В гостях у Тигрёнка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях.
план-конспект урока по логопедии (4 класс) по теме
У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья есть речевые проблемы различной степени выраженности, сложности в усвоении программного материала по чтению, письму и развитию речи. Поэтому необходимо формировать у детей заинтересованное отношение к чтению, к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Применение в процессе обучения готовых программных компьютерных продуктов является одним из способов решения данной проблемы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 629 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В гостях у Тигрёнка и Дракоши.
Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях.
Тип занятия: компьютерный практикум.
4 класс
Технологии;
1. Образовательные:
- технология групповой деятельности;
- игровая технология;
- здоровьесберегающая технология.
2. Педагогические:
- технология личностно – ориентированного обучения;
- технология группового обучения;
- технология индивидуального обучения.
3. Информационные технологии:
- компьютерный продукт на базе программно –методического комплекса "Радуга в компьютере": «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе"(авторы: Варченко В.И., Клетнов Л.И., Ларина О.Б., Назарова Г.А.., г.Калининград, 2005 г.., http://www.logozavr.ru/)
- специализированная компьютерная технология коррекции речи «Игры для Тигры» (автор Л.Р.Лизунова, г. Пермь, 2004)
- Презентация «Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях».
- Интернет – ресурсы: «Логозаврия»: сайт детских компьютерных игр http://www.logozavr.ru/;
- viki.rdf.ru/,
Произведён оптимальный отбор информационных технологий с учётом
особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цели:
1.Уточнить и сравнить артикуляцию звуков [с], [ш]; дать характеристику звуков [с], [ш] с опорой на артикуляционный уклад; закрепить правильное произношения звуков[с], [ш] в слогах, словах, предложениях; совершенствовать навыки дифференциации букв с, ш в письменной речи..
2. Развивать фонематический слух, зрительно –моторную координацию, произвольную регуляцию деятельности обучающихся ( умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, планировать свои действия и предвидеть результаты работы);
3. Коррегировать взаимодействие анализаторов: зрительного, слухового, тактильного, рече - двигательного через выполнение заданий и упражнений;
4. Воспитывать деловую направленность, уверенность в себе, самостоятельность
Оборудование: карточки с пословицами, плакат – «ракета» с мордочками тигрёнка и дракончика, карточки со стрелками, маршрутные листы от Логоши, мячик, картинки (мишка –миска, кашка –каска), шуточные удостоверения о прохождении логопедического компьютерного курса «В гостях у Тигрёнка и Логоши», аудиозапись звуков [с] (сдувание шарика), звука [ш] (шипение змеи), карандаши синего, зелёного цвета, слоговые таблицы, карточки с названиями «согласный», «глухой».
ИКТ – оборудование:
- компьютер;
- колонки, наушники, микрофон;
- ноутбуки ( по количеству обучающихся в классе)
Подготовительная работа: сочинения по теме «Моя семья», фотографии семей.
Ход занятия:
I.Организационный момент. Слайд 1.
Пение песенки - чистоговорки «Кто хочет разговаривать».
Кто хочет разговаривать, Мы будем разговаривать,
Тот должен выговаривать И будем выговаривать
Все правильно и внятно, Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно. Чтоб было всем понятно.
II.Новый материал.
1. Объявление темы урока. Слайд 2.
Сегодня у нас, ребята, необычное занятие. Мы в гостях у наших друзей –Тигрёнка и дракончика, которого зовут Логоша. Они помогут нам провести логопедический компьютерный практикум. С помощью Тигрёнка и Логоши мы будем учиться различать звуки [с], [ш], читать слоги, слова, предложения с буквами с, ш.
2.Анализ артикуляции звуков [с], [ш] (работа у большого зеркала).Артикуляционная гимнастика.
Чтобы правильно произносить и слышать звуки, нужно знать, какое положение принимают губы и язык.
Произнесите звук [с]. Что вы представляете, когда слышите этот звук? (ответы детей, аудиозапись «сдувание шарика»). Слайд 3.
Какое положение принимают губы и язык? (губы принимают положение «улыбки», язык за нижними зубами, занимает положение «горочки», воздушная струя холодная). Слайд 4
Произнесите звук [ш]. Что вы представляете, когда слышите этот звук? (ответы детей, аудиозапись «шипение змеи»). Слайд 5
Что можно сказать об артикуляции звука ш? (губы вытянуты вперед,, занимают положение «трубочки», язычок находится вверху, в виде «чашечки», воздушная струя теплая. Слайд 6.
Проверяем работу голосовых связок.
Голосовые связки не работают. (Дети осуществляют кинестетический контроль).
Итак, чем отличаются артикуляции этих звуков? (положением губ, языка)
Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику.
Упражнения для губ, языка: “Улыбочка”, “Трубочка”, массаж кончика языка
(покусывание), “Маляр”, “Лошадки”.
3. Дифференциация звуков [с], [ш]. Работа с компьютерной программой «Игры для Тигры».Слайд 7.
Мы замечательно поработали над артикуляцией звуков, поэтому идём в гости к Тигрёнку с его волшебным микрофоном.
Дети переходят к компьютеру, на котором установлена логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры», раздел «Просодика». Слайд 8.
- Упражнение «Ветерок» - на сильном выдохе произносить звуки [с], [ш] так, чтобы закрутилась мельница;
- «Кораблики» - на сильном выдохе произносить звуки [с], [ш] так, чтобы кораблики переплыли озеро;
- «Одуванчики» - коротким выдыхом сдуть парашютики с каждого одуванчика, поочерёдно произнося звуки [с], [ш].
Тигрёнок приготовил вам задания:
1)Назовите звуки по схемам звуки [с], [ш] (положение языка). Стрелочка вверх – звук [Ш], стрелочка вниз – звук [С].
2) Назовите звуки по схемам звуки [с], [ш] (положение губ).
«Улыбка» - звук [С], « кружок» – звук [Ш].
III. Музыкальная ритмическая пауза (координация речи с движением с элементами психогимнастики ) .
Музыкальная скороговорка. Слайд 9.
(пропевается 3 раза, каждый последующий раз с ускорением темпа)
У оленя дом большой (Дети показывают рога оленя)
Он глядит в своё оконце (Дети на уровне головы показывают «оконце»)
Зайка по лесу бежит, (Ладошки приставляют к голове – «заячьи ушки»)
В дверь к нему стучится.
Тук, тук, дверь открой (Имитируют стук в дверь)
Там бежит охотник злой (Изображают злого охотника с ружьём)
Зайка, зайка, забегай! (Машут ладошкой, приглашая войти)
Лапку подавай. (Протягивают руки вперёд, кладут ладошки одну на другую )
А теперь мы отправляемся в гости к другу Тигрёнка –Логоше ( на доске –плакат –«ракета», в которой в иллюминаторах видны мордочки тигрёнка и дракончика). Слайд 10.
IV. Компьютерный практикум.
Дети садятся за парты с ноутбуками.
1. Анализ характеристики звуков. Слайды 11,12.
Давайте расскажем Логоше, что мы знаем о звуках [С], [Ш]? Какие они, гласные или согласные? Почему?( Эти звуки согласные, потому что когда мы их произносим, воздушная струя встречает на своем пути преграду: зубы, язык)
Звуки [С], [Ш] звонкие или глухие? (глухие, т.к. когда мы произносим эти звуки, голосовые связки не работают)
Что мы знаем о твёрдости –мягкости звуков [С], [Ш]? (звук [С] твердый, но имеет мягкую пару, а [Ш] всегда твердый).
2.Развитие фонематического восприятия. Игра «Выбивалочка». Слайды 13,14.
Сейчас мы с вами поиграем в « выбивалочку».
Я вам бросаю мяч и называю слово со звуком [С] или [Ш]. А вы должны вернуть мяч, меняя звук [С] на звук [Ш], или наоборот.
Крыса –крыша, миска - мишка, кашка – каска, каша – касса, нас – наш.
кры…а - кры…а ми…ка– ми…ка
Вывод: от одной буквы может зависеть значение слова..
Логоша засчитывает ваши ответы и выдаёт каждому из вас маршрутный лист, который допускает вас к полёту в ракете. Слайд 15
3. Развитие фонематического слуха.
- 1 задание. «Раздели рисунки», № 21.
Разделение графических объектов на две группы по определённым признакам:
распознать звуки [С], [Ш] в названиях картинок, распределить их по столбикам: 1 столбик –со звуком [Ш], 2 столбик –со звуком [С].
[Ш] чашка машина лягушка шар карандаш шишки | [С] аист кактус оса лиса автобус лист |
4.Связь звука с буквой. Дифференциация букв с, ш в слогах, словах, предложениях.
Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем). Слайд 16.
- 2 задание «Обучение грамоте», № 11,№ 24. Укажи букву (буквы с,ш, написанные разными шрифтами), вставить букву в слово (начало, середина, конец слова).
- 3 задание «Выбери», № 39. Выбор одной из групп символов по определённым признакам. Дифференциация букв с, ш в словах.. Вставить в слово вместо точки пропущенную букву с или ш.
Руба . ка, принё . , ве . на, кра . ка, . тихи, . пали, кро . ка, у . ы, о . ы, . палы, пу . шок.
Офтальмологическая минутка для снятия напряжения с глаз при работе с компьютером. Слайд 17.
4 задание: чтение слоговых таблиц.
Прочитайте слоги по табличкам:
ша-са, са-ша, аш-ас, яш-яс, ос-ош, ис-иш, шо – со,со – шо, ош-ос,иш-ис, ус-уш, ес-еш,
шу-су,су-шу, уш-ус,еш-ес,ыс-ыш, яс-яш
- 5 задание «Мостик», № 32. Составление символьных последовательностей по определённым правилам. Дифференциация букв с, ш в слогах. Составить из слогов слова.
- 6 задание «Стыковка», № 78. Нахождение соответствия между парами слов или словосочетаний с одним или несколькими признаками. Дифференциация букв с, ш в слогах. Составить из слогов слова.
шу но |
фо ба |
как шок |
сти ки |
шиш тус |
страш кус |
- 7 задание «Соедини», № 63. Нахождение соответствия по заданным признакам между графическими объектами. Распознать слова с буквами с, ш в ребусах: роса, гроза, шарф, шутка
Какое слово можно назвать лишним? Почему? (слово гроза, потому что в этом слове нет букв с, ш).
- 8 задание. Покажи картинку. (Сюрприз от Дракоши :Логоша танцует при правильном выполнении задания: чтения слов и указанием соответствующей картинки).Дифференциация звуков [с], [ш] в словах.
1 ученик - № 1(8 слов из 3-4 букв);
2 ученик - № 16 (16 слов из 4-8 букв)
- 9 задание: 1 ученику: «Секретные материалы», № 39. Составить рассказ о семье.
Семья – это родные (?) (?) вместе и (?) друг друга. Члены большой семьи: её родоначальники - (?) родители -(?) дети -(?). Обязанности каждого члена семьи - (?) и (?) друг о друге – залог счастливой семьи. | забота люди любящие живущие братья и сёстры взаимопомощь бабушки и дедушки папа и мама |
Семья – это родные люди, живущие вместе и любящие друг друга. Члены большой семьи – её родоначальники – бабушки и дедушки, родители 0 папа и мама, дети – братья и сёстры. Обязанности каждого члена семьи - взаимопомощь и забота друг о друге – залог счастливой семьи. |
Задание 2 ученику;
Восстановление пословиц по их началу и концу (работа по карточкам). Слайд 18.
Логоша приготовил вам задание: соединить части предложений так, чтобы получились пословицы.
Делу - время, а потехе - час.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Задание: записать в тетрадь пословицы по теме «Семья». Обвести зелёным кружком согласный звук [сь] мягкий, синим цветом – согласные звуки [с], [ш] твёрдые.
Обучающиеся на нашем занятии –мальчики из многодетных семей. В семье Артёма – 7 детей, в семье Максима – 6 детей. Дети читают сочинения «Моя семья».
V. Итог занятия.
Мы и побывали в гостях у Тигрёнка и у Логоши.
Над какой темой мы сегодня работали? Какие звуки учились различать?
Тигрёнок с Логошей благодарят вас за отличную работу и награждают удостоверением о том, что вы успешно прошли логопедический компьютерный практикум «В гостях у Тигры и Логоши». Логоша приглашает продолжить знакомство в интернете на сайте «Логозаврия»: сайт детских компьютерных игр http://www.logozavr.ru/
Какая пословица подходит к концу занятия? «Делу – время, а потехе – час». Слайд 19.
Закончим наше занятие песенкой – чистоговоркой «Кто хочет разговаривать»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к логопедическому занятию «В гостях у Тигрёнка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях».
Презентация к логопедическому практикуму представляет собой электронный план проведения данного занятия....
Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».
Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1. Развитие зрительно-пространственных представле...
Дифференциация звуков и букв д-т в слогах, словах, предложениях
Подгрупповое логопедическое занятие по теме Гласные. Слог+презентация...
Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».
Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении....
Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»
Цель занятия: Систематизировать знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы т - д в устной и письменной речи....
Конспект занятия:«Дифференциация звуков «д»-«т», букв Д-Т в слогах, словах и предложениях».
Цели: 1. Учить детей дифференцировать звуки «т»-«д» и буквы Д-Т в слогах, словах, предложениях.2. Развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, фонемати...
Конспект урока "Звуки [к], [к,]. Буквы К, к. Чтение слогов. слов. предложений".
Конспект урока по теме "Звуки [к], [к,]. Буквы К, к. Чтение слогов. слов. предложений". ...