план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет : русский язык
Тема: Глагол. Повторение и систематизация знаний.
Класс:4Г2
Учитель: Идрисова Оксана Ивановна, учитель начальных классов
Цель урока:. актуализация и систематизация знаний о глаголе.
Задачи:
Образовательная: продолжать формировать умение находить глагол и определять его грамматические признаки.
Развивающая : развитие умения работать самостоятельно, делать выводы и обобщения после выполнения определенного этапа урока, развивать орфографическую зоркость, обогащать устную и письменную речь.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, любовь к творчеству А.С.Пушкина и русскому языку.
Тип урока: повторение и закрепление изученного.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование мотивации к обучению и познанию
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
4) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные: определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;
Познавательные: определять умения, которые сформированы на основе изучения данной темы; повторить правила правописания глаголов: не с глаголами, спряжение глаголов;
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Предвидеть последствия коллективных решений.
Формы и методы обучения: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
- презентация урока;
- карточки с заданием.
1 этап. Организационный (Психологическая установка)
Сегодня на уроке у нас гости.
А теперь представьте, что у вас на ладошке сидит солнечный зайчик, улыбнитесь ему и подарите тихонько кому-нибудь из класса вашего зайчика. Я рада видеть ваши улыбки! И мне очень бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его и гордились тем, что вы граждане великой страны России.
2 этап. Постановка цели и задачи
- Наш сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения, которое поможет нам определить тему урока.
Чтение учителем стихотворения о глаголе. (2-3 слайд)
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
Что им делать говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет,
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про глагол.
- Как вы думаете, о какой части речи сегодня мы будем говорить на уроке?
(О глаголах)
- Поднимите руку кто может считать себя лучшим знатоком глагола ? Кто знает все сведения о глаголе ?
- А кто недостаточно хорошо ?
- Чем тогда нам стоит позаниматься на уроке ? ( Повторением )
- Сформулируйте тему урока. ( Общение знаний о глаголе.)
Наша задача вспомнить все, что узнали о глаголе и постараться выполнить все задания без ошибок.
3 этап .Актуализации
- Запишите число. Классная работа.(4 слайд)
Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой при луне.
Все ваши строчки хороши,
Частичка вашей в ней души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошел прекрасный наш поэт.
Он – гений, в этом спору нет.
- Кому посвящены эти строки?( А. С. Пушкину)
(А.С.Пушкину классику русской литературы)( 5 слайд)
- За свою недолгую жизнь Пушкиным было написано много произведений и лирических, и прозаических, с которыми у вас еще будет возможность познакомиться. А сегодня нам особенно интересны его сказки.
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Им было написано (кто мне подскажет сколько?) сказок (шесть) и сказочная поэма «Руслан и Людмила».
Минутка чистописания. ( 6 слайд)
Первая строка: инициалы А С П,
Вторая строка: сказки
Орфографическая минутка.
- прочитайте слово, написанное в тетради для минутки чистописания- сказки,
- назовите орфограмму, объясните, подберите однокоренные слова ( сказочка, сказочник, сказ, сказание, сказочный, сказочник, пересказ, рассказ, сказать, рассказчик, сказать, рассказывать,…) ( 7 слайд)
- при помощи каких частей слова образовались новые слова?
- назовите среди них глаголы.
- в какой форме стоят эти глаголы? (неопределенная форма)
- на какие вопросы отвечают глаголы неопред.формы?
Запишем предложение . Давайте поработаем над предложением.
( 8 слайд)
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
-Из какой сказки это предложение?
-Кто автор этой сказки?
- С помощью каких слов А.С. Пушкин показал, что происходит с ветром? (гуляет , подгоняет)
- Какой частью речи являются эти слова? (глагол)
-Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе.
Игра «Доскажи словечко» (9 слайд)
глагол
1. Это…
2. Обозначает…
3. Отвечает на вопросы…
4. Изменяется по…
5. В предложении является…
4 этап. Работа по теме (применение знаний)
- Прочитайте, отрывки из сказки (10 слайд)
Определите спряжение глаголов.
Для этого выполните упражнение «Графики»(11 слайд)
Ветер весело шум.т,
Судно весело беж.т.
Ветер по морю гуля.т
И кораблик подгоняя.т
Снова князь у моря ход.т, …
Глядь – поверх текучих вод (12 слайд)
Лебедь белая плыв.т
Вид.т, белочка при всех
Золотой грыз.т орех,
Изумрудец вынима.т,
А скорлупку собира.т, …
- Я читаю слово, а вы отмечаете точкой слова.
- Соедините точки по линейке. Обменяйтесь листочками и проверьте графики. Если вы правильно определили спряжение глагола, то график должен выглядеть так.
(13 слайд)
-Где вы встречали такое изображение?
- У вас получился график работы сердца. (Кардиограмма) Так должна идеально выглядеть работа сердца каждого из вас.
-Что мы повторили при выполнении этого задания?(спряжения глагола)
- Какие глаголы относятся к 1 спряжению , ко 2 спряжению?
-Назовите глаголы- исключения.
- Ко II же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на – ИТЬ – ,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на -Е- спрягать нельзя!
Физкультминутка. ( 14 слайд)
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И работать все начните.
В сказках герои трудятся.
Какие пословицы о труде вы знаете?
-Какое значение придаёт частица не?(отрицание)
--Как пишется не с глаголом?(НЕ с глаголами пишется отдельно)
Работа в парах (15 слайд)
На столе конверты с заданием
Соберите разрезанные пословицы и запишите в тетрадь
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Кто не работает ,тот не ест.
-Глаголы очень часто употребляются во фразеологизмах.
-Что такое фразеологизмы?
- Ребята, давайте поможем разгрызть белке орешки.(16 слайд)
(рисунок орешка, на которых на обратной стороне напечатаны фразеологизмы)
Попробуйте заменить фразеологизм одним словом – глаголом неопределенной формы
Давать слово (обещать)
Зарубить на носу (запомнить)
Держать язык за зубами (молчать)
Вешать нос (унывать)
Мозолить глаза (надоедать)
-Какое еще чудо есть на острове?(Царица-лебедь)( 17 слайд)
(Задание по карточке )
Написать в столбик недостающие глаголы. Определить время и число.
Рядом эти же глаголы записать во множественном числе. Выделить
окончания, определить спряжение.
Днем свет божий …, (затмевает – затмевают) (18 слайд)
Ночью землю …, (освещает – освещают)
Месяц под косой …, (блестит – блестят)
А во лбу звезда… (горит – горят)
Вывод: глаголы изменяются по числам.
-Какого времени бывают глаголы?
Назовите.
-Что обозначает настоящее, прошедшее и будущее время глагола?
(действие происходит сейчас, действие уже прошло, действие ещё только будет происходить)
Подведение итогов.
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
В ответе можно использовать только глаголы ( думали, учились. трудились…..)
Урок подходит к концу. Вернемся опять к цели урока. все ли мы выполнили? (Дети подводят итог).
5 этап. Рефлексия
Узнаем, кто из вас знатоки глагола
в форме игры «верно», «неверно». ( Если верно пишите цифру - 1, если неверно - 0)
1. Верно ли, что глагол - это часть речи ? 1
2. Верно ли, что глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать ? что сделать ? 1
3. Верно ли, что глагол не изменяется по числам ? 0
4. Верно ли, что глагол имеет формы времени ? 1
5. Верно ли, что глагол в прошедшем времени изменяется по родам ? 1
6. Верно ли, что глагол в настоящем и будущем времени не изменяется по лицам ? 0
7. Верно ли, что глагол в предложении обычно является сказуемым ? 1
8. Верно ли, что глагол изменяется по падежам ? 0
9. Верно ли, что глагол 2 спряжения в окончании имеет букву - Е ? 0
Проверка 1, 1, 0, 1, 1, 0, 1, 0, 0.
- Подведем итоги. Сосчитайте какое число у вас получилось ?
- У кого получилось число 5 ? Тот может считать себя знатоком глагола.
- У кого не все ответы правильные , желаю вам восполнить свои знания и поработать на 5.
- А сейчас я прочту пожелание, наказ А.С.Пушкина, которое он оставил вам – будущему поколению:
«Учись, мой сын, и легче, и яснее,
Державный труд ты будешь постигать».
Выставление оценок.
Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своём творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдётся места.
Домашнее задание.
Выписать из сказок Пушкина 10 глаголов, определить спряжение, лицо, число.
АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «СОЛЯРИС»
Открытый урок русского языка в 4 Г 2 классе
(УМК « Планета знаний» Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина)
Тема: «Глагол. Повторение и систематизация знаний»
(Городской уровень)
Учитель начальных классов
I категория
О. И. Идрисова
2019 -2020 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс
Цели: - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»; -учить классифици...
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: «Окончания глаголов I и II спряжения»
Представлена разработка урока урока по русскому языку в 3 классе....
План – конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в 4 «А» классе. Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
План – конспект открытого урока по русскому языку с применением интерактивных средств обучения....
План-конспект дистанционного урока по русскому языку 3 класс "Повторяем и тренируемся".
На этом этом уроке отрабатываю умения отличать имя прилагательное от имени существительного,обобщаю знания об иени прилагательном....
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему"Антонимы"
Разработка урока русского языка в 3 классе.Перспектива....
План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тема:"Личные местоимения Закрепление".
План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний....