Конспект урока "Правописание парных звонких-глухих согласных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
На данном уроке систематизируются знания учащихся о способах проверки правописания парных согласных на конце и в середине слова, совершенствуются умения правильно обозначать парные согласные звуки буквами и сопоставлять произношение звуков и написание букв. Данная цель решается через ряд поставленных задач, которые способствуют осознанию детьми необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных; обобщению знаний о различных способах проверки парных согласных в середине слова и закреплению умения давать характеристики звуков,и выработки навыка грамотного письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_pravopis_parn_sog.docx | 30.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка 3 класс
Тема: « Правописание парных согласных в середине слова»
ЦЕЛЬ: систематизировать знания учащихся о способах проверки правописания парных согласных на конце и в середине слова, совершенствовать умения правильно обозначать парные согласные звуки буквами, сопоставлять произношение звуков и написание букв.
ЗАДАЧИ:
- способствовать осознанию детьми необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных; обобщить знания о различных способах проверки парных согласных в середине слова; закреплять умения давать характеристики звуков, знания об изученных орфограммах; формировать у учащихся навык грамотного письма;
- развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли;
- воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.
Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации знаний и умений
Вид учебного занятия: обобщения и систематизации знаний
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ожидаемый результат:
учащиеся должны знать:
правописание парных согласных в корне, состав слова, главные и второстепенные члены предложения.
учащиеся должны уметь: обозначать парные согласные в корне, производить разбор слов по составу, производить разбор предложения по членам предложения и частям речи.
Дидактический материал и оборудование: презентация; учебник; тетрадь; компьютер, мультимедийный проектор, экран; словари В. Даля и С. Ожегова; конверт с цветными кружками для оценивания своего настроения.
Используемая литература:
- Л.М.Зеленина Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы в 4 частях. Москва. Просвещение. 2010 год,
- В. П. Канакина Учусь работать самостоятельно. Дидактический материал к урокам русского языка в начальных классах. Москва. Новая школа.
1995 год, стр.179.
- О. В. Узорова 500 контрольных диктантов по русскому языку:/ Пособие для начальной школы /. ЗАО «Премьера» ГИППВ 1999, стр. 40.
Ход урока
- Оргмомент
Учитель:
Необычный день у нас,
И гостей полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
Учащиеся: Видеть вас мы очень рады!
Учитель: Все ль на месте?
Всё ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Учащиеся: Только лишь оценку «пять»!
Учитель: Давайте улыбнемся друг другу, мне, нашим гостям. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.
- Минутка чистописания
Учитель: Найдите закономерность и продолжите запись.
бпн вфн гкн … …
Учитель: Какие буквы вы записали?
Учащиеся: Записали буквы, которые обозначают парные согласные звуки.
- Сообщение темы и цели урока.
- Учитель: Определите тему нашего урока.
Учащиеся: Правописание парных согласных.
Учитель:
Правописание парных согласных в середине слова.
Парные звуки согласные
Бывают такие опасные.
Звук нечетко слышится –
Какая буква пишется?
Учитель: Как Вы думаете, чему мы сегодня будем учиться?
Учащиеся: Мы будем учиться обозначать на письме парные согласные звуки буквами.
- Работа по теме урока.
Учитель: Прочитайте четверостишие.
Скрипит морос . Сердит морос .
И снех сухой и колкий.
И вяс озяп. И дуп замёрз,
Насквось промёрзли ёлки.
Т. Волжина
/Дети читают стихотворение. Находят ошибки./
- Актуализация знаний.
Учитель: При написании какой орфограммы допущены ошибки?
Учащиеся: Все ошибки на правописание парных согласных.
Учитель: Что нужно делать, чтобы правильно обозначать на письме парные согласные?
Учащиеся: Нужно их проверять.
/Фронтальная работа. Ученики цепочкой вставляют пропущенные буквы. Устно подбирают проверочные слова. Во время проверки ошибки исправляются./
Учитель: Каким способом пользовались, чтобы проверить парный согласный?
Учащиеся: Изменяли слова так, чтобы парный согласный звук находился в сильной позиции.
Было мало – стало много.
Изменяли имена существительные по числам.
Учитель: Как проверили слова: замёрз, насквозь?
Учащиеся: Подобрали однокоренные глаголы.
Учитель: Когда парный согласный звук находится в сильной позиции?
Учащиеся: Вывод: парные согласные находятся в сильной позиции:
- перед гласными,
- перед сонорными согласными.
Вывод: Чтобы правильно обозначать парные согласные звуки в середине слова, их нужно проверять.
Надо изменить слово так, чтобы после согласного звука
стоял гласный.
Учитель: Найдите другие орфограммы в четверостишие.
Учащиеся: Скрипит – безударная гласная -и, проверочное слово -скрип, сердит - безударная гласная - е проверочное слово – сердится
Учитель: Прочитайте еще раз стихотворение и запишите его по памяти.
/Помощь учащимся, которые не смогут справиться./
- Работа со словарными словами. Разноуровневая дифференциация.
- Учитель: Прочитайте слова. Что общего у этих слов?
Учащиеся: Это слова с непроверяемыми безударными гласными.
Учитель: Какое задание с ними можно выполнить?
Учащиеся: Вставить пропущенные буквы, на месте парных согласных записать соответствующие буквы.
Задание для 3 групп разной степени сложности.
…ши(б/п)ка, д…ро(ж/ш)ка, л…па(д/т)ка, м…рко(в/ф)ка, т…тра(д/т)ка.
1группа – зеленый кружок, 2 группа – жёлтый, 3 группа – красный, самое трудное задание.
Учитель: Внимательно прослушайте все задания и выберете по силам.
1группа.
Записывает слова, вставляет пропущенные буквы, парные согласные записывает соответствующими буквами.
2 группа.
Вставляет пропущенные буквы и подбирает проверочные слова к парным согласным. Записывает вместе с поверочным словом.
3 группа
Вставляет пропущенные буквы, парные согласные записывает соответствующими буквами, подбирает к словарному слову подходящее по смыслу прилагательное и записывает в тетрадь словосочетание.
Выберете себе задание по силам.
По одному ученику из каждой группы работают у доски.
Проверка всех заданий. Оценивание учащихся.
Задание, выполненное 2 группой, еще раз прочитывается.
Ошибка – ошибочка, дорожка – дорожечка, лопатка – лопаточка, морковка – морковочка, тетрадка, тетрадочка.
Учитель: Каким способом пользовались, чтобы проверить парный согласный в середине слова?
Учащиеся: Называли слово ласково. Суффикс -очк и -ечк придавали словам уменьшительно – ласкательное значение. После парного согласного появляется гласная.
7. Знакомство с новым словарным словом.
Учитель:
Отгадайте загадку:
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
Учащиеся: Газета.
Учитель: Объясните лексическое значение этого слова.
Ответы учащихся.
Учитель: В России впервые газета стала печататься 300 лет тому назад. Она называлась «Ведомости». Первые номера этой газеты писал и редактировал сам царь Петр Первый. Сейчас газет и журналов очень много. Из них мы узнаем о событиях, которые происходят в мире.
Учитель: Какое задание вы можете предложить для того, чтобы быстрее запомнить это слово?
Учащиеся могут предложить подобрать однокоренные слова, изменить слово по падежам, составить с этим словом предложение.
Учитель: Подбираем однокоренные слова. Один учащийся работает у доски, разбирает однокоренные слова по составу.
Выполнение задания оценивается.
Газета, газетка, газеточка, газетный.
Учитель: Какое слово соответствует теме урока?
Учащиеся: Газетка.
Учитель: Какое слово является проверочным?
Учащиеся: Слова «газета, газеточка, газетный» являются проверочными для слова « газетка».
Учитель: Какое слово «лишнее»?
Учащиеся: Прилагательное газетный. Его можно изменить по родам.
Ученик у доски записывает словосочетания с прилагательным газетный и изменяет его по родам.
Газетный столик, газетная статья, газетное издательство.
8. Физминутка.
Музыкальный клип « Божья коровка», автор Берюхова Елена
Танцевальные движения, зарядка для глаз.
- Работа над предложением. Разноуровневая дифференциация.
- Учитель: На слайде задание для трех групп. Внимательно выслушайте задания и выберете по своим возможностям.
Учитель: Составьте предложения со словом газета.
1 группа – зеленый кружок, 2 группа – желтый, 3 группа – красный.
1 группа. Составьте предложение из данных слов. Разберите его по членам и частям речи.
читает, папа, газету, утреннюю
2 группа. Дана грамматическая основа предложения, распространите предложение.
Разберите его по членам и частям речи.
газета лежит
3 группа
Составьте предложение, которое соответствует схеме.
Разберите его по членам и частям речи.
какой? кто? что делает? какую? что?
Выберете задание, которое вы можете выполнить.
По одному ученику из каждой группы работают у доски.
Проверка и оценивание работ.
10. Работа по развитию фонематического слуха. Разноуровневая дифференциация. Учитель: Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Найдите орфограммы на правописание парных согласных.
В чужой лодке всегда больше рыбки
С кем по грибки, с тем и по ягодки.
Учащиеся называют орфограммы. Подбирают проверочные слова.
Лодке – лодочка, рыбка – рыба.
Грибки – грибы, ягодки – ягода.
Учитель: На слайде задание для трех групп. Разберите слова фонетически.
1группа. Разбирает фонетически слово «гриб».
2 группа. Слово « рыбка».
3 группа. Слово « ягодка».
Выберете задание, с которым вы можете справиться.
По 1 учащемуся из каждой группы работают у доски.
Проверка и оценивание выполненных работ.
Учитель: Обратите внимание на транскрипцию этих слов.
Везде парный согласный звук находится в слабой позиции, следовательно, плохо слышится.
Учитель: Что нужно делать, чтобы не допустить ошибки при написании слов с парными согласными в слабой позиции?
Учащиеся: Чтобы правильно обозначать парные согласные звуки в середине слова, их нужно проверять. Надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.
Заучивание правила в стихотворной форме.
Парные звуки согласные
Бывают такие опасные.
Звук нечетко слышится –
Какая буква пишется?
Но поставим рядом гласный –
И согласный неопасный!
11. Работа с пройденным материалом. Формирование навыка грамотного письма.
Самостоятельная работа. Разноуровневая дифференциация.
Задание по группам.
Выслушайте задание для всех групп и выберете по своим возможностям.
Для 1 группы – зеленый кружок, для 2 группы – желтый, 3 группа – красный.
1 группа – стр. 39, упражнение 74
Разделите слова на две группы. Запишите.
Город, шапка, провод, трубка, круг, повязка, мак, сказка, мёд, суп, ложка, зуб, грибки, складка.
2 группа - стр. 40, упражнение 75
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
Аист делает заря…ку-
То вприскочку, то вприся…ку.
Осьмино… надел перча…ки,
А тюлень удрал с площа…ки
Пеликан ныряет ло…ко.
Вот что значит трениро…ка!
Рак зале… на самока…,
Все вперё…, а он – наза… .
3 группа – стр.41 упражнение 77.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните словосочетания, которые связаны вопросами какой? какая? какие?
У Пети в диктанте досадные оши…ки. Друг – это бли…кий тебе человек. Нет такого дру…ка, как родимая мату…ка. Молодые ли…ки очень ги…кие. Вокруг пруда растут ду…ки. Почва на болоте то…кая и зы…кая. Остались от козлика ро…ки, да но…ки. Кошке игру…ки, а мышке слёзки.
12. Подведение итога урока
Учитель: Выберите из конверта листочек такого цвета, каким бы вы обозначили свое настроение в конце урока.
Учитель: Спасибо за интересную работу на уроке.
Учитель: Чему вы сегодня учились на уроке?
Учитель: С какими затруднениями столкнулись на уроке?
Учитель: Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
Учитель: Что больше всего запомнилось?
13.Задание на дом
Учитель: работа в доп.тетради.
К данным прилагательным подберите прилагательные – антонимы. Запишите.
Творческое задание: составьте небольшой рассказ о зиме, используя как можно больше слов с парными согласными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: Правописание парных звонких-глухих согласных на конце слова.
Данный урок поможет учащимся!- закрепить умения в правописании парных звонких-глухих согласных; умения подбирать проверочные слова, находить границы предложений ; закрепить знания алфавита.- Развивать...
Урок по русскому языку для 2-ого класса "Парные звонкие глухие согласные"
Обучающий урок по правописанию парных звонких глухих согласных....
Проект урока по теме: "Парные звонкие глухие согласные". 2 класс
Проект урока по русскому языку по теме: "Парные звонкие и глухие согласные" (2 класс). УМК "Начальная школа 21 века"....
Конспект урока "Правописание парных звонких глухих согласных на конце слова"
Конспект урока по русскому языку. 2 класс. ФГОС. Тема "Правописание парных звонких глухих согласных на конце слова"...
Проверочная работа по русскому языку. 3 - 4 класс. Повторение правил о правописании безударных гласных, парных звонких/глухих согласных, непроизносимых согласных.
Проверочная работа по русскому языку. 3-4 класс. Правописание безударных гласных в корне слова, парных звонких, глухих согласных, непроизносимых согласных....
Конспект коррекционно-логопедического занятия для учащихся 1 класса. Тема: Дифференциация парных звонких-глухих согласных звуков Б-П
Коспект занятия по теме "Дифференциация парных согласных [Б-П][Б’-П’]" можно использовать в работе логопедам, учителям начальных классов. На занятии дети учаться разли...
Конспект логопедического занятия на тему:«Парные звонкие - глухие согласные в конце слова». Лексическая тема: сказка «Снежная королева».
Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза,осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов о...