Урок русского языка в 3 классе по теме " Сложные слова" .УМК " Школа 2100 "
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Королькова Лариса Михайловна

Введение ФГОС предъявляет новые требования к преподаванию  и заставляет по-новому взглянуть на современные педагогические технологии и их использование. Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Сложные  слова» (3 класс. УМК: «Школа 2100») представлен в рамках опыта внедрения ФГОС в начальной школе,  как  современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающегося. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 3 классе по программе « Школа 2100 »

Тема урока: Сложные слова

Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию  темы: «Сложные слова»

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения работать с информацией;
  • развитие умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта;
  • развитие умения использовать различные способы поиска информации;
  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • формирование умения взаимодействовать в парах,
  • формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • развитиеречи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

  • Учебник: «Русский язык» 3 класс, под ред.Бунеевых
  • Интерактивная доска

Этап

урока

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Так начнём урок, друзья!

 –
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.


 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
 Выход на тему урока

 -Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. Что такое путешествие?( Поездка, путь , дорога)

-Как называют человека, который путешествует?( путешественник)

На доске открываем  слово

 Путешественник

– Какое задание можно предложить выполнить с  этим словом? (Выделить корень, подобрать родственные однокоренные слова)
– Какие однокоренные слова вы подобрали?( путь, путник, путевой, шествие, шествовать)
– Какой корень вы выделили? Что интересного заметили?( В слове 2 корня)
– Как же образовалось это слово?(Сложением двух основ)
– Как вы думаете, как можно назвать такие слова? 
(Сложные слова)

-Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.( Мы будем учиться узнавать , образовывать и грамотно писать сложные слова)

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
 

 Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "сложные слова", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
 Указывает объект наблюдения

 Записывают  на доске, выделяют корень, производят взаимооценку. сравнивают Объясняют, почему в данном слове два корня . Формулируют тему и задачу урока

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

 Работа над темой.
 

 Подведение детей к самостоятельному выводу 
 

 _Итак, отправляемся  в путешествие в страну  Сложных слов. По пути нас ждёт несколько остановок. Ну, а на чём мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:

Летит птица-небылица

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит. (самолёт)

-Запишите это слово. Как вы думаете, как оно образовалось? Выделите корень.

-Пока мы летим, подумайте:

Отправляясь в путешествие, я взяла с собой вещи, которые могут нам понадобиться в пути. Запишите, как называются эти вещи:

1 вариант-Как называется карта, которая будет вести нас по намеченному пути? (путеводная)

1 вариант-Как называется аппарат для фотографирования? (фотоаппарат)

-Выделите корни в словах, объясните, ка они образовались.

 Наблюдение, работа со словами у доски и в тетрадях

 Организует подводящий диалог, уточняет правило образования сложных слов
 

Записывают сложные слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод,

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Проверка понимания способа действия.
 

 -Первая остановка. Мы попали на остров « Загадок». Только верно выполнив все задания, мы сможем двигаться дальше.

1)Он охотно пыль вдыхает,

Не болеет, не чихает.(пылесос)

2)Верх-дыра, низ- дыра,

А посередине  огонь и вода.(самовар)

От каких основ образовались эти слова? Выделите корни.

-Прочитайте предложение на доске:

В Тулу со своим самоваром не ездят.

-Что вы прочитали? Как  вы понимаете эту пословицу? ( С собой не берут того, чего много там, куда едут, чем славится то место, куда едут)

-Найдите сложное слово и объясните письменно, как оно образовано.

-А следующее предложение попробуйте прочитать быстро.

Кашевар кашу варил, подваривал, да недоварил.

-Что прочитали? Почему так называется?( Надо говорить быстро, скоро)

-Запишите это слово и выделите корень. А кто заметил сложное слово в  самой скороговорке? Запишите его, выделите  в нём корень. Найдите в этом предложении однокоренные слова, выпишите их, докажите, что они являются однокоренными.

Вы справились со всеми заданиями, пора отправляться в путь.

 Доказатель-ство
 

 Дает образец короткого доказательства
 

 Объясняют написания слов, выделяют корень,делают выводы.
 

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

Физминутка

Релаксация

От зелёного причала

Оттолкнулся теплоход,

Раз, два,

Он шагнул назад сначала,

Раз, два,

А потом шагнул вперёд,

Раз, два,

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

Выполняют упражнения для разгрузки

Коммуникативные:

- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

 Первичное закрепление нового материала
 

 Развитие умения распознавать и образовывать  сложные слова, 
 

  -  Ребята, какое сложное слово вы услышали? Кто догадался, на чём мы дальше продолжим путь?( на теплоходе)

-Запишите это слово, выделите корни, объясните как оно образовалось.

-Наша следующая остановка на острове «Загадочных животных»

-Посмотрите, кто это нас встречает?

Носорог, утконос, горихвостка.

-Как образовались эти слова?

-Работа с упр.122

-Пора двигаться дальше. Но что это? На море поднялся шторм и перепутал все слова. Давайте попробуем их восстановить.

-Работа в группах.

1 группа:

тепло     косить

сено       провод

везде     отвод

гром       ход

2 группа:

звезда    рубить

мясо       падать

лёд         лазить

вода       колоть

3 группа:

 дым      водить

пчела     ходить

лес          возить

молоко   рубить

-Проверим, какие получились слова. Достаточно ли вам было только двух основ, чтобы появилось новое слово? Как вы решили эту проблему? Как соединяли два корня в сложных словах? ( с помощью гласных  о и е)

-Как можно назвать эти гласные? ( соединительные)

-Проанализируйте слова, которые вы сегодня писали и попробуйте сделать вывод- в каких случаях мы пишем о, а в каких е . ( После твёрдых согласных пишем о , а после

мягких- е.

Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль, работа по учебнику, работа в  группах
 

 Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
 

По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Произво-дят взаимо-проверку, рефлек-сию

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; делегировать полномочия,

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Самопроверка
 

 Молодцы. А впереди нас ждёт последняя остановка на острове «Грамотности»

На карточках пары слов, сходных по написанию. Здесь есть и простые слова, и сложные. В чём вы  видите свою задачу? ( определить, где сложные слова и доказать, что они сложные)

Прохожий-пешеход

Хоровой- хоровод

Языкастый- языковед

 Работа в парах, взаимопровер-

ка, взаимооценка
 

 Раздаёт карточки со словами
 

 Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, выделяют корни, подчёркивают соединительные гласные

Коммуникативные:

 - умение работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

 Подведение итогов
 

 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

 - Ребята, кто такой языковед? Какими качествами он должен обладать? (Красивой, грамотной речью, красноречием)

-Как настоящие языковеды, попробуйте ответить на вопросы, вставляя недостающие слова.
 

1.Слова, у которых два корня называются…

2.В сложных словах есть соединительные гласные…

3.После твёрдых согласных пишется соединительная гласная…

4. После мягких  согласных пишется соединительная гласная…

 Рефлексия, контроль
 

 Задает вопросы 
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки
 

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
 

Регулятивные:

 - контроль с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Заключительный этап и рефлексия.

КОД (контрольно-оценочная деятельность)

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

-Какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли мы этих целей?

- Какие слова называются сложными?

- Как выделяют корни в сложных словах?

- Какое задание было самым интересным?

- Какое задание было трудным?

- Оцените свою работу на уроке.    

Рефлексия, КОД

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс "Образование сложных слов"

Урок - исследования нового материала. Обучающие работают в группах, выполняя  различные задания под руководством учителя....

Методическая разработка урока русского языка "Знакомство с понятием "сложные слова" (3 класс)

Методическая разработка урока русского языка "Знакомство с понятием "сложные слова" (3 класс)....

Урок русского языка по теме: "Образование сложных слов" 3 класс

Урок русского языка    в 3  классе«Образование  сложных слов»...

Конспект урока по русскому языку 4 класс.Тема "Сложные слова.Обобщение по теме"

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема " Сложные слова.Обобщение по теме"...

Урок русского языка по теме "Правописание сложных слов"

Урок проводится в 3 классе по программе "Школа России", по учебнику "Русский язык" Канакина. Данный урок последний в изучаемом разделе "Сложные слова". На данном уроке ис...

Конспект урока русского языка 4 класс. Тема: "Сложные слова"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Простые и сложные предложения» Цели деятельности учителя: Формирование представления о простых и сложных предложениях; развитие умения различать про...