Урок русского языка по теме "Состав слова" 3 класс
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Валова Юлия Анатольевна

Урок по теме "Состав слова" 3 класс.

Урок разработан для УМК "Школа России". Учебник "Русский язык" 3 класс. Авторы Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.

Тип урока - урок-обобщение.

Урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_slova._valova_yu.a.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Разработка урока русского языка на тему: «Состав слова».

Обобщающий урок

Ф.И.О.                 Валова Юлия Анатольевна

Место работы    МАОУ «СОШ №2» р.п. Крестцы Новгородской обл.

Должность          учитель начальных классов

Предмет               Русский язык

Класс                   3 класс

Учебник              «Русский язык 3 класс» Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.

Цели урока: обобщить изученный материал о составе слова;

                      Формировать умение распознавать части слова;

                      Развивать творческую активность, прививать интерес к            

                      русскому языку.

Оборудование: юла, конверты с заданиями, интерактивная доска.

Ход урока

1 Организационный момент

Уважаемые телезрители, гости и знатоки! Впервые в истории клуба «Что? Где? Когда?» происходит выездная игра: со знатоками играют жители Крестецкой земли.

Так как мы ограничены во времени, игра будет длиться не до 6-ти очков, а до звонка. Клуб вносит изменения в ход игры: при любом положении волчка конверт под красным значком будет разыгран после третьего раунда. И учитывая возраст наших знатоков, время для ответов будет увеличено.

2 Актуализация знаний

Начнем игру с разминки.

- Что такое основа?

- Что такое приставка?

- Что называется окончанием?

- Что такое суффикс?

- Что входит в основу слова?

- Что называется корнем слова?

3 Постановка темы урока

Подумайте и назовите тему нашей игры?(Состав слова)

4 Работа по теме урока

(На столе разложены конверты с заданиями. Задание определяется по положению стрелки волчка).

Конверт №1

«Уважаемые знатоки. С вами играет садовод любитель Сергеев Иван Петрович».

«Уважаемые знатоки! В этом году на моем участке вырос необыкновенный цветок. Образуйте и запишите однокоренные слова, прибавляя приставки».

( Каждому ученику выдается карточка. На ней нарисован цветок. В середине цветка написано САД. На лепестках записаны приставки: по, до, рас, пере, вы, от.)

Конверт №2

«С вами играют поэты Крестецкой земли Борис Николаевич Ефимов и Антонина Тимофеевна Укконен.

« Уважаемые знатоки. Перед вами строчки из наших стихов. Найдите в текстах слова с приставками, выпишите их и выделите приставки».

(Текст стихотворений выводится на интерактивную доску)

  Положи к обелиску цветы-

  У последней солдатской черты.

  Поклонись и цветы положи

  И насильно слезу не держи.

 

  Утро. Солнышко проснулось.

  Проводило взглядом ночь.

  Встало, сладко потянулось,

  Сон и лень прогнало прочь.

Конверт №3

«С вами играет ветеран Великой Отечественной войны Морозов Павел Иванович».

«Уважаемые знатоки. Я давно живу в нашем поселке, очень люблю его и уважаю его жителей. Перед вами слова. Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем поселке. Подберите и запишите к каждому «запрещенному» слову слово- антоним, и пусть они почаще звучат в нашем поселке.

Среди слов, которые вы записали, подчеркните те, которые соответствуют схеме: корень, суффикс, нулевое окончание».

(Текст задания выводится на интерактивную доску)

Злость (доброта)                жестокость (жалость)

Вражда (дружба)               грубость (нежность)

Ненависть (любовь)          жадность (щедрость)

Конверт №4

« С вами играют наши друзья, неоднократно участвовавшие в играх- сотрудники комитета образования Крестецкого района».

«Уважаемые знатоки. Вам предлагается выполнить небольшой тест по теме «Состав слова».

         Тест

1 Что такое корень слова?

  А) вторая часть слова

  Б) общая часть родственных слов, в которой передается их основное значение

  В) ударный слог

  Г) подходящие по смыслу слова

2 Что такое окончание?

  А) изменяемая часть слова

  Б) самая интересная часть слова

  В) незаменимая часть слова

  Г) нулевая часть слова

3 Найди лишнее слово

  А) лентяй

  Б) ленивый

  В) полено

  Г) лень

4 Укажи слово, которое соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, окончание

  А)крылышко

  Б) погрузка

  В) песок

  Г) поход

5 Укажи слово где на является частью корня

  А) напиться

  Б) надежда

  В) наломать

  Г) наземный

( На выполнение теста отводиться 7-10 минут. Тест проверяют в парах. Правильные ответы помещены на доске).

Конверт №5

«С вами играет ученик первого класса Андреев Слава».

«Уважаемые знатоки. Мои родители говорят, что у меня золотые руки. Я очень хорошо умею разбирать все разбирать по частям, а вот собирать пока не получается. Помогите собрать слова из частей, запишите их, разберите по составу».

НИК   СТАКАН   ПОД

А        УШК           КОРМ

А         К           ВЯЗ     ПЕРЕ

Н         ИК         ГРИБ

И       ИК           ЛИСТ

УШК    ЗИМ   А

(Текст задания записан на карточках)

Конверт №6 «Черный ящик»

(В класс вносится черный ящик. Детям загадываются загадки о частях слова. Если загадка разгадана, из ящика достается схема этой части слова.)

Изменяемая часть,

С другим словом держит связь.

Если мы его найдем,

Его в рамочку возьмем.  (окончание)

После корня он стоит, перед окончанием.

Если я его заменю другое слово получу. (суффикс)

Перед корнем стоит эта часть слова.

Слитно пишется она.

И при помощи нее образуются слова. (приставка)

Конверт №7 «Супер- блиц»

(От каждого ряда приглашается 1 ученик.)

«Уважаемые знатоки. Вам нужно разгадать шараду».

 

1 Корень мой находится в цене

 В очерке найди приставку мне

 Суффикс мой в тетрадке вы встречали

 Вся же- в дневнике я и в журнале.   ( оценка)

2 В списке вы мой обнаружите корень

 Суффикс в собрании встретите вскоре

 В слове рассказ вы приставку найдете

 В целом- по мне на уроки пойдете. (расписание)

3 Корень извлечь из начинки не сложно

  Приставка в сосуде хранится надежно

  Суффикс в гудении явно услышим

  Вместе- на темы различные пишем. (сочинение)

На 15 минуте урока проводится физкультминутка.

С при приставкою- присесть.

С по приставкою- подняться.

С под- подпрыгнуть, подмигнуть.

С по приставкой- посмеяться.

С вы- вытягиваем руки.

С о- опустим их опять.

Вот и все настало время

С за- зарядку завершать.

5 Подведение итогов

Награждение орденом совы выигравшей команды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"

Обобщающий урок по русскому языку  по теме: "Русская азбука, или алфавит"...

Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».

Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.

Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...