Конспект урока по русскому языку в 3 классе
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Ивченкова Надежда Ивановна

Конспект "Склонение имён существительных" 3 класс по системе Занкова (учебник Поляковой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.rar2.22 МБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

             Ярцевская средняя общеобразовательная школа №1

(Смоленская область)

Конспект по русскому языку в 3 классе

(система Занкова)

«СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

                                 УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

                                     ИВЧЕНКОВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА.

2014г.

ЯРЦЕВО

Цели урока:

1.Совершенствовать умения учащихся определять тип склонения существительных в начальной форме и косвенных падежах.

2.Обобщать знания о склонении имён существительных. Обогащать словарный запас учащихся.

3.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

                                                  Ход урока

I Эмоциональный настрой

- Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются, закрывают голову руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним (учитель ходит по классу и гладит по головкам детей). С первыми лучами солнышка семечко раскрывается, и появляются первые листочки (дети поднимают руки и тянутся вверх). Стебельки потягиваются, расправляют плечики. И вот наступает радостный момент, появляется цветок (дети поднимают руки вверх, показывая, распустившиеся лепестки и улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу.

II Сообщение темы урока

(слайд №1)

«УЛИЦА ЧАСТЕЙ РЕЧИ».

- На уроках русского языка мы часто приходим на улицу Частей Речи. Уже познакомились со многими жителями этой улицы.

- Вспомним с какими?

- Не раз мы были в гостях у имени существительного.

- Много рассказала о себе эта часть речи: ка живёт, чем занимается, с кем дружит.

- Не так давно мы ещё что-то очень важное узнали об имени существительном.

- Кто поможет определить тему нашего урока?

(слайд №2) «СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ».

III Работа по теме урока

Вы смекалистые дети

Всё хотите знать на свете

Вы искали и нашли:

Три склонения прошли.

а) словарная работа

- Замените одним словом и напишите, обозначьте склонение.

- Изображение человека на картине или фотографии (портрет)

- Таблица или книжка, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года с делением на месяцы и недели (календарь)

- Успех в бою, соревнованиях (победа)

- Собрание однородных предметов (коллекция)

- Учреждение, собирающее и хранящее книги (библиотека)

- Здание для обслуживания пассажиров (вокзал)

- Орган исполнительной государственной власти (правительство)

- Овощ, у которого красный нос (морковь)

(слайд №3 с проверкой)

- А теперь докажите, что правильно определили склонение.

- Что узнали о 1 склонении?

(к 1 склонению относятся сущ-ые ж.р. и м.р. с окончанием –а-, -я-, например: дорога, дедушка, земля).

- Чего скажите о 2 склонении?

(ко 2 склонению относятся сущ-ые м.р. с нулевым окончанием и сущ-ые ср.р. с –о-, -е-)

- Есть ещё одно склонение.

( к3 склонению относятся сущ-ые ж.р. с нулевым окончанием: смелость, мышь, сирень).

- Подведём итог сказанному

(слайд №4)

1 скл. м.р., ж.р-а-я-

2 скл.м.р.          ср.р.-о-е-

3 скл. ж.р.

Мы всегда соображаем

И склонения не обижаем

Определяем правильно их.

Как, вы скажите мне напрямик.

(Чтобы определить склонение имён сущ-ых нужно определить род, выделить окончания в И.п., по роду  и окончанию определить склонение)

- Приведите примеры

(слайд №5)

  1. Род
  2.  в И.п.
  3. Склонение

Догадаться нам непросто

Как склонение определить,

Если сущ-ое, скажем,

В косвенном падеже стоит.

- Что нужно тогда делать?

(чтобы определить склонение, надо определить нач. форму; имя сущ-ое должно стоять в ед.ч, И.п.)

- Приведите примеры

(в русской избе – что? Изба – ж.р.- а – 1 скл.)

(слайд №6) поставить сущ-ое в И.п., ед.ч.

IV Самостоятельная работа

(слайд №7)

СТАРЫЙ, ХИТРЫЙ

- Образовать от данных слов 3 однокоренных слова 1,2,3 склонения. Разобрать их по составу.

- Проверяем.

(слайд №8)

1скл.-старушка                1скл.- хитринка

2скл.- старик                    2скл.-хитрец

3скл.- старость                 3скл.-хитрость

V Физкультминутка (слайд №9)

 Это правая рука,

Это левая рука

Справа – шумная дубрава

Слева – быстрая река

Обернулись мы, и вот

Стало всё наоборот.

Слева – шумная дубрава.

Справа – быстрая река.

Неужели стала правой

Моя левая рука?

VI Работа с учебником (стр.21, упр.301)

VII Самостоятельная работа (слайд №10)

- Подобрать противоположные по смыслу слова и указать склонение.

Ложь(3) – правда(1), радость (3) – горе(2), ночь(3) – день(2),тишина (1) – шум(2), война (1) – мир (2), темнота (1) – свет(2), трудолюбие (2) – лень(3).

VIII Развитие речи (слайд№11)

Игра «Пятый лишний»

ДЕРЕВО        ЛИСА

СОЛНЦЕ       ЛЕС

ТРОПИНКА  ЛИСИЙ

БЕРЕГИТЕ     ЛИСИЦА

РЕКА              ЛИСЁНОК

- Какое слово в каждом столбике лишнее и почему?

- Составьте из лишних слов предложение.

- Запишем и разберём. Каким по интонации должно быть это предложение? А по цели высказывания?

- Мы должны беречь не только лес, но жителей леса.

- Перед вами картинка «Лес»

- Заселим этот лес животными, название которых имеет разное склонение

(лиса, лось, медведь, волк, рысь)

- Составьте небольшой текст по теме: «В лесу», ставя существительные в разных падежах.

- Проверяем (дети зачитывают свои рассказы)

IХ Закрепление (Тест)

Вариант 1

1.Выбери правильный ответ.

Склонение-это изменение имён сущ-ых:

а) по числам

б) по падежам

в) по родам

2. Вставь нужную цифру:

__ скл.   __ скл.     __ скл.

М.р.          Ж.р.       Ж.р., М.р.

Ср.р        -а-я-

-о-е-

3. Выбери правильный ответ:

Чтобы определить к какому склонению относится данное слово, надо его поставить в:

а) Р.п. мн.ч.

б) И.п. мн.ч.

в) И.п. ед.ч.

4. Укажи падеж:

Кем? Чем?

Кому? Чему?

О ком? О чём?

5.Укажи склонение: степь, поле, пустыня.

Вариант 2

(п.1-3 см.вариант 1)

4. Укажи падеж: степью, к полю, в пустыне.

5. Укажи склонение: морем, к земле, за мышью.

Х Итог урока

- Вспомним всё о склонении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....