Развитие умения находить в словах суффикс.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
На уроке используется групповая работа, работа в парах. Учащиеся делают вывод о том, что с помощью суффиксов образуются новые слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_bklass_russkiy_microsoft_word_2.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I Организационный момент Регулятивные учебные действия –выбор цели деятельности. II Чистописание Коммуникативные – извлечение информации, данной в неявном виде. III Словарная работа Познавательные – извлечение информации, использование приёма работы с правилом, логические выводы. IV Формулирование темы и цели урока Регулятивные – выбор цели, действие по плану V Развитие умений – применение нового знания Коммуникативные – ведение диалога, формулировка высказываний, развитие орфоэпических навыков, работа по количественному и качественному обогащению словарного запаса, развитие грамматического строя речи, развитие связной и письменной речи. Познавательные – извлечение информации, использование выразительного чтения, логические выводы. VI Итог урока Регулятивные – Осознание практической значимости приобретённых знаний VII Рефлексия Регулятивные – анализ Собственной деятельности на уроке. VIII Домашнее задание Нацеливание на самостоятельное выполнение домашнего задания, применение полученных на уроке знаний. | Организация класса для работы на уроке. (1 слайд, по щелчку) Образец на доске и в тетрадях. - ушк-, -ик-, -ёнок-, -ищ- - Напишите соединения букв. - Что вы замечаете? Что общего у этих написаний? 1.Предлагает учащимся записать словосочетания, вставить пропущенные орфограммы, определить от каких словарных слов образованы однокоренные слова, с помощью какой части слова. (во время словарной работы четыре ученика получают индивидуальные задания на карточках, в которых предлагается выполнить разбор слов по составу) (2 слайд, по щелчку появляются словосочетания, по второму и т. д. появляются пропущенные орфограммы) 2. Подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, выводящая на формулирование темы урока.) – что такое суффикс? – где он находится в слове? – для чего он служит? Сформулируйте тему урока - Чем мы будем заниматься на уроке? 1.Фронтальная работа. Работа по учебнику упр.196. (3 слайд, по щелчку) Учащимся предлагается образовать и записать слова с корнями: -кот-, -крот-, -слон- с помощью суффиксов -ик-, -ищ- -ёнок- и разобрать по составу. (работа выполняется по рядам) в тетради и на доске. - сравните слова с суффиксом –ик- со словами имеющими суффикс –ищ-. - Чем они отличаются? - Какое значение несёт суффикс –ик-, какое суффикс –ищ-, -ёнок- ? - как вы думаете, как пишутся данные суффиксы в других словах? - какое несут значение? 2. Групповая работа. Упр. 197. (4 слайд, по щелчку) - Прочитайте отрывок из русской народной песенки. - Какие слова звучат нежно, ласково? Прочитайте их. В группе сравните слова: корова и коровушка, Бурёнка и Бурёнушка. -Чем они отличаются? Назовите суффиксы. Какое значение несёт суффикс –ушк-? Какие ещё суффиксы вы увидели в словах? (если ученики не называют суффиксы –ён-, -к-, учитель помогает их найти) - От какого слова образовалось слово Бурёнка? (бурая) – с помощью какого суффикса? (-ён-) Найдите этот суффикс в слове Бурёнушка. Какой суффикс ещё мы видим в слове Бурёнка? (суффикс –к-) -Сколько может быть суффиксов в слове?. -Как пишутся одинаковые суффиксы в других словах? -Сделайте вывод. Проверка по эталону. (4 слайд, по щелчку) 3. Запись под диктовку. (5 слайд пустой) Объяснение орфограмм. (предупредительный диктант) Учитель предлагает одному ученику объяснить правописание слов с изученными орфограммами, предупреждая допуск ошибок. 4. Самостоятельная работа. Учитель предлагает выполнить разбор слов по вариантам. Проверка по эталону. (6 слайд, по щелчку) 1. Обобщение - Назовите, какие части слова вы знаете? - Почему корень главная часть слова? - С помощью каких частей слова образуются новые слова? - Для чего служит окончание? 2. Работа в парах (7 слайд, по щелчку) Игра «Путаница» Помогите всем частям слова найти свои места. Проверка по эталону. (7 слайд, по щелчку) Учитель объявляет оценки за урок. Упражнение № 198. | Настрой учащихся на рабочий лад. - Это суффиксы. Записывают суффиксы на одной строке. Записывают в тетради словосочетания: черёмуховый аромат, абрикосовое варенье, картинная галерея, лимонная кислота. Объясняют, проговаривают орфограммы. Называют суффиксы, с помощью которых образованы однокоренные слова. Определяют место суффикса в слове и его назначение. Делают вывод о том, как пишутся одинаковые суффиксы во всех словах. Учащиеся формулируют тему и цели урока: «Развитие умения находить в слове суффикс». -Будем находить суффиксы в словах и образовывать новые слова с помощью суффиксов. Учащиеся каждого ряда образовывают слова с предложенными корнями и суффиксами, разбирают полученные слова по составу. У доски работают ученики из каждого ряда. I ряд – котик, котище, еотёнок; II ряд – кротик, кротище; кротёнок; III ряд – слоник, слонище, слонёнок. Слова с суффиксом –ик- обозначают маленькие предметы, а слова с суффиксом –ищ- обозначают большие (огромные) предметы, -ёнок- - детёнышей животных. - во всех словах суффиксы пишутся одинаково и несут определённое смысловое значение. Учащиеся знакомятся с заданием и текстом упражнения. Выразительно читают отрывок из текста. Отвечают на вопросы по заданию. Работают в группе, сравнивают слова и находят отличие. Называют суффиксы: -ушк-, -ён-, -к-, определяют смысловое значение суффикса -ушк- (ласковое, нежное) Учащиеся записывают предложение. (На лесных полянках появились первые подснежники.) Учащиеся выполняют разбор слов по составу: 1вариант – подснежник, 2 вариант – лесной. Ученики проверяют по эталону. Ученики отвечают на вопросы Корень, приставка, суффикс, окончание. В корне заключён главный смысл слова. Новые слова образуются с помощью приставки и суффикса. Для связи слов в предложении. Ребята составляют слова из частей слов, которые перепутали свои места: Клеспрои (пролески) Прискморий (приморский) Ушкизба (избушка) Проверяют по эталону. |
Тема урока: Развитие умения находить в слове суффикс.
Цели: продолжать наблюдение над ролью суффиксов в словах, развивать умение находить в словах суффикс, формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к живому слову.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация,
карточки для индивидуальной работы,
карточки для работы в паре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу.
Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "ШКОЛА 2100" по теме "Развитие умения находить в слове основу и окончание"...
Развитие умения находить в словах суффиксы
Цель: развитие умение образовывать новые слова, понимание их значения. Обогащение словарного запаса детей с помощью словообразования, обучение правильному сочетанию слов в словосочетаниях....
урок русского языка 1 класс "развитие умения находить однокоренные слова, выделять корень
технологическая карта к уроку по программе "Школа 2100" Урок-сказка "Путешествие с Русалочкой"...
урок русского языка "Развитие умения распознавать в словах суффиксы"
Мастер - класс для коллег по русскому языку. Коллеги выполняли роль учеников....
Урок русского языка в 1 классе. "Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень". ОС "Школа 2100"
Цель:- развитие умения находить корень слова, подбирать и группировать однокоренные слова.- развитие умений чтения и понимания текста (вычитывание фактуальной информации).Оборудование: учебник, тетрад...
Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.
Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу
Цель: развивать умение находить в слове основу и окончание....