Урок русского языка по теме: "Образование сложных слов" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Палченкова Виктория Вениаминовна

Урок русского языка    в 3  классе

«Образование  сложных слов» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка    в 3  классе

«Образование  сложных слов»

Цели:  учить образовывать и записывать сложные слова,  используя известные  правила,  работать над лексическим значением слов,   повторить правила написания корней слов,  развивать умение видеть орфограмму в слове и подбирать проверочные слова, воспитывать чувство взаимопомощи, интерес к языку, слову.

Ход урока:

1. Минутка чистописания (выполняется в спец. тетрадях)

2. Словарный диктант:

запись слов под диктовку с графическим выделением орфограмм:

Лимон, чувство, через, самолёт, вокзал, хоккей, праздник, назад, потом, пассажир, характер, абрикос, командир, будто, как будто.  

- Какое слово можно выделить из всех?

- Почему? (самолёт, сложное слово).

- Докажите.

3. Сообщение темы и целей урока:

-  Сегодня   мы продолжим работу по теме «Сложные слова»  и будем учиться сами  образовывать сложные слова, правильно записывать их и обозначать орфограмму.

- Но прежде вспомним, что уже знаем о сложных словах.

  Поиграем в игру  «Подскажи словечко»

· Слова, у которых два корня, называются ____________ (сложными)

· В сложных словах есть соединительные гласные _____________ (о, е)

· После твердых согласных пишется соединительная гласная ________(о)

· После мягких согласных пишется соединительная гласная _________(е)

· После букв Ж и Ш пишется ____________ (е)

Запишите два сложных слова с разной соединительной гласной.

Подчеркните орфограмму.

Проверка:  

- Обменяйтесь листочками и проверьте работу товарища.

- С чем не согласны? Где возникли разногласия?

Какое правило помогало нам в этой работе?

Ст. 89 учебник (на доске схема).

4. Упражнения в образовании сложных слов

Учебник  авторов Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева: ст. 91 упр. 128  

· Прочитайте первую пару слов.

· Назовите корни в этих словах.

· Образуйте сложное слово.  Что вы сделали?  (поменяли корни местами)

· Какую соединительную гласную пишем? Почему?

· Запишите слово, назовите и объясните орфограммы

 (листопад, первоклассник,  ледокол, пылесос, мухомор, лесоруб.)

5. Устная работа:

 Узнай слово по описанию:

· Шуруп, который сам нарезает резьбу (саморез). 

· Русская народная коллективная игра – пляска (хоровод).

· Лес, поваленный бурей (бурелом). 

· Огнестрельное оружие (пулемёт).

· Судно, приводимое в движение паровым двигателем (пароход). 

- Запишите слова самостоятельно, выделите корень и орфограмму.

Саморез, хоровод, бурелом, пулемёт.

6. Играем в игру «Перекрёсток».

Ст. 92 упр. 131 (при помощи карандаша нужно образовать сложные слова)

Самолёт, самовар, самокат, самолюбие, самоделкин.

Что общего в этих словах? Что они обозначают?

Запишите слова: самокат, самоделкин, самолюбие.

Ст. 92 упр. 132

Какой общий корень будет в этих словах?  (ВОЗ)

Подберите сложные слова с этим корнем.

Объясните, что они обозначают.

После устного разбора самостоятельная запись в тетрадь.

Паровоз, водовоз, тепловоз, электровоз, бензовоз, молоковоз…….

Каким общим признаком объединены все эти слова? (транспорт)

7. Развитие речи:  

- С любыми двумя словами составьте предложение.

( Выслушиваются высказывания детей)

Запись предложения под диктовку учителя  с комментированием (один  ученик записывает предложение на доске и вслух комментирует написание слов):

Легкий снегоход скользит по белому полю.

Разбор предложения по членам предложения и частям речи.

8. Закрепление.

Послушайте об одном очень интересном факте.

Накануне извержения вулкана в Индонезии начинает цвести королевская примула. Это цветок землетрясения.

- Какое сложное слово вы услышали? Назовите все орфограммы в этом слове, подберите проверочные слова.

Запись в тетради: Королевская примула - цветок землетрясения.

9. Самостоятельная работа с коллективной проверкой.

Ст.91 упр. 130

- Какие сложные слова называют людей по их профессии?

- На какой вопрос отвечают все эти слова?

- Найдите среди этих слов лишние.

- Почему они лишние?

Лишние слова: самосвал, броненосец.

А один мальчик - фантазёр придумал себе интересную «профессию».

Ст. 93 упр. 134 Послушайте стихотворение и назовите эту профессию.

Как у него получилось новое сложное слово?

На какое слово оно похоже?

 10. Итог урока.

- Что нового о сложных словах вы узнали?

- Как можно образовать сложное слово?

- Кому сегодня было легко и интересно на уроке?

- А кто испытывал затруднение?

Даже если у вас сегодня не всё получилось, не беда, мы вместе сумеем преодолеть любые трудности, а домашним заданием будет стр. 97,  упр. 3 игра «Угадай словечко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе. Сложные слова.

Урок русского языка в 3 классе по образовательной программе «Планета знаний» Учителя Волковой Н.В. МАОУ «СОШ №50 с углублённым изучением английского языка», г.Пермь Тема: «Сложные слов...

Конспект урока русского языка 4 класс "Образование сложных слов"

Урок - исследования нового материала. Обучающие работают в группах, выполняя  различные задания под руководством учителя....

Урок русского языка ОС Школа 2100 "Сложные слова ",презентация

Урок обобщения по теме сложные слова с использованием НКТ...

Урок русского языка ОС Школа 2100 "Сложные слова ",презентация

Урок обобщения по теме сложные слова с использованием НКТ...

Урок русского языка в 3 классе. «Сложные слова. Учимся писать слова с двумя корнями»

Конспект урока русского языка с использованием универсальных учебных действий...

Урок русского языка по теме :«Образование сложных слов».

Урок русского языка по теме :«Образование сложных слов»....