Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа и КТП по русскому языку УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peredelannyy_tem_planir_rus_yaz.docx | 83.42 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Основные элементы Содержания | Основные виды учебной деятельности | Компетенция | Дата | ||
ПОВТОРЕНИЕ (11 ч) | ||||||||
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Различать язык и речь. Различать диалогическую и монологическую речь. Называть «волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др. Писать правильно слова: «человек», «пожалуйста» | Диалогическая и монологическая речь. Развитие речи: составление текста по рисунку с включением в него диалога. Осознавать различие языка и речи; анализировать высказывания о русском языке; находить пословицы о языке и речи; составлять текст по выбранной пословице. Оценивать результаты своей деятельности. | Культуро- логическая | 01.09 | ||
2 | Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль. | Урок решения учебной задачи. | Называть признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составлять планы к данным текстам. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Писать правильно слово «каникулы» | Структура текста, план текста. Формирование навыка смыслового чтения текстов. Воспитание чувства любви к своей большой и малой Родине. Определять тему и главную мысль текста. Выделять части текста и обосновывать правильность выделения. | Языковая | 02.09 | ||
3 | Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. | Урок решения учебной задачи | Излагать содержание повествовательного текста | Развитие речи: комплексная работа над структурой текста. Развитие чувства ответственности за порученное дело. Оценивать результаты своей деятельности. | Коммуникативная | 03.09 | ||
4 | Типы текстов. | Урок решения учебной задачи | Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Создавать собственные тексты по предложенным темам с использованием разных типов речи | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами. Сравнивать между собой разные типы текстов. Оценивать результаты своей деятельности. | Языковая | 04.09 | ||
5 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. | Урок моделирования и преобразование модели | Составлять из слов предложения. | Знаки препинания в конце предложений. Понятия: предложение, повествовательное, побудительное, вопросительное предложение. Оценивать результаты своей деятельности. | Языковая | 05.09 | ||
6 | Виды предложений по цели высказывания. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Писать правильно слова: «хозяин», «хозяйство» | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить в тексте предложения и составлять предложения, различные по цели высказывания. Соблюдать в устной речи логическое ударение и интонацию конца предложения. Оценивать результаты своей деятельности. | Языковая | |||
7 | Обращение | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Находить обращение в предложении. Ставить знаки препинания в предложениях с обращениями. | Различать предложения с обращением. Находить обращение в начале, середине и в конце предложения. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме. Оценивать результаты своей деятельности. | Языковая | |||
8 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Находить главные и второстепенные члены предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения. | Связи между словами в предложении. Нахождение главных членов предложения. Различие главных и второстепенных членов предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Моделирование предложений. Разбор предложений по членам предложения. Оценивать результаты своей деятельности. | Языковая | |||
9 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Находить главные и второстепенные члены предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения. | Разбор предложений по членам предложения. Развитие речи: составление предложений по рисункам; составление из деформированных предложений текста. Понятия: определение, дополнение, обстоятельство. Оценивать результаты своей деятельности. | Языковая Коммуникативная | |||
10 | Словосочетание. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса. Писать правильно слово «горизонт». | Словосочетание и предложение. Главное и зависимое слово в словосочетании. Выделение словосочетаний из предложения. Устанавливать связь в словосочетаниях. Выделять в предложении основу. Оценивать результаты своей деятельности. | Языковая | |||
11 | Контрольный диктант (стартовый) по теме «Повторение». | Урок контроля и оценки | Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Оценивать результаты планируемых достижений.. | Языковая | |||
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 ч) | ||||||||
12 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Однородные члены предложения (общее понятие) | Урок постановки учебной задачи | Находить в предложении однородные члены предложения. Писать правильно слова: «комбайн», «комбайнёр» | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами | Лингвистическая | |||
13 | Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления | Урок постановки учебной задачи | Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью интонации перечисления | Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью интонации перечисления | Лингвистическая | |||
14 | Связь однородных членов в предложении с помощью союзов | Урок решения учебной задачи | Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью союзов. Писать правильно слово «багаж» | Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов | Лингвистическая | |||
15 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Словарный диктант №1 | Урок решения учебной задачи | Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами. Писать правильно слово «календарь» | Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами | Лингвистическая | |||
16 | Обобщение знаний об однородных членах предложения. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» | Урок моделирования и преобразование модели | Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами | Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану | Коммуникативная | |||
17 | Наши проекты. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Искать правильную информацию, уметь анализировать. | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. | Коммуникативная | |||
18 | Простые и сложные предложения | Урок решения учебной задачи | Различать простое и сложное предложения | Сравнивать простые и сложные предложения. Выделять в сложном предложении его основы | Лингвистическая | |||
19 | Знаки препинания в сложном предложении | Урок решения учебной задачи | Различать сложное предложение и простое предложение с однородными членами. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Писать правильно слово «прекрасный» | Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного | Лингвистическая | |||
20 | Проверочная работа по теме «Предложение» | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. | Оценивать результаты выполненного задания. | Языковая | |||
Слово в языке и речи (13 ч) | ||||||||
21 | Лексическое значение слова | Урок решения учебной задачи | Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Работать с толковым словарём учебника, находить в нём нужную информацию о слове. Писать правильно слова: «библиотека», «библиотекарь» | Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи | Коммуникативная | |||
22 | Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова | Урок решения учебной задачи | Углублять представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. Писать правильно слово «шофёр» | Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. | Коммуникативная | |||
23 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | Урок решения учебной задачи | Распознавать синонимы, антонимы, омонимы. Писать правильно слово «ещё» | Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи | Лигвистическая | |||
24 | Фразеологизмы. Развитие речи. Составление текста по рисунку и фразеологизму | Урок решения учебной задачи | Распознавать фразеологизмы, устаревшие слова | Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио. Работать со словарём фразеологизмов учебника, находить в нём нужную информацию о слове. Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму | Коммуникативная | |||
25 | Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова | Урок решения учебной задачи | Называть значимые части слова. Находить в словах корень. Писать правильно слово «корабль» | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями | Лингвистическая | |||
26 | Состав слова. Суффиксы и приставки | Урок решения учебной задачи | Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок. Писать правильно слово «костюм» | Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок | Языковая | |||
27 | Разбор слова по составу | Урок решения учебной задачи | Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу | Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками. Моделировать слова | Языковая | |||
28 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | Урок решения учебной задачи | Находить в словах изученные орфограммы и выполнять проверку. Писать правильно слово «железо» | Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове . Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы | Лингвистическая | |||
29 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | Урок решения учебной задачи | Выполнять звуко-буквенный анализ слова. Писать правильно слова: «вокзал», «пассажир», «пассажирский» | Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов | Лингвистическая | |||
30 | Упражнение в написании приставок и суффиксов | Урок решения учебной задачи | Объяснять написание приставок и суффиксов | Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы | Лингвистическая | |||
31 | Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе. Словарный диктант №2 | Урок-игра | Объяснять написание гласных и согласных букв в значимых частях слова. Писать правильно слово «билет» | Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов | Коммуникативная | |||
32 | Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Развитие речи. Составление объявления | Урок решения учебной задачи | Объяснять, когда в словах пишется мягкий знак, а когда твёрдый разделительный знак | Работать с орфографическим словарём. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Сочинять объявление | Коммуникативная | |||
33 | Письменное изложение повествователь ного деформированного текста. | Урок решения учебной задачи | Уметь последовательно восстанавливать деформированный текст. | Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста. Оценивать результаты своей деятельности. | Коммуникативная | |||
Части речи (8 ч) | ||||||||
34 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение и уточнение представлений о частях речи. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Называть изученные части речи, делить части речи на самостоятельные и служебные | Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения. Подбирать примеры изученных частей речи | Языковая | |||
35 | Части речи | Урок решения учебной задачи | Называть изученные части речи, делить части речи на самостоятельные и служебные. Писать правильно слово «двенадцать» | Различать изученные части речи. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи | Лингвистическая | |||
36 | Части речи | Урок решения учебной задачи | Находить изученные части речи в тексте. Объяснять, по каким признакам определяют части речи | Различать изученные части речи. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи | Лингвистическая | |||
37 | Наречие | Урок постановки учебной задачи | Находить в тексте наречия. Писать правильно слова: «впереди», «медленно»
| Находить наречия среди данных слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте | Лингвистическая | |||
38 | Наречие | Урок решения учебной задачи | Находить в тексте наречия. Образовывать наречия от прилагательных. Писать правильно слова: «вчера», «теперь», «медленно | Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имён прилагательных | Лингвистическая | |||
39 | Тестовая работа по теме «Части речи». | Урок контроля и оценки | Находить в тексте наречия по значению и по вопросу. Различать в тексте изученные части речи | Оценивать результаты выполненного задания. | Языковая | |||
40 | Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» | Урок формирования умений и навыков | Составлять предложения и текст по репродукции картины | Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника | Коммуникативная | |||
41 | Контрольный диктант | Урок контроля и оценки | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации | Языковая | |||
Изменение по падежам имён существительных (13 ч) | ||||||||
42 | Изменение по падежам имён существительных | Урок постановки учебной задачи | Изменять имена существительные по падежам | Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам | Лингвистическая | |||
43 | Признаки падежных форм неодушевлённых имён существительных | Урок решения учебной задачи | Определять падеж, в котором употреблено имя существительное | Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах | Лингвистическая | |||
44 | Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей | Урок решения учебной задачи | Определять падеж, в котором употреблено имя существительное | Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой. Выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим. Различать именительный и винительный падежи | Лингвистическая | |||
45 | Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. | Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой | Лингвистическая | |||
46 | Несклоняемые имена существительные | Урок решения учебной задачи | Называть имена существительные, которые употребляются в одной форме. | Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных | Лингвистическая | |||
2 четверть (35 ч) | ||||||||
47 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных | Урок постановки учебной задачи | Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению. | Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения | Лингвистическая | |||
48 | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения | Урок решения учебной задачи | Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 1-го склонения | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения | Лингвистическая | |||
49 | 2-е склонение имён существительных | Урок постановки учебной задачи | Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонения: находить сходство и различие | Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения. Классифицировать имена существительные по склонениям | Лингвистическая | |||
50 | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения | Урок решения учебной задачи | Определять, относится ли имя существительное к 2-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 2-го склонения. Писать правильно слово «агроном» | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения | Лингвистическая | |||
51 | 3-е склонение имён существительных | Урок постановки учебной задачи | Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие | Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения. Классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям | Лингвистическая | |||
52 | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения | Урок решения учебной задачи | Определять, относится ли имя существительное к 3-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 3-го склонения. Писать правильно слово «пейзаж» | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения | Лингвистическая | |||
53 | Урок развития речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | Урок решения учебной задачи | Подробно излагать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания | Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Оценивать результаты своей деятельности. | Коммуникативная | |||
54 | Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Сравнивать падежные окончания имён существительных трёх склонений. Называть способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Писать правильно слово «портрет» | Сравнивать имена существительные разных склонений. Классифицировать имена существительные по склонениям. Обосновывать принадлежность имён существительных к каждому типу склонений. | Языковая | |||
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе (18 ч) | ||||||||
55 | Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных | Урок решения учебной задачи | Сравнивать падежные окончания имён существительных трёх склонений. Называть способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Писать правильно слово «портрет» | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова | Лингвистическая | |||
56 | Именительный и винительный падежи имён существительных | Урок решения учебной задачи | Определять именительный и винительный падежи имени существительного. Различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи имён существительных единственного числа | Называть признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного. Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Устанавливать, какими членами предложения являются имена существительные в именительном и винительном падежах | Лингвистическая | |||
57 | Родительный падеж имён существительных | Урок решения учебной задачи | Определять родительный падеж имени существительного. Писать правильно слово «инженер» | Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже. | Лингвистическая | |||
58 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в родительном падеже | Урок решения учебной задачи | Определять родительный падеж имени существительного | Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже | Лингвистическая | |||
59 | Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах. | Урок решения учебной задачи | Находить в предложении одушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах. Писать правильно слово «хлебороб» | Распознавать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 2-го склонения | Лингвистическая | |||
60 | Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах. | Урок решения учебной задачи | Находить в предложении одушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах. Писать правильно слово «овца» | Определять падеж имени существительного. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | Лингвистическая | |||
61 | Падежные окончания одушевлённых имён существительных в дательном падеже. | Урок решения учебной задачи | Определять дательный падеж имени существительного. Составлять словосочетания, состоящие из глагола и имени существительного с предлогом или без предлога в форме дательного падежа | Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | Лингвистическая | |||
62 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже | Урок решения учебной задачи | Доказывать правильность написания падежного окончания. Писать правильно слово «адрес» | Называть признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного. Ставить имена существительные в форму дательного падежа. Доказывать, что окончание написано правильно | Лингвистическая | |||
63 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном и дательном падеже. | Урок решения учебной задачи | Доказывать правильность написания падежного окончания | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | Лингвистическая | |||
64 | Падежные окончания одушевлённых имён существительных в творительном падеже. | Урок решения учебной задачи | Определять творительный падеж имени существительного. Писать правильно слова: «вчера», «сегодня» | Называть признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц | Лингвистическая | |||
65 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже | Урок решения учебной задачи | Доказывать правильность написания падежного окончания | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | Лингвистическая | |||
66 | Падежные окончания одушевлённых имён существительных в предложном падеже. | Урок решения учебной задачи | Определять предложный падеж имени существительного | Называть признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и | Лингвистическая | |||
67 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже | Урок решения учебной задачи | Доказывать, что имена существительные стоят в творительном падеже | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | Лингвистическая | |||
68 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | Урок решения учебной задачи | Определять падеж имён существительных в единственном числе | Писать правильно буквы е и и в окончаниях имён существительных единственного числа | Лингвистическая | |||
69 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных | Урок решения учебной задачи | Определять падеж имён существительных в единственном числе. | Указывать падеж и склонение имён существительных | Лингвистическая | |||
70 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Составлять предложение (словосочетание), употребляя имя существительное в заданной падежной форме | Составлять из пары слов словосочетания, употребив имена существительные в родительном, дательном или предложном падежах с предлогом | Лингвистическая | |||
71 | Проверочная работа по изученному материалу. | Урок контроля и оценки | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Контролировать правильность выполнения работы, находить и исправлять ошибки. Оценивать результаты своей деятельности. | Языковая | |||
72 | Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница». | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Применять на практике знание о тексте. | Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница». Оценивать результаты своей деятельности | Коммуникативная | |||
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе (8 ч) | ||||||||
73 | Склонение имён существительных во множественном числе. | Урок решения учебной задачи | Находить в тексте имена существительные во множественном числе. Ставить имя существительное во множественном числе в начальную форму с целью определения начальной формы. | Определять форму множественного числа имён существительных и склонение имён существительных в форме множественного числа. Распределять имена существительные по склонениям. Изменять имена существительные в форме множественного числа. | Лингвистическая | |||
74 | Падежные окончания имён существительных в именительном падеже множественного числа. | Урок постановки учебной задачи | Писать правильно слово «директор». Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном падеже | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Определять границы предложений | Лингвистическая | |||
75 | Падежные окончания имён существительных в родительном падеже множественного числа. | Урок постановки учебной задачи | Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (нет яблок, но апельсинов и др.) в родительном падеже. Писать правильно слова: «килограмм», «грамм», «газета» | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | Лингвистическая | |||
76 | Падежные окончания имён существительных в родительном падеже множественного числа. | Урок постановки учебной задачи | Определять падеж имён существительных во множественном числе с одинаковыми окончаниями | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | Лингвистическая | |||
77 | Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных. | Урок постановки учебной задачи | Определять падеж имён существительных во множественном числе с одинаковыми окончаниями | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | Лингвистическая | |||
78 | Контрольный диктант | Урок контроля и оценки | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | Языковая | |||
79 | Падежные окончания имён существительных в дательном, творительном, предложном падеже множественного числа | Урок постановки учебной задачи | Определять падеж имени существительного во множественном числе | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | Лингвистическая | |||
80 | Проект «Говорите правильно» | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Проводить исследование, делать выводы, представлять работу | Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже. | ||||
3 четверть Имя прилагательное (30 ч) Повторение (4 ч) | ||||||||
81 | Значение и употребление в речи. Словообразование имён прилагательных | Урок решения учебной задачи | Образовывать от имён существительных и от имён прилагательных однокоренные имена прилагательные при помощи суффиксов. Писать правильно слово «автомобиль» | Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов | Культуроведческая | |||
82 | Род и число имён прилагательных | Урок решения учебной задачи | Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Писать правильно слова: «семена», «электростанция», «электровоз», «электричество», «электрический» | Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное» | Лингвистическая | |||
83 | Род и число имён прилагательных. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Определять тему и главную мысль текста. Составлять рассказ по заданной теме. Писать правильно слово «сейчас» | Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».
| Лингвистическая | |||
84 | Развитие речи. Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке | Коммуникативная | ||||
Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе (9 ч) | ||||||||
85 | Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе | Урок постановки учебной задачи | Писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже | Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин). Работать с памяткой «Как определять падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения | Лингвистическая | |||
86 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаний. Начальная форма имени прилагательного.
| Урок решения учебной задачи | Писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже | Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины | Лингвистическая | |||
87 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж. | Урок постановки учебной задачи | Писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице в именительном падеже. | Лингвистическая | |||
88 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж. | Урок решения учебной задачи | Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. Писать правильно слово «правительство» | Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного | Лингвистическая | |||
89 | Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Дательный падеж. | Урок решения учебной задачи | Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Писать правильно слово «аппетит» | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже, проверять правильность написанного | Лингвистическая | |||
90 | Именительный и Винительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | Урок решения учебной задачи | Называть падеж имён прилагательных, выделять окончания имён прилагательных | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падеже, проверять правильность написанного | Лингвистическая | |||
91 | Родительный и винительные падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | Урок решения учебной задачи | Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах. Писать правильно слова: «космос», «космический», «километр» | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падеже, проверять правильность написанного | Лингвистическая | |||
92 | Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | Урок решения учебной задачи | Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного . | Лингвистическая | |||
93 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Ставить имена прилагательные в нужном падеже | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного | Лингвистическая | |||
94 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение по репродукции картины В.А.Серова «Мика Морозов» | Урок решения учебной задачи | Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении, о портрете. Оценивать результаты своей деятельности. | Коммуникативная | ||||
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе (6 ч) | ||||||||
95 | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе | Урок постановки учебной задачи | Склонять имена прилагательные женского рода. Называть окончания имён прилагательных в каждом из падежей. Писать правильно слово «экскурсия» | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице | Лингвистическая | |||
96 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода | Урок постановки учебной задачи | Выделять окончания имён прилагательных в именительном и винительном падежах | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного | Лингвистическая | |||
97 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода | Урок постановки учебной задачи | Определять падеж и выделять окончания имён прилагательных | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного | Лингвистическая | |||
98 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах | Урок решения учебной задачи | Приводить примеры словосочетаний с именами прилагательными в родительном, дательном и предложном падежах. Писать правильно слово «вагон» | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного | Лингвистическая | |||
99 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах | Урок решения учебной задачи | Называть пропущенные окончания имён прилагательных женского рода | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного | Лингвистическая | |||
100 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Словарный диктант №4 | Урок решения учебной задачи | Определять падеж и выделять окончания имён прилагательных. Писать правильно слово «кастрюля» | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | Лингвистическая | |||
Склонение имён прилагательных во множественном числе (6 ч) | ||||||||
101 | Склонение имён прилагательных во множественном числе.
| Урок постановки учебной задачи | Называть пропущенные окончания имён прилагательных женского рода | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам | Лингвистическая | |||
102 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа | Урок постановки учебной задачи | Определять падеж и выделять окончания имён прилагательных. Писать правильно слово «кастрюля» | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями | Лингвистическая | |||
103 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа | Урок постановки учебной задачи | Писать правильно слово «богатство». Сравнивать окончания родительного и предложного падежей имён прилагательных. Определять падеж имён прилагательных множественного числа | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями | Лингвистическая | |||
104 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.
| Урок решения частных задач с применением открытого способа | Определять падеж имён прилагательных множественного числа. Называть окончания имён прилагательных множественного числа. Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями. | Лингвистическая | |||
105 | Контрольный диктант | Урок контроля и оценки | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | Языковая | |||
Обобщение по разделу «Имя прилагательное» (4 ч) | ||||||||
106 | Работа над ошибками. Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Называть окончания имён прилагательных множественного числа. Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме | Самостоятельно подготовиться к изложению повествовательного текста и записать его. Проверять написанное. Оценивать результаты выполненной работы. | Коммуникативная | |||
107 | Обобщение по разделу «Имя прилагательное» Проверочная работа №5 по теме «Имя прилагательное». | Урок-конференция | Называть грамматические признаки имён прилагательных. Выполнять морфологический разбор имени прилагательного | Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного | Языковая | |||
108 | Развитие речи. Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Составлять текст. Оценивать результаты выполненного задания. Писать правильно слово «сзади» | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Высказывать своё мнение о картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | Коммуникативная | |||
109 | Выполнение заданий рубрики «Проверь себя» | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Называть грамматические признаки имён прилагательных. | Выполнение заданий рубрики «Проверь себя», определять границы своих достижений. Оценивать результаты своей деятельности. | Языковая | |||
Местоимения (8 ч) | ||||||||
110 | Роль местоимений в речи | Урок решения учебной задачи | Понимать, что такое местоимение. Распознавать местоимения среди других частей речи | Находить местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений | Лингвистическая | |||
111 | Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи. | Урок решения учебной задачи | Указывать грамматические признаки местоимений. Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица | Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенные формы личных местоимений | Лингвистическая | |||
113 | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.
| Урок решения учебной задачи | Определять лицо, число и падеж местоимений. Составлять тексты с включением в них диалога. Писать правильно слова: «металл», «металлический» | Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Раздельно писать предлоги с местоимениями. | Лингвистическая | |||
114 | Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа | Урок решения учебной задачи | Определять лицо, число и падеж местоимений | Раздельно писать предлоги с местоимениями. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. | Лингвистическая | |||
115 | Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи.
| Урок решения частных задач с применением открытого способа | Определять лицо, число и падеж местоимений. Писать правильно слова: «победа», «председатель» | Раздельно писать предлоги с местоимениями. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений. Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей. | Лингвистическая | |||
116 | Развитие речи Составление поздравительной открытки | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей. | Сочинять поздравительную открытку к 8 Марта | Коммуникативная | |||
117 | Морфологический разбор местоимений. Проверочная работа №6 по теме «Личные местоимения» | Урок контроля и оценки | Выполнять морфологический разбор местоимения Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | Языковая | |||
118 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания | Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста | Коммуникативная | |||
Глагол (34 ч) Повторение (2 ч ) | ||||||||
119 | Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении. | Урок решения учебной задачи | Объяснять роль глаголов в нашем языке. Называть, что обозначают глаголы. Называть вопросы, на которые отвечают глаголы. Писать правильно слова: «гореть», «сверкать» | Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении) | Лингвистическая | |||
120 | Грамматические признаки глаголов. Изменение глаголов по временам. | Урок решения учебной задачи | Называть время, число глагола. Объяснять роль глагола в предложении | Трансформировать текст, изменяя время глагола. Изменять глаголы прошедшего времени по родам в единственном числе | Лингвистическая | |||
Неопределённая форма глагола (5 ч) | ||||||||
121 | Неопределённая форма глагола | Урок решения учебной задачи | Объяснять, что такое неопределённая форма глагола. Называть глаголы в неопределённой форме. | Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь | Лингвистическая | |||
122 | Неопределённая форма глагола | Урок решения учебной задачи | Объяснять, что такое неопределённая форма глагола. Называть глаголы в неопределённой форме. | Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Различать глаголы, отвечающих на определённый вопрос. | Лингвистическая | |||
123 | Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределенной форме | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Называть глаголы в неопределённой форме. Образовывать временные формы от глагола в неопределенной форме | Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола | Лингвистическая | |||
124 | Упражнение в образовании форм глаголов | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Образовывать формы глагола с помощью приставок и суффиксов. Писать правильно слова: «везде», «свитер» | Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов. Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы: «что делать?» и «что сделать?» | Лингвистическая | |||
125 | Развитие речи. Изложение по самостоятельно составленному плану | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств | Коммуникативная | |||
Спряжение глагола (5 ч) | ||||||||
126 | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение) | Урок постановки учебной задачи | Изменять глаголы по лицам и числам, формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени | Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.) | Лингвистическая | |||
127 | 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени | Урок постановки учебной задачи | Спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола по местоимению, по личному окончанию, по вопросу | Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени | Лингвистическая | |||
128 | Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа и правописании не с глаголами | Урок решения учебной задачи | Спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола по местоимению, по личному окончанию, по вопросу. Находить в предложениях глаголы с частицей не | Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени | Лингвистическая | |||
129 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины | Коммуникативная | |||
130 | Обобщение по изученным темам о глаголе. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Подготовка к выполнения проекта «Пословицы и поговорки» | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола по местоимению, по личному окончанию, по вопросу. | Оценивать правильность содержания, структуры написанного сочинения, использование в нём языковых средств. Выполнять задания в рубрике «Наши проекты», обсуждать последовательность дальнейших действий над проектом. | Языковая | |||
131 | Ι и ΙΙ спряжения глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени | Урок постановки учебной задачи | Понимать, что глаголы одного и тоже спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные окончания в одном и том же лице и числе | Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов» | Лингвистическая | |||
1 и 2 спряжение (2 ч) | ||||||||
132 | Ι и ΙΙ спряжения глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени | Урок постановки учебной задачи | Уметь определять спряжение глаголов. | Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов» | Лингвистическая | |||
133 | Спряжение глаголов в будущем времени | Урок постановки учебной задачи | Называть алгоритм определения спряжения глагола. Называть глаголы-исключения | Работать с таблицами спряжений глаголов в будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов» | Лингвистическая | |||
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (11 ч) | ||||||||
134 | Личные окончания глаголов I и II спряжений | Урок-практика | Называть личные окончания глаголов I и II спряжений | Определять спряжение глаголов | Лингвистическая | |||
135 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | Урок постановки учебной задачи | Называть алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Называть глаголы-исключения | Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола | Лингвистическая | |||
136 | Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме | Урок решения учебной задачи | Понимать, что при образовании форм глагола надо правильно поставить вопрос к неопределённой форме глагола и к формам настоящего и будущего времени | Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола | Лингвистическая | |||
137 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | Урок решения учебной задачи | Называть систему личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений. Понимать, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок | Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола | Лингвистическая | |||
138 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. Словарный диктант № 5 | Урок решения учебной задачи | Распределять глаголы по спряжениям | Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола | Лингвистическая | |||
139 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | Урок решения учебной задачи | Объяснять, как правильно выбрать букву для личного окончания каждого глагола | Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола | Лингвистическая | |||
140 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Объяснять, как правильно выбрать букву для личного окончания каждого глагола | Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола | Лингвистическая | |||
141 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени Контрольное списывание | Урок контроля и оценки | Называть правила правописания слов на изученные темы | Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола Оценивать результаты освоения тем, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий . | Языковая | |||
142 | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени | Урок постановки учебной задачи | Объяснять, как правильно выбрать букву для личного окончания каждого глагола | Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени | Лингвистическая | |||
143 | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени | Урок решения учебной задачи | Распознавать форму 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени и неопределенную форму возвратных глаголов. Писать правильно -тся и -ться в возвратных глаголах | Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени | Лингвистическая | |||
144 | Обобщение изученного материала. Морфологический разбор глагола. Тестовая работа. | Урок контроля и оценки. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Правильно писать глаголы с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени, обосновывать их написание. | Языковая | |||
Правописание глаголов в прошедшем времени (3 ч) | ||||||||
145 | Правописание глаголов в прошедшем времени | Урок постановки учебной задачи | Объяснять, почему окончания глаголов единственного числа в форме прошедшего времени называют родовыми | Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов | Лингвистическая | |||
146 | Правописание глаголов в прошедшем времени | Урок решения учебной задачи | Называть суффикс, с помощью которого образованы формы прошедшего времени. Писать правильно слова: «свобода», «здесь» | Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы | Лингвистическая | |||
147 | Правописание глаголов в прошедшем времени | Урок моделирования и преобразование модели | Называть суффикс, с помощью которого образованы формы прошедшего времени. | Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов | Языковая | |||
Обобщение по теме «Глагол» ( 6 ч) | ||||||||
148 | Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Уметь правильно обосновать написание орфограмм в глаголах. | Обосновывать правильность написания глаголов с изученными орфограммами. Оценивать результаты своей деятельности. | Лингвистическая | |||
149 | Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола | Урок-игра | Выполнять морфологический разбор глагола | Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола) | Языковая | |||
150 | Проверочная работа по теме «Глагол» | Урок контроля и оценки | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | Языковая | |||
151 | Контрольный диктант | Урок контроля и оценки | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм | Языковая | |||
152 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Развитие речи. Изложение повествовательного текста | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания | Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное | Коммуникативная | |||
Повторение (18 ч) | ||||||||
153 | Повторение по теме «Наша речь и наш язык» | Урок моделирования и преобразование модели | Различать язык и речь. Называть виды речи. Объяснять назначение речи | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | Языковая | |||
154 | Развитие речи. Составление текста типа сравнительного описания. | Урок моделирования и преобразование модели | Называть признаки текста: Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | Языковая | |||
155 | Повторение по теме «Предложение». Предложение и словосочетания. | Урок моделирования и преобразование модели | Объяснять, что такое предложение. Находить границы предложений. Определять тип предложения | Анализировать не пунктированный текст, выделять в нём предложения. Разбирать предложение по членам. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации | Языковая | |||
156 | Лексическое значение слова. Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Радость». | Урок моделирования и преобразование модели | Оценивать результаты выполненного задания | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | Языковая | |||
157 | Повторение по теме «Состав слова» | Урок моделирования и преобразование модели | Называть правила правописания слов на изученные темы. Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова | Определять последовательность действий при нахождении значимых частей слова. | Языковая | |||
158 | Повторение по теме «Имя существительное» | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Называть правила правописания слов на изученные темы. Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова | Применить свои знания для выполнения заданий | Языковая | |||
159 | Итоговая диагностическая работа | Урок контроля и оценки | Называть правила правописания слов на изученные темы. Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова | Применять свои знания для выполнения итоговой работы | Языковая | |||
160 | Орфограммы в значимых частях слова | Урок моделирования и преобразование модели | Называть правила правописания слов на изученные темы. Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова | Знание всех орфограмм, изученных в 4 классе | Языковая | |||
161 | Орфограммы в значимых частях слова | Урок моделирования и преобразование модели | Называть правила правописания слов на изученные темы. Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова | Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания | Языковая | |||
162 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания | Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова | Языковая | |||
163 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» | Урок моделирования и преобразование модели | Называть правила правописания слов на изученные темы | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах | Языковая | |||
164 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» | Урок моделирования и преобразование модели | Называть правила правописания слов на изученные темы | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах | Языковая | |||
165 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык | Урок моделирования и преобразование модели | Называть правила правописания слов на изученные темы | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | Языковая | |||
166 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» | Урок решения учебной задачи | Называть правила правописания слов на изученные темы | Оценивать результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | Языковая | |||
167 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Называть правила правописания слов на изученные темы | Оценивать результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | Языковая | |||
168 | Игра «Родное слово» | Урок-игра | Находить все изученные части речи в тексте. Называть правила правописания слов на изученные темы | Применять свои знания для выполнения заданий | Языковая | |||
169 170 | Резервные уроки | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...