Урок русского языка по теме "Состав слова" 3 класс
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Урок по теме "Состав слова" 3 класс.
Урок разработан для УМК "Школа России". Учебник "Русский язык" 3 класс. Авторы Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.
Тип урока - урок-обобщение.
Урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_slova._valova_yu.a.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Разработка урока русского языка на тему: «Состав слова».
Обобщающий урок
Ф.И.О. Валова Юлия Анатольевна
Место работы МАОУ «СОШ №2» р.п. Крестцы Новгородской обл.
Должность учитель начальных классов
Предмет Русский язык
Класс 3 класс
Учебник «Русский язык 3 класс» Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.
Цели урока: обобщить изученный материал о составе слова;
Формировать умение распознавать части слова;
Развивать творческую активность, прививать интерес к
русскому языку.
Оборудование: юла, конверты с заданиями, интерактивная доска.
Ход урока
1 Организационный момент
Уважаемые телезрители, гости и знатоки! Впервые в истории клуба «Что? Где? Когда?» происходит выездная игра: со знатоками играют жители Крестецкой земли.
Так как мы ограничены во времени, игра будет длиться не до 6-ти очков, а до звонка. Клуб вносит изменения в ход игры: при любом положении волчка конверт под красным значком будет разыгран после третьего раунда. И учитывая возраст наших знатоков, время для ответов будет увеличено.
2 Актуализация знаний
Начнем игру с разминки.
- Что такое основа?
- Что такое приставка?
- Что называется окончанием?
- Что такое суффикс?
- Что входит в основу слова?
- Что называется корнем слова?
3 Постановка темы урока
Подумайте и назовите тему нашей игры?(Состав слова)
4 Работа по теме урока
(На столе разложены конверты с заданиями. Задание определяется по положению стрелки волчка).
Конверт №1
«Уважаемые знатоки. С вами играет садовод любитель Сергеев Иван Петрович».
«Уважаемые знатоки! В этом году на моем участке вырос необыкновенный цветок. Образуйте и запишите однокоренные слова, прибавляя приставки».
( Каждому ученику выдается карточка. На ней нарисован цветок. В середине цветка написано САД. На лепестках записаны приставки: по, до, рас, пере, вы, от.)
Конверт №2
«С вами играют поэты Крестецкой земли Борис Николаевич Ефимов и Антонина Тимофеевна Укконен.
« Уважаемые знатоки. Перед вами строчки из наших стихов. Найдите в текстах слова с приставками, выпишите их и выделите приставки».
(Текст стихотворений выводится на интерактивную доску)
Положи к обелиску цветы-
У последней солдатской черты.
Поклонись и цветы положи
И насильно слезу не держи.
Утро. Солнышко проснулось.
Проводило взглядом ночь.
Встало, сладко потянулось,
Сон и лень прогнало прочь.
Конверт №3
«С вами играет ветеран Великой Отечественной войны Морозов Павел Иванович».
«Уважаемые знатоки. Я давно живу в нашем поселке, очень люблю его и уважаю его жителей. Перед вами слова. Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем поселке. Подберите и запишите к каждому «запрещенному» слову слово- антоним, и пусть они почаще звучат в нашем поселке.
Среди слов, которые вы записали, подчеркните те, которые соответствуют схеме: корень, суффикс, нулевое окончание».
(Текст задания выводится на интерактивную доску)
Злость (доброта) жестокость (жалость)
Вражда (дружба) грубость (нежность)
Ненависть (любовь) жадность (щедрость)
Конверт №4
« С вами играют наши друзья, неоднократно участвовавшие в играх- сотрудники комитета образования Крестецкого района».
«Уважаемые знатоки. Вам предлагается выполнить небольшой тест по теме «Состав слова».
Тест
1 Что такое корень слова?
А) вторая часть слова
Б) общая часть родственных слов, в которой передается их основное значение
В) ударный слог
Г) подходящие по смыслу слова
2 Что такое окончание?
А) изменяемая часть слова
Б) самая интересная часть слова
В) незаменимая часть слова
Г) нулевая часть слова
3 Найди лишнее слово
А) лентяй
Б) ленивый
В) полено
Г) лень
4 Укажи слово, которое соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, окончание
А)крылышко
Б) погрузка
В) песок
Г) поход
5 Укажи слово где на является частью корня
А) напиться
Б) надежда
В) наломать
Г) наземный
( На выполнение теста отводиться 7-10 минут. Тест проверяют в парах. Правильные ответы помещены на доске).
Конверт №5
«С вами играет ученик первого класса Андреев Слава».
«Уважаемые знатоки. Мои родители говорят, что у меня золотые руки. Я очень хорошо умею разбирать все разбирать по частям, а вот собирать пока не получается. Помогите собрать слова из частей, запишите их, разберите по составу».
НИК СТАКАН ПОД
А УШК КОРМ
А К ВЯЗ ПЕРЕ
Н ИК ГРИБ
И ИК ЛИСТ
УШК ЗИМ А
(Текст задания записан на карточках)
Конверт №6 «Черный ящик»
(В класс вносится черный ящик. Детям загадываются загадки о частях слова. Если загадка разгадана, из ящика достается схема этой части слова.)
Изменяемая часть,
С другим словом держит связь.
Если мы его найдем,
Его в рамочку возьмем. (окончание)
После корня он стоит, перед окончанием.
Если я его заменю другое слово получу. (суффикс)
Перед корнем стоит эта часть слова.
Слитно пишется она.
И при помощи нее образуются слова. (приставка)
Конверт №7 «Супер- блиц»
(От каждого ряда приглашается 1 ученик.)
«Уважаемые знатоки. Вам нужно разгадать шараду».
1 Корень мой находится в цене
В очерке найди приставку мне
Суффикс мой в тетрадке вы встречали
Вся же- в дневнике я и в журнале. ( оценка)
2 В списке вы мой обнаружите корень
Суффикс в собрании встретите вскоре
В слове рассказ вы приставку найдете
В целом- по мне на уроки пойдете. (расписание)
3 Корень извлечь из начинки не сложно
Приставка в сосуде хранится надежно
Суффикс в гудении явно услышим
Вместе- на темы различные пишем. (сочинение)
На 15 минуте урока проводится физкультминутка.
С при приставкою- присесть.
С по приставкою- подняться.
С под- подпрыгнуть, подмигнуть.
С по приставкой- посмеяться.
С вы- вытягиваем руки.
С о- опустим их опять.
Вот и все настало время
С за- зарядку завершать.
5 Подведение итогов
Награждение орденом совы выигравшей команды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4-ом классе по теме «Наречие как части речи» (Развивающая система обучения Л.В.Занкова) Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22» Басырова Г. М
Этот урок знакомит учащихся с существенными признаками наречий и их ролью в нашей речи....
Технологическая карта урока русского языка с презентацией 2 класс по системе Занкова(А. В. Полякова) Тема урока: "Имя существительное"
разработка урока 2 класс по системе Занкова в соответствии с ФГОС...
Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)
Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся...
Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"
Обобщающий урок по русскому языку по теме: "Русская азбука, или алфавит"...
Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».
Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....
План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)
Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...
Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.
Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...