Буквы З,з "В гости к Золушке"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Гори Елена Васильевна

Урок обучения грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obuchenie_gramote._bukva_zz.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

«В гости к Золушке»

Тема урока: Согласные звуки [З], [З΄]. Буквы З з. Чтение слогов, слов и предложений  с новыми буквами. ( программа «Школа России»).

Цели: Познакомить учеников со звуками [З], [З΄] и буквой, которая их обозначает; учить отличать звук [З], [З΄] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв; учить читать слоги слова с новыми буквами; способствовать развитию фонематического слуха, мышления, обогащению словарного запаса учащихся.

Оборудование: Учебник «Русская азбука» (автор составитель В. Г. Горецкий и др.); иллюстрации сказок;  ребус; большая книга сказок; рисунки героев сказок и сказочные предметы; «домики» букв;

Тип урока: формирования новых знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент

1.Фонетическая разминка:

Покажите:

- Как жужжит жук;

- Как шипит змея;

- Как рычит лев;

- Как пыхтит каша;

- Как воет волк;

Что мы произносили? (Звуки)

2.Сегодня на уроке мы с вами будем….  А чем мы будем заниматься, вы мне сейчас подскажете.

II. Сообщение темы урока.

Викторина «Узнай сказку».

- Узнайте, откуда эти строчки?

«Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек  на полочку поставь, а сама приляг со мной. Ты, верно очень устала?….». («Красная шапочка»)

«Если ты опоздаешь, хоть на минуту, - сказала она, твоя карета вновь сделается тыквой, лошади - мышами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое, залатанное платьице». («Золушка»)

«А еще меня уверяли, - сказал он, - но уж этому-то я никак не могу поверить, что вы будто бы умеете превращаться даже в самых мелких животных». («Кот в сапогах»)

(можно увеличить количество заданий)

- Все вы справились с заданием и можете называться …знатоками сказок. Кто догадался, куда мы сейчас отправимся? (В сказку)

- Зачем?

                         

III. Знакомство с новым звуком

 - Мы отправимся в страну Сказок, где познакомимся с новыми звуками и буквой, которая их обозначает. Наше путешествие начинается.

Вот наш путеводитель по Стране сказок мы найдем на этой полке. Это волшебная книга сказок. В путешествии  нас будет сопровождать…. Послушайте стихотворение и отгадайте имя этого сказочного героя, а точнее героини.

                                                                        

Скорей бы приблизился вечер                         

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал.

                                         

Никто на балу не узнает,

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет-

К себе на чердак я вернусь.

- Кто же это? (Золушка).

На доску вывешивается картинка с изображением Золушки. (Приложение 1)

- Что Вы можете рассказать об этой девочке?

- Вы правы, она очень добрая, трудолюбивая. Золушка и Вам приготовила задания, чтобы наше путешествие стало незабываемым. Я надеюсь, что мы  тоже покажем Золушке свое трудолюбие, свои знания.

- Произнесите ее имя и определите, сколько в нем слогов.

- Назовите первый слог. (ЗО-)

- Назовите второй слог.  (ЛУШ-)

- Назовите третий слог.  (КА-)

- Произнесите еще раз имя девочки, но выделяя голосом только первый звук. (ззззз)

- Какой звук мы выделили? (звук [З])

- Какой он? (согласный)

- Почему вы так решили?

- Охарактеризуйте звук. (Согласный, твердый, звонкий)

- Какое условное обозначение для этого звука возьмем. (Кружок синего цвета)

- Мы выполнили первое задание Золушки. А она подошла к окну увидела снег и воскликнула …

- Что воскликнула? (Зима!)

- Произнесите слова Золушки удивленно.

     Радостно.

     С вопросительной интонацией.

     Возмущенно.

- Произнесите еще раз слово ЗИМА, посчитайте, сколько в нем слогов.

- Выделите голосом первый звук. [з΄…з΄..]. Какой звук мы выделили? (согласный, звонкий, мягкий)

- Какое условное обозначение для этого звука мы возьмем? (Кружок зеленого цвета)                Давайте составим схемы этих слов.

                

IV. Физминутка

- Вы справились со вторым заданием Золушки. Ребята, Золушка интересуется, вы устали?

Тогда дружно встаем. В Стране сказок очень любят играть в слова, и сегодня наша сказочная героиня  предлагает вам поиграть в эту игру.

1 группа предметов (одушевленные – неодушевленные)  на  вопрос - кто? – хлопок, на вопрос  что? - приседание. (Коза, забор, козленок, гвозди, зонтик, азбука, глаз, зной).  

2 группа слов (имена собственные, нарицательные )– имя девочки –наклон, имя мальчика –прыжок. (Захар, Зиновий, Зоя, Зина Лиза, Роза, Саша – проверить внимание, Изольда, Кузьма.)

- Поиграли, отдохнули, а теперь пора идти дальше.

                                

V. Знакомство с новой буквой.

На доске появляется рисунок замка. (Приложение 2)

- Что это за сооружение? (За́мок)

- Но что это на воротах замка? (Замо́к) (Приложение 3)

- Чем интересны эти слова? (1-начинаются с нового звука; 2-различаются ударением)

                                                                                

- Разгадав ребус, узнайте, кто в нем живет.

ТОК – 123                321- КОТ

На доске появляется рисунок Кота в сапогах. (Приложение 4)

- Из какой он сказки? Кто ее написал? («Кот в сапогах» Шарль Перро)

- Кот готов пригласить новую букву в свой замок, но не знает, как это сделать, ведь он не знает ее имени. Поможем коту?

- На что похожа буква З з?                

На эту букву посмотри,

                                Она совсем как цифра 3.

                                З – не просто завитушка

                                З – пружинка, крендель, стружка.

- Где живет буква З? (В доме согласных, на этаже звонких, над буквой С)

                                        

VI. Физминутка

За замком кота лес. Про этот  лес  есть замечательное стихотворение, под него мы и отдохнем.  

                                Только в лес мы вошли, появились комары. (Изображаем звуком)

                                1 – хлопок над головой,

                                2 – хлопок за спиной.

Видим мы - из-за куста

Смотрит рыжая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках убежим.

- Ребята, давайте скажем Коту спасибо и пойдем дальше.

- Буква З благодарит за то, что вы помогли ей найти дом, и к ней уже спешат гости.

(Чтение слогов, слов, текста с новой буквой).

- Чтение слогов, слов - тихо,

  - громко,

  - медленно,

  - быстро.

Золушка благодарит, но за что?

Что бы узнать это, прочитайте слова и составьте из них предложения.

Разные,        рассказали,         сказки,       мы,      узнали,              интересные

- Молодцы. И с этим заданием вы справились. Но, Золушка хочет вам сказать, что Страна сказок есть и в вашей азбуке. Откройте азбуку. Рассмотрите картинки. С героем, какой сказки мы еще сегодня не встречались? (Иванушка из сказки «Конек – Горбунок»)

(Чтение текста сильными учащимися).

- Золушка готова проститься с вами. Давайте, на прощанье соберем ей букет. (Приложение 5)

Ра; аст; он; пи; ро; и; за ; рис;                астра, пион, роза, ирис                

Буд; не; ка; за; ди; гвоз; ка;                         незабудка, гвоздика - (сильным учащимся)

- Золушка благодарит вас за красивый букет, за активную работу и оставляет вам в подарок интересное задание.

                        

VII. Итог урока

Задание Золушки называется  «Чей предмет?»    

На рисунке: Сапоги, Клубок, Азбука, Зеркальце, Ключик, Аленький цветочек (Приложение 6)

По первой букве определите слово. (Сказка)

- На парте у каждого из Вас лежит интересная сказка, которую Вы почитаете с родителями

- Сегодня мы побывали в гостях у сказки, надеюсь, что узнали много нового и интересного.

                                                                                

- О чем Вы сегодня расскажете родителям?

- А теперь что нас ждет? Составьте предложения.

Ра ! У Ре пе  на ! ме (Ура! Перемена!). (Приложение 7)

                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку чтения "Буквы едут в гости к нам".

в презентации подобран материал для знакомства и выработки навыков чтения....

Урок обучения грамоте. Буква Б. Закрепление. Бериляка идёт в гости. Школа 2100. ФГОС.

Два интегрированных урока в игровой форме. В гости к детям на урок пришёл герой телеканала "Карусель" Бериляка. Презентация выполнена на mimiostudio, найти её можно на сайте galaleoschina.ucoz.ru...

В гостях у Тигрёнка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях.

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья есть речевые проблемы различной степени выраженности, сложности в усвоении программного материала по чтению, письму и развитию речи. Поэтому ...

Презентация к логопедическому занятию «В гостях у Тигрёнка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях».

Презентация к логопедическому практикуму представляет собой электронный план проведения данного занятия....

В гостях у буквы "В".

Материал предлагает в лёгкой игровой форме исследевать возможности звука и буквы "В". Вместе с учителем, логопедом или родителями ученики 2-3-4 классов проанализируют изменения звука "В" в начале и ко...

Конспект урока-игры по чтению в 1 классе. Тема: «В гостях у буквы Л».

Цель: познакомить учащихся с буквой Л и звуками  л  , л , учить выделять звуки в словах и определять место звука в слове;Учить читать слоги, слова, предложения с пройденными буквами;Развиват...

Конспект урока по чтению в 1 классе. Тема: «В гостях у буквы Б».

Цель: познакомить учащихся с буквой б и звуками, учить выделять звуки в словах и определять место звука в слове;Развивать умение составлять звуковую схему слов;Учить читать слоги, слова, предложения с...