урок русского языка в 3 классе по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
урок разработан в соответствии с ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Роль имени прилагательного в речи.
Цели:
Предметные:
- формировать у учащихся понятие «имени прилагательного»;
- формирование умений у учащихся распознавать имена прилагательные в
тексте и в речи;
- развивать умение отличать имя прилагательное от имени существительного;
Метапредметные:
- показать важность употребления имен прилагательных в русской речи;
регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;
коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные: ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости, учебно – познавательный интерес
Ход урока
- Самоопределение к деятельности. Орг. момент.
(Личностные, коммуникативные УУД)
-Дети, встаньте, закройте глаза, вытяните руки перед собой ладошками вверх. Почувствуйте, как весеннее солнышко коснулось их, потом его лучики перебежали на кончик вашего носика, на ваш животик и вернулись обратно в ладошки. Откройте глазки. Посмотрите, именно это солнышко согревало вас и я надеюсь, оно будет помогать нам сегодня.
(солнышко крепится на доску)
-Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. Садитесь.
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
(Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)
-Для того чтобы начать работу запишите число.
Двадцать седьмое февраля
Классная работа
-Ребята, давайте вспомним, по какой большой стране русского языка мы с вами путешествуем. (Части речи)
-С какой частью речи мы работали на предыдущих уроках? (имя сущ-ное)
-Давайте вспомним, что мы знаем об имени сущ-ном.
-А прежде вспомним правила работы в группе.
1.Что обозначает имя существительное?
На какие вопросы отвечает?
2.К каким сущ. Задаем вопрос кто? Приведи примеры.
К каким сущ. Задаем вопрос что? Приведи примеры.
3.Какого рода бывают имена сущ-ые?
4. Как определить род сущ. во мн. ч.?
5. Как изменяются имена сущ.?
-Молодцы! Вы справились с заданием и готовы двигаться дальше.
- Сегодня мы будем исследователями.
- Кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными изучениями)
- Чтобы узнать, что мы будем исследовать отгадайте мою загадку:
У …….солнышка
Лучи не горячи,
У ……..солнышка
……..лучи.
- Почему вы ее не поняли?
- Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь?
- Послушайте еще раз:
(Открываются слова на слайде)
У жёлтенького солнышка
Лучи не горячи,
У жёлтенького солнышка
Белые лучи.
- Что это? (ромашка)
-Откройте учебник на с.68 упр.119. Прочтите, пожалуйста, толкование слова ромашка. А тем временем давайте поищем в интернете, символом какого праздника является ромашка.
3.Постановка учебной задачи.
- Какие слова помогли отгадать загадку?
- Почему эти слова помогли отгадать загадку?
(Потому что они указывают на признаки)
- Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке?
(Имя прилагательное)
- Сформулируйте тему урока.
Имя прилагательное. Роль имени прилагательного в речи.
- Сформулируйте ЦЕЛИ нашего урока.
Чему?
Зачем?
Как? (изучать, наблюдать, делать выводы)
4.Открытие нового знания.
(Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)
А)-Посмотрите на доску. Прочитайте слова.(коллективная работа)
Норка, гладкая, красное, ключ, лисички, рыжий.
-Подумайте и скажите, какое учебное задание вы можете предложить относительно данных слов. (ответы детей)
- Разделите слова на группы, объединив их по общим признакам, запишите в тетрадь.
- По какому принципу вы определили слова в первый столбик?
- Это имена существительные.
- Докажите?
- Они отвечают на вопрос Кто? Что? и обозначают предмет.
- Какой еще признак объединяет эти слова?
- Многозначность. (Дети приводят по два примера).
- Какие признаки имен существительных вы знаете?
- Существительные бывают одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные, единственного и множественного числа, мужского, женского, среднего рода.
- По какому принципу вы определили слова во второй столбик?
-Это имена прилагательные.
-Докажите.
- Так что же такое прилагательное. Давайте вспомним с вами все, что мы о нем знаем. На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Чем является в предложении?
( На доске составляется кластер)
? ? ? ? ?
Прилагательное определение
Какой?Какая?Какое?Какие? Признак предмета
-Все ли мы знаем об имени прилагательном? Попробуем сегодня открыть для себя что-то новое.
Б) Групповая работа.
- Ну а теперь давайте наблюдать. Перед вами картинка. Ваша задача из предложенных имен прилагательных выбрать подходящие по смыслу к данному предмету и записать их.
1группа. Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)
2 группа. Крупная, красная, спелая (Малина)
3 группа. Ароматное, круглое, сладкое. ( Яблоко)
4 группа. Хитрая, рыжая, пушистая (лисица)
-Прочитайте. Что вы сейчас делали?
Вывод: имена прилагательные описывают предметы
Прилагательное
Какой?Какая?Какое?Какие? Признак предмета
Описывают предмет
– А теперь устно попробуйте описать себя.
( Я смелый, сильный, внимательный, высокий, голубоглазый).
физминутка
5.Первичное закрепление.(работа в парах)
- Ребята, какое сейчас время года? А какой месяц? Совсем скоро начнется весна. Давайте попробуем вспомнить и описать, каким бывает зимний и весенний снег. Работать вы будете в парах. Запишите слова в 2 столбика.
Снег
2 Последний
1Искристый
2 Грязный
1 Пушистый
Зимний Весенний
2 Рыхлый
1Белый
1 Свежий
2 Серый
После выполнения работы – самопроверка по образцу, обсуждение результатов, исправление ошибок.
Вывод: имена прилагательные нужны для точности описания .
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.(Индивидуальная работа).
А)-Кто мне скажет, какие признаки могут обозначать имена прилагательные? (цвет, форму, запах, размер и т.д.)
Работа у компьютера. Распределить слова в 4 столбика.
Б)
-Перед вами лежит конверт. Возьмите из него жёлтую карточку. Прочитайте.
А). Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.
Согласны ли вы со мной, что это текст? Докажите.
А теперь возьмите зеленую карточку. Прочитайте и сравните с первой.
Б). Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи.
Светит ласковое солнце. Летят перелетные птицы.
-О чем был 1 текст?
-О чем 2?
-Можно ли считать, что эти тексты одинаковы? Докажите.
-Чем отличается первый текст от второго?
-Во втором тексте имеются имена прилагательные.
-Выпишите из второго текста словосочетания прил.+ сущ. После выполнения задания поменяйтесь тетрадями с соседом по парте для взаимопроверки.
-Так для чего же нужны имена прилагательные в нашей речи.
-С ними текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для красоты описания.
Вывод: Имена прилагательные украшают нашу речь, делают её интересной, яркой.
Украшают речь
Прилагательное
Какой?Какая?Какое?Какие? Признак предмета
Описывают предмет
(точность)
7. Включение нового знания в систему знаний.(работа в группе)
-А теперь я приготовила для вас творческое задание. Кто скажет, какой приближается праздник? (8 марта) . Многие из вас будут готовить праздничные открытки. Вот сейчас мы с вами на практике попробуем использовать имена прилагательные в нашей речи. Перед вами тексты для поздравления, но в них пропущены имена прилагательные. Ваша задача вставить их, чтобы получилось красивое поздравление.
Творческая работа. /Тексты выдаются на листочках/.
1в.
______________________ мамочка!
Поздравляю тебя с ___________________ праздником! Пусть в этот ______________ день сбываются _________________мечты, и радуют _________________ цветы. Пусть не смолкает _______________ смех и будет у тебя _____________________ настроение.
2в.
___________________ бабушка!
От всей души поздравляю тебя с _________________________ праздником! Желаю много ________________ дней, ___________________здоровья, __________________ счастья. Живи на свете долгий век _________________, _________________ человек.
-Итак, давайте послушаем, что у вас получилось.
Домашнее задание.
1в.-Д/з тоже будет творческим. Предлагаю вам изготовить открытку для мамы, бабушки или сестрички к празднику. А потом мы проведем в классе конкурс на самую лучшую открытку. Оцениваться будет оформление и текст поздравления. Проявите свою фантазию и творчество.
2в.Запиши текст, дополняя его именами прилагательными. Работу выполни в тетради.
Оживает ___________ лес. В_______ зелени поют_________ птицы. По _______ ветвям скачут______ белки. Вот бежит_______ заяц. А за________ кустом спряталась________ лисица.
8.Рефлексия. Итоги. (обзор кластера)
-Итак, давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?
Чему?
Зачем?
Как?
Хорошо?
Можно лучше?
-А теперь я попрошу вас высказать свое мнение об уроке с помощью имен прилагательных.
Урок был (какой?)……., …….., ……. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 4 класс «Образование имён прилагательных».
Цель: познакомить с образованием имён прилагательных, формировать умение образовывать имена прилагательные, развивать орфографическую зоркость....
Урок русского языка 4 класс. Склонение имен прилагательных.
Склонение имен прилагательных 4 класс Рамзаева...
Урок русского языка 4 класс по теме: «Прилагательные, отвечающие на вопрос чей?»
Урок русского языка 4 класс по теме: «Прилагательные, отвечающие на вопрос чей?», прилагается презентация.Задачи урока:Закреплять умения:- определять грамматические и смысловые связи слов в пред...
Урок русского языка 3 класс Определение имени прилагательного
Урок русского языка в 3 классе "Определение имени прилагательного" ОС "Школа 2100". с использованием проблемно-диалогической технологии....
Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Изменение имени прилагательного по родам"
Урок-закрепление....
Урок русского языка 4 класс Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода
Обобщающий урок русского языка в 4 классе...
Урок русского языка. 3 класс. "Изменение имен прилагательных по родам".
Урок разработан по учебнику В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого. Соответствует требованиям ФГОС....