«Охрана животных. Род имени существительных.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

  Чумакова Марина Петровна

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира.  Материал для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_i_okr_mira.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок окружающего мира и русского языка.

Тема: «Охрана животных. Род имени существительных.»

Цель: - развитие умения определять род имен существительных; расширить представление детей о необходимости охраны животных; познакомить детей тс Красной книгой; редкими животными, занесенными в книгу,         находящиеся под угрозой исчезновения; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать у учащихся доброту, сострадание к животным; воспитывать любовь к природе родного края; учить детей беречь и охранять родную природу.

Оборудование:  1. Учебник «Окружающий мир» (А.А.Плешаков) 3 класс (1-4)

                                2. Книга по экологической этике для учащихся начальных классов «Великан на поляне» или  «Первые уроки экологической этики»(А.А.Плешаков) из серии «Зеленый дом».

                                3. Красная книга Московской области.

                                4. Карточки для индивидуальной работы учащихся.

                                5. Демонстрационный материал редких животных.

                                6. Слова-карточки изучаемых понятий: «заповедники», «заказники», «зоопарки», «звероводческие хозяйства».

                                 7. Видеоэнциклопедия. Биосферные заповедники. Приокско-Террасный заповедник.

                                 8. Музыкальное сопровождение песни «Заповедник» (А.Заруба).

                                 9.Правила Друзей Природы в знаках.

                                 10. «Толковый словарь для начальных классов» (Т.В.Василенко).

                                 11.Маски муравьев, муравейник к инсценировке стихотворения С.Михалкова «Будь человеком».

 

 Ход урока.

                                                          1.Организационный момент.

Раз-два! Выше голова!

Три-четыре! Руки шире!

Пять-шесть! Тихо сесть!

Семь-восемь! Лень отбросим!

                                                             2.Сообщение темы урока.

1.Разгадывание кроссворда.

-Ребята, разгадайте кроссворд и прочитайте ключевое слово.

1) Спал цветок и вдруг проснулся-

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

2) Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.(Медведь)

3) Я работаю без лени

У корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно-

Больше плотника оно.(Муравей)

4) Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в душе орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?(Белка)

5) Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.(Лягушка)

6) Живет в лесу,

Ухает, как разбойник;

Люди его боятся,

А он людей боится.(Филин)

-Какое ключевое слово у вас получилось? (Береги)

-Что оно обозначает?

-Как назвать одним словом слова-отгадки? (Животные)

-К какой части речи относятся эти слова? (Имя существительное)

-Что такое имя существительное? (Имя существительное-это часть речи, обозначает одушевленный или неодушевленный предмет и отвечает на вопросы кто? или что?)

Тема нашего  урока: «Охрана животных. Род имен существительных»

-Какого рода бывают имена существительные? (Мужского, женского и среднего рода)

-Как узнать род существительных? (имена сущ., к которым  можно поставить слова он или  мой- мужского рода; она, моя- ж.р.; оно, мое -ср.р)

-Прочитайте задание под кроссвордом. (выполнение задания)

Проверка.

-Назовите имена существительные женского рода, мужского рода, среднего рода.

2. Физминутка.

 Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

Гимнастика для пальцев рук.

«Апельсин»

Мы делили апельсин.

(Дети показывают ладонь, затем сжимают пальцы в кулак.)

Эта долька- для ежа,

Эта долька- для стрижа,

Эта долька- для утят,

Эта долька- для котят,

Эта долька- для бобра.

(Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети начинают раскрывать кулаки, на каждую фразу по пальцу.)

А для волка… кожура.

(дети показывают раскрытую ладонь.)

Он сердит на нас- беда!

(Пальчиками выполняются движения, как будто «убегают».)

-Кому раздавали дольки?

-Какого рода сущ. еж, стриж, утенок, котенок, бобр? Докажите.

                                                         

3.Изучение нового материала.

1. Работа с учебником «Окружающий мир» (А.А.Плешаков).

Вопрос перед чтением: Какую роль играют животные в природе и жизни человека?(Животные помогают размножится и расселяться растениям; людям дают продукты питания, ценные меха; все животные красивы и интересны.)

-Что произошло с животными из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты? (Одни животные навсегда исчезли, другие стали редкими.)

-Найдите и прочитайте  на ваших страницах учебника название редких животных. (Фламинго, морж, бабочка «Мертвая голова», орел-беркут, тигр.)

-Какого рода имя существительное морж? Докажите. (бабочка. Орел, тигр…)

-Многие виды животных сейчас в опасности. Люди обязаны их спасти! О некоторых редких животных мы узнаем сейчас из рассказов наших ребят.

2.Рассказы ребят о редких животных.

Панда. Носорог. Выдра, как редкое животное Московской области, или нашего края.

-Назовите названия животных, о которых рассказывали ребята.

-К какому роду относится имя существительное панда? Докажите. (Носорог? Выдра?)

3.Знакомство с новыми понятиями.

Словарная работа.

-Где можно получить информацию о редких животных и растениях? (в Красной книге.)

А) Демонстрация Красной книги Московской области.

Рассказ учителя о Красной книге

Красная книга.

Как интересно жить на Земле, когда знаешь, что где-то есть такие замечательные живые существа! Как горько будет, если они исчезнут. А это, к сожалению, может случиться.

И лотос, и дровосек- реликтовый, и орел-беркут  и многие другие животные и растения стали сейчас очень редкими. Они внесены в Красную книгу России.

Красная книга России содержит сведения о тех растениях и животных нашей страны, которых осталось очень мало. Эта книга состоит из двух томов. Один том рассказывает о растениях, другой о животных. Оба тома «одеты» в красные переплеты. Этот цвет-сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, не губите их, помогите им!

Много страниц в Красной книге. Много на этих страницах записано растений и животных, которые могут исчезнуть навсегда.

-А мы , ребята, создадим свою Красную книгу из ваших творческих работ, которые вы приготовили.

Б)- Что создают люди для охраны животных?  «Толковый словарь» Т.В.Василенко (заповедники, заказники, звероводческие хозяйства, зоопарк)

Заповедники- место, где оберегаются и охраняются редкие и ценные растения. Животные, уникальные участки природы, культурные ценности.

Заказники- род заповедника, где находятся под особой охраной растения и животные.

Звероводческие хозяйства- разведение ценных пушных зверей.

Зоопарки- зоологический парк, где содержат, демонстрируют, изучают и охраняют диких животных.

4.Физкльтминутка «Лесные жители».

-Запомните им. Существительные из стихотворения.

Добрый лес, старый лес! (Широко разводим руки в стороны)

Полон сказочных чудес!(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Мы идём гулять сейчас (Ходьба)

И зовём с собою вас!

Ждут вас на лесной опушке (Присесть)

Птички, бабочки, зверушки, (Медленно поднимаемся, повороты влево- вправо с вытянутыми руками)

Паучок на паутинке, (Пальцы правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз)

И кузнечик на травинке! (Пальцы левой руки вниз по правой руке скачкообразные движения)

До свиданья, старый лес!  (Помахиваем  рукой)

Полный сказочных чудес! (Поворот вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)

(Имена существительные :лес, опушка, птички, бабочки, зверюшки, паучок, паутина, кузнечик, травинка).

-Определите род имён существительных.

5. Просмотр видеофильма.

Видеоэнциклопедия. Биосферные заповедники. Приокско-Террасный заповедник. Зубры.

Вопрос перед просмотром: Назовите гордость Приокско-Террасного заповедника.(Зубр). Докажите.

6. Исполнение песни «Заповедник» (А.Заруба)

И спокоен и мудр

В заповеднике зубр.

И спокоен и мудр

В заповеднике бобр.

В заповеднике звери

Живут заповедно.

Я подумал- и людям

Это будет не вредно.

                                       4. Закрепление пройденного материала.

1. Инсценировка стихотворения С.Михалкова «Будь человеком!»

(Звучит фонограмма «Пение птиц».)

-Все взрослые и дети любят ходить в лес за ягодами, грибами, просто отдохнуть. Но не все помнят о том, как себя нужно вести на природе.

-Послушайте стихотворение С.Михалкова про одного мальчика и ответьте на вопрос: «Почему автор назвал мальчика жестоким эгоистом?»

2. Работа с учебным пособием по экологической этике.

А) Найдите в тексте место, где автор рассказывает  о ребятах, которые разрушили муравейник.

Б) Найдите в тексте предложения, в которых говорится, почему нельзя останавливаться вблизи муравейника, а тем более подходить к нему близко.

В) Найдите девиз муравьёв («Один за всех и все за одного»)

Г) Что написали юные экологи под фотографиями? («Человек, поклонись муравьям, тем более, что тебе есть чему у них поучиться».)

Д) Чем полезны муравьи? (Муравьи- санитары леса.)

3.Правила Друзей Природы в знаках.

4.Домашнее задание.

Напиши свое обещание Дереву, Птицам, Зверям.

5.Физкультминутка. Релаксация.

(Звучит фонограмма звуков и голосов «В лесу».)

                                                         5.Итог урока.

1.Стихотворение.

Я узнал, что у меня

Есть огромна родня:

И тропинка, и лесок,

В поле- каждый колосок,

Звери, птицы и жуки,

Муравьи и мотыльки…

Все, что рядышком со мною,-

Это все мое родное!

Как же мне в краю родном

Не заботиться о нем!

-Как должен заботится человек о природе?

-Что создают для охраны животных?

2.Работа с текстом- выводом.

Из-за хозяйственной деятельности людей, неумеренной охоты и рыбной ловли, неправильного поведения людей в природе многие редкий животные встречаются все реже. В нашей стране охота на редких животных запрещена. Нужно беречь не только самих животных, но и те места, в которых они живут.

-Найдите в тексте имена существительные мужского рода, женского, среднего рода.

-Как определить род имен существительных?

Будь человеком.(С.Михалков)

В лесу мурашки-муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

И муравейник- дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой.

Ты с палкой по лесу гулял

И муравьиный дом,

Шутя, до дна расковырял

И подпалил потом.

Покой и труд большой семьи

Нарушила беда.

В дыму метались муравьи,

Спасаясь кто куда.

Трещала хвоя. Тихо тлел

Сухой опавший лист.

Спокойно сверху вниз смотрел

Жестокий эгоист…

За то, что так тебя назвал,

Себя я не виню,-

Ведь ты того не создавал,

Что предавал огню.

Живешь ты в атомный наш век

И сам- не муравей.

Будь Человеком, человек,

Ты на земле своей!

Задание:

  1. Выпишите слова – отгадки мужского рода в первый столбик, женского рода- во второй столбик.
  2. Напишите в третий столбик им.сущ. среднего рода: что необходимо животным для существования.
  3. Дополните каждый столбик слов своим примером.

Напиши свое обещание Дереву, Зверятам, Птицам.

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=bfd13e65c9a96a37e74f446b8c2be01a-73-144&n=21

                                                                              _________________________________________

                                                                              _________________________________________

                                                                              _________________________________________

                                                                              _________________________________________

                                                                                 ________________________________________

                                                                                 ________________________________________

                                                                                  ________________________________________

                                                                                  ________________________________________

                                                                                  ________________________________________

                                                                                  ________________________________________

                                                                                  ________________________________________

                                                                                 _________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по предмету "окружающий мир" в начальных классах. Тема: Охрана животных. Животные Красной книги.

Цели урока:продолжать знакомство с Красной книгой, с животными, которые в нее внесены;учить бережно относиться к животным;рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;формиро...

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)...

Проверочные работы по предмету "окружающий мир" для 2 - 3 классов по темам: "Домашние и дикие животные", "Охрана животных", "Культурные и дикорастущие растения", "Здоровье - наше богатство", "Планеты и звезды".

Проверочные работы по предмету "окружающий мир" для 2 - 3 классов по темам: "Домашние и дикие животные", "Охрана животных", "Культурные и дикорастущие растения", "Здоровье - наше богатство", "Планеты ...

Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока:«Правописание собственных имен существительных. Названия и клички животных»

знакомство с правописанием кличек животных, 2 класс, УМК "Школа России"...

Тема: Охрана животных РК «Охрана животных Крыма»

Цель: обеспечить осознанное усвоение понятий, познакомить учащихся с представителями животных Красной книги Крыма.Закрепить навыки и умения применять полученную информацию на практике...

Род имен существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного.

Тема урока: «Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное».Тип урока: Введение новых знаний.Цель урока: формировать представления  учащихся об основных грамматическ...