Конспект урока русского языка "Развитие речи. Обучающее сочинение по картинке"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Конспект урока русского языка.

 

Тема урока : Обучающее сочинение по картинке «Зимние забавы»

Цели: формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине, учить правильно строить предложения, обогащать словарь учащихся. развивать орфографическую зоркость.

Урок по  заданиям упр. №229  учебника русского языка  Т.Г.Рамзаевой, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx57.49 КБ
Файл zimnie_zabavy.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Обучающее сочинение по картинке «Зимние забавы»

Цели: формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине, учить правильно строить предложения, обогащать словарь учащихся. развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты:

Предметные:

составлять повествовательный текст, уметь находить и исправлять орфографические ошибки

Метапредметные:

понимать и принимать учебную задачу; анализировать содержание картинки; определять главную мысль текста; составлять план действий по выполнению задания.

Личностные:

проявлять интерес к русскому языку; осознавать красоту окружающей природы.

Ход урока.

  1. Мотивация .

На слайде картины с изображением сочиняющих писателей.

- Что объединяет эти картины? (Люди, изображенные на них, сочиняют.)

-Что они могут сочинять , какие произведения? ( рассказы, повести)

- Как вы думаете, легко ли дается им это дело? Или оно вызывает затруднения?( Вызывает затруднения)

-Почему?  (Потому что сочинить интересные произведения сложно.)

А если Пушкину или Достоевскому это трудно, а у  ученика 3 б легко получится ? А что нужно сделать, чтобы получилось? (научиться писать сочинения)

  1. Самоопределение к деятельности.

Что мы сегодня будем делать? (учиться писать текст, т.е писать сочинение)

Давайте подумаем, какие знания нужны, чтобы написать текст?  Что нам нужно повторить?

  1. Актуализация опорных знаний.

Что такое текст? Тема текста? Какие бывают тексты ( карточки – опоры выставляются на доску)

Из каких частей состоит текст? ( части текста в виде снеговика выставляются на доску.

О чем говорится в начале текста или во вступлении? В основной части? В концовке?

  1. Работа по  составлению  текста.

1. Чтение стихотворения А. Пушкина «Вот север…»  и А.Фета «Мама, глянь-ка из окошка» Читает заранее подготовленные ученики.

Чтобы узнать тему текста , послушаем знакомые  нам стихотворения . (А.Пушкин)

Каким проказам матушки –зимы мы рады? Мы хотим, чтобы зима напроказничала? Мы этого ждем? Как сильно ждем, мы поймем из след стихотворения.

(А Фет «Мама, глянь-ка»)

Что вызвало удивление и восхищение у героя стихотворения? (выпавший накануне снег)  Чему он так радуется? ( Он ждет, когда пойдет гулять, играть с друзьями в снегу)

Догадайтесь, о чем мы будем сегодня писать?  ( О зимних забавах)

2. Предварительная  работа по картинке. 

Мы лучше понимаем о чем говорим, когда видим  иллюстрацию или рисунок, поэтому откройте учебник, упр  229.  

Какое время года изображено? Подходят ли наши стихотворения  к этому рисунку? Рассмотрите лица детей. Что они чувствуют?  ( Да , эти ребята тоже рады снегу)

Что самое главное передает картинка? Какова будет основная мысль текста?  Как бы вы озаглавили свой текст?  Это будет текст- описание, повествование или рассуждение ( Возможно, повествование и с элементами описания) Что мы можем описывать? (Зимний день) А о чем будем повествовать? (Как дети играли)

3. Составление плана 

Когда мы пишем изложение, то что мы составляем сначала? ( План) Для чего нужен план? Когда мы на уроке чтения составляем план рассказа или когда пишем изложение, то как действуем? ( Разбиваем на части и озаглавливаем каждую  часть) .
– Выберем названия для каждого пункта   плана .
– О чем расскажем во вступлении? Это будет повествование или описание? Что мы будем описывать?
– Как назовём вступление?
– Что расскажем о детях в основной части?
– Какое название лучше  подходит?
– О чем концовка?
– Какой итог рассказа подведём?
– Какова основная мысль?

План .

  1. Пришла зима.
  2. Игры на морозе.
  3. Дети любят зиму! (Хорошо зимой)

План записывается на рабочем листе .

4. Работа над вступлением.

Посмотрите на снеговика. Он хорош, когда у него есть морковка, шапка, щарф и метла. (Прикрепляю картинки. ) А текст лучше, когда у него есть вот что. (Переворачиваю картинки и на шарфе и шапке написаны слова : олицетворение, эпитете)  Какие эпитеты и олицетворения можно использовать, чтобы описать зимний день? Запишем их в верхнее окошко рабочего листа.

Попробуем  составить несколько предложений с этими словами.

5. Основная часть.

При работе над основной частью нужно обратить внимание обучающихся на то, что дети на картинке располагаются тремя  группами :  лепят снеговика, катаются по льду на коньках, катаются с горки на лыжах и санках и девочка на переднем плане. )

Опорные слова :  снежки, снеговик, снег, забавы, коньки, санки, каток, скользит по льду, лыжи..

Посмотрите на тех детей, которые лепят снеговика. Дайте им имена и  расскажите, как они лепили снеговика.

Аналогично другие группы.

Составьте предложения о девочке. Кого она катает на санках?

6. Концовка. 

В этой части автор подводит итог, выражает свое отношение к тому, что описывал.
– Используя слова-помощники, составьте концовку текста. Расскажите, насколько весело детям играть зимой.

  1. Орфографическая работа.

Повторим, какие орфограммы мы уже изучили.

Еще раз посмотрите на опорные слова . Назовите те из них, в которых есть орфограмма  - парная согласная в корне?  Безударная гласная ?

Какие еще есть? ( сочетания)

  1. Работа по предотвращению речевых ошибок.

 Есть правило : при составлении текста одно и тоже слово не должно повторяться в каждом предложении. Поэтому его  нужно бывает заменить синонимом. Подберите синонимы к словам:

Дети, мороз, забава, веселиться

  1. Итог урока. Рефлексия.

 Какую цель ставили себе в начале урока? ( подготовиться писать сочинение)

Как мы готовились? Что делали?

Давайте проговорим шаги , которые нужно делать при написании сочинения.

  • Определить тему текста. Озаглавить его.
  • Подумать, какой тип текста будем писать. Составить план текста.
  • Подумать, какие опорные слова или слова помощники будут использоваться в тексте.
  • Составить текст.  

Второй урок дети пишут сочинение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Текст Типы текста Тема текста Основная мысль текста Части текста

Слайд 6

волшебница – зима чудный день белая вата пушистый ковер белое одеяло сковал льдом

Слайд 8

катал шары нос-морковка вместо волос – палочки.

Слайд 9

мчатся стрелой п рокладывают лыжню спускаются с горы

Слайд 10

гладкий лёд упал и смеётся

Слайд 11

санки везёт лопатка

Слайд 12

в есело, чудесно, хорошо

Слайд 13

Определить тему текста. Озаглавить его. Подумать, какой тип текста будем писать. Составить план текста. Подумать, какие опорные слова или слова - помощники будут использоваться в тексте. Составить текст.

Слайд 14

ОШИБКИ РЕЧЕВЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ

Слайд 15

Дети Мороз Забава Веселиться - Ребята, девочки, мальчики Холод, стужа Игра, развлечение Резвиться, забавляться, играть

Слайд 16

чудный день морозный воздух пушистый ковер белое одеяло сковал льдом варежки слепили снеговик морковка гладкий лёд скользко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»

Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...

Урок русского языка. Развитие речи. Сочинение от имени цветка.

Урок развития речи по русскому языку. Сочинение от имени цветка - одуванчика. 3 класс....

Урок. Русский язык. Развитие речи 3 класс. Сочинение"В окно повеяло весною"

В материале размещен урок русского языка в 3 классе.Сочинение на тему "В окно повеяло весною"...

Конспект урока русского языка. Развитие речи. 3 класс

Тема: сочинение-описание «Мой класс»Цель: учить детей построению сочинения по наблюдениям.Задачи: формирование УУДЛичностные: ценить свой класс, видеть его уютные уголки, посмотреть на него глаз...

Конспект урока русского языка "Развитие речи. Сочиняем басню по картине." 3 класс

Цели деятельности учителя:Развитие умения работать с информацией, развитие речи, создание условий для понимания детьми особенностей басни, для практического освоения детьми данного жанра  Планиру...

Конспект урока русского языка «Развитие речи. Устное изложение «Как папа бросил мяч под автомобиль»» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование умения передавать содержание текста, развитие устной речи;  Планируемые результатыПредметные:Уметь передавать содержание текста по плану; Знать, как связыва...