Урок русского языка по теме: "Изменение глаголов по временам"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
На уроке формируются представления детей об изменении глаголов по временам и развиваются умения ставить вопрос к глаголам, употреблённым в разных временных формах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmenenie_glagolov_po_vremenam.rar | 217.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме: "Изменение глаголов по временам"
Цели:
формирование представления детей об изменении глаголов по временам и развитие умения ставить вопрос к глаголам, употреблённым в разных временных формах;
работать над развитием речи;
развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма;
воспитывать внимание, сопереживание друг к другу, интерес к изучаемому материалу, к предмету.
Ход урока
I. Организация начала урока.
- У нас сегодня необычный урок. Мы будем продолжать работу над изучением глаголов. Вспомним, что уже изучили и узнаем новое.
II. Минутка чистописания.
Число, классная работа.
- Как обычно, мы начинаем работу с чистописания. Какую букву мы видим?
с - Какие звуки обозначает?
- Дайте характеристику звуку.
- Какие слова мы пишем с маленькой буквы? (нарицательные сущ.)
- Посмотрите, как пишется буква с. Напишите её 5 раз.
- А теперь посмотрите, как пишется заглавная буква С.
Напишите её рядом до конца строчки.
- Какие слова пишутся с заглавной буквы? (имена собственные)
- Назовите животного, который охраняет дом. (собака)
- Как пишется это слово?
- Посмотрите, как я напишу это слово.
- Придумайте кличку собаки, которая начинается с буквы С.
- Запишем это слово. Какие орфограммы должны помнить при записи этого слова?
Запись в тетрадях:
с с с с с С С С С С
собака Снежок
- Кто за нами наблюдает в окно? (с доски) Давайте на этой же строчке запишем слово солнышко. Что мы должны помнить, записывая его?
- Посмотрите, как я напишу это слово.
- Мы записали слова собака, Снежок, солнышко. Что вы можете рассказать о них? Чем отличаются эти имена существительные?
- Укажите род имён существительных. Проверим. Один ученик работает у доски, остальные проверяют в тетрадях.
- Оцените свою работу.
- Итак, обобщим всё, что знаем об имени существительном. (часть речи, обозначает название предмета, отвечает на вопросы кто? что?, изменяется по числам, бывает собственным и нарицательным, одушевлённым и неодушевлённым, м., ж. и с. рода).
3. Работа с анаграммами.
у а м с м (сумма)
ь а о с т з р н (разность)
а о л л г г (глагол)
е ч а о т с н (частное)
Найдите “лишнее” слово.
Какую работу я вам сейчас предложу? (вспомнить всё о глаголе)
Фронтальный обзор знаний (подводящий диалог).
– Над какой большой темой мы работаем?
(– Мы работаем над темой “Глагол”)
– Что мы уже знаем о глаголе?
(– Глагол – часть речи, отвечает на вопросы “что делать?”, “что сделать?”, “что делает?”, “что делают?” и другие и обозначает действие предмета.
– Глагол связан в речи с существительным и местоимением.
– Глагол в предложении бывает сказуемым.
– Глагол изменяется по числам).
Учитель по мере ответов детей на доске выстраивает схему:
III. Работа по теме урока.
- Давайте составим предложение о солнышке. (Выслушиваю несколько предложений.)
А вот я составила текст, в котором есть тоже предложение о солнышке. Но подул ветер и предложения перепутались . Помогите мне составить текст.
Показалась зелёная травка. Зажурчали говорливые ручейки Скоро из тёплых стран прилетят перелётные птицы. Пришла весна. Ярко светит солнышко..
- Прежде чем запишем это предложение, какие правила вспомним при его записи?
- Запишите предложение.
- Что сказано о солнышке? (светит)
- К какой части речи относится это слово? (глагол)
- На какой вопрос отвечает? (что делает?)
- О каком времени мы говорим? (О настоящем, оно происходит сейчас.)
- Это глагол настоящего времени. Запишем в тетрадях.
- Измените этот глагол так, как будто это было вчера. (светило)
- Какие орфограммы должны применить при записи слова светило?
- Запишем это слово.
- На какой вопрос отвечает? (что делало?)
- О каком времени говорим? (о прошедшем) Запишем в тетрадях.
- Как скажем о солнышке, если это произойдёт завтра? (посветит, будет светить)
- Запишем в тетрадях.
- На какой вопрос отвечает глагол? (что сделает?)
- О каком времени говорим? (будущем) Запишем в тетрадях.
н. вр.
Запись в тетрадях:
Ярко светит солнышко .
п. вр.
светило
б. вр
светит
б. вр.
будет светить
- Что мы узнали сейчас о глаголе? ( изменяется по временам)
- На какой вопрос отвечает глагол настоящего времени? Прошедшего времени? Будущего времени?
- Что можете сказать о глаголе? (Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? и изменяется по числам и временам.)
- Какая же тема нашего урока? (Изменение глаголов по временам.)
- Придумайте глаголы настоящего времени, прошедшего, будущего.
Игра на внимание.
- Посмотрим, какие вы внимательные. Если назову глагол прошедшего времени – вы руки уберёте за голову, настоящего – вверх, будущего - вперёд.
Дети, давайте повторим движения. Глаголы прошедшего времени -? Настоящего -? Будущего -?
(моет, стонал, напишу, гонит, писали, читаю, нарисую)
- Молодцы!
IV. Закрепление.
1 Записать глаголы в 3 столбика.Самостоятельно.
Н. в. | П. в. | Б.в. |
Потеплело, взял, будут кататься, увидит, катит, упал, стоит, блестит, скатился, повеселились.
.
2.Работа по учебнику, с. 34, упр. 526.
- Прочитайте 1 задание. (Вспомните, что называют глаголы, на какие вопросы отвечают, как изменяются.) Ответьте на него.
- Прочитайте следующее задание. (Прочитайте, выделяя голосом каждое предложение.)
Зима прошла птицы возвращаются на родину они спешат вить гнёзда
- Сколько здесь предложений? (3)
- Какое 1 предложение? 2? 3?
- Запишем эти предложения.
- Найдите глагол, подчеркните его. Определите время глагола. (наст. вр.)
- Следующее предложение запишите самостоятельно, найдите глагол, определите время.
Они спешат вить гнёзда.
- Давайте проверим работы друг у друга, как выполнили задание. Поменяйтесь тетрадями. Какие же глаголы вы нашли? (спешат - наст. вр.; вить - неопр. ф.).
Оцените работу своего соседа.
- Молодцы! Солнышко радо за вас. Вы хорошо поработали. А сейчас отдохнём.
V. Зарядка для глаз + физ. минутка.
Потянулись, до солнышка дотянулись,
Вам стало тепло.
Ручки опустили, потрясли.
Ручкам тепло. Все согрелись?
- Какие глаголы сейчас вам встретились? Назовите их.
- На какой вопрос отвечают?
- В каком времени находятся?
- А почему эти глаголы стоят в прошедшем времени? (прошло)
VI.Д .з.
– За хорошую работу хочу подарить вам картинки с изображениями солнышка. Все они красивые, разные. Вам задания тоже даю разные, которые вы должны выполнить на этих картинках с обратной стороны.
VII. Итог урока.
- Внимание!
- Над словами какой части речи работали?
- Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечает?
- Как может изменяться глагол? (по числам и временам)
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями.
- Довольны ли вы уроком?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме Изменение глаголов по числам и временам.
Методическая разработка может использоваться на уроке русского языка по закреплению пройденного. Урок проводится в форме зачета. Ресурс сопровождается презентацией, в которой дети учатся работе с...
Презентация к уроку русского языка по теме "Изменение глаголов по временам"
Изменение глаголов по временам...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока русского языка по теме: «Изменение глаголов по временам»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАурока русского языка по теме:«Изменение глаголов по временам»...
методическая разработка урока русского языка на тему "Изменение глаголов по временам"
Занимательный,познавательный материал, тест....
Презентация к уроку русского языка по теме "Изменение глаголов по временам"
Данная презентация аетивизирует познавателную деятельность учащихся, помогает спланировать её и оценить....
Конспект урока русского языка по теме: "Изменение по родам глаголов прошедшего времени" 3 класс УМК "Перспектива"
План-конспект урока русского языка (3 класс)Тема: Изменение по родам глаголов прошедшего времениЦель: создание условий для закрепления полученных знаний об изменении глаголов по родам в прошедшем врем...
Урок русского языка по теме: «Изменение глаголов по временам»
Цель урока: сформировать понятие об изменении глаголов по временам. 2. Задачи обучающие:Ознакомление со значением грамматической категории глагола «время» как отношен...