Урок русского языка по теме: "Изменение глаголов по временам"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Панченко Наталья Александровна

 

 На уроке формируются  представления детей об изменении глаголов по временам и развиваются  умения ставить вопрос к глаголам, употреблённым в разных временных формах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_glagolov_po_vremenam.rar217.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме: "Изменение глаголов по временам"

Цели: 

формирование представления детей об изменении глаголов по временам и развитие умения ставить вопрос к глаголам, употреблённым в разных временных формах;

работать над развитием речи;

развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма;

воспитывать внимание, сопереживание друг к другу, интерес к изучаемому материалу, к предмету.

Ход урока

I. Организация начала урока. 

- У нас сегодня необычный урок. Мы будем продолжать работу над изучением глаголов. Вспомним, что уже изучили и узнаем новое.

II.  Минутка чистописания.

Число, классная работа.

- Как обычно, мы начинаем работу с чистописания. Какую букву мы видим?

с - Какие звуки обозначает?

- Дайте характеристику звуку.

- Какие слова мы пишем с маленькой буквы? (нарицательные сущ.)

- Посмотрите, как пишется буква с. Напишите её 5 раз.

- А теперь посмотрите, как пишется заглавная буква С.

Напишите её рядом до конца строчки.

- Какие слова пишутся с заглавной буквы? (имена собственные)

- Назовите животного, который охраняет дом. (собака)

- Как пишется это слово?

- Посмотрите, как я напишу это слово.

- Придумайте кличку собаки, которая начинается с буквы С.

- Запишем это слово. Какие орфограммы должны помнить при записи этого слова?

Запись в тетрадях:

с с с с с С С С С С

собака Снежок

- Кто за нами наблюдает в окно? (с доски) Давайте на этой же строчке запишем слово солнышко. Что мы должны помнить, записывая его?

- Посмотрите, как я напишу это слово.

- Мы записали слова собака, Снежок, солнышко. Что вы можете рассказать о них? Чем отличаются эти имена существительные?

- Укажите род имён существительных. Проверим. Один ученик работает у доски, остальные проверяют в тетрадях.

- Оцените свою работу.

- Итак, обобщим всё, что знаем об имени существительном. (часть речи, обозначает название предмета, отвечает на вопросы кто? что?, изменяется по числам, бывает собственным и нарицательным, одушевлённым и неодушевлённым, м., ж. и с. рода).

3. Работа с анаграммами.

у а м с м (сумма)

ь а о с т з р н (разность)

а о л л г г (глагол)

е ч а о т с н (частное)

Найдите “лишнее” слово.

Какую работу я вам сейчас предложу? (вспомнить всё о глаголе)

Фронтальный обзор знаний (подводящий диалог).

– Над какой большой темой мы работаем?
(– Мы работаем над темой “Глагол”)
– Что мы уже знаем о глаголе?
(– Глагол – часть речи, отвечает на вопросы “что делать?”, “что сделать?”, “что делает?”, “что делают?” и другие и обозначает действие предмета.
– Глагол связан в речи с существительным и местоимением.
– Глагол в предложении бывает сказуемым.
– Глагол изменяется по числам).

Учитель по мере ответов детей на доске выстраивает схему:

III. Работа по теме урока.

- Давайте составим предложение о солнышке. (Выслушиваю несколько предложений.)

А вот я составила текст, в котором есть тоже предложение о солнышке. Но подул ветер и предложения перепутались . Помогите мне  составить текст.

Показалась зелёная травка. Зажурчали говорливые ручейки Скоро из тёплых стран прилетят перелётные птицы. Пришла весна. Ярко светит солнышко..

- Прежде чем запишем это предложение, какие правила вспомним при его записи?

- Запишите предложение.

- Что сказано о солнышке? (светит)

- К какой части речи относится это слово? (глагол)

- На какой вопрос отвечает? (что делает?)

- О каком времени мы говорим? (О настоящем, оно происходит сейчас.)

- Это глагол настоящего времени. Запишем в тетрадях.

- Измените этот глагол так, как будто это было вчера. (светило)

- Какие орфограммы должны применить при записи слова светило?

- Запишем это слово.

- На какой вопрос отвечает? (что делало?)

- О каком времени говорим? (о прошедшем) Запишем в тетрадях.

- Как скажем о солнышке, если это произойдёт завтра? (посветит, будет светить)

- Запишем в тетрадях.

- На какой вопрос отвечает глагол? (что сделает?)

- О каком времени говорим? (будущем) Запишем в тетрадях. 

н. вр.

Запись в тетрадях:

Ярко  светит солнышко .

п. вр.

светило

б. вр

светит

б. вр.

будет светить

- Что мы узнали сейчас о глаголе? ( изменяется по временам)

- На какой вопрос отвечает глагол настоящего времени? Прошедшего времени? Будущего времени?

- Что можете сказать о глаголе? (Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? и изменяется по числам и временам.) 

- Какая же тема нашего урока? (Изменение глаголов по временам.)

- Придумайте глаголы настоящего времени, прошедшего, будущего.

Игра на внимание.

- Посмотрим, какие вы внимательные. Если назову глагол прошедшего времени – вы руки уберёте за голову, настоящего – вверх, будущего - вперёд.

Дети, давайте повторим движения. Глаголы прошедшего времени -? Настоящего -? Будущего -?

(моет, стонал, напишу, гонит, писали, читаю, нарисую)

- Молодцы!

IV. Закрепление.

1 Записать глаголы в 3 столбика.Самостоятельно.

Н. в.

П. в.

Б.в.

Потеплело, взял, будут кататься, увидит, катит, упал, стоит, блестит, скатился, повеселились.

.

2.Работа по учебнику, с. 34, упр. 526.

- Прочитайте 1 задание. (Вспомните, что называют глаголы, на какие вопросы отвечают, как изменяются.) Ответьте на него.

- Прочитайте следующее задание. (Прочитайте, выделяя голосом каждое предложение.)

Зима прошла птицы возвращаются на родину они спешат вить гнёзда

- Сколько здесь предложений? (3)

- Какое 1 предложение? 2? 3?

- Запишем эти предложения.

- Найдите глагол, подчеркните его. Определите время глагола. (наст. вр.) 

- Следующее предложение запишите самостоятельно, найдите глагол, определите время.

Они спешат вить гнёзда.

- Давайте проверим работы друг у друга, как выполнили задание. Поменяйтесь тетрадями. Какие же глаголы вы нашли? (спешат - наст. вр.; вить - неопр. ф.).

Оцените работу своего соседа. 

- Молодцы! Солнышко радо за вас. Вы хорошо поработали. А сейчас отдохнём.

V. Зарядка для глаз + физ. минутка.

Потянулись, до солнышка дотянулись,
Вам стало тепло.
Ручки опустили, потрясли.
Ручкам тепло. Все согрелись?

- Какие глаголы сейчас вам встретились? Назовите их.

- На какой вопрос отвечают?

- В каком времени находятся?

- А почему эти глаголы стоят в прошедшем времени? (прошло)

VI.Д .з.

– За хорошую работу хочу подарить вам картинки с изображениями солнышка. Все они красивые, разные. Вам задания тоже даю разные, которые вы должны выполнить на этих картинках с обратной стороны.

VII. Итог урока.

- Внимание!

- Над словами какой части речи работали?

- Что такое глагол?

- На какие вопросы отвечает?

- Как может изменяться глагол? (по числам и временам)

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями.

- Довольны ли вы уроком?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме Изменение глаголов по числам и временам.

Методическая разработка может использоваться на уроке русского языка по закреплению пройденного. Урок проводится в форме зачета. Ресурс сопровождается презентацией, в которой дети учатся работе с...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока русского языка по теме: «Изменение глаголов по временам»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАурока русского языка по теме:«Изменение глаголов по временам»...

Презентация к уроку русского языка по теме "Изменение глаголов по временам"

Данная презентация аетивизирует познавателную деятельность учащихся, помогает спланировать её и оценить....

Конспект урока русского языка по теме: "Изменение по родам глаголов прошедшего времени" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока русского языка (3 класс)Тема: Изменение по родам глаголов прошедшего времениЦель: создание условий для закрепления полученных знаний об изменении глаголов по родам в прошедшем врем...

Урок русского языка по теме: «Изменение глаголов по временам»

Цель  урока: сформировать понятие об изменении глаголов по временам. 2.  Задачи обучающие:Ознакомление со значением грамматической категории глагола «время» как отношен...