Буквы З,з "В гости к Золушке"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте
«В гости к Золушке»
Тема урока: Согласные звуки [З], [З΄]. Буквы З з. Чтение слогов, слов и предложений с новыми буквами. ( программа «Школа России»).
Цели: Познакомить учеников со звуками [З], [З΄] и буквой, которая их обозначает; учить отличать звук [З], [З΄] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв; учить читать слоги слова с новыми буквами; способствовать развитию фонематического слуха, мышления, обогащению словарного запаса учащихся.
Оборудование: Учебник «Русская азбука» (автор составитель В. Г. Горецкий и др.); иллюстрации сказок; ребус; большая книга сказок; рисунки героев сказок и сказочные предметы; «домики» букв;
Тип урока: формирования новых знаний.
Ход урока.
I. Организационный момент
1.Фонетическая разминка:
Покажите:
- Как жужжит жук;
- Как шипит змея;
- Как рычит лев;
- Как пыхтит каша;
- Как воет волк;
Что мы произносили? (Звуки)
2.Сегодня на уроке мы с вами будем…. А чем мы будем заниматься, вы мне сейчас подскажете.
II. Сообщение темы урока.
Викторина «Узнай сказку».
- Узнайте, откуда эти строчки?
«Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полочку поставь, а сама приляг со мной. Ты, верно очень устала?….». («Красная шапочка»)
«Если ты опоздаешь, хоть на минуту, - сказала она, твоя карета вновь сделается тыквой, лошади - мышами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое, залатанное платьице». («Золушка»)
«А еще меня уверяли, - сказал он, - но уж этому-то я никак не могу поверить, что вы будто бы умеете превращаться даже в самых мелких животных». («Кот в сапогах»)
(можно увеличить количество заданий)
- Все вы справились с заданием и можете называться …знатоками сказок. Кто догадался, куда мы сейчас отправимся? (В сказку)
- Зачем?
III. Знакомство с новым звуком
- Мы отправимся в страну Сказок, где познакомимся с новыми звуками и буквой, которая их обозначает. Наше путешествие начинается.
Вот наш путеводитель по Стране сказок мы найдем на этой полке. Это волшебная книга сказок. В путешествии нас будет сопровождать…. Послушайте стихотворение и отгадайте имя этого сказочного героя, а точнее героини.
Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал.
Никто на балу не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет-
К себе на чердак я вернусь.
- Кто же это? (Золушка).
На доску вывешивается картинка с изображением Золушки. (Приложение 1)
- Что Вы можете рассказать об этой девочке?
- Вы правы, она очень добрая, трудолюбивая. Золушка и Вам приготовила задания, чтобы наше путешествие стало незабываемым. Я надеюсь, что мы тоже покажем Золушке свое трудолюбие, свои знания.
- Произнесите ее имя и определите, сколько в нем слогов.
- Назовите первый слог. (ЗО-)
- Назовите второй слог. (ЛУШ-)
- Назовите третий слог. (КА-)
- Произнесите еще раз имя девочки, но выделяя голосом только первый звук. (ззззз)
- Какой звук мы выделили? (звук [З])
- Какой он? (согласный)
- Почему вы так решили?
- Охарактеризуйте звук. (Согласный, твердый, звонкий)
- Какое условное обозначение для этого звука возьмем. (Кружок синего цвета)
- Мы выполнили первое задание Золушки. А она подошла к окну увидела снег и воскликнула …
- Что воскликнула? (Зима!)
- Произнесите слова Золушки удивленно.
Радостно.
С вопросительной интонацией.
Возмущенно.
- Произнесите еще раз слово ЗИМА, посчитайте, сколько в нем слогов.
- Выделите голосом первый звук. [з΄…з΄..]. Какой звук мы выделили? (согласный, звонкий, мягкий)
- Какое условное обозначение для этого звука мы возьмем? (Кружок зеленого цвета) Давайте составим схемы этих слов.
IV. Физминутка
- Вы справились со вторым заданием Золушки. Ребята, Золушка интересуется, вы устали?
Тогда дружно встаем. В Стране сказок очень любят играть в слова, и сегодня наша сказочная героиня предлагает вам поиграть в эту игру.
1 группа предметов (одушевленные – неодушевленные) на вопрос - кто? – хлопок, на вопрос что? - приседание. (Коза, забор, козленок, гвозди, зонтик, азбука, глаз, зной).
2 группа слов (имена собственные, нарицательные )– имя девочки –наклон, имя мальчика –прыжок. (Захар, Зиновий, Зоя, Зина Лиза, Роза, Саша – проверить внимание, Изольда, Кузьма.)
- Поиграли, отдохнули, а теперь пора идти дальше.
V. Знакомство с новой буквой.
На доске появляется рисунок замка. (Приложение 2)
- Что это за сооружение? (За́мок)
- Но что это на воротах замка? (Замо́к) (Приложение 3)
- Чем интересны эти слова? (1-начинаются с нового звука; 2-различаются ударением)
- Разгадав ребус, узнайте, кто в нем живет.
ТОК – 123 321- КОТ
На доске появляется рисунок Кота в сапогах. (Приложение 4)
- Из какой он сказки? Кто ее написал? («Кот в сапогах» Шарль Перро)
- Кот готов пригласить новую букву в свой замок, но не знает, как это сделать, ведь он не знает ее имени. Поможем коту?
- На что похожа буква З з?
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3.
З – не просто завитушка
З – пружинка, крендель, стружка.
- Где живет буква З? (В доме согласных, на этаже звонких, над буквой С)
VI. Физминутка
За замком кота лес. Про этот лес есть замечательное стихотворение, под него мы и отдохнем.
Только в лес мы вошли, появились комары. (Изображаем звуком)
1 – хлопок над головой,
2 – хлопок за спиной.
Видим мы - из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках убежим.
- Ребята, давайте скажем Коту спасибо и пойдем дальше.
- Буква З благодарит за то, что вы помогли ей найти дом, и к ней уже спешат гости.
(Чтение слогов, слов, текста с новой буквой).
- Чтение слогов, слов - тихо,
- громко,
- медленно,
- быстро.
Золушка благодарит, но за что?
Что бы узнать это, прочитайте слова и составьте из них предложения.
Разные, рассказали, сказки, мы, узнали, интересные
- Молодцы. И с этим заданием вы справились. Но, Золушка хочет вам сказать, что Страна сказок есть и в вашей азбуке. Откройте азбуку. Рассмотрите картинки. С героем, какой сказки мы еще сегодня не встречались? (Иванушка из сказки «Конек – Горбунок»)
(Чтение текста сильными учащимися).
- Золушка готова проститься с вами. Давайте, на прощанье соберем ей букет. (Приложение 5)
Ра; аст; он; пи; ро; и; за ; рис; астра, пион, роза, ирис
Буд; не; ка; за; ди; гвоз; ка; незабудка, гвоздика - (сильным учащимся)
- Золушка благодарит вас за красивый букет, за активную работу и оставляет вам в подарок интересное задание.
VII. Итог урока
Задание Золушки называется «Чей предмет?»
На рисунке: Сапоги, Клубок, Азбука, Зеркальце, Ключик, Аленький цветочек (Приложение 6)
По первой букве определите слово. (Сказка)
- На парте у каждого из Вас лежит интересная сказка, которую Вы почитаете с родителями
- Сегодня мы побывали в гостях у сказки, надеюсь, что узнали много нового и интересного.
- О чем Вы сегодня расскажете родителям?
- А теперь что нас ждет? Составьте предложения.
Ра ! У Ре пе на ! ме (Ура! Перемена!). (Приложение 7)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку чтения "Буквы едут в гости к нам".
в презентации подобран материал для знакомства и выработки навыков чтения....
Урок обучения грамоте. Буква Б. Закрепление. Бериляка идёт в гости. Школа 2100. ФГОС.
Два интегрированных урока в игровой форме. В гости к детям на урок пришёл герой телеканала "Карусель" Бериляка. Презентация выполнена на mimiostudio, найти её можно на сайте galaleoschina.ucoz.ru...
В гостях у Тигрёнка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях.
У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья есть речевые проблемы различной степени выраженности, сложности в усвоении программного материала по чтению, письму и развитию речи. Поэтому ...
Презентация к логопедическому занятию «В гостях у Тигрёнка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях».
Презентация к логопедическому практикуму представляет собой электронный план проведения данного занятия....
В гостях у буквы "В".
Материал предлагает в лёгкой игровой форме исследевать возможности звука и буквы "В". Вместе с учителем, логопедом или родителями ученики 2-3-4 классов проанализируют изменения звука "В" в начале и ко...
Конспект урока-игры по чтению в 1 классе. Тема: «В гостях у буквы Л».
Цель: познакомить учащихся с буквой Л и звуками л , л , учить выделять звуки в словах и определять место звука в слове;Учить читать слоги, слова, предложения с пройденными буквами;Развиват...
Конспект урока по чтению в 1 классе. Тема: «В гостях у буквы Б».
Цель: познакомить учащихся с буквой б и звуками, учить выделять звуки в словах и определять место звука в слове;Развивать умение составлять звуковую схему слов;Учить читать слоги, слова, предложения с...