Урок русского языка "Звонкие и глухие согласные".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок по русскому языку во 2 классе по теме "Звонкие и глухие парные согласные. Способы их проверки" разработан и проведён в соответствии с содержанием программы по УМК "Перспектива" с использованием программно – аппаратного комплекса для начальной школы. Данный урок способствует закреплению знаний учащихся о правописании слов с парными согласными. Подобранный игровой и познавательный материал нацелен на развитие памяти, внимания, речи, пополнение лексического запаса учащихся.
Он включает следующие этапы: организационную часть, постановку учебной задачи, актуализацию и систематизацию знаний, применение знаний и умений, контроль усвоения знаний и итог урока с рефлексией.
Форма урока – путешествие в сказочный зимний лес. Считаю, что именно игровая форма соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Мне хотелось создать у детей праздничное новогоднее настроение, а также проверить их знания по изученной теме с помощью технических средств, которые есть в кабинете. На уроке были использованы практически все средства программно – аппаратного комплекса:
- интерактивная доска;
- документ камера;
- система мониторинга PROClass;
- нетбуки.
Материал, подобранный для урока, был доступен всем учащимся класса. Использование в полной мере ПАК помогло разнообразить урок и провести качественно проверку изученного материала. Использование новых информационных технологий даёт преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:
- повышаются интерес и мотивация учебной деятельности;
- осуществляется дифференцированный подход;
- каждый ученик становится субъектом процесса обучения;
- за один и тот же промежуток времени увеличивается объем выполненной работы;
- облегчается процесс контроля и оценки знаний учащихся;
- развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 41.69 КБ |
тест к уроку | 1013.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Учебный предмет | Русский язык |
Класс | 2 |
Тип урока | Урок актуализации и обобщения знаний. |
Технология построения урока | Урок – путешествие. |
Тема урока | Звонкие и глухие парные согласные. Способы их проверки. |
Цель урока | Закрепить и проверить сформированность умений различать и правильно обозначать парные согласные, сопоставлять произношение и правописание слов, подбирать проверочные слова, используя разные способы проверки, развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся. |
Основные термины, понятия | Парные и непарные согласные звуки и буквы, звуко – буквенный разбор, орфограмма, проверочное слово, способы проверки. |
Планируемый результат.
Предметные умения | УУД |
- закрепить знания учащихся о правописании слов с парными согласными на конце и в середине слова; - сформировать умения и навыки в написании таких слов и подборе к ним проверочных слов; - развивать речь, познавательные процессы (внимание, мышление, память), мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение); - развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива; - развивать монологическую речь учащихся; - уметь правильно произносить слова с учетом фонематических норм русского языка; - прививать интерес к русскому языку. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - работать по предложенному плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в тетради, нетбуке; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - ставить и формулировать проблемы; - строить логическую цепь рассуждений; - выдвигать гипотезы и обосновывать; - проводить классификацию, указывая на основании классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Организация пространства.
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная. Работа в парах. Индивидуальная. | Книгопечатная продукция: Климанова Л.Ф. «Русский язык» 2 класс, часть 1. Технические средства обучения: Компьютер, проектор, интерактивная доска, документ - камера, нетбуки, система мониторинга PROClass. Экранно – звуковые пособия: презентация в SMART Notebook. |
Технология изучения.
Этапы урока | Время | Формируемые умения | Слайды | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
ный. | 1мин. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения. | Слайд 1. | –Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать на уроке. Давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся им, а теперь улыбнулись друг другу. Начинаем урок русского языка. - Запишите в тетрадь дату. | Приветствуют гостей. |
2.Постановка учебной задачи. | 5 мин. | Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи. Познавательные УУД: - ставить и формулировать проблемы; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других. | Слайд 2. | – Урок у нас необычный. К нам придет еще один гость. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто это. Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой. К ветру зимнему привык Наш приятель ...(снеговик) - Расскажите Снеговику, о каких согласных мы говорили на прошлых уроках.(О парных звонких и глухих согласных). - Что интересного вы о них узнали? Минутка чистописания: запишите пары согласных по звонкости – глухости в тетрадь. - Мы сегодня заканчиваем изучение этой темы. Определите, чем будем заниматься на уроке, и дополните предложения: Повторим … Проверим знания … | Вспоминают, что знают о парных согласных. Записывают парные согласные. Дополняют предложения. |
3.Актуализация и систематизация знаний. | 16 мин. | Регулятивные УУД: - работать по предложенному плану, инструкции; - отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - строить логическую цепь рассуждений; - выдвигать гипотезы и обосновывать.
| Слайд 3. (на слайде – телеграмма.)
Слайд 4. | Звучит музыка Чайковского «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик». – Какая музыка прозвучала? (Волшебная) - Сейчас наступает самое замечательное время для взрослых и детей – это канун любимого праздника - Нового года. - За что вы любите Новый год? - Какие вы смелые! Отправляемся в сказочное путешествие в волшебный зимний лес и сами попробуем стать волшебниками. Сказки мудростью богаты - Итак, в путь. - Но я боюсь, что новогодний праздник находится под угрозой. Посмотрите, какая телеграмма лежит под деревом. «Дорогие детки! Дет Морос и его свита с подарками к вам не придут, не ждите. Я спрятала все шупки и шапки. В такой холот никто не выйдет из дома, и Новый гот не наступит никогда.» - Грамотно ли написана эта телеграмма? Какие орфограммы не знает тот, кто её написал? - Ребята, кто из сказочных героев мог отправить её? (баба яга) - Да, действительно, эта коварная баба яга захотела испортить наш праздник. Что же делать? -Давайте попробуем исправить ошибки. - Вот мы и справились со злыми чарами Бабы Яги и можем продолжать своё путешествие. - Сказочный лес очень коварный. Там, где скалы, словно зубья, Небо синее грызут, А ветра всё терпеливо Валуны и камни трут. В тёмной потайной пещере Еле теплится огонь: В ней сидит Кощей Бессмертный, Рядом дремлет верный конь. - Кощей с Бабой ягой знают, что сила – в дружбе, поэтому желают вас разделить на девочек и мальчиков и сделать недружными. Чтобы этого не произошло, нужно правильно выполнить звуко – буквенный анализ слов. Мальчики – слово «мороз», а девочки – «холод». - Что общего в ваших словах? (по 5 букв и звуков, все согласные твердые, 2 слога). - Посмотрите, какая красивая ёлочка в зимнем лесу. Она приглашает вас на физминутку. Физминутка «Ёлочка» | Слушают музыку, отвечают на вопросы. Дети встают. Дети читают телеграмму. Делают вывод, что ошибки – на изучаемое правило. Предлагают исправить ошибки. Поочерёдно на интерактивной доске исправляют ошибки, проговаривая проверочные слова. Остальные учащиеся работают в тетради, записывают слова верно и проверяют их. Выполняют звуко – буквенный разбор слов. 1 мальчик – у доски. Проверка у мальчиков – на доске, у девочек – 1 работа проверяется под документ – камерой. Отвечают на вопрос. Выполняют физминутку 2 раза. |
4.Применение знаний и умений. | 7 мин. | Личностные УУД: - определять правила работы в парах; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - работать по предложенному плану, инструкции; - осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Познавательные УУД: - проводить анализ учебного материала; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения; - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: - контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра | Слайд 5. | - Продолжаем путешествие по зимнему сказочному лесу. Посмотрите, чья эта избушка впереди? (Это Леший – дух леса.) Есть у леса и душа, В виде Лешего она. И везде, где только можно, Бродит Леший осторожно. - Пока мы не отгадаем загадки Лешего, дальше идти не сможем. - Записывайте в тетрадь загадку, а рядом – проверочное слово. 1. Белое покрывало на земле лежало, 2. Крупно, часто задробил, Всю землю напоил. (дождь) 3. Без досок, без топоров Скользко, весело, светло. (лёд) 4. У избы побывал - Во всю реку мост мостил. (мороз) - Какая отгадка, на ваш взгляд, лишняя? Почему? - А сейчас - взаимопроверка в парах. Физминутка для глаз «Снеговик» | Отгадывают загадки, записывают в тетрадь слова – отгадки вместе с проверочными словами, проверяя орфограммы парных согласных. Взаимопроверка в парах. Правильный вариант – под шторкой на слайде. Учитель открывает «шторку» на слайде, дети проверяют и сравнивают со своими работами. Выполняют физминутку для глаз. |
5. Контроль усвоения знаний. | 15 мин. | Регулятивные УУД: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - работать по предложенному плану, инструкции. Познавательные УУД: - ориентироваться в нетбуке, пульте; - уметь определять уровень усвоения учебного материала. | Слайд 6. | - Вдали уже виднеется лесная школа. Но на пути ещё одно препятствие. - Нужно показать свои знания по теме «Правописание парных согласных» и тогда никаких преград на нашем пути не будет. 1 вариант – выполнение теста на нетбуке. (документ в формате MS WORD) 2 вариант – выполнение теста в системе PROClass. (в формате Microsoft Office Power Point) | Выполняют тестовые задания. |
6. Рефлексия учебной деятельности. | 1 мин. | Личностные: | Слайд 7. Слайд 8. | - Вот мы с вами и подошли к лесной школе. Звери нас ждут с нетерпением. В зимнем лесу очень холодно. Нужно надеть варежки. Возьмите красную варежку тот, кому понравилось наше путешествие, кто не испытывал серьёзных затруднений при выполнений заданий, зелёную – тот, кто не совсем доволен путешествием, и задания давались непросто, а синюю – кому не понравилось путешествие в зимний лес. - Благодарю вас за урок! | Поднимают варежки нужного цвета, вырезанные из цветного картона. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопрос № 1. Выбери строчку, в которой все согласные имеют пару по звонкости – глухости. п, р , с, ш , ц к, г, в, з , ш н , в, ф , д , л A B C
Вопрос № 2. Выбери строку с верной проверкой парного согласного на конце слова. город - пригород берег - берега завод - заводской A B C
Вопрос № 3. Укажи слово с буквой в. шар … рука… жира… A B C
Вопрос № 4. Укажи слово с буквой б в середине слова. улы … ка скри … ка кно … ка A B C
Вопрос № 5. Найди строку с ошибкой . тетрадка, утка глазки, доска дорошка , ножки A B C
Вопрос № 6 . Найди строку без ошибок . стриш , авраг голос, груз лыжы , зуп A B C
Вопрос № 7. В каком слове все согласные парные ? гвоздь пруд глазки A B C
Вопрос № 8. В каком слове все согласные непарные ? деревня лимон ёжик A B C
Вопрос № 9. Сколько ошибок в пословице «Лучше хлеп с водой, чем перок с бедой» 2 3 1 A B C
Вопрос № 10. Найди слово, в котором количество букв и звуков не совпадает. грибок медведь овраг A B C
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Парные звонкие и глухие согласные"
Цель:Отработка алгоритма правописания учащимися орфограммы «парные звонкие и глухие согласные»...
Урок "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова".
На уроке закрепляется правописание звонких и глухих согласных на конце слова....
конспект урока "Парные звонкие и глухие согласные"
Цели урока:1. Дать понятия о парных звонких и глухих согласных, ознакомить с написанием слов с пар...
Конспект урока "Правописание парных звонких-глухих согласных"
На данном уроке систематизируются знания учащихся о способах проверки правописания парных согласных на конце и в середине слова, совершенствуются умения правильно обозначать па...
Презентация к уроку 2класс "Парные звонкие-глухие согласные"
Формирование умения различать парные звонкие-глухие согласные вкорне слова...
Конспект урока "Правописание парных звонких глухих согласных на конце слова"
Конспект урока по русскому языку. 2 класс. ФГОС. Тема "Правописание парных звонких глухих согласных на конце слова"...
Урок письма и развития речи 3 класс Тема урока «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»
Урок письма и развития речи 3 класс Тема урока «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»Цель урока: закрепить умение различать парные звонкие и глухие согласные в конце слов....