Конспект открытого урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Открытый урок по теме "Наблюдение над словами - названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 «А» классе
Дата проведения: 23 октября 2014г.
Учитель Анисимова Ираида Петровна
Тема «Наблюдение над словами - названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы»
Цель: развитие умений ставить вопросы к словам, которые называют признаки предметов.
Задачи урока:
1. Научить ставить вопросы к словам, которые называют признаки предметов; привлечь внимание учащихся к значению в нашей речи этих слов.
2. Развивать орфографическую зоркость, учебно-интеллектуальные умения (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы).
3.Воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, чувство взаимовыручки.
4. Сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха, использования интерактивной доски и средств наглядности; создать комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: владение навыками правильно находить слова, обозначающие признаки предметов и ставить к ним вопросы.
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) –коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- уметь работать в паре.
- регулятивные:
- развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
познавательные:
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- ориентироваться на страницах учебника;
- находить ответы на вопросы.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: интерактивная доска SMART, компьютер, проектор. тренажер для глаз, листы сомооценивания, учебник «Русского языка» для 2-го класса – Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина, карточки для творческой работы.
Образовательные технологии: ИКТ, здоровьесберегающая технология, технология развития критического мышления, технология сотрудничества, технология оценивания образовательных достижений, игровая технология.
Ход урока
I. Оргмомент.(1 мин.)
II. Мотивация к учебной деятельности (2МИН.)
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение.
– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новое интересное открытие. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи поставленные на уроке.
Прочитайте девиз урока.
«Грамоте учиться, всегда пригодится» СЛАЙД 1
– Как вы его понимаете?
– Грамота - это знания.
Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?
– Трудиться, работать самому.
– Для чего нужны знания?
– Чтобы быть умным, образованным.
(Умный человек легко приспосабливается к новым обстоятельствам, к жизни.)
Открываем тетради. Записываем число. Классная работа.
III .Актуализация опорных знаний со словарной работой. (8 МИН)
Ребята, как вы должны действовать при открытии знаний?
– Мы должны повторить ранее изученный материал.
Слайды2-3( Словарная работа)
– А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко» ( игровая технология)
- Каждый день по много раз входим мы в знакомый … (класс)
- В путь за медом и малиной, отправляется… (медведь)
- Сидела на скамеечке маленькая … (девочка)
- Коля Котиков не знал, где лежит его …(пенал)
– Что за слова, которыми закончили строчки?
– Словарные слова.
Класс, медведь, девочка, пенал.
.– На какие две группы можно разделить эти слова?
– На слова отвечающие на вопрос кто? и что? (слова обозначающие одуш. и неодуш. предметы)
Слайд 4. Напишите эти слова в 2 столбика
– Какие вопросы напишем?
что? | кто? |
класс | ребята |
пенал | медведь |
Запишите ещё по 1 слову в каждый столбик. Где можно найти материал?
– В словаре.– Открываем словарь, пишем слова. Проверьте по эталону.
– Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
(Работа в парах.)
– Оцените своего соседа. Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. Если есть ошибки, помогите соседу их исправить.
– Если всё правильно выполнено ставьте ( + )на полях, если были ошибки ставьте( -)
Физминутка (1 мин.)
(подвижная)
Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче.
Чтоб писать, читать, считать, и ничуть не уставать.
Голова устала тоже. Так давайте, ей поможем!
Вправо, влево, раз и два. Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.
IV.Введение в новый раздел. (4 мин)
Постановка проблемы.
– Рассмотрите центральный кадр диафильма на с. 50 учебника.
– Что удивило мальчиков?
– Новый платок у Кати.
– Расскажите, какой он?
– Фиолетовый, лёгкий, красивый, новый, модный.
Слайд 5
(Что?) Платок (какой?) новый, модный,
(Кто?) Катя (какая?) аккуратная, красивая.
– Что обозначают слова: платок, Катя?
– Они обозначают предметы.
– А что обозначают остальные слова?
– Обозначают, какие предметы.
– Как вы думаете, как можно назвать слова, которые обозначают какие предметы?
(Если дети затрудняются, учитель помогает с формулировкой: слова-названия признаков.)
Какой вывод можно сделать?
Слайд 6
Вывод:
Слова обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Где сейчас может пригодиться новое знание?
V. Открытие новых знаний. (7 мин.)
Проблемная ситуация.
Работа по заданиям учебника. Вова Колесников не дописал предложение. Помогите ему закончить. (Чтение и осмысление основного вопроса урока: с какими словами связаны слова, обозначающие признак и на какие вопросы они отвечают?)
Работа на интерактивной доске. Ребята выходят к доске и передвигают окончания -ая, -ые, -ое, ые к корню слова.
Слайд 8
- В нашем классе нов… ученица.
- В нашем классе нов… шкаф.
- В нашем классе нов… окно.
- В нашем классе нов… парты.
– Какие части слов пропали? Поставьте их на место. Какие слова нам помогут?
– От какого слова вы ставили вопрос к слову новый?
– От слов – названий предметов.
– Выполните задание по образцу. Напишите в тетрадях.
Образец: ученица (какая?) новая,
Проверка по эталону.
Слайд 9
Ученица (какая?) новая, шкаф (какой?) новый, окно (какое?) новое, парты (какие?) новые.
– Оцените себя. Правильно выполнили, ставьте (+) на полях, если есть ошибка (-)
Слайд 7 Физминутка для глаз (1мин)
(Дети глазами следят за бабочкой по кругу.)
VI. Первичное закрепление (6 мин.)
1. Работа по учебнику. Наблюдение над ролью слов-признаков в тексте.
Упр. 62, с. 51 (формируется умение устанавливать связь слов – названий признаков со словами названиями предметов)
Слайд 10
Послушайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака.
Эта страница зеленого цвета,
Значит, на ней постоянное лето.
Бродят в траве золотые букашки,
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь, на венчик ромашки,
Словно цветной самолет, стрекоза.
Вот темно-красная божья коровка,
Спинку свою разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по важным делам.
– На какие вопросы отвечают выделенные слова?
– С какими словами они связаны? ( со словами – названиями предметов)
Прочитайте стихотворение без выделенных слов.
Слайд 11
Эта страница цвета,
Значит на ней лето.
Бродят в траве букашки
Вся как бирюза
Села, качаясь на венчик ромашки,
Словно самолет стрекоза
Вот божья коровка,
Спинку свою разделив пополам
Вскинула крылья ловко
И полетела по делам
– Какой текст ярче, красивее? Почему? ( есть слова – названия признаков)
– Какой вывод можно сделать? Дети делают вывод. ( технология критического мышления)
Слайд 12
Вывод: Слова, отвечающие на вопросы, какой? какая? какое? какие? «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, Физминутка. (1 мин.)
(пальчиковая гимнастика со словами)
Руки на коленях, пальчики все сжаты.
Крепко, с напряжением кулачки прижаты.
Пальчики сильней сжимаем, а потом их разжимаем. Повторяем 10 раз.
Знайте, девочки и мальчики, отдыхают наши пальчики.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8 мин.)
– Теперь настало время проверить, сможете ли применить новые знания о словах, обозначающих признак предмета.
1) Творческая работа. (Работа в парах)
Вспомним алгоритм работы в парах.
Слайд13
Слайд 14
На партах есть карточки с текстом. Наша цель сделать рассказ более красивым. Как это сделать?
– Мы думаем, что нужно вставить вместо пропусков слова, которые называют признак предмета.
Работаем в парах. Кому трудно подобрать эти слова можете воспользоваться словами для справок. Сначала нам нужно вспомнить, что такое текст?
- Два и более предложений, связанных по смыслу. Текст можно озаглавить.
_______________ Танечка гуляет по дачному участку. Девочка видит_________________ ландыши. _______________ цветочки очень красивы. А вот _________________ бабочка. Она села на ___________________ лавочку. Какой_______________ день!
Слова для справок: маленькая, душистые, красочная, зеленую, крошечные, хороший
(Несколько пар читают текст.)
Сосчитайте, сколько предложений в тексте. (6)
(Прочитайте 1 предложение, 2 предложение, 3 предложение)
– О ком или о чем этот текст? (о девочке, о цветочках, о бабочках)
– Девочка какая?( маленькая)
-- Цветы какие? (красивые)
-- Бабочки какие?(красочная)
– Как можно озаглавить текст? ( На даче. Хороший день. )
– Какие слова помогают описать тот или иной предмет подробно?
– Слова, которые называют признаки предметов.
Слайд14 Работа на интерактивной доске
(Один ученик выходит к интерактивной доске и передвигает слова в предложения.)
Проверка по эталону
Нет ошибок, ставьте (+), с ошибкой (-)
VIII. Итог урока. Рефлексия. (2мин.)
– Что нового узнали на уроке? Чему научились?
-- Познакомились со словами, которые называют признаки предметов.
– Учились ставить вопросы к словам, которые называют признаки предметов.
– Какие выводы сделали?
- Слова обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
- Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами.
СЛАЙД 15 Оцени себя (технология оценивания образовательных достижений)
Как бы вы оценили свою работу на уроке?
На партах лист самооценки. Оцените себя.
– Если выполняли правила поведения на уроке, ставьте рядом со смайликом (+), нет – (-)
– Если выполняли правила работы в паре, ставьте рядом со смайликом (+)
Сосчитайте свои (+) на полях тетради.
– Сколько получилось баллов?
Кто доволен своей работой?
Выберите, какой смайлик подходит вашей работе?
– У меня всё получилось!
У кого не всё получилось?
Какой смайлик подходит вашей работе?
– Надо тренироваться
Молодцы! Вы справились трудностями. Спасибо за урок.
IX. Домашнее задание.
Написать небольшой текст по своим наблюдениям «Осень в лесу», используя слова – названия признаков. ( мини–проект)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....
Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».
Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.
Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...