Урок русского языка во 2-м классе на тему "Правописание слов с сочетаниями жи-ши.
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Тарасова Елена Евгеньевна

Цели:

1.     Создать  условия для закрепления правила  правописания  сочетаний жи-ши и формирования умения использовать данное правило при выполнении практических заданий.

2.     Способствовать развитию  интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся,  самооценки  и  взаимооценки.

3.     Развивать  орфографическую  зоркость, зрительную  память, мышление, речь учащихся.

4.     Воспитание чувства дружбы, товарищества, доброты, взаимопомощи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.  «Школа  2100»

Автор:  учитель  начальных  классов   высшей  квалификационной  категории  ГБОУ школы  № 588 Тарасова Елена Евгеньевна

Тема: «Правописание слов с сочетаниями жи - ши».

Цели:

  1. Создать  условия для закрепления правила  правописания  сочетаний жи-ши и формирования умения использовать данное правило при выполнении практических заданий.
  2. Способствовать развитию  интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся,  самооценки  и  взаимооценки.
  3. Развивать  орфографическую  зоркость, зрительную  память, мышление, речь учащихся.
  4. Воспитание чувства дружбы, товарищества, доброты, взаимопомощи.

Оборудование:

1. Компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.

2. Конверты  со  словами  для  составления  пословиц.

3. Карточки  с деформированным текстом.

Ход урока:     (Слайд 1)

I. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

-Сегодня прекрасный зимний день. Я рада всех вас видеть!

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо!

II. Мобилизующий этап.

На уроке нас ждёт большая и интересная  работа. Вы будете выполнять задания, давать полные ответы, не забывать о том, что писать надо грамотно и красиво, внимательно слушать учителя и ответы товарищей, помогать друг другу.

- Девизом нашего урока будут следующие слова. Прочитайте их.    (Слайд 2)

Ум и сердце в работу вложи.

   Каждой минутой своей дорожи!    

III. Каллиграфическая работа.

-А начнём мы с минутки чистописания.

- Отгадайте букву, которую мы будем сегодня писать. Её вы найдёте в нескольких словах нашего девиза. Она обозначает согласный, звонкий парный, всегда твёрдый звук. Что это за буква? (Буква ж)

- Произнесите звук, который обозначает эта буква. С каким звуком он образует пару, и по какому признаку? (Со [ш] – по звонкости - глухости)  

Какой буквой на письме обозначается [ш]? (Слайд  3)

- Что ещё объединяет эти звуки? (Орфограмма жи - ши).

- Какая буква пишется после шипящих [ж] и [ш] в словах?

- Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? (Правописание слов с сочетаниями жи - ши).   (Слайд  4)

- Вспомните правило и назовите слова с этой орфограммой.

-  Напишите  строчку  сочетаний  жи – ши.

- На следующей строчке напишите  слово  с  этой  орфограммой  -  животные. Поставьте двоеточие.

(Слайд  5)

IV. Орфографическая работа. (  картинный  диктант)

-Сегодня  мы  много  будем  говорить  о  животных.  Сейчас вам предстоит угадать названия некоторых из них, которые вы запишите в тетрадь. Если вы угадаете верно, откроется картинка.

(на  слайдах  6 - 10  появляются названия животных с перепутанными буквами и картинки животных – жираф,  мыши,  ежи,  моржи,  ужи.

-Записываем слова в тетрадях,  обозначаем  орфограммы.

-Самооценка.

V. Работа  по  учебнику.  (по  вариантам,  самостоятельно)

-  А  где  в  городе  можно  увидеть  диких  животных?  (в  зоопарке).

-  Откройте  учебник  на  с. 103,  упр. 168  прочитайте  текст  «В  зоопарке».

Работать  будем  по  вариантам  - 1  вариант  выписывает  слова  с  орфограммой  жи,  а  2  вариант  с  орфограммой  ши.  Обозначьте  орфограмму.

(Взаимопроверка)   - поменяйтесь  тетрадями,  проверьте работу своего  соседа  (на  слайде 11).

-  Кто  готов  проанализировать  работу  соседа?

- Поменяйтесь  тетрадями,  оцените  свою  работу.

VI Физкультминутка  (Слайд  12)

- Давайте  немного  отдохнем. Я называю слова, если есть сочетание жи - ши, вы хлопаете в ладоши, если нет – поднимаете  руки  вверх.

Вершина, пружина, пушинка, хлопок,

Шишка, бычок, машинка, носорог.

(Медвежий, верблюжий, шипучий,

ловкий, животный, могучий.)

VII. Работа  в  парах  над  деформированным  текстом.

  • В  городе  за  животными  мы  наблюдаем  в  зоопарке,  а  где  еще  можно  встретить  диких  животных?  (В  лесу.)
  • У  вас  на  столах  лежат  карточки  с  текстом  «В  лесу»,  но  в  них  перепутались  предложения, определите  порядок  предложений,   вставьте  пропущенные  буквы,  запишите  в  тетрадь  исправленный  текст.  Работаем  в  парах.

                                 В  лесу.

      Белка  в  дупле  грызет ш..шки.

      Тиш..на  в  лесу.

      В  норе  спит  еж..к.

      Пуш..стые  снеж..нки кружатся  в  танце.)

Обозначьте  орфограмму  жи – ши. Подчеркните основу в последних двух предложениях.

Проверка  коллективная (несколько  человек  зачитывают  свои  варианты) и после самопроверка  - вывожу   вариант  текста  на  слайд  13.

                                      В  лесу.

            Тишина  в  лесу.  Пушистые  снежинки кружатся  в  танце.      Белка  в  дупле  грызет шишки.        В  норе  спит  ежик.

-Самооценка.

VIII. Творческая  работа.

-  А чем человек  отличается  от  животных?  (разумом,  умом,  мудростью)

-  Веками  человеческая  мудрость  передается  из  поколения  в поколение  в  пословицах.

-  Возьмите  конверты,  которые  лежат  у  вас  на  столах,  достаньте  оттуда  слова  и  соберите  из  них  пословицы.   Работаем  в парах.

  1.  ряд – Жизнь  прожить – не  поле  перейти.

2 ряд – Дерево  держится  корнями,  а  человек - друзьями.

3 ряд – Век - живи,  век – учись.

Проверка  коллективная  с  объяснением  значений  пословиц.

Где  вы  встретили  нашу  орфограмму  в  пословицах?

-Самооценка.

IX. Домашнее  задание. (Слайд  14)

Следуя  пословице  «Век – живи,  век – учись»,  я  предлагаю  вам  дома  еще  потрудиться  и  выполнить  задание.

X. Итог урока.

                Услышим скоро мы звонок.

                Пора  заканчивать урок.

- Возьмите  карандаш и  на  полях  в  своей  тетрадочке  поставьте  букву  «О»  - если  вы  хотите,  чтобы  я  оценила  вашу  работу  или  букву  «Т»,  если  вы  в  чем – то  неуверенны  и  только  тренируетесь.  Сдайте  тетрадочки.

XI. Рефлексия. (Слайд  15)

-  Вспомните,  о  чем  мы  говорили  на  уроке,  подумайте  и ответьте  на  вопрос:

Я  знаю,  что…

Я  понял,  что..

Мне  понравилось…

Было  трудно…

Оценивание  работы  учащихся  с  комментированием.

- Спасибо за работу. Урок окончен. (Слайд  16)

   

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной задачей являлось создание условий для итогового закрепления материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведённом уроке.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

Важной целью является формирование познавательной активности, поэтому все задания урока даны в занимательной игровой форме, они быстро сменяют друг друга.

  Урок итогового закрепления предполагает самостоятельную работу учеников, что и было продемонстрировано на данном уроке. Важным элементом урока является проверка и оценка самостоятельной работы учеников. Для этого использовался метод самопроверки,  взаимопроверки,    самооценки  и  взаимооценки.

Для того чтобы у всех учеников формировать положительную мотивацию учения,  чтобы  они  чувствовали  себя  комфортно,  я  попросила  их  поставить  в  своих  тетрадях  буквы  «Т»  и  «О».

Оценку деятельности школьников я делала по ходу урока, это послужило стимулом для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребёнок успешен в своём мнении, он не боится высказаться. На уроке была сделана физминутка, что послужило снятием усталости и дальнейшей активизации мыслительной деятельности учащихся.

Ученики на уроке были активны, внимательны и работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1-м классе по учебнику Т.Г. Рамзаевой по теме "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"

Урок русского языка в 1-м классе по учебнику Т.Г. Рамзаевой по теме "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"  Цель: Закрепить навык написания слов с сочетаниями жи-ши;Познакомить с новым сло...

Разработка урока по русскому языку по теме "Шипящие согласные звуки. Написание слов с сочетаниями жи-ши"

План-конспект урока по русскому языку для 1 класса по теме "Шипящие согласные звуки. Написание слов с сочетаниями жи-ши"...

ФГОС. ОС "Школа 2100". Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Правописание слов с одинаковым звучанием типа: «Орёл – орёл».

Урок открытия новых знаний.Основные задачи урока:познавательные /3 ЛР*/: развивать умение различать одинаково звучащие слова в контексте, развивать умения доказательства и обобщения при выделении зако...

ФГОС. ОС "Школа 2100". Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Правописание слов с одинаковым звучанием типа: «Орёл – орёл».

Урок открытия новых знаний.Основные задачи урока:познавательные /3 ЛР*/: развивать умение различать одинаково звучащие слова в контексте, развивать умения доказательства и обобщения при выделении...

Конспект урока русского языка для 2-го класса по теме "Слова с удвоенными согласными"

Тема урока " Слова с удвоенными согласными"Цель: познакомить обучающихся с правописанием слов с удвоенными согласными.Программа «Школа России»Урок по русскому языкуТема: «С...

Урок русского языка в 1-м классе по теме «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?»

Урок русского языка  по теме: «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?»...

Урок русского языка во 2-«Б» классе. "Как переносить слова с одной строки на другую?"

Знакомство обучающихся  с  правилами  переноса слов....