Урок русского языка по теме: "Образование сложных слов" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе
«Образование сложных слов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
«Образование сложных слов»
Цели: учить образовывать и записывать сложные слова, используя известные правила, работать над лексическим значением слов, повторить правила написания корней слов, развивать умение видеть орфограмму в слове и подбирать проверочные слова, воспитывать чувство взаимопомощи, интерес к языку, слову.
Ход урока:
1. Минутка чистописания (выполняется в спец. тетрадях)
2. Словарный диктант:
запись слов под диктовку с графическим выделением орфограмм:
Лимон, чувство, через, самолёт, вокзал, хоккей, праздник, назад, потом, пассажир, характер, абрикос, командир, будто, как будто.
- Какое слово можно выделить из всех?
- Почему? (самолёт, сложное слово).
- Докажите.
3. Сообщение темы и целей урока:
- Сегодня мы продолжим работу по теме «Сложные слова» и будем учиться сами образовывать сложные слова, правильно записывать их и обозначать орфограмму.
- Но прежде вспомним, что уже знаем о сложных словах.
Поиграем в игру «Подскажи словечко»
· Слова, у которых два корня, называются ____________ (сложными)
· В сложных словах есть соединительные гласные _____________ (о, е)
· После твердых согласных пишется соединительная гласная ________(о)
· После мягких согласных пишется соединительная гласная _________(е)
· После букв Ж и Ш пишется ____________ (е)
Запишите два сложных слова с разной соединительной гласной.
Подчеркните орфограмму.
Проверка:
- Обменяйтесь листочками и проверьте работу товарища.
- С чем не согласны? Где возникли разногласия?
Какое правило помогало нам в этой работе?
Ст. 89 учебник (на доске схема).
4. Упражнения в образовании сложных слов
Учебник авторов Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева: ст. 91 упр. 128
· Прочитайте первую пару слов.
· Назовите корни в этих словах.
· Образуйте сложное слово. Что вы сделали? (поменяли корни местами)
· Какую соединительную гласную пишем? Почему?
· Запишите слово, назовите и объясните орфограммы
(листопад, первоклассник, ледокол, пылесос, мухомор, лесоруб.)
5. Устная работа:
Узнай слово по описанию:
· Шуруп, который сам нарезает резьбу (саморез).
· Русская народная коллективная игра – пляска (хоровод).
· Лес, поваленный бурей (бурелом).
· Огнестрельное оружие (пулемёт).
· Судно, приводимое в движение паровым двигателем (пароход).
- Запишите слова самостоятельно, выделите корень и орфограмму.
Саморез, хоровод, бурелом, пулемёт.
6. Играем в игру «Перекрёсток».
Ст. 92 упр. 131 (при помощи карандаша нужно образовать сложные слова)
Самолёт, самовар, самокат, самолюбие, самоделкин.
Что общего в этих словах? Что они обозначают?
Запишите слова: самокат, самоделкин, самолюбие.
Ст. 92 упр. 132
Какой общий корень будет в этих словах? (ВОЗ)
Подберите сложные слова с этим корнем.
Объясните, что они обозначают.
После устного разбора самостоятельная запись в тетрадь.
Паровоз, водовоз, тепловоз, электровоз, бензовоз, молоковоз…….
Каким общим признаком объединены все эти слова? (транспорт)
7. Развитие речи:
- С любыми двумя словами составьте предложение.
( Выслушиваются высказывания детей)
Запись предложения под диктовку учителя с комментированием (один ученик записывает предложение на доске и вслух комментирует написание слов):
Легкий снегоход скользит по белому полю.
Разбор предложения по членам предложения и частям речи.
8. Закрепление.
Послушайте об одном очень интересном факте.
Накануне извержения вулкана в Индонезии начинает цвести королевская примула. Это цветок землетрясения.
- Какое сложное слово вы услышали? Назовите все орфограммы в этом слове, подберите проверочные слова.
Запись в тетради: Королевская примула - цветок землетрясения.
9. Самостоятельная работа с коллективной проверкой.
Ст.91 упр. 130
- Какие сложные слова называют людей по их профессии?
- На какой вопрос отвечают все эти слова?
- Найдите среди этих слов лишние.
- Почему они лишние?
Лишние слова: самосвал, броненосец.
А один мальчик - фантазёр придумал себе интересную «профессию».
Ст. 93 упр. 134 Послушайте стихотворение и назовите эту профессию.
Как у него получилось новое сложное слово?
На какое слово оно похоже?
10. Итог урока.
- Что нового о сложных словах вы узнали?
- Как можно образовать сложное слово?
- Кому сегодня было легко и интересно на уроке?
- А кто испытывал затруднение?
Даже если у вас сегодня не всё получилось, не беда, мы вместе сумеем преодолеть любые трудности, а домашним заданием будет стр. 97, упр. 3 игра «Угадай словечко».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе. Сложные слова.
Урок русского языка в 3 классе по образовательной программе «Планета знаний» Учителя Волковой Н.В. МАОУ «СОШ №50 с углублённым изучением английского языка», г.Пермь Тема: «Сложные слов...
Конспект урока русского языка 4 класс "Образование сложных слов"
Урок - исследования нового материала. Обучающие работают в группах, выполняя различные задания под руководством учителя....
Урок русского языка ОС Школа 2100 "Сложные слова ",презентация
Урок обобщения по теме сложные слова с использованием НКТ...
Урок русского языка ОС Школа 2100 "Сложные слова ",презентация
Урок обобщения по теме сложные слова с использованием НКТ...
Урок русского языка 3 класс тема: "Сложные слова".
Технологическая карта....
Урок русского языка в 3 классе. «Сложные слова. Учимся писать слова с двумя корнями»
Конспект урока русского языка с использованием универсальных учебных действий...
Урок русского языка по теме :«Образование сложных слов».
Урок русского языка по теме :«Образование сложных слов»....