Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи" 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием новых образовательных технологий на тему "Части речи"4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vizitnaya_karta_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx | 574.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по русскому языку
с использованием новых образовательных технологий
Тема урока: «Что такое части речи?».
Класс: 4.
Раздел: «Части речи».
Тип урока: урок обобщения изученного материала.
Цель: актуализировать знания об изученных частях речи; упражнять в различении частей речи и определении их признаков.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- обобщить и закрепить полученные знания об изученных частях речи;
- совершенствовать умение различать слова по значению и вопросам;
2. Развивающие:
- развивать умения определения частей речи;
- развивать умение различать части речи на основе изученных признаков;
- развивать интерес и любознательность к учебной деятельности;
3. Воспитательные:
- воспитывать активную личность, умеющую видеть, ставить и решать учебные проблемы;
- воспитывать интерес к изучению русского языка, осознавать его значимость.
Планируемые результаты:
Предметные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи»;
- подбирать примеры изученных частей речи;
- изучать грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи;
- различать части речи на основе изученных признаков.
Коммуникативные:
- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
Регулятивные:
- постановка учебной задачи;
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
-оценивание качества и уровня усвоения материала;
- оценивание результатов своей деятельности;
Личностные:
- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: интерактивный комплекс, мяч для игры «Мяч со словами», планшеты.
Учебно-методический комплекс: учебник для 4 класса «Русский язык», кластер.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания.
3. Словарная работа.
4. Актуализация знаний.
5. Самоопределение к деятельности. Проблемная ситуация. Постановка цели урока.
6. Физкультминутка.
7. Работа по учебнику.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
9. Домашнее задание.
Этап урока | Содержание |
1. Организационный момент | 1. Приветствие: на слайде иллюстрация с изображением солнца, учитель желает учащимся, чтобы солнце освещало путь к знаниям, а также прекрасного настроения. Предлагает подарить улыбку каждому в классе. 2. Определяет готовность учащихся к уроку. Проверяет наличие учебного материала, дидактического материала, тетрадей, письменных принадлежностей. 3. Учитель предлагает прочитать дату и записать её, выделить орфограммы. |
2. Минутка чистописания | 1. На доске записаны пары слов. Учитель предлагает внимательно посмотреть и выявить закономерность, с помощью которой подобраны пары, после чего назвать недостающие слова. Сухой – мокрый; Большой - ; Старый - ; Твёрдый - ; Жаркий - . После того, как учащиеся догадались, что к словам в левом столбике подобраны антонимы, к тому же все эти слова начинаются на букву м, учитель объявляет о том, что на минутке чистописания будет работа с буквами М, м. |
3. Словарная работа | Для словарной работы используется зрительный диктант. На доске представлены словарные слова, с которыми учащиеся познакомились ранее: билет, вокзал, пассажир. Учащиеся внимательно смотрят на слова и по очереди проговаривают орфограммы, которые необходимо запомнить. Доска закрывается, учитель диктует под запись. После записи происходит взаимопроверка, учитель вместе с детьми анализирует допущенные учениками ошибки (если есть), просит ещё раз написать те слова, в которых были допущены ошибки. После составляют предложение со словарными словами: Пассажир купил билет на вокзале. Подчеркивают главные и второстепенные члены предложения. |
4. Актуализация знаний | 1. Учитель использует приём «Интеллектуальная разминка». Учитель задаёт вопросы на повторение, ответ на него – это повторение уже известного. - С помощью чего люди общаются друг с другом? (языка, речи). - Какие виды речи вы знаете? (устная, письменная, внутренняя). - Из чего состоит наша речь? (из слов и предложений). -Одинаковое ли значение имеют слова? (нет, одни слова обозначают предмет, другие – признак предметы, третьи – действие и т.д.). |
5. Самоопределение к деятельности. Проблемная ситуация Постановка цели урока | 1. Учитель спрашивает учащихся: «Ребята, как вы думаете, сколько слов в русском языке?» (более 200 тыс. слов). -Представьте огромный мешок, из которого высыпались все слова. -Что делать? Конечно, наводить порядок. -А как? Надо их как-то сгруппировать. -Но если мы положим на одну полку слова «молоко» и «смеяться», а на другую пять и красивый, будет ли порядок? Нет. - Почему? Эти слова разных частей речи. -Что же делать? Слова нужно сгруппировать так, чтобы в одной группе оказались слова, обладающие общими признаками. 2. Для решения этой проблемы учитель использует приём «Кластер». Предлагает учащимся поработать с таблицей. Для этого задания учащиеся работают в парах. На слайде появляется таблица под названием «гроздь винограда», такую же таблицу учитель раздаёт каждой паре. 3. Проговаривает инструкцию: внимательно посмотрите на кластер. Вы видите много мест с пропусками, вам необходимо их заполнить. 4. После проделанной работы, учащиеся меняются кластерами для взаимопроверки, дети по очереди обосновывают свой ответ, на слайде поэтапно заполняются пропуски, происходит сравнение с образцом. 5. Учитель: ребята, как вы думаете, для чего мы выполнили такую работу? (Для того чтобы вспомнить какие бывают части речи и их признаки). - Для чего нам нужны эти знания? (Для того, чтобы уметь распознавать изученные части речи, выполнять задания). Цель: актуализировать знания об изученных частях речи. Задачи: - повторить части речи и их признаки; - научиться распознавать изученные части речи; - упражняться в выполнении заданий. |
6. Физкультминутка | Для проведения физкультминутки используется игровая технология «Мяч со словами». Дети встают в круг. Бросая мяч, учитель или ученик называет часть речи. Школьник, к которому попал мяч в руки, называет слово этой части речи. И наоборот. Например: существительное – цветок, глагол – бежать и т.д.; три –числительное, красивый – прилагательное и т.д. |
7. Работа по учебнику | 1. Упр. 111 с. 67 - Прочитайте выразительно. Назовите сказку. - Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова. - Прочитайте предложения без служебных слов. Какова их роль в предложениях? - Выполните письменные задания к упражнению (взаимопроверка, самооценка). 2. Упр. 112 с. 67 Работа с планшетами на сайте coreapp.ai. Учащиеся читают загадку и дополняют загадку пропущенными словами, заполняя пробелы. - Какую роль они играют в предложении? К какой группе частей речи относятся? - Найдите в предложении числительные. На какой вопрос они отвечают? 3. Упр. 116 с. 70 - Прочитайте. - Какая часть речи помогает перечислить предметы и явления окружающего мира? Приведите примеры. (Имя существительное) - Какая часть речи помогла автору выразить своё отношение к увиденному? (Чудная картина. Чудная – имя прилагательное). - Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова, перечислите их признаки. - Выполните письменные задания к упражнению. |
8. Подведение итогов урока Рефлексия | 1. - На какие две большие группы можно разделить все слова? - Какую роль играют в языке служебные части речи? - Приведите примеры самостоятельных частей речи и назовите их грамматические признаки. - Какое задание сегодня на уроке было самым интересным? - Что было трудным? 2. На слайде изображены четыре корзины с названием обозначений частей речи: предмет, признак предмета, действие предмета, количество. Учащимся нужно соотнести слова в нужную корзину: читать, сто, доска, белый и т.д. |
9. Домашнее задание | с. 68-69 повторить части речи и их признаки, выполнить упр. 117. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс "Родственные слова."
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России"...
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"...
Методическая разработка урока по русскому языку 4 класс
Тема: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. Цели темы:Сформировать представление о глаголах 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени.Ввести правило...
Методическая разработка урока по русскому языку ( 3 класс) " Правописание частицы не с глаголами"
Формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами...
Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".
Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....
Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...
Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Заглавная буква в словах"
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Методическая разработка урока по русскому языку 1 классТема: Заглавная буква в словах. Цель: по...