Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Харламова Татьяна Игоревна

Рабочая программа и КТП по русскому языку УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peredelannyy_tem_planir_rus_yaz.docx83.42 КБ

Предварительный просмотр:

п/п

Тема урока

Тип урока

Основные элементы

Содержания

Основные виды учебной

деятельности

Компетенция

Дата

ПОВТОРЕНИЕ (11 ч)

1

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

Урок решения частных задач с применением открытого способа.

Различать язык и речь.

Различать диалогическую и монологическую речь.

Называть «волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др.

Писать правильно слова: «человек», «пожалуйста»

Диалогическая и монологическая речь. Развитие речи: составление текста по  рисунку с включением в него диалога. Осознавать различие языка и речи; анализировать высказывания о русском языке; находить пословицы о языке и речи; составлять текст по выбранной пословице. Оценивать результаты своей деятельности.

Культуро-

логическая

01.09

2

Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль.

Урок решения учебной задачи.

Называть признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста.

Составлять планы к данным текстам.

Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Писать правильно слово «каникулы»

Структура текста, план текста. Формирование навыка смыслового чтения текстов. Воспитание чувства любви к своей большой и малой Родине. Определять тему и главную мысль текста. Выделять части текста и обосновывать правильность выделения.

Языковая

02.09

3

Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану.

Урок решения учебной задачи

Излагать содержание повествовательного текста

Развитие речи: комплексная работа над структурой текста. Развитие чувства ответственности за порученное дело. Оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативная

03.09

4

Типы текстов.

Урок решения учебной задачи

Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Создавать собственные тексты по предложенным темам с использованием разных типов речи

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами. Сравнивать между собой разные типы текстов. Оценивать результаты своей деятельности.

Языковая

04.09

5

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания.

Урок моделирования и преобразование модели

Составлять из слов предложения.

Знаки препинания в конце предложений. Понятия: предложение, повествовательное, побудительное, вопросительное предложение. Оценивать результаты своей деятельности.

Языковая

05.09

6

Виды предложений по цели высказывания.

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Писать правильно слова: «хозяин», «хозяйство»

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить в тексте предложения и составлять предложения, различные по цели высказывания. Соблюдать в устной речи логическое ударение и интонацию конца предложения. Оценивать результаты своей деятельности.

Языковая

7

Обращение

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Находить обращение в предложении.

Ставить знаки препинания в предложениях с обращениями.

Различать предложения с обращением. Находить обращение в начале, середине и в конце предложения. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме. Оценивать результаты своей деятельности.

Языковая

8

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Находить главные и второстепенные члены предложения.

Различать главные и второстепенные члены предложения.

Связи между словами в предложении. Нахождение главных членов предложения. Различие главных и второстепенных членов предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Моделирование предложений. Разбор предложений по членам предложения. Оценивать результаты своей деятельности.

Языковая

9

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Находить главные и второстепенные члены предложения.

Различать главные и второстепенные члены предложения.

Разбор предложений по членам предложения.

Развитие речи: составление предложений по рисункам; составление из деформированных предложений текста. Понятия: определение, дополнение, обстоятельство. Оценивать результаты своей деятельности.

Языковая

Коммуникативная

10

Словосочетание.

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса.

Писать правильно слово «горизонт».

Словосочетание и предложение. Главное и зависимое слово в словосочетании. Выделение словосочетаний из предложения. Устанавливать связь в словосочетаниях. Выделять в предложении основу. Оценивать результаты своей деятельности.

Языковая

11

Контрольный диктант (стартовый) по теме «Повторение».

Урок контроля и оценки

Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Оценивать результаты планируемых достижений..

Языковая

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 ч)

12

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Однородные члены предложения (общее понятие)

Урок постановки учебной задачи

Находить в предложении однородные члены предложения.

Писать правильно слова: «комбайн», «комбайнёр»

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Определять, каким членом предложения являются однородные члены.

Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова.

Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами

Лингвистическая

13

Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления

Урок постановки учебной задачи

Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью интонации перечисления

Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью интонации перечисления

Лингвистическая

14

Связь однородных членов в предложении с помощью союзов

Урок решения учебной задачи

Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью союзов.

Писать правильно слово «багаж»

Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но).

Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.

Продолжать ряд однородных членов

Лингвистическая

15

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Словарный диктант №1

Урок решения учебной задачи

Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами.

Писать правильно слово «календарь»

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами

Лингвистическая

16

Обобщение знаний об однородных членах предложения.

Развитие речи.

Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Урок моделирования и преобразование модели

Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами

Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности.

Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану

Коммуникативная

17

Наши проекты.

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Искать правильную информацию, уметь анализировать.

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

Коммуникативная

18

Простые и сложные предложения

Урок решения учебной задачи

Различать простое и сложное предложения

Сравнивать простые и сложные предложения.

Выделять в сложном предложении его основы

Лингвистическая

19

Знаки препинания в сложном предложении

Урок решения учебной задачи

Различать сложное предложение и простое предложение с однородными членами.

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Писать правильно слово «прекрасный»

Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного

Лингвистическая

20

Проверочная работа по теме «Предложение»

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Оценивать результаты выполненного задания.

Языковая

Слово в языке и речи (13 ч)

21

Лексическое значение слова

Урок решения учебной задачи

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Работать с толковым словарём учебника, находить в нём нужную информацию о слове.

Писать правильно слова: «библиотека», «библиотекарь»

Анализировать высказывания о русском языке.

Выявлять слова, значение которых требует уточнения.

Объяснять принцип построения толкового словаря.

Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи

Коммуникативная

22

Заимствованные слова.

Устаревшие слова.

Многозначные слова

Урок решения учебной задачи

Углублять представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков.

Писать правильно слово «шофёр»

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

Анализировать употребление в тексте слова   в прямом   и переносном значении.

Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении.

Коммуникативная

23

Синонимы. Антонимы. Омонимы

Урок решения учебной задачи

Распознавать синонимы, антонимы, омонимы.

Писать правильно слово «ещё»

Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове.

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи

Лигвистическая

24

Фразеологизмы.

Развитие речи.

Составление текста по рисунку и фразеологизму 

Урок решения учебной задачи

Распознавать фразеологизмы, устаревшие слова

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио.

Работать со словарём фразеологизмов учебника, находить в нём нужную информацию о слове.

Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму

Коммуникативная

25

Значимые части слова.

Однокоренные слова.

Корень слова

Урок решения учебной задачи

Называть значимые части слова.

Находить в словах корень.

Писать правильно слово «корабль»

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями

Лингвистическая

26

Состав слова.

Суффиксы и приставки

Урок решения учебной задачи

Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок.

Писать правильно слово «костюм»

Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных.

Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок

Языковая

27

Разбор слова по составу

Урок решения учебной задачи

Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу

Работать с памяткой «Разбор слова по составу».

Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава.

Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками.

Моделировать слова

Языковая

28

Правописание гласных и согласных в корнях слов

Урок решения учебной задачи

Находить в словах изученные орфограммы и выполнять проверку.

Писать правильно слово «железо»

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание.

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове .

Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.

Анализировать разные способы проверки орфограмм.

Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы

Лингвистическая

29

Правописание гласных и согласных в корнях слов

Урок решения учебной задачи

Выполнять звуко-буквенный анализ слова.

Писать правильно слова: «вокзал», «пассажир», «пассажирский»

Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова».

Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов

Лингвистическая

30

Упражнение в написании приставок и суффиксов

Урок решения учебной задачи

Объяснять написание приставок и суффиксов

Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы

Лингвистическая

31

Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе.

Словарный диктант  №2

Урок-игра

Объяснять написание гласных и согласных букв в значимых частях слова.

Писать правильно слово «билет»

Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы.

Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов

Коммуникативная

32

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

Развитие речи.

Составление объявления 

Урок решения учебной задачи

Объяснять, когда в словах пишется мягкий знак, а когда твёрдый разделительный знак

Работать с орфографическим словарём.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Сочинять объявление

Коммуникативная

33

Письменное изложение повествователь

ного деформированного текста.

Урок решения учебной задачи

Уметь последовательно  восстанавливать деформированный текст.

Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста. Оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативная

Части речи (8 ч)

34

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение и уточнение представлений о частях речи.

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Называть изученные части речи, делить части речи на самостоятельные и служебные

Различать изученные части речи.

Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.

Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.

Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения.

Подбирать примеры изученных частей речи

Языковая

35

Части речи

Урок решения учебной задачи

Называть изученные части речи, делить части речи на самостоятельные и служебные.

Писать правильно слово «двенадцать»

Различать изученные части речи.

Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи

Лингвистическая

36

Части речи

Урок решения учебной задачи

Находить изученные части речи в тексте.

Объяснять, по каким признакам определяют части речи

Различать изученные части речи.

Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи

Лингвистическая

37

Наречие

Урок постановки учебной задачи

Находить в тексте наречия.

Писать правильно слова: «впереди», «медленно»

 

Находить наречия среди данных слов в тексте.

Анализировать грамматические признаки наречия.

Определять роль наречий в предложении и тексте

Лингвистическая

38

Наречие

Урок решения учебной задачи

Находить в тексте наречия.

Образовывать наречия от прилагательных.

Писать правильно слова: «вчера», «теперь», «медленно

Классифицировать наречия по значению и вопросам.

Образовывать наречия от имён прилагательных

Лингвистическая

39

Тестовая работа по теме «Части речи».

Урок контроля и оценки

Находить в тексте наречия по значению и по вопросу. Различать в тексте изученные части речи

Оценивать результаты выполненного задания.

Языковая

40

Развитие речи.

Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» 

Урок формирования умений и навыков

Составлять предложения и текст по репродукции картины  

Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника

Коммуникативная

41

Контрольный диктант

Урок контроля и оценки

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации

Языковая

Изменение по падежам имён существительных (13 ч)

42

Изменение по падежам имён существительных

Урок постановки учебной задачи

Изменять имена существительные по падежам

Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному.

Изменять имена существительные по падежам

Лингвистическая

43

Признаки падежных форм  неодушевлённых имён существительных

Урок решения учебной задачи

Определять падеж, в котором употреблено имя существительное

Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».

Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы.

Различать имена существительные в начальной и косвенной формах

Лингвистическая

44

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей

Урок решения учебной задачи

Определять падеж, в котором употреблено имя существительное

Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой.

Выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим.

Различать именительный и винительный падежи

Лингвистическая

45

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.

Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой

Лингвистическая

46

Несклоняемые имена существительные

Урок решения учебной задачи

Называть имена существительные, которые употребляются в одной форме.

Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных

Лингвистическая

2 четверть (35 ч)

47

Три склонения имён существительных.

1-е склонение имён существительных

Урок постановки учебной задачи

Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению.

Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения.

Подбирать примеры существительных 1-го склонения

Лингвистическая

48

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения

Урок решения учебной задачи

Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению.

Называть падежные окончания имён существительных 1-го склонения

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения

Лингвистическая

49

2-е склонение имён существительных

Урок постановки учебной задачи

Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонения: находить сходство и различие

Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения.

Классифицировать имена существительные по склонениям

Лингвистическая

50

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения

Урок решения учебной задачи

Определять, относится ли имя существительное к 2-му склонению.

Называть падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Писать правильно слово «агроном»

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения

Лингвистическая

51

3-е склонение имён существительных

Урок постановки учебной задачи

Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие

Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения.

Классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие.

Классифицировать имена существительные по склонениям

Лингвистическая

52

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения

Урок решения учебной задачи

Определять, относится ли имя существительное к 3-му склонению.

Называть падежные окончания имён существительных 3-го склонения.

Писать правильно слово «пейзаж»

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения

Лингвистическая

53

Урок развития речи.

Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Урок решения учебной задачи

Подробно излагать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания

Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативная

54

Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений.

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Сравнивать падежные окончания имён существительных трёх склонений.

Называть способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

Писать правильно слово «портрет»

Сравнивать имена существительные разных склонений. Классифицировать имена существительные по склонениям. Обосновывать принадлежность имён существительных к каждому типу склонений.

Языковая

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе (18 ч)

55

Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения.

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

Урок решения учебной задачи

Сравнивать падежные окончания имён существительных трёх склонений.

Называть способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

Писать правильно слово «портрет»

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова

Лингвистическая

56

Именительный и винительный падежи имён существительных

Урок решения учебной задачи

Определять именительный и винительный падежи имени существительного.

Различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи имён существительных единственного числа

Называть признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного.

Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Устанавливать, какими членами предложения являются имена существительные в именительном и винительном падежах

Лингвистическая

57

Родительный падеж имён существительных

Урок решения учебной задачи

Определять родительный падеж имени существительного.

Писать правильно слово «инженер»

Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова.

Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже.

Лингвистическая

58

Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в родительном падеже

Урок решения учебной задачи

Определять родительный падеж имени существительного

Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже

Лингвистическая

59

Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах.

Урок решения учебной задачи

Находить в предложении одушевлённые имена существительные  в родительном и винительном падежах.

Писать правильно слово «хлебороб»

Распознавать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 2-го склонения

Лингвистическая

60

Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах.

Урок решения учебной задачи

Находить в предложении одушевлённые имена существительные  в родительном и винительном падежах.

Писать правильно слово «овца»

Определять падеж имени существительного.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями

Лингвистическая

61

Падежные окончания одушевлённых имён существительных в дательном  падеже.

Урок решения учебной задачи

Определять дательный падеж имени существительного.

Составлять словосочетания, состоящие из глагола и имени существительного с предлогом или без предлога в форме дательного падежа

Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.

Обосновывать написание безударного падежного окончания.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

Лингвистическая

62

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже

Урок решения учебной задачи

Доказывать правильность написания падежного окончания.

Писать правильно слово «адрес»

Называть признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного.

Ставить имена существительные в форму дательного падежа.

Доказывать, что окончание написано правильно

Лингвистическая

63

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном и дательном падеже.

Урок решения учебной задачи

Доказывать правильность написания падежного окончания

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями

Лингвистическая

64

Падежные окончания одушевлённых имён существительных в творительном  падеже.

Урок решения учебной задачи

Определять творительный падеж имени существительного.

Писать правильно слова: «вчера», «сегодня»

Называть признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного.

Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц

Лингвистическая

65

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже

Урок решения учебной задачи

Доказывать правильность написания падежного окончания

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями

Лингвистическая

66

Падежные окончания одушевлённых имён существительных в предложном  падеже.

Урок решения учебной задачи

Определять предложный падеж имени существительного

Называть признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного.

Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и

Лингвистическая

67

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже

Урок решения учебной задачи

Доказывать, что имена существительные стоят в творительном падеже

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями

Лингвистическая

68

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

Урок решения учебной задачи

Определять падеж имён существительных в единственном числе

Писать правильно буквы е и и в окончаниях имён существительных единственного числа

Лингвистическая

69

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

Урок решения учебной задачи

Определять падеж имён существительных в единственном числе.

Указывать падеж и склонение имён существительных

Лингвистическая

70

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Составлять предложение (словосочетание), употребляя   имя существительное в заданной падежной форме

Составлять из пары слов словосочетания, употребив имена существительные в родительном, дательном или предложном падежах с предлогом

Лингвистическая

71

Проверочная работа по изученному материалу.

Урок контроля и оценки

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

Контролировать правильность выполнения работы, находить и исправлять ошибки. Оценивать результаты своей деятельности.

Языковая

72

 Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница».

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Применять на практике знание о тексте.

Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница». Оценивать результаты своей деятельности

Коммуникативная

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе (8 ч)

73

 Склонение имён существительных во множественном числе.

Урок решения учебной задачи

Находить в тексте имена существительные во множественном числе.

Ставить имя существительное во множественном числе в начальную форму с целью определения начальной формы.

 Определять форму множественного числа имён существительных и склонение имён существительных в форме множественного числа. Распределять имена существительные по склонениям. Изменять имена существительные в форме множественного числа.

Лингвистическая

74

Падежные окончания имён существительных в именительном  падеже множественного числа.

Урок постановки учебной задачи

Писать правильно слово «директор».

Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном падеже

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Определять границы предложений

Лингвистическая

75

Падежные окончания имён существительных в   родительном падеже множественного числа.

Урок постановки учебной задачи

Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (нет яблок, но апельсинов и др.) в родительном падеже.

Писать правильно слова: «килограмм», «грамм», «газета»

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

Лингвистическая

76

Падежные окончания имён существительных в   родительном падеже множественного числа.

Урок постановки учебной задачи

Определять падеж имён существительных во множественном числе с одинаковыми окончаниями

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

Лингвистическая

77

Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных.

Урок постановки учебной задачи

Определять падеж имён существительных во множественном числе с одинаковыми окончаниями

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

Лингвистическая

78

Контрольный диктант

Урок контроля и оценки

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

Языковая

79

Падежные окончания имён существительных в  дательном, творительном, предложном падеже множественного числа

Урок постановки учебной задачи

Определять падеж имени существительного во множественном числе

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

Лингвистическая

80

Проект «Говорите правильно»

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Проводить исследование, делать выводы, представлять работу

Исследовать речь взрослых (сверстников)  относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже.

 

3 четверть

Имя прилагательное (30 ч)

Повторение (4 ч)

81

Значение и употребление в речи.

Словообразование имён прилагательных

Урок решения учебной задачи

Образовывать от имён существительных и от имён прилагательных однокоренные имена прилагательные при помощи суффиксов.

Писать правильно слово «автомобиль»

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте.

Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов

Культуроведческая

82

Род и число имён прилагательных

Урок решения учебной задачи

Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Писать правильно слова: «семена», «электростанция», «электровоз», «электричество», «электрический»

Определять род и число имён прилагательных.

Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное»

Лингвистическая

83

Род и число имён прилагательных.

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Определять тему и главную мысль текста.

Составлять рассказ по заданной теме.

Писать правильно слово «сейчас»

Различать начальную форму имени прилагательного.

Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».

 

Лингвистическая

84

Развитие речи.

Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка»

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста».

Сочинять текст о любимой игрушке

Коммуникативная

Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе (9 ч)

85

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

Урок постановки учебной задачи

Писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже

Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе».

Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин).

Работать с памяткой «Как определять падеж имён прилагательных».

Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения

Лингвистическая

86

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаний. Начальная форма имени прилагательного.

 

Урок решения учебной задачи

Писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения».

Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины

Лингвистическая

87

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж.

Урок постановки учебной задачи

Писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице в именительном падеже.

Лингвистическая

88

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж.

Урок решения учебной задачи

Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

Писать правильно слово «правительство»

Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе».

Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного

Лингвистическая

89

Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Дательный падеж.

Урок решения учебной задачи

Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

Писать правильно слово «аппетит»

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже, проверять правильность написанного

Лингвистическая

90

Именительный и Винительный  падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

Урок решения учебной задачи

Называть падеж имён прилагательных, выделять окончания имён прилагательных

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падеже, проверять правильность написанного

Лингвистическая

91

Родительный  и винительные падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

Урок решения учебной задачи

Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах.

Писать правильно слова: «космос», «космический», «километр»

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падеже, проверять правильность написанного

Лингвистическая

92

Творительный и предложный  падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

Урок решения учебной задачи

Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного .

Лингвистическая

93

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Ставить имена прилагательные в нужном падеже

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного

Лингвистическая

94

Развитие речи. Сочинение-рассуждение по репродукции картины В.А.Серова «Мика Морозов»

Урок решения учебной задачи

Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении, о портрете. Оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативная

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе (6 ч)

95

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе

Урок постановки учебной задачи

Склонять имена прилагательные женского рода.

Называть окончания имён прилагательных в каждом из падежей.

Писать правильно слово «экскурсия»

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице

Лингвистическая

96

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода

Урок постановки учебной задачи

Выделять окончания имён прилагательных в именительном и винительном падежах

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного

Лингвистическая

97

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода

Урок постановки учебной задачи

Определять падеж и выделять окончания имён прилагательных

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного

Лингвистическая

98

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах

Урок решения учебной задачи

Приводить примеры словосочетаний с именами прилагательными в родительном, дательном и предложном падежах.

Писать правильно слово «вагон»

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного

Лингвистическая

99

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах

Урок решения учебной задачи

Называть пропущенные окончания имён прилагательных женского рода

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного

Лингвистическая

100

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

Словарный диктант №4

Урок решения учебной задачи

Определять падеж и выделять окончания имён прилагательных.

Писать правильно слово «кастрюля»

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

Лингвистическая

Склонение имён прилагательных во множественном числе (6 ч)

101

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

 

Урок постановки учебной задачи

Называть пропущенные окончания имён прилагательных женского рода

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.

Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам

Лингвистическая

102

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа

Урок постановки учебной задачи

Определять падеж и выделять окончания имён прилагательных.

Писать правильно слово «кастрюля»

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями

Лингвистическая

103

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

Урок постановки учебной задачи

Писать правильно слово «богатство».

Сравнивать окончания родительного и предложного падежей имён прилагательных.

Определять падеж имён прилагательных множественного числа

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями

Лингвистическая

104

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.

 

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Определять падеж имён прилагательных множественного числа.

Называть окончания имён прилагательных множественного числа.

Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, оценивать правильность написанного.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями.

Лингвистическая

105

Контрольный диктант

Урок контроля и оценки

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

Языковая

Обобщение по разделу «Имя прилагательное» (4 ч)

106

Работа над ошибками.

Развитие речи.

Подробное изложение повествовательного текста.

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Называть окончания имён прилагательных множественного числа.

Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме

Самостоятельно подготовиться к изложению повествовательного текста и записать его. Проверять написанное. Оценивать результаты выполненной работы.

Коммуникативная

107

Обобщение по разделу «Имя прилагательное»

Проверочная работа №5 по теме «Имя прилагательное».

Урок-конференция

Называть грамматические признаки имён прилагательных.

Выполнять морфологический разбор имени прилагательного

Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного».

Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного

Языковая

108

Развитие речи.

Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» 

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Составлять текст.

Оценивать результаты выполненного задания.

Писать правильно слово «сзади»

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Высказывать своё мнение о картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

Коммуникативная

109

Выполнение заданий рубрики «Проверь себя»

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Называть грамматические признаки имён прилагательных.

Выполнение заданий рубрики «Проверь себя», определять границы своих достижений. Оценивать результаты своей деятельности.

Языковая

Местоимения (8 ч)

110

Роль местоимений в речи

Урок решения учебной задачи

Понимать, что такое местоимение.

Распознавать местоимения среди других частей речи

Находить местоимения среди других частей речи.

Определять наличие в тексте местоимений

Лингвистическая

111

Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи.

Урок решения учебной задачи

Указывать грамматические признаки местоимений.

Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица

Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица.

Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам.

Различать начальную и косвенные формы личных местоимений

Лингвистическая

113

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.

 

Урок решения учебной задачи

Определять лицо, число и падеж местоимений.

Составлять тексты с включением в них диалога.

Писать правильно слова: «металл», «металлический»

Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.

Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Лингвистическая

114

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа

Урок решения учебной задачи

Определять лицо, число и падеж местоимений

Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм.

Лингвистическая

115

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи.

 

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Определять лицо, число и падеж местоимений.

Писать правильно слова:  «победа», «председатель»

Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений.

Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей.

Лингвистическая

116

Развитие речи

Составление поздравительной открытки

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей.

Сочинять поздравительную открытку к 8 Марта

Коммуникативная

117

Морфологический разбор местоимений.

Проверочная работа №6 по теме «Личные местоимения»

Урок контроля и оценки

Выполнять морфологический разбор местоимения

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи».

Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

Языковая

118

 Развитие речи.

Изложение повествовательного текста

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

 Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания

Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста

Коммуникативная

Глагол (34 ч)

Повторение (2 ч )

119

Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении.

Урок решения учебной задачи

Объяснять роль глаголов в нашем языке.

Называть, что обозначают глаголы.

Называть вопросы, на которые отвечают глаголы.

Писать правильно слова: «гореть», «сверкать»

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении)

Лингвистическая

120

Грамматические признаки глаголов. Изменение глаголов по временам.

Урок решения учебной задачи

Называть время, число глагола.

Объяснять роль глагола в предложении

Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Изменять глаголы прошедшего времени по родам в единственном числе

Лингвистическая

Неопределённая форма глагола (5 ч)

121

Неопределённая форма глагола

Урок решения учебной задачи

Объяснять, что такое неопределённая форма глагола.

Называть глаголы в неопределённой форме.

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь

Лингвистическая

122

Неопределённая форма глагола

Урок решения учебной задачи

Объяснять, что такое неопределённая форма глагола.

Называть глаголы в неопределённой форме.

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Различать глаголы, отвечающих на определённый вопрос.

Лингвистическая

123

Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределенной форме

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Называть глаголы в неопределённой форме.

Образовывать временные формы от глагола в неопределенной форме

Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола

Лингвистическая

124

Упражнение в образовании форм глаголов

 Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Образовывать формы глагола с помощью приставок и суффиксов.

Писать правильно слова: «везде», «свитер»

Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов.

Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы: «что делать?» и «что сделать?»

Лингвистическая

125

Развитие речи.

Изложение по самостоятельно составленному плану 

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания.

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова.

Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.

Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств

Коммуникативная

Спряжение глагола (5 ч)

126

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)

Урок постановки учебной задачи

Изменять глаголы по лицам и числам, формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени

Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Определять лицо и число глаголов.

Выделять личные окончания глаголов.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.)

Лингвистическая

127

2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени

Урок постановки учебной задачи

Спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола по местоимению, по личному окончанию, по вопросу

Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь).

Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени

Лингвистическая

128

Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа и правописании не с глаголами

Урок решения учебной задачи

Спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола по местоимению, по личному окончанию, по вопросу.

Находить в предложениях глаголы с частицей не

Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени

Лингвистическая

129

Развитие речи.

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания.

Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины

Коммуникативная

130

Обобщение по изученным темам о глаголе. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Подготовка к  выполнения проекта «Пословицы и поговорки»

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола по местоимению, по личному окончанию, по вопросу.

Оценивать правильность содержания, структуры написанного сочинения, использование в нём языковых средств. Выполнять задания в рубрике «Наши проекты», обсуждать последовательность дальнейших действий над проектом.

Языковая

131

Ι и ΙΙ спряжения глаголов.

Спряжение глаголов в настоящем времени

Урок постановки учебной задачи

Понимать, что глаголы одного и тоже спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные окончания в одном и том же лице и числе

Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений.

Определять спряжение глаголов.

Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов»

Лингвистическая

1 и 2 спряжение (2 ч)

132

Ι и ΙΙ спряжения глаголов.

Спряжение глаголов в настоящем времени

Урок постановки учебной задачи

Уметь определять спряжение глаголов.

Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений.

Определять спряжение глаголов.

Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов»

Лингвистическая

133

Спряжение глаголов в будущем времени

Урок постановки учебной задачи

Называть алгоритм определения спряжения глагола.  Называть глаголы-исключения

Работать с таблицами спряжений глаголов в будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений.

Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов»

Лингвистическая

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (11 ч)

134

Личные окончания глаголов I и II спряжений  

Урок-практика

Называть личные окончания глаголов I и II спряжений

Определять спряжение глаголов

Лингвистическая

135

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

Урок постановки учебной задачи

Называть алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием.

Называть глаголы-исключения

Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме.

Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола

Лингвистическая

136

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме

Урок решения учебной задачи

Понимать, что при образовании форм глагола надо правильно поставить вопрос к неопределённой форме глагола и к формам настоящего и будущего времени

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола

Лингвистическая

137

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени  

Урок решения учебной задачи

Называть систему личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений.

Понимать, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола

Лингвистическая

138

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

Словарный диктант № 5

Урок решения учебной задачи

Распределять глаголы по спряжениям

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола

Лингвистическая

139

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

Урок решения учебной задачи

Объяснять, как правильно выбрать букву для личного окончания каждого глагола

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола

Лингвистическая

140

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Объяснять, как правильно выбрать букву для личного окончания каждого глагола

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола

Лингвистическая

141

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

Контрольное списывание  

Урок контроля и оценки

Называть правила правописания слов на изученные темы

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола

Оценивать результаты освоения тем, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий .

Языковая

142

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени

Урок постановки учебной задачи

Объяснять, как правильно выбрать букву для личного окончания каждого глагола

Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола.

Правильно произносить и писать возвратные глаголы.

Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени

Лингвистическая

143

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени

Урок решения учебной задачи

Распознавать форму 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени и неопределенную форму возвратных глаголов.

Писать правильно -тся и -ться в возвратных глаголах

Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени

Лингвистическая

144

Обобщение изученного материала. Морфологический разбор глагола. Тестовая работа.

Урок контроля и оценки.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

Правильно писать глаголы с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени, обосновывать их написание.

Языковая

Правописание глаголов в прошедшем времени (3 ч)

145

Правописание глаголов в прошедшем времени

Урок постановки учебной задачи

Объяснять, почему окончания глаголов единственного числа в форме прошедшего времени называют родовыми

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.

Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов

Лингвистическая

146

Правописание глаголов в прошедшем времени

Урок решения учебной задачи

Называть суффикс, с помощью которого образованы формы прошедшего времени.

Писать правильно слова: «свобода», «здесь»

Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы

Лингвистическая

147

Правописание глаголов в прошедшем времени

Урок моделирования и преобразование модели

Называть суффикс, с помощью которого образованы формы прошедшего времени.

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.

Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов

Языковая

Обобщение по теме «Глагол» ( 6 ч)

148

 Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании.

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Уметь правильно обосновать написание орфограмм в глаголах.

 Обосновывать правильность написания глаголов с изученными орфограммами. Оценивать результаты своей деятельности.

Лингвистическая

149

 Обобщение по теме «Глагол».

Морфологический разбор глагола

Урок-игра

Выполнять морфологический разбор глагола

 Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола)

Языковая

150

Проверочная работа по теме «Глагол»

Урок контроля и оценки

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

Языковая

151

 Контрольный диктант

Урок контроля и оценки

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм

Языковая

152

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Излагать текст.

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное

Коммуникативная

Повторение (18 ч)

153

Повторение по теме «Наша речь и наш язык»

Урок моделирования и преобразование модели

Различать язык и речь.

Называть виды речи.

Объяснять назначение речи

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

Языковая

154

Развитие речи. Составление текста типа сравнительного описания.

Урок моделирования и преобразование модели

Называть признаки текста: Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

Языковая

155

Повторение по теме «Предложение».

Предложение и словосочетания.

Урок моделирования и преобразование модели

Объяснять, что такое предложение.

Находить границы предложений.

Определять тип предложения

Анализировать не пунктированный текст, выделять в нём предложения.

Разбирать предложение по членам.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации

Языковая

156

Лексическое значение слова. Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Радость».

Урок моделирования и преобразование модели

Оценивать результаты выполненного задания

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

Языковая

157

Повторение по теме «Состав слова»

Урок моделирования и преобразование модели

Называть правила правописания слов на изученные темы. Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова

Определять последовательность действий при нахождении значимых частей слова.

Языковая

158

Повторение по теме «Имя существительное»

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Называть правила правописания слов на изученные темы. Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова

Применить свои знания для выполнения заданий

Языковая

159

Итоговая диагностическая работа

Урок контроля и оценки

Называть правила правописания слов на изученные темы. Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова

Применять свои знания для выполнения  итоговой работы

Языковая

160

Орфограммы в значимых частях слова

Урок моделирования и преобразование модели

Называть правила правописания слов на изученные темы. Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова

Знание всех орфограмм, изученных в 4 классе

Языковая

161

Орфограммы в значимых частях слова

Урок моделирования и преобразование модели

Называть правила правописания слов на изученные темы. Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова

Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания

Языковая

162

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания

Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова 

Языковая

163

Обобщение знаний по курсу «Русский язык»

Урок моделирования и преобразование модели

Называть правила правописания слов на изученные темы

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах

Языковая

164

Обобщение знаний по курсу «Русский язык»

Урок моделирования и преобразование модели

Называть правила правописания слов на изученные темы

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах

Языковая

165

Обобщение знаний по курсу «Русский язык

Урок моделирования и преобразование модели

Называть правила правописания слов на изученные темы

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

Языковая

166

Обобщение знаний по курсу «Русский язык»

Урок решения учебной задачи

Называть правила правописания слов на изученные темы

Оценивать результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

Языковая

167

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста

Урок решения частных задач с применением  открытого способа

Называть правила правописания слов на изученные темы

Оценивать результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

Языковая

168

Игра «Родное слово»

Урок-игра

Находить все изученные части речи в тексте. Называть правила правописания слов на изученные темы

Применять свои знания для выполнения заданий

Языковая

169

170

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...