Открытый урок русского языка по теме "Алфавит", УМК "Гармония"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку особые требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всем многообразии урок остается главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать новые требования, урок должен стать новым, современным, поэтому не случайно сегодня мы будем говорить о том, что «Современный урок - это основа эффективного и качественного образования»
Учитель выбирает методы и приемы в зависимости от целей и задач учебного занятия, его содержания, специфики работы с конкретными обучающимися. Учитель должен знать, что важным критерием правильности выбора метода, приема обучения является качественное достижение конечного запланированного результата урока.
Но чтобы увидеть учебный материал урока целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности, учителю необходимо уметь конструировать урок, в условиях введения новых образовательных стандартов уметь отображать дидактическую структуру урока через технологическую карту……..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 26.57 КБ |
Конспект урока | 25.85 КБ |
Алфавит | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока,
реализующего формирование УУД
Предмет: русский язык
Класс: 1 – а
Учитель: Лапина О.В.
Автор УМК : М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина.
Тема урока: Алфавит.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи: 1. Дать знания об алфавите и его использовании. (Предметная задача.)
2. Развитие умения слушать одноклассников и учителя, высказывать свою точку зрения.( Метапредметная задача.)
3. Учить работать в парах. (Личностная задача.)
Предварительный просмотр:
Учитель: Лапина Ольга Владимировна
Предмет: русский язык (обучение грамоте, письмо)
Класс: 1
Авторы прописи: Н.С. Кузьменко, Н.Б. Бетенькова
Тема: Алфавит.
Цель: учить правильно называть буквы и использовать их.
Задачи:
1. Определить значение алфавита в жизни человека. ( Предметная задача.)
2. Учить принимать и сохранять учебную задачу. (Метапредметная задача.)
3. Формирование привычки к рефлексии. (Личностная задача.)
I. Постановка темы и учебной задачи урока.
1. Буквы из разных алфавитов.
Слайд
- Ребята, что изображено на слайде? (Буквы из разных алфавитов, печатные и письменные.)
- Выберите буквы русского алфавита.
- Кто сможет назвать тему урока?
2. Постановка темы урока.
Слайд
На доске: Тема урока: Алфавит.
- Откройте прописи на стр. 48. Прочитайте слово вверху. (Алфавит.)
3.Что такое алфавит?
Слайд
- Почему так говорят: «Я– последняя буква в алфавите?»
- Что такое алфавит?
- Где можно узнать точное значение этого слова? (В толковом словаре или в букваре на стр. 116)
( Чтение на слайде: Алфавит- расположение букв в определённом порядке.)
4.Как появилось слово «алфавит»?
Слайд
- Вспомните, как появилось это слово?
Слово АЛФАВИТ пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА, а вторая –ВИТА, из этих двух названий получилось слово АЛФАВИТ.
5. Постановка проблемных вопросов.
- Что хотите узнать нового об алфавите?
Слайд
На доске:
1. Зачем нужно знать алфавит?
2.Кого можно назвать знатоком алфавита?
II. Осмысление содержания.
- Чтобы ответить на эти два вопроса, я и авторы прописей приготовили для вас ряд испытаний.
1. Назвать буквы в алфавитном порядке.
Слайд
- Начинаем первое испытание.
- Назовите буквы в алфавитном порядке.
(Учащиеся называют их по цепочке.)
- Какие буквы представлены на слайде? (Заглавные, прописные, печатные.)
- Где они используются?
- Каких букв не хватает? (Маленьких, строчных, печатных.)
2.Игра « Пропущенная буква».
Слайд
- Кто сможет правильно назвать пропущенные буквы и собрать яблоки?
Слайд
- Итак, с первым заданием вы справились. Исходя из этого задания, ответьте:
- Кого можно назвать знатоком алфавита? (Кто правильно называет буквы и знает их порядок.)
Слайд
- Каких букв ещё не было на слайдах? (Письменных.)
- Где мы с ними встречаемся?
- Сейчас мы с вами и будем их писать.
3.Буквы алфавита и их звуки.
Следующее второе испытание для вас приготовили авторы.
- Посмотрите на значки ниже. Как вы думаете, о чем вас просят авторы.
( Записать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- Авторы просят записать буквы гласных, которые обозначают один звук. Запишите их в алфавитном порядке.
- 1 человек будет писать на доске, а остальные в тетрадях, затем мы проверим правильность написания букв и каллиграфию в парах.
Самостоятельная работа.
Запись : а, и, о, у, ы, э.
Взаимопроверка.
- Обменяйтесь тетрадями, возьмите простые карандаши в руки, если вы довольны написанной буквой, поставьте сверху «+», если не довольны «-».
(1 человек проверяет у доски.)
- Какие буквы ещё просят вас написать авторы?
Запись под диктовку: б, д, х, Ж, З, й, С, н.
- 1 человек будет писать на доске, а остальные в тетрадях, затем мы проверим правильность написания букв и каллиграфию в парах.
Взаимопроверка.
- О каких буквах мы ещё не говорили на уроке? Что вы о них знаете?
Слайд
- Итак, со вторым заданием вы справились. Исходя из этого задания, ответьте:
- Кого можно назвать знатоком алфавита? (Кто правильно и красиво пишет буквы.)
4.Использование алфавита.
Слайд
- Начинаем третье испытание.
- Напишите фамилии писателей в алфавитном порядке.
Коллективная работа.
Учащиеся по одному человеку выходят к доске, а остальные - пишут в прописях.
Запись : Житков, Крылов, Пушкин .
- Зачем нужно уметь распределять слова в алфавитном порядке? Где эти знания используются? (Словари, справочники, библиотека, классный журнал.)
Слайд
- Итак, с третьим заданием вы справились. Исходя из этого задания, ответьте: Кого можно назвать знатоком алфавита?(Кто в нужном порядке располагает слова.)
Физминутка.
5. Использование строчных и прописных букв.
а) Строчные и прописные буквы в стихотворении.
- Продолжаем. Четвёртое испытание самое трудное и большое. Оно состоит из нескольких заданий.
Первое задание.
- Прочитайте стихотворение, вставив пропущенные буквы. Выберите подходящий к нему рисунок.
Слайд
Фотография с девочкой, собирающей маргаритки на лугу.
Слайд
Чтение: Собирала Маргаритка
Маргаритки на горе.
Растеряла маргаритки
Маргаритка во дворе.
- Что заметили? ( Маргаритка- может быть имя девочки и цветок. Собственное имя девочки пишем с прописной буквы. Название цветка будем писать со строчной буквы. Если слово будет стоять в начале строки, то пишем его с большой буквы.)
1 человек вставляет пропущенные буквы и слоги у доски, а остальные – в тетрадях.
- Кого можно назвать знатоком алфавита? (Кто умеет правильно использовать прописные и строчные буквы.)
б) Строчные и прописные буквы в собственных именах и названиях животных.
Слайд
Второе задание.
- Прочитайте слова под картинками. Объясните, какую букву нужно вставить и почему? Самостоятельная работа.
(Слово Скворцов в первом случае - фамилия, поэтому начинается с прописной буквы, а во втором случае слово скворцов сообщает, чей домик и пишется со строчной буквой.)
1 человек вставляет пропущенные буквы у доски, а остальные – в тетрадях.
Третье задание.
- Рассмотрите картинки и подпишите их. Самостоятельная работа. ( Название города Орёл пишется с большой буквы, а название птицы – с маленькой.)
Учащиеся самостоятельно вставляют пропущенные буквы, затем один человек объясняет, как записал в тетради.
Итак, вы справились с третьим испытанием. Исходя из него, ответьте:
- Кого можно назвать знатоком алфавита? (Кто умеет правильно использовать прописные и строчные буквы.)
III. Итог урока.
- Какова была тема нашего урока?
- Какие мы поставили вопросы?
- Чтобы ответить на них, мы прошли ряд испытаний. Назовите все ответы.
- Что вам понравилось на уроке?
- Что вызывало затруднение?
- У кого получилась работа в паре?
- Что вы посоветуете тем, у кого работа в паре не получилась?
- Что вы посоветуете тем, кто не мог делать выводы?
- Где можно применить полученные знания на уроке?
Дополнительное задание:
- За вашу хорошую работу на уроке, авторы приготовили игру « Я знаю названия городов».
Ваша задача состоит в том, чтобы назвать города в алфавитном порядке и записать их правильно в тетрадь.
Слайд
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почему так говорят? Что такое алфавит? - расположение букв в определённом порядке
Слово АЛФАВИТ пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА , а вторая – ВИТА , из этих двух названий получилось слово АЛФАВИТ. Из толкового словаря
Зачем нужно знать алфавит? 2. Кого можно назвать знатоком алфавита?
Вставь пропущенные буквы: а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
Кого можно назвать знатоком алфавита? Кто правильно называет буквы и знает их порядок. Кто правильно и красиво пишет буквы.
Напиши фамилии писателей в алфавитном порядке. Крылов Пушкин Житков 2 3 1
Кого можно назвать знатоком алфавита? Кто правильно называет буквы и знает их порядок. Кто правильно и красиво пишет буквы. Кто в нужном порядке располагает слова.
Соби ла арга тка арга тки на го . Расте ла арга тки арга тка во дво . ра ри ри ре ря ри ри ре М М М м м м
Кого можно назвать знатоком алфавита? Кто правильно называет буквы и знает их порядок. Кто правильно и красиво пишет буквы. Кто в нужном порядке располагает слова. Кто умеет правильно использовать прописные и строчные буквы.
Петя …кворцов домик …кворцов
рёл рёл О о О о
1 Зачем нужно знать алфавит? 2 . Кого можно назвать знатоком алфавита? Кто правильно называет буквы и знает их порядок. Кто правильно и красиво пишет буквы. Кто в нужном порядке располагает слова. Кто умеет правильно использовать прописные и строчные буквы.
Я знаю названия городов Адлер, Азов, Александровск, Алушта, Алупка, Архангельск. Балтийск, Барнаул, Белгород, Белозерск, Березники, Бородино. Владимир, Вологда, Воронеж, Воткинск. Гагарин, Галич, Геленджик, Городец. Дагомыс, Дмитров, Дубна, Добрянка, Дубовка, Днепропетровск. .
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Автор...
Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о звуках русского языка. Фонетика"
Это урок обобщения и систематизации знаний. Проведён в конце 4 года обучения. На протяжении всего урока видно достижение планируемых результатов учащихся по разделу русского языка "Фонетика"....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных»....
Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».
Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...
Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....