план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Идрисова Оксана Ивановна

Глагол. Повторение и систематизация знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx73.52 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет : русский язык

Тема:  Глагол. Повторение и систематизация знаний.

Класс:4Г2

Учитель: Идрисова Оксана Ивановна, учитель начальных классов

Цель урока:. актуализация и систематизация знаний о глаголе.

Задачи:

Образовательная: продолжать формировать умение находить глагол и определять его грамматические признаки.

Развивающая :  развитие умения работать самостоятельно, делать выводы и обобщения после выполнения определенного этапа урока, развивать орфографическую зоркость, обогащать устную и письменную речь.

Воспитательная:  воспитывать самостоятельность, любовь к творчеству А.С.Пушкина и русскому языку.

Тип урока: повторение и закрепление изученного.

Универсальные учебные действия:

Личностные: 
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование  мотивации к обучению и познанию
3) формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии 
4) формирование уважительного отношения к иному мнению

Регулятивные: определять  цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;

 Познавательные:  определять умения, которые сформированы на основе изучения данной темы; повторить правила правописания глаголов: не с глаголами, спряжение глаголов;

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Предвидеть  последствия коллективных решений.

Формы и методы обучения: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

- презентация урока;

- карточки с заданием.

1 этап. Организационный  (Психологическая установка)

Сегодня на уроке у нас гости.

А теперь представьте, что у вас на ладошке сидит солнечный зайчик, улыбнитесь ему и подарите тихонько кому-нибудь из класса вашего зайчика. Я рада видеть ваши улыбки! И мне очень бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его и гордились тем, что вы граждане  великой страны России.

 2 этап. Постановка цели и задачи

- Наш сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения, которое поможет нам определить тему  урока.

Чтение учителем стихотворения о глаголе. (2-3 слайд)

              Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет,

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про глагол.

-   Как вы думаете, о какой части речи сегодня мы будем говорить на уроке?
(О глаголах)  

- Поднимите руку кто может считать себя лучшим знатоком глагола ? Кто знает все сведения о глаголе ?

- А кто недостаточно хорошо ?

- Чем тогда нам стоит позаниматься на уроке ? ( Повторением  )

- Сформулируйте тему урока.    ( Общение знаний о глаголе.)

Наша задача вспомнить все, что узнали о глаголе и постараться выполнить все задания без ошибок.

3 этап .Актуализации

- Запишите число. Классная работа.(4 слайд)

Ваш милый образ снится мне,

С пером, бумагой при луне.

Все ваши строчки хороши,

Частичка вашей в ней души.

Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошел прекрасный наш поэт.

Он – гений, в этом спору нет.

- Кому посвящены эти строки?( А. С. Пушкину)

(А.С.Пушкину классику русской литературы)( 5 слайд)

- За свою недолгую жизнь Пушкиным было написано много произведений и лирических, и прозаических, с которыми у вас еще будет возможность познакомиться. А сегодня нам особенно интересны его сказки.

 Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.

Им было написано (кто мне подскажет сколько?) сказок (шесть) и сказочная поэма «Руслан и Людмила».

Минутка чистописания. ( 6 слайд)

Первая строка: инициалы А С П,

Вторая строка: сказки

Орфографическая минутка.

- прочитайте слово, написанное в тетради для минутки чистописания- сказки,

- назовите орфограмму, объясните, подберите однокоренные слова ( сказочка, сказочник, сказ, сказание, сказочный, сказочник, пересказ, рассказ, сказать, рассказчик, сказать, рассказывать,…) ( 7 слайд)

- при помощи каких частей слова образовались новые слова?

- назовите среди них глаголы.

- в какой форме стоят эти глаголы? (неопределенная форма)

- на какие вопросы отвечают глаголы неопред.формы?

 

Запишем предложение . Давайте поработаем над предложением.

( 8 слайд)

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

-Из какой сказки это предложение?

-Кто автор этой сказки?

- С помощью каких слов А.С. Пушкин показал, что происходит с ветром? (гуляет , подгоняет)

- Какой частью речи являются эти слова? (глагол)

-Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе.

Игра «Доскажи словечко» (9 слайд)

глагол

1. Это…

2. Обозначает…

3. Отвечает на вопросы…

4. Изменяется по…

5. В предложении является…

4 этап. Работа по теме (применение знаний)

- Прочитайте, отрывки из сказки (10 слайд)

 Определите спряжение глаголов.

Для этого выполните упражнение «Графики»(11 слайд)

Ветер весело шум.т,

Судно весело беж.т.

Ветер по морю гуля

И кораблик подгоняя

Снова князь у моря ход.т, …

Глядь – поверх текучих вод (12 слайд)

Лебедь белая плыв

Вид, белочка при всех
Золотой грыз
 орех,
Изумрудец вынима
.т,
А скорлупку собира
.т, …
http://nytva.taba.ru/fid/cnRlaW1hZ2VfdGh1bWI6MzFjZWU4N2QyYzYwZGU5MzRmZTI2MjI4ZGUwYzE3YTcvLw/img.jpg

- Я читаю слово, а вы отмечаете точкой слова.

- Соедините точки по линейке. Обменяйтесь листочками и проверьте графики. Если вы правильно определили спряжение глагола, то график должен выглядеть так.

http://nytva.taba.ru/fid/cnRlaW1hZ2VfdGh1bWI6MGI2NjBhMGUxNjlhY2NiMjRjMjg1YjdjMzE4YmMzMDkvLw/img.jpg(13 слайд)

-Где вы встречали такое изображение?

- У вас получился график работы сердца. (Кардиограмма)  Так должна идеально выглядеть работа сердца каждого из вас.

-Что мы повторили  при выполнении этого задания?(спряжения глагола)

- Какие глаголы относятся к 1 спряжению , ко 2 спряжению?

-Назовите глаголы- исключения.

  • Ко II же спряженью
    Отнесём мы, без сомненья,
    Все глаголы, что на – ИТЬ – ,
    Исключая: брить, стелить.
    И ещё: смотреть, обидеть,
    Слышать, видеть, ненавидеть,
    Гнать, держать, дышать, вертеть, 
    И зависеть, и терпеть.
    Вы запомните, друзья,
    Их на -Е- спрягать нельзя!

 Физкультминутка. ( 14 слайд)

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И работать все начните.

В сказках герои трудятся.

Какие пословицы о труде вы знаете?

-Какое значение придаёт частица не?(отрицание)

--Как пишется не с глаголом?(НЕ с глаголами пишется отдельно)

Работа в парах (15 слайд)

На столе конверты с заданием

Соберите разрезанные пословицы и запишите в тетрадь

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Кто не работает ,тот не ест.

-Глаголы очень часто употребляются во фразеологизмах.

-Что такое фразеологизмы?

- Ребята, давайте поможем разгрызть белке орешки.(16 слайд)

(рисунок орешка, на которых на обратной стороне напечатаны фразеологизмы)

Попробуйте заменить фразеологизм одним словом – глаголом неопределенной формы 

Давать слово (обещать)
Зарубить на носу (запомнить)
Держать язык за зубами (молчать)
Вешать нос (унывать)
Мозолить глаза (надоедать)

-Какое еще чудо есть на острове?(Царица-лебедь)( 17 слайд)

(Задание по карточке )

Написать в столбик недостающие глаголы. Определить время и число.

Рядом эти же глаголы записать во множественном числе. Выделить

окончания, определить спряжение.

Днем свет божий …, (затмевает – затмевают) (18 слайд)
Ночью землю …, (освещает – освещают)
Месяц под косой …, (блестит – блестят)
А во лбу звезда… (горит – горят)

Вывод: глаголы изменяются по числам.

-Какого времени  бывают глаголы?

Назовите.

-Что обозначает настоящее, прошедшее и будущее время глагола?

(действие происходит сейчас, действие уже прошло, действие ещё только будет происходить)

Подведение итогов.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

В ответе можно использовать только глаголы ( думали, учились. трудились…..)

Урок подходит к концу. Вернемся опять к цели урока. все ли мы выполнили? (Дети подводят итог).

5 этап. Рефлексия

Узнаем, кто из вас знатоки глагола

     в форме игры «верно», «неверно».  ( Если верно пишите цифру - 1, если неверно - 0)

1. Верно ли, что глагол - это часть речи ?  1

2. Верно ли, что глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать ? что сделать ?   1

 3. Верно ли, что глагол не изменяется по числам ?  0

4. Верно ли, что глагол имеет формы времени ?  1

5. Верно ли, что глагол в прошедшем времени изменяется по родам ? 1

6. Верно ли, что глагол в настоящем и будущем времени не изменяется по лицам ? 0

7. Верно ли, что глагол в предложении обычно является сказуемым ? 1

8. Верно ли, что глагол изменяется по падежам ? 0

9. Верно ли, что глагол 2 спряжения в окончании имеет букву  - Е ?  0

 Проверка  1, 1, 0, 1, 1, 0, 1, 0, 0.

 - Подведем итоги. Сосчитайте какое число у вас получилось ?

- У кого получилось число 5 ?  Тот может считать себя знатоком глагола.

- У кого не все ответы правильные , желаю вам восполнить свои знания и поработать на 5.

- А сейчас я прочту пожелание, наказ А.С.Пушкина, которое он оставил вам – будущему поколению:

«Учись, мой сын, и  легче, и яснее,

Державный труд ты будешь постигать».

Выставление оценок.

Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своём творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдётся места.

Домашнее задание.

Выписать из сказок Пушкина  10 глаголов, определить спряжение, лицо, число.

        C:\Users\Екатерина\Desktop\ГЕРБ\буква\5.png

                                             АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА

                                 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ                       УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «СОЛЯРИС»

Открытый урок русского языка в 4 Г 2 классе

(УМК « Планета знаний» Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина)

Тема: «Глагол. Повторение и систематизация знаний»

(Городской уровень)

Учитель начальных классов

I категория

О. И. Идрисова

2019 -2020 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс

Цели:         - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»;          -учить классифици...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: «Окончания глаголов I и II спряжения»

Представлена разработка урока урока по русскому языку в 3 классе....

План-конспект дистанционного урока по русскому языку 3 класс "Повторяем и тренируемся".

На этом этом уроке отрабатываю умения отличать имя прилагательное от имени существительного,обобщаю знания об иени прилагательном....

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему"Антонимы"

Разработка урока русского языка в 3 классе.Перспектива....

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тема:"Личные местоимения Закрепление".

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний....