«Слог. Деление слов на слоги. Культура общения».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок в начальной школе по теме: «Слог. Деление слов на слоги. Культура общения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_slog.delenie_slov_na_slogi_.doc | 497 КБ |
Предварительный просмотр:
Гаврилова Наталия Анатольевна,
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №1 города Тамбова
План – конспект урока | |
Номинация | Урок в начальной школе |
Тема урока |
«Слог. Деление слов на слоги. Культура общения». |
Предмет | Русский язык |
Класс | 1 |
Учебник | Русский язык: Учебник для 1 класса, Н.В.Нечаева.2014г. (Система Л.В.Занкова) |
Автор урока | Гаврилова Наталия Анатольевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория |
Образовательное учреждение | МАОУ СОШ №1 города Тамбова |
Тема урока | «Слог. Деление слов на слоги. Культура общения» |
Тип урока | Открытие нового знания (ОНЗ). |
Цель | Содействовать формированию представлений о слоге как части слова |
Предметные задачи | Создать условия для развития у учащихся умения: - Осознавать взаимозависимость количества слогов от количества гласных. Осознавать смыслоразличительную роль звуков речи в слове. -Устанавливать связь звуковой структуры слова и его значения. - Дифференцировать звуки языка: гласные, согласные. -Применять правила переноса слов, знать случаи невозможности его применения. Сравнивать деление слов на слоги и для переноса. |
Метапредметные задачи: | Создать условия для развития у учащихся умения: -сохранять мотивацию к учебе, самоопределение, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке; -принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия на уровне ретрооценки, вносить коррективы в действия; -осуществлять поиск нужной информации в учебнике, структурирование знаний для построения речевого высказывания в устной форме. Осуществлять анализ, проводить сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям; -принимать участие в работе парами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, развитие монологической речи, способности строить речевое высказывание с опорой на модель. |
Методы формы работы | Методы: проблемно- диалогический метод, наглядный метод, работа в парах. Фронтальная, парная, индивидуальная. |
Оборудование | Проектор, компьютер, интерактивная доска Clasus. Презентация 1 для интерактивной доски выполнена в программе Flow!Woks! Презентация 2 для просмотра выполнена в программе Microsoft Office Power Point |
Этапы урока | Название используемых ЭОР | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Скриншоты слайдов с пояснениями | Формируемые УУД |
1.Самоопределение к деятельности Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу учащихся | -Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Проверим готовность к уроку. -Какой сегодня день, месяц? (17 марта) -Март, утро года. Первый весенний месяц, в народе его называют капельником, солнечником, протальником. 17 марта по народному календарю праздник - Герасим грачевник. Увидал грача – весну встречай. В этот день пекли печенье в виде птиц. -К сожалению, весна в этом году запаздывает, а чтобы она быстрее наступила, давайте ей поможем. - Посмотрите, какая веточка у нас сегодня появилась в классе. Сделаем так, что бы она расцвела. -А, что для этого нужно делать на уроке русского языка? | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, включает в деловой ритм. Эмоциональный настрой. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Слайд 1 Слайд 2 | Личностные: Мотивация к учебной деятельности и самоопределение | |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: быстрое включение в работу | - Прочитай буквы и запиши их правильно и красиво. г л о с -Что можете сказать об этих буквах? Какая из них лишняя? Почему? -Как ты отличаешь буквы гласных и буквы согласных звуков? -Составьте из этих букв слово. ( Слог) Выполните звукобуквенный разбор этого слова. -Молодцы. Один листок на веточке уже распустился. | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Различают сходные по начертанию буквы, классифицируют их по соединениям со следующей буквой. Делят на группы. Характеризуют звуки речи. Составление звукобуквенного анализа слов посредством знаково-символичного моделирования. | Слайд 3 Учащиеся с помощью маркера перетаскивают буквы, составляя нужное слово. А затем, используя на интерактивной доске модели звуков, перетаскивают их, проводя звукобуквенный разбор.
| Познавательные: выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать свой выбор; логические – анализ объектов с целью выявления признаков, Регулятивные: анализ звуков речи | |
3.Постановка задач урока Цель: подведение к формулированию темы и постановке задач урока. | - Глядя на слово слог, попробуйте определить тему сегодняшнего урока. - Какую задачу перед собой поставим? | Организует формулирование темы урока учащимися и постановку задач урока | Формулируют тему урока и определяют задачи. | Слайд 4 | Регулятивные: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно; | |
4.Составление плана для достижения учебной задачи Цель: поиск оптимального решения учебной задачи. | -Составим план нашего урока. Что же вы хотите узнать о слоге? 1. Что такое слог? 2.Как определить, сколько слогов в слове? 3. Для чего нужно делить слова на слоги? | Организует работу по составлению плана для достижения учебной задачи | Составляют план достижения цели и определяют средства, аргументируют свои высказывания, делают выводы. | Слайд 5 | Регулятивные: Планирование – составление плана действий (с помощью учителя); | |
5. Реализация плана. Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи. | -Выполним первый пункт нашего плана. Узнаем, что такое слог. 1.-Посмотрите на записи, что видите перед собой? (Слоги) -Почему так решили? Какое сочетание букв нельзя назвать слогом? Почему? -Какие задания можете составить? -Запиши получившиеся слова. (Ворона, сорока) -Что можете сказать об этих словах? -Почему эти слова словарные? -Куда можно посмотреть, чтобы правильно написать эти слова? 2. Учебник упр.35 стр. 19 -Прочитай предложение. Что интересного заметили? Как ты ответишь на вопросы? В в.ш.х кр..х ж.в.т в.р.н., в.р.бь., с.р.к.? Чт. т. . н.х зн..шь? -Перепиши его по правилам русского языка. Проверь по « Справочнику правописания». -В первом предложении раздели слова на слоги. Подчеркни буквы гласных. Сравни количество гласных звуков и слогов. -Работа в паре. Найди и запиши для одноклассников 1 предложение, пропуская буквы гласных. -Обменяйся работами. -Теперь обменяйся тетрадями для самопроверки. -Посмотрите на слайд ЭОР и ответь на вопрос Как делятся слова на слоги? -Мы узнали, что такое слог? | Организует исследовательскую деятельность детей. Организует работу в парах. Контролирует выполнение работы. | Записывают словарные слова, предложения. Называют опасные сочетания звуков, орфограммы, делят на слоги. | Слайд 6 Учащиеся перетаскивают слоги, соединяя их в слова. Слайд 7 Слайд 8 На интерактивной доске демонстрируется тетрадь с печатной основой. Учащиеся маркером вписывают нужные буквы в тетрадь. Слайд 9 | Познавательные: осуществлять анализ, проводить сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям; Регулятивные: Самоконтроль и самооценка - сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, знаково-символическое моделирование; сохранение учебной задачи урока на каждом этапе. | |
Физминутка | Организует двигательную физминутку | Дети выполняют движения под музыку | ||||
5. Реализация плана. (продолжение) | -Выполним второй пункт нашего плана. -Как ты определяешь слоги в словах? - Посмотрите, как это делают ребята в упр. 31 стр.18 -Девочки запишите слова, которые дети кричат в лесу, а мальчики - как болельщики на стадионе. Разделите их для переноса. - Сравни с делением на слоги. Сделай вывод. Проверь написанное. -Мы узнали, как делить слово на слоги? | Организует исследовательскую деятельность детей. Контролирует выполнение работы. | Записывают слова, делят их на слоги и для переноса. Называют опасные сочетания звуков, орфограммы. | Слайд 10 Слайд 11 | Познавательные: Ориентация в учебнике, чтение учебных текстов. Их полноценное понимание и воспроизведение, выполнение действий и сравнение с эталоном. Регулятивные: Действие по намеченному плану, сохранение учебной задачи урока на каждом этапе. | |
Физминутка | «Скалочка» - Карандаш я покачу, Вправо – влево – как хочу. | Организует физминутку для кистей рук | Дети выполняют движения | |||
6. Первичное закрепление Цель: освоение новых способов действий | -Проверим, как вы умеете делить слова на слоги. Рассмотри еще один слайд с ЭОР и выполни задание. -Рассмотри рисунки, определи количество гласных и количество слогов в слове. Результаты занеси в таблицу и в тетрадь. -Проверь. --Посмотрите, еще один листочек появился на нашей веточке. -Почему нужно уметь делить слова на слоги? -А для чего нужно переносить слова с одной строки на другую? -Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно делить слова на слоги и переносить слова? Составь схему. Гласные звуки – слоги – перенос слов | Устанавливает осознанность восприятия. Организует самостоятельную работу с ЭОР. Наблюдает за работой, оказывает помощь | Анализируют, сравнивают. Воспроизводят информацию. | Слайд 12 Слайд 13 Учащиеся с помощью маркера составляют схему, перетаскивая слова. | Регулятивные: Прогнозирование деятельности на следующий урок. Предметные: Подведение под новое понятие уже известного. | |
7. Рефлексия деятельности Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. | -Какие задачи мы поставили перед собой в начале урока? -Удалось нам их реализовать? -Есть ли над чем еще работать? -Какие задания вам понравились? Посмотрите, какая у нас веточка расцвела в классе? Я думаю, что благодаря нашей хорошей работе на уроке весна скоро наступит. -Откройте еженедельник и оцените свою деятельность на уроке. -Все молодцы! Похлопайте себе и пожмите друг другу руки. Всем спасибо за урок. | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Оценивают результаты своей деятельности на уроке | Слайд 14 | Регулятивные: Оценка своих достижений, осознание трудностей Личностные: Учебно-познавательный мотив изучения русского языка. Ориентация на понимание причин успеха в учебе, проявление интереса к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык. 1 класс». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014.
2.Нечаева Н.В. Русский язык. – Учебник для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014.
ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ
- http://www.stihi.ru/pics/2012/07/18/3370.jpg фото воробей
- http://www.zoogeo365.ru/images/public/20110203/soroka_big.jpg фото сорока
- http://img.tut.by/n/01/9/1803grachwebtitul.jpg фото грачи
- http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/71/362/71362747_3.jpg фото март
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Моноформатный, Практический | Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a30c0-0a01-0180-0054-6169a3c2352b/%5BNS-RUS_1-09%5D_%5BMA_070%5D.swf | |
2 | «Определение количества слогов в слове» (N 193477) | Моноформатный, Практический | Текст/Текст с иллюстрациями | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a30c8-0a01-0180-0063-99ae325090a0/%5BNS-RUS_1-09%5D_%5BIA_071%5D.swf |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слово и слог. Деление слов на слоги.
Урок русского языка в 1 классе (ФГОС) Выделены формируемые УУД....
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слово и слог. Деление слова на слоги»
Объяснение нового материала на тему: "Слов и слог. Деление слова на слоги". Сформировать понятие у учащихся правила деления на слоги и деления слова для переноса....
Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.
Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. школа 21 века 1 класс...
Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".
Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности. Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...
Урок русского языка в 1 классе по теме "Слово и слог. Деление слов на слоги"
УМК "Школа России", учебник В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого 1 класс....
Слово и слог. Деление слов на слоги
ЦЕЛЬ: выработать навык деления слов на слоги. Материал и оборудование к уроку: для учителя: интерактивное упражнение, карточки. для детей: учебник 1 класс, часть 2, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. ...
«Слово и слог. Деление слов на слоги» (УМК "Школа России", 1 класс)
«Слово и слог. Деление слов на слоги.»...