Урок русского языка в 3 классе по теме " Сложные слова" .УМК " Школа 2100 "
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Введение ФГОС предъявляет новые требования к преподаванию и заставляет по-новому взглянуть на современные педагогические технологии и их использование. Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Сложные слова» (3 класс. УМК: «Школа 2100») представлен в рамках опыта внедрения ФГОС в начальной школе, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 33.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе по программе « Школа 2100 »
Тема урока: Сложные слова
Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию темы: «Сложные слова»
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта;
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в парах,
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитиеречи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
- Учебник: «Русский язык» 3 класс, под ред.Бунеевых
- Интерактивная доска
Этап урока | Цель | Содержание взаимодействия с учащимися | Методы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Так начнём урок, друзья! | – | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.
| Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | -Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. Что такое путешествие?( Поездка, путь , дорога) -Как называют человека, который путешествует?( путешественник) На доске открываем слово Путешественник – Какое задание можно предложить выполнить с этим словом? (Выделить корень, подобрать родственные однокоренные слова) -Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.( Мы будем учиться узнавать , образовывать и грамотно писать сложные слова) | Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "сложные слова", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока | Записывают на доске, выделяют корень, производят взаимооценку. сравнивают Объясняют, почему в данном слове два корня . Формулируют тему и задачу урока | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Работа над темой. | Подведение детей к самостоятельному выводу | _Итак, отправляемся в путешествие в страну Сложных слов. По пути нас ждёт несколько остановок. Ну, а на чём мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку: Летит птица-небылица А внутри народ сидит, Меж собою говорит. (самолёт) -Запишите это слово. Как вы думаете, как оно образовалось? Выделите корень. -Пока мы летим, подумайте: Отправляясь в путешествие, я взяла с собой вещи, которые могут нам понадобиться в пути. Запишите, как называются эти вещи: 1 вариант-Как называется карта, которая будет вести нас по намеченному пути? (путеводная) 1 вариант-Как называется аппарат для фотографирования? (фотоаппарат) -Выделите корни в словах, объясните, ка они образовались. | Наблюдение, работа со словами у доски и в тетрадях | Организует подводящий диалог, уточняет правило образования сложных слов | Записывают сложные слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Проверка понимания способа действия. | -Первая остановка. Мы попали на остров « Загадок». Только верно выполнив все задания, мы сможем двигаться дальше. 1)Он охотно пыль вдыхает, Не болеет, не чихает.(пылесос) 2)Верх-дыра, низ- дыра, А посередине огонь и вода.(самовар) От каких основ образовались эти слова? Выделите корни. -Прочитайте предложение на доске: В Тулу со своим самоваром не ездят. -Что вы прочитали? Как вы понимаете эту пословицу? ( С собой не берут того, чего много там, куда едут, чем славится то место, куда едут) -Найдите сложное слово и объясните письменно, как оно образовано. -А следующее предложение попробуйте прочитать быстро. Кашевар кашу варил, подваривал, да недоварил. -Что прочитали? Почему так называется?( Надо говорить быстро, скоро) -Запишите это слово и выделите корень. А кто заметил сложное слово в самой скороговорке? Запишите его, выделите в нём корень. Найдите в этом предложении однокоренные слова, выпишите их, докажите, что они являются однокоренными. Вы справились со всеми заданиями, пора отправляться в путь. | Доказатель-ство | Дает образец короткого доказательства | Объясняют написания слов, выделяют корень,делают выводы. | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. | |
Физминутка | Релаксация | От зелёного причала Оттолкнулся теплоход, Раз, два, Он шагнул назад сначала, Раз, два, А потом шагнул вперёд, Раз, два, И поплыл, поплыл по речке, Набирая полный ход. | Выполняют упражнения для разгрузки | Коммуникативные: - умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. | ||
Первичное закрепление нового материала | Развитие умения распознавать и образовывать сложные слова, | - Ребята, какое сложное слово вы услышали? Кто догадался, на чём мы дальше продолжим путь?( на теплоходе) -Запишите это слово, выделите корни, объясните как оно образовалось. -Наша следующая остановка на острове «Загадочных животных» -Посмотрите, кто это нас встречает? Носорог, утконос, горихвостка. -Как образовались эти слова? -Работа с упр.122 -Пора двигаться дальше. Но что это? На море поднялся шторм и перепутал все слова. Давайте попробуем их восстановить. -Работа в группах. 1 группа: тепло косить сено провод везде отвод гром ход 2 группа: звезда рубить мясо падать лёд лазить вода колоть 3 группа: дым водить пчела ходить лес возить молоко рубить -Проверим, какие получились слова. Достаточно ли вам было только двух основ, чтобы появилось новое слово? Как вы решили эту проблему? Как соединяли два корня в сложных словах? ( с помощью гласных о и е) -Как можно назвать эти гласные? ( соединительные) -Проанализируйте слова, которые вы сегодня писали и попробуйте сделать вывод- в каких случаях мы пишем о, а в каких е . ( После твёрдых согласных пишем о , а после мягких- е. | Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль, работа по учебнику, работа в группах | Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями | По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Произво-дят взаимо-проверку, рефлек-сию | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; делегировать полномочия, - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Самопроверка | Молодцы. А впереди нас ждёт последняя остановка на острове «Грамотности» На карточках пары слов, сходных по написанию. Здесь есть и простые слова, и сложные. В чём вы видите свою задачу? ( определить, где сложные слова и доказать, что они сложные) Прохожий-пешеход Хоровой- хоровод Языкастый- языковед | Работа в парах, взаимопровер- ка, взаимооценка | Раздаёт карточки со словами | Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, выделяют корни, подчёркивают соединительные гласные | Коммуникативные: - умение работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. | |
Подведение итогов | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | - Ребята, кто такой языковед? Какими качествами он должен обладать? (Красивой, грамотной речью, красноречием) -Как настоящие языковеды, попробуйте ответить на вопросы, вставляя недостающие слова. 1.Слова, у которых два корня называются… 2.В сложных словах есть соединительные гласные… 3.После твёрдых согласных пишется соединительная гласная… 4. После мягких согласных пишется соединительная гласная… | Рефлексия, контроль | Задает вопросы | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения | Регулятивные: - контроль с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. |
Заключительный этап и рефлексия. КОД (контрольно-оценочная деятельность) | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | -Какие цели мы ставили в начале урока? - Достигли мы этих целей? - Какие слова называются сложными? - Как выделяют корни в сложных словах? - Какое задание было самым интересным? - Какое задание было трудным? - Оцените свою работу на уроке. | Рефлексия, КОД | Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроки русского языка | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 4 класс "Образование сложных слов"
Урок - исследования нового материала. Обучающие работают в группах, выполняя различные задания под руководством учителя....
Урок русского языка 3 класс тема: "Сложные слова".
Технологическая карта....
Методическая разработка урока русского языка "Знакомство с понятием "сложные слова" (3 класс)
Методическая разработка урока русского языка "Знакомство с понятием "сложные слова" (3 класс)....
Урок русского языка по теме: "Образование сложных слов" 3 класс
Урок русского языка в 3 классе«Образование сложных слов»...
Конспект урока по русскому языку 4 класс.Тема "Сложные слова.Обобщение по теме"
Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема " Сложные слова.Обобщение по теме"...
Урок русского языка по теме "Правописание сложных слов"
Урок проводится в 3 классе по программе "Школа России", по учебнику "Русский язык" Канакина. Данный урок последний в изучаемом разделе "Сложные слова". На данном уроке ис...
Конспект урока русского языка 4 класс. Тема: "Сложные слова"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Простые и сложные предложения» Цели деятельности учителя: Формирование представления о простых и сложных предложениях; развитие умения различать про...