Конспект урока русского языка "Развитие речи. Обучающее сочинение по картинке"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русского языка.
Тема урока : Обучающее сочинение по картинке «Зимние забавы»
Цели: формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине, учить правильно строить предложения, обогащать словарь учащихся. развивать орфографическую зоркость.
Урок по заданиям упр. №229 учебника русского языка Т.Г.Рамзаевой,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_.docx | 57.49 КБ |
zimnie_zabavy.pptx | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Обучающее сочинение по картинке «Зимние забавы»
Цели: формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине, учить правильно строить предложения, обогащать словарь учащихся. развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты:
Предметные:
составлять повествовательный текст, уметь находить и исправлять орфографические ошибки
Метапредметные:
понимать и принимать учебную задачу; анализировать содержание картинки; определять главную мысль текста; составлять план действий по выполнению задания.
Личностные:
проявлять интерес к русскому языку; осознавать красоту окружающей природы.
Ход урока.
- Мотивация .
На слайде картины с изображением сочиняющих писателей.
- Что объединяет эти картины? (Люди, изображенные на них, сочиняют.)
-Что они могут сочинять , какие произведения? ( рассказы, повести)
- Как вы думаете, легко ли дается им это дело? Или оно вызывает затруднения?( Вызывает затруднения)
-Почему? (Потому что сочинить интересные произведения сложно.)
А если Пушкину или Достоевскому это трудно, а у ученика 3 б легко получится ? А что нужно сделать, чтобы получилось? (научиться писать сочинения)
- Самоопределение к деятельности.
Что мы сегодня будем делать? (учиться писать текст, т.е писать сочинение)
Давайте подумаем, какие знания нужны, чтобы написать текст? Что нам нужно повторить?
- Актуализация опорных знаний.
Что такое текст? Тема текста? Какие бывают тексты ( карточки – опоры выставляются на доску)
Из каких частей состоит текст? ( части текста в виде снеговика выставляются на доску.
О чем говорится в начале текста или во вступлении? В основной части? В концовке?
- Работа по составлению текста.
1. Чтение стихотворения А. Пушкина «Вот север…» и А.Фета «Мама, глянь-ка из окошка» Читает заранее подготовленные ученики.
Чтобы узнать тему текста , послушаем знакомые нам стихотворения . (А.Пушкин)
Каким проказам матушки –зимы мы рады? Мы хотим, чтобы зима напроказничала? Мы этого ждем? Как сильно ждем, мы поймем из след стихотворения.
(А Фет «Мама, глянь-ка»)
Что вызвало удивление и восхищение у героя стихотворения? (выпавший накануне снег) Чему он так радуется? ( Он ждет, когда пойдет гулять, играть с друзьями в снегу)
Догадайтесь, о чем мы будем сегодня писать? ( О зимних забавах)
2. Предварительная работа по картинке.
Мы лучше понимаем о чем говорим, когда видим иллюстрацию или рисунок, поэтому откройте учебник, упр 229.
Какое время года изображено? Подходят ли наши стихотворения к этому рисунку? Рассмотрите лица детей. Что они чувствуют? ( Да , эти ребята тоже рады снегу)
Что самое главное передает картинка? Какова будет основная мысль текста? Как бы вы озаглавили свой текст? Это будет текст- описание, повествование или рассуждение ( Возможно, повествование и с элементами описания) Что мы можем описывать? (Зимний день) А о чем будем повествовать? (Как дети играли)
3. Составление плана
Когда мы пишем изложение, то что мы составляем сначала? ( План) Для чего нужен план? Когда мы на уроке чтения составляем план рассказа или когда пишем изложение, то как действуем? ( Разбиваем на части и озаглавливаем каждую часть) .
– Выберем названия для каждого пункта плана .
– О чем расскажем во вступлении? Это будет повествование или описание? Что мы будем описывать?
– Как назовём вступление?
– Что расскажем о детях в основной части?
– Какое название лучше подходит?
– О чем концовка?
– Какой итог рассказа подведём?
– Какова основная мысль?
План .
- Пришла зима.
- Игры на морозе.
- Дети любят зиму! (Хорошо зимой)
План записывается на рабочем листе .
4. Работа над вступлением.
Посмотрите на снеговика. Он хорош, когда у него есть морковка, шапка, щарф и метла. (Прикрепляю картинки. ) А текст лучше, когда у него есть вот что. (Переворачиваю картинки и на шарфе и шапке написаны слова : олицетворение, эпитете) Какие эпитеты и олицетворения можно использовать, чтобы описать зимний день? Запишем их в верхнее окошко рабочего листа.
Попробуем составить несколько предложений с этими словами.
5. Основная часть.
При работе над основной частью нужно обратить внимание обучающихся на то, что дети на картинке располагаются тремя группами : лепят снеговика, катаются по льду на коньках, катаются с горки на лыжах и санках и девочка на переднем плане. )
Опорные слова : снежки, снеговик, снег, забавы, коньки, санки, каток, скользит по льду, лыжи..
Посмотрите на тех детей, которые лепят снеговика. Дайте им имена и расскажите, как они лепили снеговика.
Аналогично другие группы.
Составьте предложения о девочке. Кого она катает на санках?
6. Концовка.
В этой части автор подводит итог, выражает свое отношение к тому, что описывал.
– Используя слова-помощники, составьте концовку текста. Расскажите, насколько весело детям играть зимой.
- Орфографическая работа.
Повторим, какие орфограммы мы уже изучили.
Еще раз посмотрите на опорные слова . Назовите те из них, в которых есть орфограмма - парная согласная в корне? Безударная гласная ?
Какие еще есть? ( сочетания)
- Работа по предотвращению речевых ошибок.
Есть правило : при составлении текста одно и тоже слово не должно повторяться в каждом предложении. Поэтому его нужно бывает заменить синонимом. Подберите синонимы к словам:
Дети, мороз, забава, веселиться
- Итог урока. Рефлексия.
Какую цель ставили себе в начале урока? ( подготовиться писать сочинение)
Как мы готовились? Что делали?
Давайте проговорим шаги , которые нужно делать при написании сочинения.
- Определить тему текста. Озаглавить его.
- Подумать, какой тип текста будем писать. Составить план текста.
- Подумать, какие опорные слова или слова помощники будут использоваться в тексте.
- Составить текст.
Второй урок дети пишут сочинение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Текст Типы текста Тема текста Основная мысль текста Части текста
волшебница – зима чудный день белая вата пушистый ковер белое одеяло сковал льдом
катал шары нос-морковка вместо волос – палочки.
мчатся стрелой п рокладывают лыжню спускаются с горы
гладкий лёд упал и смеётся
санки везёт лопатка
в есело, чудесно, хорошо
Определить тему текста. Озаглавить его. Подумать, какой тип текста будем писать. Составить план текста. Подумать, какие опорные слова или слова - помощники будут использоваться в тексте. Составить текст.
ОШИБКИ РЕЧЕВЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ
Дети Мороз Забава Веселиться - Ребята, девочки, мальчики Холод, стужа Игра, развлечение Резвиться, забавляться, играть
чудный день морозный воздух пушистый ковер белое одеяло сковал льдом варежки слепили снеговик морковка гладкий лёд скользко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»
Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...
Урок русского языка (развитие речи) в 3 классе. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Аленушка».
Урок можно использовать по любому УМК....
Урок русского языка. Развитие речи. Сочинение от имени цветка.
Урок развития речи по русскому языку. Сочинение от имени цветка - одуванчика. 3 класс....
Урок. Русский язык. Развитие речи 3 класс. Сочинение"В окно повеяло весною"
В материале размещен урок русского языка в 3 классе.Сочинение на тему "В окно повеяло весною"...
Конспект урока русского языка. Развитие речи. 3 класс
Тема: сочинение-описание «Мой класс»Цель: учить детей построению сочинения по наблюдениям.Задачи: формирование УУДЛичностные: ценить свой класс, видеть его уютные уголки, посмотреть на него глаз...
Конспект урока русского языка "Развитие речи. Сочиняем басню по картине." 3 класс
Цели деятельности учителя:Развитие умения работать с информацией, развитие речи, создание условий для понимания детьми особенностей басни, для практического освоения детьми данного жанра Планиру...
Конспект урока русского языка «Развитие речи. Устное изложение «Как папа бросил мяч под автомобиль»» 3 класс
Цели деятельности учителя:Формирование умения передавать содержание текста, развитие устной речи; Планируемые результатыПредметные:Уметь передавать содержание текста по плану; Знать, как связыва...