урок по русскому языку в 1 классе
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
обозначение мягкеости согласных звуков ч спомощью гласных и мягкого знака
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 43.27 КБ |
презентация | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1 «А» классе .
Тема: «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме».
Класс: 1.
Цель: научить обозначать мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком.
Задачи:
1.Учить распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки; познакомить учащихся со способами обозначения на письме мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, и, я и мягким знаком;
2.Развитие умения работать самостоятельно; умения применять знания на практике;
3.Воспитыватьлюбовь к русскому языку.
УУД:
Познавательные: уточнить представления учащихся о работе гласных звуков при обозначении твёрдости и мягкости согласных звуков; о работе мягкого знака для обозначения мягкости согласных звуков;
Личностные: умения работать над каллиграфическим письмом;
Коммуникативные: формирование умения работать в группах, слушать и слышать товарища:
Регулятивные: формирование умения обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Вид урока: Мультимедиа - урок.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный метод (с использованием ТСО),частично - поисковый.
Формы работы: фронтальная, парная.
1.Организационный момент
Добрый день, мои друзья, .
Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работать.(слайд №2)
2. Актуализация.
Рассмотрите буквы на слайде.(слайд №4) На какие 2 группы их можно разделить? (Гласные и согласные).
- Назовите признаки согласных звуков. ( Образуются с помощью преград, состоят из голоса и шума или только шума, не образуют слог)
3.Минутка чистописания.
Откройте тетради, отступите строчку и запишите дату.
Проверяю я посадку,
Спинку и тетрадку.
Ручку правильно держу,
Не тороплюсь и не спешу.
- Ребята, посмотрите на слайд (слайд №3).
- Отгадайте загадку:
Он с весны висел на ветке,
Был зеленый - пожелтел,
Только дунул слабый ветер,
Он уже и полетел. (Лист)
-Какой может быть лист? (лист дерева, лист бумаги) Как называются слова, у которых несколько значений? (многозначное)
- Из этого слова возьмём первый слог и запишем его 3 раза.
- Отгадайте загадку:
Семь ребят на лесенке
Заиграли песенки. (Ноты).
- Какая это нота?
(ми)
- Запишите слог «ми» 3 раза.
- Что заметили в этих слогах? ( мягкие согласные)
4.Постановка целей, задач урока.
-Ребята, в связи с этим, предположите, о чём мы будем говорить на уроке?
- какой может быть тема нашего урока? (ответы детей).
- Тема урока сегодня: « Способы обозначения на письме мягкости согласных звуков» (слайд № 6).
- Какие задачи на урок поставим? (научиться обозначать на письме мягкость согласных звуков).
5.Новая тема.
- Кто командует согласным , чтобы они читались мягко или твёрдо?
( гласные буквы)
- Какие гласные обозначают твёрдость предшествующих согласных? какие гласные обозначают мягкость предшествующих согласных?
- Как вы думаете , имеет ли значение то, какую гласную вы пишете?
- Например, Л…К: если поставим букву У, то получится слово ЛУК, а если напишем букву Ю, то получим слово ЛЮК. Вывод: от гласной зависит смысл слова.
- Прочитайте слова и скажите , какую работу выполняют выделенные гласные в этих словах?
Мяч, лиса, мак, мост, озеро, яблоко. ( слайд № 7)
(я, и – указывают на мягкость, а,о – на твёрдость согласного, в словах озеро и яблоко перед гласными нет согласных, они не работают)
-Какой вывод можно сделать, когда гласные могут скомандовать согласным «читайся мягко» или «читайся твёрдо?» ( гласные должны стоять после согласных)
6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Прочитайте текст загадки. Что это? ( слайд № 8 )
Висит за окошком
Кулёк ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)
Сколько в этом тексте предложений? Списать первое предложение, подчеркнуть мягкие согласные зелёным карандашом.
Проверяем. Поменялись тетрадками, приготовили карандаш, чтобы ставить «плюс» или «минус». ( слайд № 9 )
Висит за окошком
Кулёк ледяной.
- Если пять «плюсов» ставим звёздочку. Молодцы!
7. Физкультминутка.
Немного поиграем. Если я буду называть слова с мягкими согласными- то будем хлопать в ладоши, если с твёрдыми - топнем ногой.
Рад, ряд, слон, мяч, роза, мама, сад, рёв.
Какие вы внимательные!
8.Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.
- Отгадайте, о какой букве идёт речь? ( слайд № 10)
Я волшебник. Захочу-
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник – отгадай,
Выше руку поднимай!
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква -…( мягкий знак).
- Почему мягкий знак называет себя волшебником?
-Давайте тоже станем волшебниками и превратим одни слова с помощью мягкого знака в другие .
банка – банька, шест – шесть, галка – галька. ( слайд № 11 )
- Что происходит с согласными звуками , если после них мы видим мягкий знак? (они читаются мягко).
- Сделайте вывод, как ещё обозначается мягкость согласных на письме?
9. Закрепление.
Незнайка написал предложения. Прочитайте. ( слайд № 12 )
Машина привезла угол.
Корабль сел на мел.
- Какую ошибку допустил Незнайка?
-Запишите 1 предложение и исправьте ошибки. Подчеркните основу предложения.
- Проверьте себя по слайду. ( слайд № 13 )
10. Работа с диском.
Упражнение. Определить , с какого звука начинается слово? (задание с пингвинами). Дети выходят по цепочке и выполняют задание.
11.Итог. Тест.
Настал момент подведения итогов нашей работы. У вас на партах находятся тесты. Ответив на вопросы теста, мы сумеем с вами выяснить, что вы узнали сегодня на уроке.
( слайд № 14)
Тест
Выбери правильный ответ | Оцени себя сам |
1. Какие буквы обозначают на письме мягкость согласных звуков? 1) а, о, у, ы, э. 2) е, ё, ю, и, я, ь. |
|
2.Выбери слово, в котором все согласные мягкие. 1) тень 2) кольцо 3) урок |
|
3. Какая буква не обозначает звука? 1) ь 2) й 3) я |
|
4. Подбери пару к слову конь. 1) кот 2) кон 3) кол
|
|
5. Какую букву нужно написать в этих словах вместо пропусков пис…мо, пал…то, ден… . |
|
Проверьте, как получилось. ( слайд №15 )
- У кого пять «плюсов»? Ставим себе звёздочку. Молодцы!
12. Рефлексия. ( слайд № 16 )
– Давайте вернемся к задачам, которые мы поставили в начале урока. Как обозначается мягкость согласных звуков на письме?
- Что удалось? Что не получилось? Когда было трудно? Когда интересно? Оцените свою работу с помощью смайликов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Заходите, дети, в класс! Мы урок начнем сейчас. Встали прямо, подравнялись, Посмотри на парту, Всё ли там в порядке? Ручку, книжку и дневник Имеет каждый ученик. Здравствуйте, садитесь, Больше не крутитесь. Начинаем наш урок, Знайте, вам пойдет он впрок.
А В Ч Ы К Л О Е У Р И М
Он с весны висел на ветке, Был зеленый - пожелтел, Только дунул слабый ветер, Он уже и полетел. Минутка чистописания ЛИСТ
Семь ребят на лесенке Заиграли песенки . МИ
Минутка чистописания ли ми
«Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме ». Тема урока:
Читайся твёрдо! А О У Э Ы Читайся мягко! Я Ё Ю Е И
Л . К У Ю От гласной буквы зависит смысл слова
М я ч, л и са, м а к, м о ст, о зеро, я блоко. Какую работу выполняют выделенные гласные буквы?
Вывод : Буквы Е, Ё, Ю, Я, обозначают мягкость согласных звуков только в том случае, если стоят после них. Твёрдый согласный а о у ы э Мягкий согласный я ё ю е и
Что это? Висит за окошком Кулёк ледяной. Он полон капели И пахнет весной. Записать первое предложение, подчеркнуть зелёным цветом мягкие согласные.
Проверка В и с ит за окошком Ку л ёк л е д яной.
Физкультминутка
Я волшебник. Захочу- Появлюсь и превращу Мел , которым пишут в школе, В мель , опасную на море. Кто волшебник – отгадай, Выше руку поднимай! Мягкий голос, мягкий шаг… Это буква- … мягкий знак. ь
ба н ка – ба нь ка
шес т – шес ть ,
га л ка – га ль ка От мягкого знака зависит смысл слова
Вывод Мягкость согласного звука может обозначаться с помощью мягкого знака
Маш и на пр и в е зла угол. К о рабль сел на мел. Исправьте ошибки.
Проверка Маш и на пр и в е зла угол ь . К о рабль сел на мел ь .
Тест. Выбери правильный ответ Оцени себя сам 1. Какие буквы обозначают на письме мягкость согласных звуков? 1) а, о, у, ы , э. 2) е, ё, ю , и, я, ь . 2.Выбери слово, в котором все согласные мягкие. 1) тень 2) кольцо 3) урок 3. Какая буква не обозначает звука? 1) ь 2) й 3) я 4. Подбери пару к слову конь. 1) кот 2) кон 3) кол 5. Какую букву нужно написать в этих словах вместо пропусков пис …мо, пал…то, ден … .
Итог урока: Что удалось? Что не получилось? Когда было трудно? Когда было интересно? Как обозначается мягкость согласных звуков на письме? Я Ё Ю Е И ь
Оцените свою работу на уроке У меня всё получилось ! Ещё надо потрудиться! Мне было трудно!
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")
Цели урока: - формировать умение применять и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....