Урок русского языка во 2 классе по системе Эльконина-Давыдова "Синонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок русского языка проводился во 2 классе. Дети закрепляют понятия о синонимах, учатся подбирать синонимы, составлять синонимичный ряд. Используются задания проблемного характера. Присутствует групповая, парная, дифференцированная работы.урок соответствует ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.  

                                                                     Тема: Синонимы

Цели: - закрепить понятия о синонимах, учить подбирать синонимы,    

        составлять синонимичный ряд;

             - развивать умение находить синонимы в тексте, в пословицах и

        поговорках; развивать речь, обогащать словарный запас, повы-

        шать уровень языкового развития; способствовать более проч-

        ному и сознательному усвоению изученного материала, точному

        употреблению слов в речи;

              - воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к          предмету.

Тип урока: закрепление знаний.

                                               Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Целеполагание.

- Какую учебную задачу мы решали на прошлых уроках? (учились узнавать синонимы).

- Какие слова называются синонимами? ( слова, обозначающие одно и то же, но по- разному и отличающиеся друг от друга оттенками значения и употребления в речи).

- Для чего нам нужны синонимы? ( чтобы не повторять одни и те же слова, выражать точнее свои мысли и чувства, разнообразить свою речь ).

- Поднимите руку те, кто уже хорошо понимает, что такое синонимы?

- А кому ещё трудно?

- Какую цель поставим на урок?

  1. Чистописание.

- Откройте тетради, отразите своё настроение в тетради. Не забывайте правила посадки при письме.

                                          Ноги под партой,

        Руки у края,

        Тетрадь под наклоном,

        Спинка прямая.

На доске:

                    врач        смелый             друг            азбука

          д                 х                      т                    ?        ( а)

                  (доктор)    (храбрый)      (товарищ)   (алфавит)        

- Посмотрите внимательно на задание и скажите, какую букву нужно поставить вместо вопроса?

- Как можно назвать эти слова? ( синонимы )

-Какая пара слов лишняя? (смелый -храбрый).

- Почему? ( Это слова – признаки ).

- Определите порядок написания букв в данном ряду и продолжите ряд.

  1. Работа по восстановлению текста.

На доске:

              1 ряд

Золотистые копны соломы

На токах на колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу(торопятся)

(спешат)

2 ряд

Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда,

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от (работы )

                    ( труда )

                   3 ряд

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят,

Лишь в бору поникли ели

Зелень мрачную (берегут )

                    ( хранят )

- Вам нужно восстановить текст ( подобрать синонимы ).

- От каждого ряда по одному человеку. А если у вашего товарища будет затруднение – вы поможете ему.

  1. Групповая работа.

- Ребята, какими другими словами можно заменить слово красный, а слово голубой? Не знаете? А хотите узнать?

- Когда мы не знаем значения слова, где можно посмотреть его толкование? ( в словаре Ожегова).

- Сейчас вы все будете исследователями слов. Поработав, вы узнаете, какими другими словами можно заменить слова красный и голубой.

- В первый столбик вам надо выписать слова – признаки, синонимы к слову красный, а во второй – синонимы к слову голубой.

- Вашим помощником будет толковый словарь. Как будем работать?(в группах).

- Что нужно, чтобы работа прошла успешно?

   Багряные листья, бирюзовое море, пунцовые щёки, алое знамя, пурпуровый закат, лазурное небо, рубиновые ягоды, небесный цвет, бордовая кофта.

                     красный                                       голубой

                               бирюзовое(зел.-гол.)

                       багряные(кр.-густо)         небесный(нежно-голуб.)

                        алое(ярко-красный)                        

        пунцовые(ярко- красные)                лазурное(светло-синее)

        пурпуровый(ярко-кр)

        рубиновые(густо кр.)

        бордовая(тёмно-красная)

физминутка.

  1. Дифференцированная работа.

-Давайте поработаем со стихами. Нужно найти и подчеркнуть синонимы, и сказать, что они обозначают.

Высокий уровень

Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они!

Так проворчал мороз угрюмый

И речку в лёд сковал без шума.

Средний уровень

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

Ведь до поздней осени

Дуб стоит зелёный,

Значит, дуб выносливый, значит, закалённый.

   Низкий уровень

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

- Задание №1-самое сложное, второе- полегче, и третье задание самое лёгкое.

-Кто выбирает 1-е задание?..............

(на доске 3 задания на листах)

Проверка.

-Что же обозначают слова- синонимы 1-го задания?(предметы)

- 2-го задания?(признаки)

-3-го?(действия.

- Какой вывод можно сделать?(синонимы могут обозначать разные названия).

  1. Парная работа.

- Следующее задание я предлагаю выполнить в парах..

- К словам, записанном в левом столбике, подберите синонимы из правого столбика. Соедините стрелкой.

                                 красный                  скакать

На доске:        прыгать        пламя

        огонь        алый

        шалун        азбука

        алфавит        озорник

(Одна пара у доски)

-Оцените свою работу. Если всё верно соединили поставьте +, если одно слово не првильно-0, а если два-, то минус.

Если успеем.

  1. Групповая работа.

- Хотите ещё поработать в группе?

Задание будет сложным, но вы справитесь. Нужно подобрать слова- синонимы только из четырёх букв.

                                           приятель         друг

                                           солдат             воин, боец

        шагать        идти

        родник        ключ

- Молодцы, справились с заданием.

  1. Итог.

-Чему учились на уроке?(подбирать синонимы)

- Поднимите руку, кому стало легче подбирать синонимы?

-Мы можем начинать новую тему?

- Кто доволен своей работой на уроке?

10. Домашнее задание.

- Дома вам нужно выполнить интересное и трудное задание.

- Сравните слова в каждой строчке, распределить их в две группы. Запишите только пары синонимов.

Беда – горе.

Ураган – буря.

Радость – печаль.

Врач – доктор.

Конец – начало.

Труд – работа.

Холод – жара.

Утро – вечер.

Азбука – алфавит.

Война – мир.

Друг – приятель.

Ночь – день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 4 класс по системе Занкова+ презентация

урок руссокого языка (4 класс по системе Занкова, учебник А.В.Поляковой)...

Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"

Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...

Урок русского языка 2 класс (Развивающая система Л.В. Занкова)

Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между процессами обучения и использования языка. Язык – универсальное средство общения, речь – функц...

Коспект урока русского языка 4 класс по системе Л.В. Занкова по теме "Имя прилагательное"+ Презентация"

«В Царстве Будущего, среди еще не родившихся детей. Люди не подозревают о существовании этой страны, нам же благодаря алмазу все будет явственно видно, и, по всей вероятности,  мы здесь – т...

Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"

Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение ...

презентация к уроку русского языка 3 класс по системе Л.В. Занкова. Тема "Словоизменение и словообразование"

Материал содержит презентацию которая может быть использована на уркох русского языка....

Конспект урока русского языка 2 класс(образовательная система «Гармония»)

Тема: Виды предложений по цели высказывания? Повествовательные, вопросительные, побудительные. («Какие бывают предложения?»)Тип урока: открытие новых знаний...