Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.

Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...