Урок русского языка по теме "Знаки препинания в простом,сложном предложении и в предложениях с прямой речью"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Данный урок направлен на умение распознать предложения и в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания.На уроке используется групповая форма работы. Использование игровых технологий делает урок интересным и дает возможность показать свои знания всем учащимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_klass.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью | |
Педагогическая цель | Создать условия для оценки учащимися своих достижений по теме : «Знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью» |
Тип урока | Контроль знаний |
Планируемые результаты (предметные) | Умение распознать предложения и ив соответствии с типом предложений ставить знаки препинания |
Личностные результаты | Определяют границы собственного знания и «незнания» |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачейе. Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию |
Основное содержание темы, понятия и термины | Звуки, буквы, гласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки, предложение, схема предложения |
Образовательные ресурсы | Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева «Русский язык», Л.Ю Комиссарова «Дидактический материал (упражнения)» Проектор, экран, презентация, ноутбук, тестовые карточки, опорные схемы. |
Ход урока
I. Организационный момент
Попробуйте отгадать, что здесь зашифровано?
З Препи
КИ ния
Какие ассоциации у вас возникают?
Чему будет посвящён наш урок русского языка?
К какому разделу русского языка относится эта тема? Сегодня мы с вами обобщим изученные знания по науке «Пунктуация» А, что изучает эта наука? (наука русского языка о постановке знаков препинания в рукописном или печатном тексте)
Всегда ли вам легко было расставить знаки препинания в предложениях? Всегда вы были успешны?
Например, в одной известной вам сказке «Двенадцать месяцев» был такой фрагмент, где надо было правильно поставить запятую, попробуйте и вы: «Казнить нельзя помиловать….»
Сегодня мы попытаемся устранить ваши затруднения. За работу!
А урок у нас будет необычный. Сегодня мы отправимся в клуб знатоков русского языка
Класс разбивается на 3 группы по 8 человек, каждая составляет отдельную команду. Вопросы командам готовят заранее родители, учителя, учащиеся
Каждое задание будет оценено по баллам по уровню сложности. Для команд я приготовила листы самоконтроля, в которых консультанту необходимо записать по окончанию задания имена активных участников команды. К игре готовились не только вы ребята, но учителя, учащиеся школы. Они готовы начать игру. А вы?
Задание 1 Уважаемые знатоки !Многие поэты и писатели любили прекрасное время года осень, отражая это в своих произведениях. Я тоже очень люблю осень и задание мое тоже будет связано с осенью
Запишите и вставьте пропущенный буквы в словах
Ж…лтый, обл…ко, б…гровый, вет..р, …сенний, л…ст..па…
Определите количество букв и звуков . В каком слове букв больше чем звуков, разберите его по составу.
(Подводятся итоги.)
Задание 2 От учителей русского языка
-Что объединяет данные группы предложений? Какое из них лишнее и почему? Расскажите все , что вы знаете об этом предложении.
Текст 1. Скоро осень проснется и заплачет спросонья. Скучный дождик льется , чиж уснул на жердочке. Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. |
Текст 2 Улетают журавли, и низкие осенние облака заволакивают небо. Ветер дул из степей и вертел по лужам сухие листья орехов. Огромные тучи заволокли небо, внезапно пошел дождь. |
Текст 3. Пишут Лисы, пишут Лоси ,пишут Зайцы: «Осень! Осень!»Собирают клюкву поздней осенью, но не все знают что самая сладкая она весной. С неба свет лился сплошным потоком, и вершины леса казались выпуклыми. |
Задание 3
Ведущий: Следующий вопрос задаёт учитель музыки
Перед детьми – видеокадр.
- Уважаемые знатоки! Музыка способна отражать чувства и настроение человека. Музыка помогала многим поэтам, писателям и художникам творить свои произведения. Перед вами два прекрасные рассказа. Прочитайте их, а затем прослушайте фрагмент пьесы Петра Ильича Чайковского «ноябрь » из альбома «Времена года». Вам надо определить, какому из них эта музыка Чайковского может служить фоном. Настроение, какого рассказа совпадает с настроением этого музыкального отрывка?
(Зачитываются 2 лучших сочинения, которые писали раньше.)
VI. Музыкальная пауза
(Исполняется музыкальный номер.)
VII. Раунд 5
Ведущий:
А теперь еще раз прочитайте текст, Выберите и запишите предложение об этом осеннем месяце, сделайте его грамматический разбор..
Подведение итога А теперь прочитайте предложения, которые вы написали. Можно ли сказать, что у нас получился рассказ о ноябре. Докажите.
Задание 4
Ведущий: Вопрос задаёт мама ученика нашего класса …….. .
В учебнике русского языка Р.Н. Бунеева часто встречаются схемы предложения. Уважаемые знатоки! Найдите ошибки в схемах и составьте предложения по схемам. Желаю удачи!
На доске:
А-«П.» ‗ ‗
,и , и
(Подведение итогов.)
Задание 5
Ведущий: Вопрос задаёт директор школы которая ценит ваши знания, сообразительность. Она любит разгадывать кроссворды, увлекается различными головоломками. Для вас она приготовила трудное задание – это.
Уважаемые знатоки! Мне тоже хочется принять участие в вашей игре. Я люблю разгадывать кроссворды, увлекаюсь различными головоломками, шарадами. Для вас я приготовила задание, которое может быть вам покажется трудным .Но я надеюсь , что знатоки 4 класса справятся и с этим заданием.
«Тарабарская грамота». Сначала попробуйте прочитать её без подсказки ( сделать паузу)
TVНF GОDFDЯU LJJNБ LРJЬ JСFJUUГV ВWGLL FGОJ NJRЗJ FFДJGL Е LМIL JД FFЕ FКJII UА LJJNБ LРJЬ DFDСJI DFDJIМ ОJIDFD FF JIС FFТJI LJJNО FJUUМ
|
Не получилось? Тогда подскажу: в этой грамоте буквы русского алфавита перемешаны с чужеземными. Теперь уже наверняка догадаетесь. Желаю удачи!
(Ответ: Ноябрь-ворота зимы..)
(Подводятся итоги игры.)
ХI. Рефлексия, награждение лучшего игрока, оценивание
– Скажите, ребята, а нам было ли сегодня скучно на уроке? Почему?
Молодцы! Вы ответили на все вопросы. – Какой вопрос вам больше всего понравился?
Вот и подошла к концу наша игра. Чем можно измерить глубину озера, глубину мыслей, знаний? Я сегодня постаралась измерить глубину Ваших знаний. А теперь посоветуйтесь и решите, кто был самым активным знатоком.
– Спасибо всем за работу. Поздравляю команду “знатоков” - победительницу в этом сезоне.
(Вручаются грамоты, с изображением совы – символа мудрости и знаний
Закончить урок я хочу словами учёного Тома Петзингера
«Все вместе мы умнее, чем каждый из нас»
Я, думаю, вы со мной согласитесь! Вместе мы сила! До новых встреч!
Задание 2 От учителей русского языка
Уважаемые знатоки ! Что объединяет данные группы предложений, какое из них лишнее и почему. Расскажите все , что вы знаете об этом предложении.
Текст 1. Скоро осень проснется и заплачет спросонья. Скучный дождик льется , чиж уснул на жердочке. Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. |
Текст 2 Улетают журавли, и низкие осенние облака заволакивают небо. Ветер дул из степей и вертел по лужам сухие листья орехов. Огромные тучи заволокли небо, внезапно пошел дождь. |
Текст 3. Пишут Лисы, пишут Лоси ,пишут Зайцы: «Осень! Осень!»Собирают клюкву поздней осенью, но не все знают что самая сладкая она весной. С неба свет лился сплошным потоком, и вершины леса казались выпуклыми. |
Задание 3
Ведущий: Следующий вопрос задаёт учитель музыки
Перед детьми – видеокадр.
- Уважаемые знатоки! Музыка способна отражать чувства и настроение человека. Музыка помогала многим поэтам, писателям и художникам творить свои произведения. Перед вами три прекрасные рассказа. Прочитайте их, а затем прослушайте фрагмент пьесы Петра Ильича Чайковского «ноябрь » из альбома «Времена года». Вам надо определить, какому из них эта музыка Чайковского может служить фоном. Настроение, какого рассказа совпадает с настроением этого музыкального отрывка? (звучит магнитофонная запись)
Задание 4
Ведущий: Вопрос задаёт ……….. .
В учебнике русского языка Р.Н. Бунеева часто встречаются схемы предложения. Уважаемые знатоки! Найдите ошибки в схемах и составьте предложения по схемам. Желаю удачи!
Задание 5.
Вопрос задаёт ……………………………. которая ценит ваши знания, сообразительность.
Уважаемые знатоки! Мне тоже хочется принять участие в вашей игре. Я люблю разгадывать кроссворды, увлекаюсь различными головоломками, шарадами. Для вас я приготовила задание, которое может быть вам покажется трудным .Но я надеюсь , что знатоки 4 класса справятся и с этим заданием.
«Тарабарская грамота». Сначала попробуйте прочитать её без подсказки
TVНF GОDFDЯU LMJJNБ LOMРJЬ JВFJUUV ОWGLL FGMРJ NJRОKJB CXFFТJGL LАIL JKТЗMC FFИ FМJII UBЫH
|
Не получилось? Тогда подскажу: в этой грамоте буквы русского алфавита перемешаны с чужеземными. Теперь уже наверняка догадаетесь. Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Интонация. Знаки препинания в конце предложения"
На уроке дети учатся самостоятельно работать над новой темой, делать выводы. Роль учителя – направляющая. Используются активные формы обучения: работа в парах, взаимопроверка выполненных заданий, рабо...
Урок русского языка 3 класс с использованием ЭОР "Главные и второстепенные члены предложения"
Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне, актуализировать умение правильного написания словарных слов; умение определять главные члены предложения, мотиви...
Урок русского языка во 2 классе по УМК «2100» на тему: "Конструирование предложений с опорой на вопросы"
Цель: Научить составлять предложения из слов, опираясь на вопросы.Задачи урока:Обучающая:- Формировать умение ставить вопрос к словам разных частей речи.Развивающая...
Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении"
Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении" по УМК "Перспективная начальная школа". Второй урок по этой теме....
Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении»
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...
Урок русского языка Тема «Знаки препинания в сложном предложении»
Разработка урока русского языка в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Конспект урока русского языка "Роль знаков препинания в письменной речи"
Тип урока: "крытие нового знания"Цели урока: познакомить со знаками препинания, отрабатывать умение правильно расставлять знаки в конце предложений повторить ранее изученный материал по темам «Текст»,...