План – конспект урока по русскому языку для 4 класса на тему: «Предложения с обращениями».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Помещикова Ольга Юрьевна

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока по русскому языку для 4 класса на тему: «Предложения с обращениями».

Учитель: Помещикова Ольга Юрьевна

 

Цель урока: 

  • Дать понятие «обращение»; 
  • Развивать навыки составления предложений с обращениями в соответствии с речевой ситуацией, читать их с правильной интонацией;
  • Научить ставить знаки препинания в предложениях с обращением;
  • Акцентировать внимание учащихся на использование обращений в речи в соответствии с нормами этикета. 


ход урока

1.Орг. момент

- Здравствуйте, садитесь. 

2. В тетрадях запишите число, классная работа.

 3.Целеполагание:

- Представьте себе, что вы находитесь в помещении, где много людей: детей и взрослых, молодых и не очень, знакомых и незнакомых. Допустим, что вам нужно узнать, который час.  Как вы это сделаете? (ответы детей)

- Как вы выделите того человека, к которому адресуете вопрос? 

- Какое действие вы выполните?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? (обсуждение, варианты ответов)

     Итак, тема нашего урока «Предложения с обращениями». Сегодня мы будем учиться составлять предложения с обращениями, обратим внимание на знаки препинания в таких предложениях. 

4.Основная часть. 

Слово учителя о появление слова «обращение»:

     Обращение - это слово или словосочетание, называющее адресата речи (лицо или предмет):

Труд этот, Ваня, был страшно громаден (Н.А. Некрасов). Обращением в этом предложении является слово Ваня.

     Основная функция обращения - побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена, отчества и фамилии. Обращениями также служат: названия лиц по степени родства; названия или клички животных; названия предметов или явлений неживой природы.

     Роль обращения в предложении обычно выполняет имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и т.д.): Ты очень занят, Павел? (Н. Островский).

     Когда речь адресована не одному, а нескольким лицам, имена этих лиц обычно соединяются сочинительным союзом И. Между ними ставится либо запятая, либо восклицательный знак, например:

Ваня и Петя, я буду писать вам. Мама! Папа! Идите скорее сюда!

     Объяснение нового материала:

     Речевой этикет разных времён и народов предусматривал довольно странные и в то же время интересные формы обращений. Пётр Первый в «Прикладах или како пишутся комплименты разные или образцы как писать письма к разным особам» узаконил как обращение к одному лицу такие слова:
Милостивый государь, Господин мой, Высокочтимый приятель, Дражайший друг, Приятнолюбезный сродственник,  а указом 1701 года запретил подписываться «полуименами», то есть уменьшительными именами. 

- Понаблюдайте за своей речью. Не присутствуют ли в ней запрещённые более трёх веков назад «полуимена»? 

- Знаете ли вы, какие обращения предусмотрены современным этикетом? 
В наши дни обращение определяется характером личных отношений. 
В письмах в учреждение или в ходатайствах и т.д. обращение, как правило, отпадает. Если письмо адресовано какому-либо определённому сотруднику учреждения, то в обращении ставят имя и отчество, например: «Глубокоуважаемый Иван Иванович!» и т.п. 

Перед вами предложения. 

По обращениям из данных предложений определите названия сказок и имена сказочных персонажей:

* раздаточный материал

1. Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте? («Сказка о царе Салтане…») 
2. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? («Сказка о царе Салтане…») 

3. Отпусти ты, старче, меня в море… («Сказка о рыбаке и рыбке») 
4. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч… («Сказка о Мёртвой царевне и о семи богатырях») 

- Кто автор всех этих сказок? ( А.С.Пушкин) 

- Прочитайте предложения, после обращений делайте паузу и произносите их более высоким тоном. 

- Вы видите, что мы выделяем интонационно обращения, значит, необходимо и на письме их выделить.  Каким образом мы должны это сделать? 

- Сделайте вывод, как выделяются обращения на письме? Какую роль в предложении играют обращения? Можно ли от других членов предложения задать к ним вопрос? Обратите внимание на то, что обращениями могут быть как слова, так и словосочетания. На примере данных предложение докажите это. 

     Также мы видим, что обращения могут быть в начале, в середине и в конце предложения. В соответствии с этим и расставляются знаки препинания. 
5. Подведём итог всему сказанному:

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. 

Обращения на письме выделяются запятыми. 

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.
Обращение не является членом предложения. 

Обращение произносится с особой (звательной) интонацией. 

6. Закрепление материала. А теперь используем полученные знания на практике. 
* Работа с учебником. 

7. Творческая работа

Составьте текст, который вы адресуете маме.  Какие обращения вы могли бы использовать?  Не забудьте о знаках препинания. 

Несколько работ зачитываем.

8. Итог урока

- Что такое обращение?  Где может находиться обращение в предложении?  Какова постановка знаков препинания при обращении?
9. Д/з: составить текст, используя обращения.

1-й ряд пишет поздравление кому-то из родственников (маме, папе, сестре, бабушке и т.д.)

2-й  ряд – другу или подруге

3-й  ряд – учителю или директору.

10. Реефлексия:

Закончите предложения:

Обращение – это ... 
 Обращения выражаются ...
На письме обращения выделяются ...
Например ...
Обращения нужны для того, чтобы ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: «Окончания глаголов I и II спряжения»

Представлена разработка урока урока по русскому языку в 3 классе....

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему"Антонимы"

Разработка урока русского языка в 3 классе.Перспектива....

План - конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме "Большая буква в именах собственных"

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе составлена по ФГОС....

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Творительный падеж имён существительных.

Цель: способствовать формированию представлений  об особенностях  имени существительного            в форме творительного  падежа и развитию умения оп...

план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Глагол. Повторение и систематизация знаний....