Урок обучения грамоте по «Букварю» в 1- а классе УМК «Планета знаний»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Колупанова Марина Николаевна

Технологическая карта урока. Урок обучения грамоте по «Букварю» в 1- а классе  УМК «Планета знаний»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planeta_znaniy_urok_obucheniya_gramote_po.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте по «Букварю» в 1- а классе

УМК «Планета знаний»

                                                           Дата проведения: 16. 10. 2012 г.

Тип : урок изучения и первичного закрепления  знаний.

Тема: «Звук э.  Буквы «Э, э».

                 (учебник стр. 33, рабочая тетрадь с. 17)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ПРЕДМЕТНЫЕ:  дать возможность познакомиться с гласным звуком э  и буквами  Э, э, обозначающими этот звук на письме, учиться наблюдать за делением слов на слоги и постановкой в словах ударения.

ЛИЧНОСТНЫЕ:  формировать внутреннюю позицию школьника на уровне   положительного отношения к школе и принятия образа «хорошего   ученика» как активного участника процесса обучения;                                 способствовать пониманию нравственных норм.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Регулятивные

  • учить организовывать своё рабочее место;
  • осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные

  • учить ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики);
  • использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение);
  • развивать читательский интерес;
  • расширять кругозор .

Коммуникативные

  • учить отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению.

Ход урока

  1. Организационный момент.

        Отчёт дежурных о готовности класса к уроку.

            Приветствие учеников и гостей.

- Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости!

            Настрой на урок.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

            Контроль посадки.   

II. Актуализация знаний.

           Работа с маршрутным листом  (с. 22 – 23) (фронтальная работа).

-  По какому городу мы с вами путешествуем? На каком виде  транспорта? Куда держим путь?

-  Кто живёт в  городе Алфавитинске? У кого в гостях мы  уже    побывали?

- Почему они живут в разных домах?

- Чем отличаются гласные  звуки от согласных?

- Что вы ещё знаете о гласных звуках? (умеют образовывать слоги, могут быть ударными и безударными)

- Кто помогал  нам знакомиться с изученными буквами и звуками?

III. Определение темы и цели урока.

            Работа с «Букварём» (с. 33) и со «Спутником букваря» (с.32- 33).

Рассматривание рисунка, беседа (фронтальная работа).

-  Определите сказку, к которой дана иллюстрация. («Дюймовочка»)

-  Назовите автора. (Х. К..  Андерсен)

Прослушивание отрывка из сказки.

- Прослушайте отрывок из этой сказки (опережающее индивидуальное дифференцированное задание).

  - О каких героях сказки шла речь?  ( Дюймовочка и Эльф)

 Расширение кругозора детей. Сообщение дополнительной информации.

- «Эльф» - слово немецкого происхождения. В древнегерманской мифологии – это духи природы: лёгкие, воздушные сказочные существа в человеческом облике, обычно благожелательные к людям. Светлые эльфы – духи воздуха. Тёмные эльфы – гномы (подземные кузнецы, хранители горных сокровищ).

-  Почему именно эти герои нам сегодня помогают? Определите тему урока. Поставьте цель, используя метод незаконченных предложений. 

( «Звук э.  Буквы Э, э.» Познакомиться с гласным звуком э  и    буквами Э, э, обозначающими этот звук на письме, учиться наблюдать за делением слов на слоги и постановкой в словах ударения, работать в группах, развивать внимание, мышление, речь).

- Какие ещё предметы увидели на картинке?

  (пирожное «Эклер», мороженое «Эскимо»)  

-  Как они связаны с темой урока?

- Что вы можете сказать о звуке э? Поднимите карточку, с помощью которой вы обозначите звук э в схеме слова.

- Как обозначается звук э на письме? Вспомните стихотворение о букве э.

                                  Над лугами в синеве

                                  Пролетает буква э.

                                  Это ласточка весной

                                  Возвращается домой.                                

                                                                                ( В. Степанов)

IV. Работа над темой урока.                    

            Продолжение работы  с «Букварём» (с. 33). Выполнение заданий инвариантной части учебника.

Чтение столбиков слов (самостоятельная работа).

 - Что означают записи в первом столбике? (это названия букв)

- Прочитайте слова без ударения, затем со знаком ударения.

Постановка проблемы.

 - Почему в одних словах стоит ударение,  а в других нет?

Решение проблемы.

 - Чем различаются эти слова? ( Знаки ударения поставлены над словами, в которых два слога)

- Что нужно запомнить? Сделайте вывод.  (В односложных словах  знак ударения не ставится)

 Физкультминутка

Гномик

                           Гномик по лесу гулял (ходьба на месте),

                     Колпачок свой потерял (наклоны вперёд – «ищем пропажу»)

                           Колпачок был непростым,

                          Со звоночком золотым (хлопки в ладоши).

                          Гному кто точней подскажет (прыжки на месте),

                          Где искать ему пропажу? (ходьба на месте)

Чтение и дополнение предложений (фронтальная работа).

( Это   Эмма.  У Эммы красивое платье.  Это эму.  У эму длинная шея.)

- Сравните два первых и два вторых предложения. Что вы заметили?

(В первом случаи слово записано с большой буквы, а во втором – с маленькой).      Почему? 

Расширение кругозора детей. Сообщение дополнительной информации.

- Эму – крупная австралийская птица. Относится к птицам. Но летать не умеет - очень большой вес и рост! Зато прекрасно бегает. Эму очень похож на страуса. Иногда их путают. Хотя это две разные птицы.

- Обратите внимание на словоизменение: Эмма, у Эммы, с Эммой, Эмму.

 А вот слово эму не изменяется ни при каких обстоятельствах: у эму, с эму, для эму,  два эму.

Выполнение заданий вариативной части учебника.

- Представьте, что вы с друзьями оказались в горах или в лесу. Какое интересное явление можно там наблюдать, а точнее услышать? (эхо)

Чтение стихотворения Е. Благининой «Эхо» (опережающее индивидуальное дифференцированное задание).

- Каким словам вторило эхо? (ловил, шутку, складно, рыбак)

Чтение стихотворения в учебнике (самостоятельная работа с последующей проверкой).

Работа в парах с предметными картинками в учебнике (повторение правил работы). Игра «Эхо». Проверка.

(груши – уши; олень – лень; корзина – Зина; машина – шина; хлопушка – пушка)

Работа с пословицей.

- Прочитайте изречение. Что это? Что такое пословица? (короткие народные изречения с поучительным смыслом, которые учат людей быть мудрыми, произведения устного народного творчества). Как вы понимаете смысл этой пословицы? Чему она нас учит?

Физкультминутка

Руки ставим перед грудью

Руки ставим перед грудью,

   Поворачиваться будем.

Там стена, а  там окно,

Это знаем мы давно.

(руки перед грудью, повороты корпуса вправо и влево)

Головой теперь вращаем

Вправо – влево, а потом,

Наши ножки разомнём.

(вращение головой вправо и влево)

3 – 4, приседаем,

(приседания)

Мы размяться все успели,

И за парты снова сели.

(дети садятся за парты)

  1. Работа в тетради. 

Обводка буквы э (основная часть).

Дополнительное задание на внимание (интеллектуальный марафон) (вариативная часть).

Самостоятельная работа по вариантам с последующей проверкой по эталону.                   

( Закономерность – это определённый, повторяющийся порядок букв или других  знаков).

  1. Обобщение, итог урока

       (работа с незаконченными предложениями).

     

  1. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке (пояснения и замечания учителя).

-  Урок окончен. Спасибо за работу.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучение грамоте 1 класс "Звук Э. Буква Э." (Планета Знаний)

Урок обучения грамоте 1 класс. Тема: "Гласный звук Э, буква Э". Урок введения нового знания. Цель: ознакомление учащихся с гласным звуком Э и буквой Э....

Конспект урока обучения грамоте "Праздник Букваря"

Урок "Праздник Букваря"  раз работан для учащихся 1 класса и является итоговым при изучении дисциплины "Обучение грамоте". Содержание, формы и методы,  использованные на уроке, соответ...

Диагностическая работа по обучению грамоте ( чтению) в 1 классе, декабрь (УМК "Планета знаний")

Задания  для  определения  уровня   развития  по  обучению  грамоте. ...

Урок обучения грамоте по букварю Т. М. Андриановой "Звуки [г],[г*]. Буквы Г, г"

Конспект урока обучения грамоте по букварю Т. М. Андриановой. Тема: "Звуки [г],[г*]. Буквы Г, г". Презентация к уроку (каждый слайд отдельно). Игра для интерактивной доски "Гласные - согласные"....

Презентация к уроку обучения грамоте "Первый букварь" 1 класс "Школа России"

Презентация к уроку обучения грамоте "Первый букварь" 1 класс "Школа России"...

Самоанализ урока обучения грамоте по «Букварю» (Планета знаний»), проведённого в 1-А классе

Технологическая карта урока "Самоанализ урока обучения грамоте по «Букварю» (Планета знаний»),проведённого в 1-А классе"...

Обучение грамоте по «Прописям» В. А. Илюхиной. УМК «Планета Знаний»1 класс

Обучение грамоте по «Прописям» В. А. Илюхиной. УМК «Планета Знаний»1 класс...