Урок русского языка. Развитие речи. Сочинение от имени цветка.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок развития речи по русскому языку. Сочинение от имени цветка - одуванчика. 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сочинение от имени цветка.

Цели:. I.Образовательные:

1.Дать исторические и теоритические знания об одуванчике.

2.Познакомить с художественными описаниями природы.

3.Пополнить словарный запас детей.

Учить входить в заданный образ.

 II. Развивающие:

1.Развивать способность к моделированию и умение управлять своим воображением.

2.Развивать творческое воображение, художественный вкус к слову.

 III. Воспитательные:

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация, рисунки с изображениями одуванчиков, запись шума леса,

детские рисунки одуванчика на альбомных листах..

I.Организованное начало урока.

II.Работа над образными средствами.

-Сейчас возьмите лист и запишите на середине листа печатными буквами слово «одуванчик». Начиная с первой буквы и кончая последней этого слова, по значению угадайте «весенние» слова и запишите их по вертикали.

-Чтобы писать от имени одуванчика, нужно всё о нём знать. А что вы о нём знаете?

-Действительно, одуванчик знает каждый. Этот неприхотливый цветок встречается на лесных полянах и по обочинам дорог.

III.Сообщение темы урока.

-Сегодня у нас урок развития речи. Начнём мы его необычно.

Закройте глаза, послушайте музыку и подумайте, какое время года к нам пришло в гости под звуки такой чудесной музыки.(П.И.Чайковский «Времена года» Весна.)

-Догадались ли вы о том, кто нас приглашает? Весна приглашает вас в лес. Весной  так  легко дышится и так интересно наблюдать за пробуждением природы! Что можно увидеть, почувствовать?

-А какие цветы – угадайте:

«Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денёчка через два

Облысела голова».

-О каком цветке идёт речь? (слайд 1)

-Мы уничтожаем его на овощных грядках, считая сорняком, а между тем это очень ценное растение. Цветки, корни, листья используют в медицине для лечения различных заболеваний. Листья одуванчика можно солить на зиму, как капусту, а весной салат из листьев очень полезен и питателен. Ну, а  о варенье можно вообще не говорить, какое оно вкусное! Как вы думаете, сколько видов одуванчика встречается в природе?

-На самом деле учёные насчитали более  двухсот  видов. Кто – нибудь из вас считал,  сколько бывает пушинок в одной корзиночке? Действительно, представьте – до двухсот семян с пушинками. И все они разлетаются,        как только подует ветер. Но не все семена прорастают, иначе на земле не осталось бы места для других растений, везде бы росли одуванчики. Про одуванчик существует множество стихов и загадок. Сейчас я прочитаю некоторые из них. а вы, в свою очередь, запишите слова для своего сочинения.

а. Носит  одуванчик,

   Жёлтый сарафанчик,

Подрастёт – нарядится

В беленькое платьице,

Пышное, воздушное.

Ветерку послушное.  

-Что вы выберите из этого отрывка?

Какие сравнения, красивые прилагательные для описания цветка?

б. Золотисто – жёлтый днём,

Он зелёный вечером.

Подожди неделю –

Станет белый – белый.

Ещё подождёшь –

Только лысинку найдёшь.

в. Одуванчик у дорожки

В пышной шапке,

С длинной ножкой.

Я нашла его в лесу,

Но с собой не унесу:

Лишь возьму его в букет,

Дунет ветер – шапки нет!

-Красивые слова вы выбрали. А сейчас я познакомлю вас с рассказом Соколова – Микитова «Одуванчики». Не забывайте дополнять новыми словами свои листки. (чтение по кусочкам, самостоятельная работа)

-Какие слова вы выбрали? Зачитайте.

-Посмотрите на фотографии одуванчиков. Какие вам сравнения приходят в голову? Запишите их на листок.(пушистая шапочка, золотистый фонарик, маленькое солнышко, золотые часики, облачко земное, цыплёнок)

IV.Релаксация.

-А теперь давайте попробуем войти в образ – стать одуванчиком. А поможет нам в этом – физминутка. Вы слушаете меня внимательно, и пытаетесь представлять то, о чём я говорю.

                                           *  *  *

Сядьте удобно, спинку выпрямите, голову держите не напряжённо. но прямо, ноги прямо. Глубоко вдохните, лёгкие наполнены воздухом, плечи не поднимайте. А теперь закройте глазки. Всё ваше  лицо отдыхает. Пусть покой стекает по плечам, струится по спине,  расслабляя все мышцы спины. Пусть покой струится вниз по рукам, расслабляя их, расслабляя пальцы. Расслабьте грудь, живот, пусть  напряжение покинет вас. Расслабьте ноги, расслабьте ступни и пальчики на ногах. Вы чувствуете прекрасный покой!

                Вы цветок. Вы одуванчик…

 Ваша голова становится жёлтенькой чашечкой одуванчика, руки становятся длинными листьями. тело преращается в стебель. Под ногами в почву уходят корни.  Ощутите это… В ы чувствуете ваши корни в земле, почву вокруг корней? Какая она?

   Солнце светит, всем приятно, тёплые лучи проникают в вашу голову, в вашу чашечку одуванчика…

Вам приятно! Насладитесь этим!

Вы, одуванчик, мысленно оглядитесь вокруг. Вы видите? Чувствуете?

Другие цветы? Насекомые? Бабочки? Птицы? Люди и животные? Что они для вас – одуванчика? Пусть ответ сам придёт, ваше внутреннее знание подскажет вам. Используйте своё время, чтобы постичь свои ощущения…

    Открываем глазки. Теперь вашей задачей будет описать свои ощущения. Ведь мы пишем сочинения, от имени одуванчика. Всё, что пришло или приходит вам в голову, то и пишите. Слова, которые вы записали раньше, вам помогут.

V.Написание сочинений.

VI.Подведение итогов.

-Составим поляну из одуванчиков. Одуванчики у нас жёлтые. Но не везде. На Земле существует более двухсот видов одуванчиков. Среди них есть беловатые, розоватые, ярко – красные и даже фиолетовые.

Возьмите бумагу, карандаши и раскрасьте свой одуванчик в понравившийся вам цвет.(дети выполняют)

-Прикрепите свой одуванчик к подходящему рисунку.(на доске рисунки одуванчик улыбается, одуванчик без улыбки, одуванчик печальный)

-Ваши одуванчики сорваны. Дети, а что же будет с одуванчиком, если его выдернуть с корнем и бросить?(погибнуть)

-Нет, одуванчик так любит жизнь и так он силён, что будет продолжать жить без земли                    и воды до тех пор,  пока его лепесточки не превратятся в белые пушинки и не разлетятся по ветру. Он даст жизнь новым цветам и только тогда погибнет.

 Но, к сожалению , такой силой обладает не каждый цветок. Любой другой погибнет. Давайте беречь растения, а то наша Земля превратится в большую пустыню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»

Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...

Презентация к уроку русского языка (развитие речи) 2 класс---тема "Обучающее изложение"

Данная презентация может оказать помощь учителям начальных классов при обучении детей написанию изложений....

Урок русского языка (развитие речи): Использование имён прилагательных для образности речи.

Развитие эмоциональности у младших школьников на основе здовьесберегающих технологий.   Применение технологии развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений в урочной д...

Урок русского языка. Развитие речи. "Ель – кормилица".

Цель урока: Развивать умение конструировать продолжение текста по опорным словам. На уроке дети учатся подбирать точные, яркие слова для текста; анализировать текст. На уроке используется за...

Урок. Русский язык. Развитие речи 3 класс. Сочинение"В окно повеяло весною"

В материале размещен урок русского языка в 3 классе.Сочинение на тему "В окно повеяло весною"...

Конспект урока русского языка "Развитие речи. Обучающее сочинение по картинке"

Конспект урока русского языка. Тема урока : Обучающее сочинение по картинке «Зимние забавы»Цели: формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине, учить п...