Урок русского языка по теме: «Части речи. Повторение и закрепление изученного» в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цели
Цели:
- Повторить изученный материал по теме «Части речи»
- Развивать умение применять изученные орфограммы.
- Формировать самостоятельное мышление учащихся.
- Формировать познавательные интересы учащихся.
- Развивать речь учащихся.
- Прививать интерес к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarmarka_znaniy_4_klass.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме:
«Части речи. Повторение и закрепление изученного» в 4 классе
Цели:
- Повторить изученный материал по теме «Части речи»
- Развивать умение применять изученные орфограммы.
- Формировать самостоятельное мышление учащихся.
- Формировать познавательные интересы учащихся.
- Развивать речь учащихся.
- Прививать интерес к русскому языку.
Оборудование:
- Проектор
- Карточки
Ход урока:
1.Оргмомент.
Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок
Все ли у нас готово на урок?
Все ли на месте? Все ли в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
«Все, что надо – под рукой!».
2. Тема и цель урока
Сегодня мы отправляемся на ярмарку знаний. Кто знает значение этого слова?
- Прочитайте, как дается определение слова «ярмарка» в толковых словарях. (Слайд )
- Это слово пришло в русский язык из немецкого. Буквально переводится как «яр» - год, «маркт» - рынок, т. е. ежегодный рынок.
ЯРМАРКА - большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.
Толковый словарь Ожегова
В старину товар продавался в лавках. В каждой лавке был свой хозяин.(слайд)
На ярмарке, куда мы отправляемся, разные лавки открыла целая семья:
Семья самостоятельная, для нас весьма занимательная!
Мама — Существительное, дама очень мнительная;
Папа — Глагол — сущий балабол;
Дочери:
Числительное (в маму впечатлительная)
И Местоимение (везде с чужим мнением).
Сыновья:
Наречие (очень недоверчивое)
Да Прилагательное, ласково-внимательное.
Что это за семья? Кто мне скажет?
Правильно. Вот мы с вами сегодня на уроке вспомним и постараемся закрепить свои знания о частях речи. Откройте тетради и запишите число, классная работа, тему урока.
3. Лавка имя существительное.
1)Работа с загадками:
Разгадайте их и напишите отгадки (слайд):
- Растет она вниз головою.
Не летом растет, а зимою.
Но солнце её припечет –
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)
- У дома побывал – всё окно разрисовал.
У реки погостил – во всю реку мост мостил.
(Мороз)
- От него - здоровье, сила и румяность щёк всегда.
Белое, а не белила, жидкое, а не вода.
(Молоко)
- На носу сидим,
На мир глядим,
За уши держимся.
(Очки)
- Запишите отгадки.
- Что общего у этих слов? ( Имена существительные, стоят в единственном числе, в именительном падеже, нарицательные, неодушевленные)
- Проверьте свою запись. Кто допустил ошибки?
- Какое слово лишнее?
- Как изменяются имена существительные?
- Что нужно знать, чтобы правильно написать безударные окончания имен существительных?
2)Работа на карточках:
Карточка 1.
Вставь пропущенные буквы. В скобках укажи склонение и падеж существительных. Придумай название рассказу.
________________________________
Лес состоял из огромных дубов и ясеней. Их могучие ств__лы великолепно ч__рнели на прозрачной зелен__ ( ) орешников и рябин. Поднимаясь выше, они стройно рисовались на ясном неб__ ( ). Зяблики проворно бегали по дорожк__ ( ). Осторожный за__ц прокрадывался вдоль опушк__ ( ). Белка прыгала с ветк__ ( ) на ветку ( ).
Фамилия, имя_____________________________________.
Карточка 2.
Вставь пропущенные окончания, укажи склонение, падеж:
Спать в кроват__
Прыгать на кроватк__
Играть на площадк__
Стоять на площад__
Шел по деревн__
На краю деревн__
Стоял около избушк__
Отдыхал в август__
Фамилия, имя _______________________________
Поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения (слайд)
Откройте дневники и положите туда карточку – это ваше домашнее задание.
3)Работа в тетрадях и у доски (3 человека по 1 предложению) (слайд)
- Ответьте письменно на вопросы:
Где сидели пчёлы? (ветка, сирень)
Где пел скворец? (верхушка, черемуха)
Где росли грибы? (опушка, лес)
- Объясните написание окончаний существительных.
- У кого получились другие предложения?
- Слова каких частей речи вы использовали в предложениях?
- В последнем предложении замените одно существительное однокоренным словом другой части речи, так, чтобы смысл предложения не изменился. (На лесной опушке росли грибы).
- Какая это часть речи?
4) Образуйте от существительных прилагательные в мужском роде и запишите их:
-природа
- рыба
- пух
- солнце
- ветер
4. Лавка имя прилагательное
1) Если я права, поднимите руки вверх, пожалуйста.
- Прилагательное изменяется по временам.
- Прилагательное в предложении – второстепенный член.
- А именно, обстоятельство.
- Род прилагательного зависит от существительного.
- А падеж зависит от глагола.
- Во множественном числе прилагательное не изменяется по родам.
- Прилагательное отвечает на вопросы где, куда, откуда, как.
- Прилагательные обозначают признак предмета.
2) Допишите окончания и определите число и род имен прилагательных:
стар.. платье весел.. игра
син.. платок бел.. облако
зелен.. трава зимн.. холод
свеж.. мясо красив.. книга
громк.. музыка тих.. ветерок
стар.. дуб спел.. яблоко
Измените эти прилагательные так, чтобы они были в разных падежах.
ФИЗМИНУТКА
Меж еловых мягких лап
Дождик кап-кап-кап
Где сучок давно засох,
Серый мох-мох-мох.
Где листок к листу прилип,
Вырос гриб-гриб-гриб.
Кто нашел его, друзья?
Это я, я, я!
4. Лавка глагол
1)
- Подберите слово, соответствующее схеме ит
- Что вы можете о нем сказать?
- Что еще вы знаете о глаголах?
2) Следующее задание будет в учебнике. Откройте книги на стр.18. упражнение 365.
Выпишите в столбик глаголы и покажите их строение, укажите время.
Измените их так, чтобы они стояли в неопределенной форме.
3) Работа над фразеологизмами.
- Прочитайте.
Зарубить на носу.
Бить баклуши.
Заткнуть за пояс.
Водить за нос.
Бездельничать.
Победить.
Запомнить.
Обманывать.
- Какое задание вы можете предложить к этим словам и словосочетаниям.
Итак, глагол – это часть речи…
7. Лавка местоимение
1)Задание на внимание:
Найди лишнее слово:
Я, они, на, ты. На – предлог
Я, Яна, ты, вы. Яна – имя
Он, она, они, оно. Они - мн. число
Мы, я, вы, они. Я – ед. число
Он, она, они, мы. Мы – 1 лицо
2) Почему местоимение так называется?
Чем по своей работе отличается от имен?
Как изменяется?
Почему необходимо в речи?
8. Заключение.
Мы посетили несколько лавок. В следующий раз зайдем к остальным членам семьи. А при каких условиях семья будет успешной?
Члены нашей семьи растерялись – надо их собрать вместе:
1)Из слов составить предложение, обозначить части речи.
За , дружно, столом, большая, сидела, круглым, семья.
Проверка работы
2 )Подведем итоги:
- Оценивание ответов и письменных работ.
- Какие задания были самыми интересными для вас? Самыми трудными?
- Спасибо за хорошую работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Части речи" в 4 классе
Урок обобщения и систематизации знаний о частях речи в 4 классе в форме дидактической игры "Аукцион"...
Открытый урок русского языка « Глагол как часть речи" ( повторение)
Тема : Глагол как часть речи.( повторение)Цель: проводить обучение детей на гуманно-личностной основе, формируя их гражданские чувства, прививая любовь к родному языку;Через воспитание любви к Р...
Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на формирование универсальных учебных действий учащихся, одним их которых являетс...
Урок русского языка по теме :" Части речи. Повторение." 3 класс.
Урок - повторение изученного материала ....
Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»
Цели урока:1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...
Урок русского языка по теме «Части речи. Повторение и обобщение» 2 класс
Урок русского языка по теме «Части речи. Повторение и обобщение» 2 класс...
Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи (повторение)" (4 класс)
Тип урокаУрок повторения изученного материала.ЦельАктуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в речи; развивать умение распознавать глаголы.Предметные результатыСамосто...