Интегрированный урок в 3 классе "Сложные слова в природе".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Интегрированный урок (русский язык и окружающий мир) в 3 классе "Сложные слова в природе". Дети получат представление о сложных словах и сложении как способе словообразования на примере объектов и явлений окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока "Сложные слова в природе" | 30.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта интегрированного урока. | |
Предмет, класс, программа | Русский язык, 3 класс, развивающая программа Л.В. Занкова. |
Учитель | Журавлёва Анжелика Дмитриевна |
Тема урока | Сложные слова в природе. |
Технология обучения | Технология деятельностного метода. |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Цель урока | Получить представление о сложных словах и сложении как способе словообразования на примерах объектов и явлений окружающего мира. |
Планируемые предметные результаты | Иметь представление об образовании сложных слов и знать способы их образования, условия выбора соединительных гласных в сложных словах; правописание соединительных гласных в сложных словах, владеть навыками морфемного разбора слов. Уметь выделять нужные объекты окружающего мира, знать царства природы, группы животных, явления природы, части растений. |
Метапредметные результаты | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Использование знаково-символических средств представления информации. Овладение навыками смыслового чтения текстов. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, классификации, обобщения. Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
Формы работы | Работа в малых группах, фронтальная. |
Материально-техническое обеспечение | Проектор, интерактивная доска, ноутбук. |
Интеграция | Русский язык, окружающий мир, литературное чтение. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Чтение стихотворения. Про овощи (шутка) Кончаловская Наталья Жил один садовод Он развел огород, Подготовил старательно грядки. Он принес чемодан, Полный разных семян, Но смешались они в беспорядке. Наступила весна, И взошли семена - Садовод любовался на всходы. Утром их поливал, На ночь их укрывал И берег от холодной погоды. Но когда садовод Нас позвал в огород, Мы взглянули и все закричали: - Никогда и нигде, Ни в земле, ни в воде Мы таких овощей не встречали! Показал садовод Нам такой огород, Где на грядках, засеянных густо, Огурбузы росли, Помидыни росли, Редисвекла, чеслук и репуста. Сельдерошек поспел, И моркофель дозрел, Стал уже осыпаться спаржовник. А таких баклачков Да мохнатых стручков Испугался бы каждый садовник. Мы корзину несли, Но решить не могли, Как же быть с овощами такими? То ли жарить их нам, То ли парить их нам?.. Ну и съели их просто сырыми! - Обсудите, что не так? Исправьте ошибки, запишите. | Слушают стихотворение. Обсуждение в группе. Неверное сложение слов. Верно: огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редис, свёкла, чеснок, лук, репа, капуста, сельдерей, горох, морковь, картофель, спаржа, крыжовник, баклажаны, кабачки. |
| Какие части растений мы употребляем в пищу? Запишите. Произведите классификацию выращенных растений на интерактивной доске. Слова, обозначающие части растений разберите по составу. | Цветок, плод, семена, корень (корнеплод), стебель, листья. Плод: огурец, арбузы, помидор, дыня, крыжовник, баклажан, кабачок. Семена: горох Корнеплод: редис, свёкла, чеснок, лук (репчатый), репа, морковь, картофель Стебель: лук (зелёный), спаржа Листья: капуста, сельдерей Работа в группе. |
| Всё ли у вас получилось? | Проблема со словом «корнеплод». Обсуждают, высказывают мнения. В слове можно выделить два слова. Совместно производят пробное действие, разбирают слово. |
| Тема и цель урока. Сложные слова. Как узнать сложное слово? | Сложение слова из двух. (Как образуется слово из двух слов, Сложение слов). Выяснить, как образуются слова путём сложения слов. 1.Найти корни, с помощью которых эти слова образованы. 2.Посмотреть, как соединены корни или основы слов. |
| На уроке мы с вами будем искать сложные слова в природе. Кто это? (изображения животных на интерактивной доске). Сгруппируйте. Запишите по группам. Какие группы животных у вас получились? Как распределили названия животных. Почему их так назвали? Как образованы данные слова? Выделите основы, корни слов. С помощью чего соединены основы слов? Подчеркните. Когда пишется в соединении е, когда о? После мягких, шипящих и Ц Изобразите схему сложного слова. | Животные. (проверка по интерактивной доске). Работа по плану (№ 4) Насекомые: долгоносик, сороконожка, короед, богомол, шелкопряд, медонос, водомерка. Паукообразные: птицеед, сенокосец. Птицы: мухоловка, зимородок. Млекопитающие: носорог, утконос, броненосец. Буквы о и е. После тв. согл. – о, мягких и ц – е. Е О |
| Что это? (на интерактивной доске: мухомор, сыроежка). К какому царству относятся? Запишите слова. Подумайте над их образованием и правописанием. Сделайте вывод об образовании и правописании сложных слов. Дополните схему новыми знаниями. Схема-правило на доске.
Е О Образуйте сложные слова, обозначающие растения (на доске фото этих растений). Выделите корень, подчеркните соединительную гласную. Зверь + бой, тысяча + листья, кровь + хлебать, первый + цвет, чистое + тело. | Грибы – это отдельное царство живой природы. Мухомор: муха + морить, о- соединяет основы. Сыроежка: сырой + едят, е – соединяет основы Е О после мягк. согл. и ц. после тв. согл. Работа в группе с обсуждением. Озвучивание результатов. Зверобой, тысячелистник, кровохлёбка, первоцвет, чистотел. Проверка. |
| Попробуйте самостоятельно составить и записать сложные слова: Снег + падать, лист + падать, лёд + ход, голый + лёд, земля + трясение, сухо + вей, полно + луна. К чему относятся образованные слова? Обозначьте корни, выделите соединительную гласную. Снегопад, листопад, ледоход, гололёд, землетрясение, суховей, полнолуние (на интер. доске). Сверьте с эталоном, оцените свою работу. Над чем ещё надо поработать? | Самостоятельное написание слов. Самопроверка по образцу. Природные явления. Самостоятельное написание слов. Самопроверка по образцу. Самооценивание. Лист самооценки. Критерии 1) Я умею составлять сложные слова. 2) Я умею выделять корни сложных слов. 3) Я умею выбирать нужную соединительную гласную. Моя оценка (+, -, ?) |
| Какие способы образования слов вы знаете? Изобразите схемами. Тетрадь на печатной основе стр. 35 № 71 Выполните задание самостоятельно и сделайте взаимопроверку. | Обсуждение в группах. Озвучивание и показ схем. Слова образуются с помощью приставки, суффикса, приставки и суффикса, сложением основ.
Самостоятельная работа. Читают стихотворение. Расставляют знаки препинания. Заполняют таблицу однокоренными словами по способу их образования. 1.заводь 2.водяной, водичкой 3.подводное 4.водопровод Взаимопроверка. |
| Дополните любую из фраз (на доске). Мне было интересно узнать… Мне понравилось… Я удивился… Мне было сложно… Я научился… Я расстроился…. Я захотел… | Дети рефлексируют. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
Интегрированный урок "Зима" "Проверка слов с безударными гласными и парными согласными"
План - конспект интегрированного урока "Русский язык" и "Окружающий мир" с использованием интерактивной доски....
Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Интегрированный урок "Учимся запоминать слова из словаря"
Интегрированный урок обучения грамоте и труда. Программа начального общего образования «Система Л.В. Занкова»Видеоролики к уроку можно скачать по ссылкам:https://cloud.mail.ru/public/22f67218410d/%D0%...
Использование схемы "Река слов" в разделе "Состав слова" уроков русского языка, с применением знаково-символических систем в интегрированных уроках.
Актуальность и эффективность использования знаково-символических систем подтверждается опытом работы сними в учебном процессе. Представленная методическая разработка является продуктом поиска новых ин...
Интегрированный урок "Весна в словах и красках"
Разработка урока расскрывает творческие способности детей. Можно использовать на уроке ИЗО, русского языка и музыки....
Интегрированный урок "Весна в словах и красках"
Разработка урока расскрывает творческие способности детей. Можно использовать на уроке ИЗО, русского языка и музыки....