Конспект урока по русскому языку в 3 классе
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект "Склонение имён существительных" 3 класс по системе Занкова (учебник Поляковой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.rar | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ярцевская средняя общеобразовательная школа №1
(Смоленская область)
Конспект по русскому языку в 3 классе
(система Занкова)
«СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ИВЧЕНКОВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА.
2014г.
ЯРЦЕВО
Цели урока:
1.Совершенствовать умения учащихся определять тип склонения существительных в начальной форме и косвенных падежах.
2.Обобщать знания о склонении имён существительных. Обогащать словарный запас учащихся.
3.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Ход урока
I Эмоциональный настрой
- Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются, закрывают голову руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним (учитель ходит по классу и гладит по головкам детей). С первыми лучами солнышка семечко раскрывается, и появляются первые листочки (дети поднимают руки и тянутся вверх). Стебельки потягиваются, расправляют плечики. И вот наступает радостный момент, появляется цветок (дети поднимают руки вверх, показывая, распустившиеся лепестки и улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу.
II Сообщение темы урока
(слайд №1)
«УЛИЦА ЧАСТЕЙ РЕЧИ».
- На уроках русского языка мы часто приходим на улицу Частей Речи. Уже познакомились со многими жителями этой улицы.
- Вспомним с какими?
- Не раз мы были в гостях у имени существительного.
- Много рассказала о себе эта часть речи: ка живёт, чем занимается, с кем дружит.
- Не так давно мы ещё что-то очень важное узнали об имени существительном.
- Кто поможет определить тему нашего урока?
(слайд №2) «СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ».
III Работа по теме урока
Вы смекалистые дети
Всё хотите знать на свете
Вы искали и нашли:
Три склонения прошли.
а) словарная работа
- Замените одним словом и напишите, обозначьте склонение.
- Изображение человека на картине или фотографии (портрет)
- Таблица или книжка, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года с делением на месяцы и недели (календарь)
- Успех в бою, соревнованиях (победа)
- Собрание однородных предметов (коллекция)
- Учреждение, собирающее и хранящее книги (библиотека)
- Здание для обслуживания пассажиров (вокзал)
- Орган исполнительной государственной власти (правительство)
- Овощ, у которого красный нос (морковь)
(слайд №3 с проверкой)
- А теперь докажите, что правильно определили склонение.
- Что узнали о 1 склонении?
(к 1 склонению относятся сущ-ые ж.р. и м.р. с окончанием –а-, -я-, например: дорога, дедушка, земля).
- Чего скажите о 2 склонении?
(ко 2 склонению относятся сущ-ые м.р. с нулевым окончанием и сущ-ые ср.р. с –о-, -е-)
- Есть ещё одно склонение.
( к3 склонению относятся сущ-ые ж.р. с нулевым окончанием: смелость, мышь, сирень).
- Подведём итог сказанному
(слайд №4)
1 скл. м.р., ж.р-а-я-
2 скл.м.р. ср.р.-о-е-
3 скл. ж.р.
Мы всегда соображаем
И склонения не обижаем
Определяем правильно их.
Как, вы скажите мне напрямик.
(Чтобы определить склонение имён сущ-ых нужно определить род, выделить окончания в И.п., по роду и окончанию определить склонение)
- Приведите примеры
(слайд №5)
- Род
- в И.п.
- Склонение
Догадаться нам непросто
Как склонение определить,
Если сущ-ое, скажем,
В косвенном падеже стоит.
- Что нужно тогда делать?
(чтобы определить склонение, надо определить нач. форму; имя сущ-ое должно стоять в ед.ч, И.п.)
- Приведите примеры
(в русской избе – что? Изба – ж.р.- а – 1 скл.)
(слайд №6) поставить сущ-ое в И.п., ед.ч.
IV Самостоятельная работа
(слайд №7)
СТАРЫЙ, ХИТРЫЙ
- Образовать от данных слов 3 однокоренных слова 1,2,3 склонения. Разобрать их по составу.
- Проверяем.
(слайд №8)
1скл.-старушка 1скл.- хитринка
2скл.- старик 2скл.-хитрец
3скл.- старость 3скл.-хитрость
V Физкультминутка (слайд №9)
Это правая рука,
Это левая рука
Справа – шумная дубрава
Слева – быстрая река
Обернулись мы, и вот
Стало всё наоборот.
Слева – шумная дубрава.
Справа – быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?
VI Работа с учебником (стр.21, упр.301)
VII Самостоятельная работа (слайд №10)
- Подобрать противоположные по смыслу слова и указать склонение.
Ложь(3) – правда(1), радость (3) – горе(2), ночь(3) – день(2),тишина (1) – шум(2), война (1) – мир (2), темнота (1) – свет(2), трудолюбие (2) – лень(3).
VIII Развитие речи (слайд№11)
Игра «Пятый лишний»
ДЕРЕВО ЛИСА
СОЛНЦЕ ЛЕС
ТРОПИНКА ЛИСИЙ
БЕРЕГИТЕ ЛИСИЦА
РЕКА ЛИСЁНОК
- Какое слово в каждом столбике лишнее и почему?
- Составьте из лишних слов предложение.
- Запишем и разберём. Каким по интонации должно быть это предложение? А по цели высказывания?
- Мы должны беречь не только лес, но жителей леса.
- Перед вами картинка «Лес»
- Заселим этот лес животными, название которых имеет разное склонение
(лиса, лось, медведь, волк, рысь)
- Составьте небольшой текст по теме: «В лесу», ставя существительные в разных падежах.
- Проверяем (дети зачитывают свои рассказы)
IХ Закрепление (Тест)
Вариант 1
1.Выбери правильный ответ.
Склонение-это изменение имён сущ-ых:
а) по числам
б) по падежам
в) по родам
2. Вставь нужную цифру:
__ скл. __ скл. __ скл.
М.р. Ж.р. Ж.р., М.р.
Ср.р -а-я-
-о-е-
3. Выбери правильный ответ:
Чтобы определить к какому склонению относится данное слово, надо его поставить в:
а) Р.п. мн.ч.
б) И.п. мн.ч.
в) И.п. ед.ч.
4. Укажи падеж:
Кем? Чем?
Кому? Чему?
О ком? О чём?
5.Укажи склонение: степь, поле, пустыня.
Вариант 2
(п.1-3 см.вариант 1)
4. Укажи падеж: степью, к полю, в пустыне.
5. Укажи склонение: морем, к земле, за мышью.
Х Итог урока
- Вспомним всё о склонении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....