План-конспект урока русского языка в 4 классе по программе «Начальная школа 21 века» по теме: "Правописание падежных окончаний количественных и порядковых числительных".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Миронова Елена Андреевна

Данный план-конспект будет полезен учителям, работающим по программе "Начальная школа 21 века". Содержит элементы технологии коллективного взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Миронова Елена Андреевна.

Должность: учитель начальных классов.

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 1 ЗАТО Озёрный Тверской области

План – конспект открытого  урока  по русскому языку

учителя начальных классов

 МБОУ СОШ №1

ЗАТО Озёрный

Мироновой Е.А.

  1. 4 класс (программа «Начальная школа 21 века».)
  2. Русский язык.
  3. Тема:  Правописание падежных окончаний количественных и порядковых числительных.
  4. Цели: 
  • образовательная: формировать умение находить в тексте имена числительные; обосновывать написание окончаний числительных; определять падеж количественных и порядковых числительных; правильно употреблять падежные формы имён числительных в устной и письменной речи.
  • развивающая: развивать речь, мышление, память, внимание ;
  • воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, открытию новых знаний.

Ожидаемые результаты:

  • личностные

формирование положительного отношения и интерес к изучению русского языка ; понимания причин собственной успешности  (неуспешности);

  • предметные

уметь находить в тексте имена числительные; обосновывать написание окончаний числительных; определять падеж количественных и порядковых числительных; правильно употреблять падежные формы имён числительных в устной и письменной речи.

  • метапредметные
  • регулятивные

уметь удерживать цель учебной деятельности; адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок;

  • познавательные

понимать информацию, представленную в виде алгоритма; планировать свою деятельность, время, затраты;

  • коммуникативные

уметь сотрудничать с товарищами при выполнении заданий.

Задачи для учителя:  

  • создать условия для формирования у учащихся умения находить в тексте имена числительные; обосновывать написание окончаний числительных; определять падеж количественных и порядковых числительных; правильно употреблять падежные формы имён числительных в устной и письменной речи.
  • организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися.
  1. Тип урока: урок комбинированный, первый урок по теме «Правописание падежных окончаний количественных и порядковых числительных».
  2. Используемые приёмы, методы, технологии обучения: элементы технологии коллективного взаимодействия, ИКТ
  3. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
  4. Структура урока:
  1. Организационный момент .
  2. Актуализация знаний. Словарная работа.
  3.  Введение в тему урока и целеполагание. Постановка проблемы.
  4. Открытие нового.
  5. Физкультминутка.
  6.  Первичное закрепление изученного.
  7. Систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными.
  8. Домашнее задание.
  9. Подведение итогов урока.
  10.  Рефлексия.

9.Оборудование и основные источники информации: ПК, проектор, презентация к уроку, Учебник по русскому языку 4 класс (авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова), Асмолов А. Г. «Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты».

Тема: « Правописание падежных окончаний количественных и порядковых числительных»

Содержание урока.

І. Орг. момент.

- Поприветствуем наших гостей и будем всегда доброжелательны к окружающим. Начинаем урок.

ІІ. Актуализация знаний.

Словарная работа.

…ккуратно, апп…тит, ж…лать, з…бавный,  к…мандир, …диннадцать, п…хожий, пр…дседатель,  пр…ятно, р…шать.

-Запишите слова, вставьте пропущенные буквы. (Подчёркивают орфограммы, обозначают ударение)

-По какому принципу можно разделить данные слова на группы? (По пропущенным буквам, по частям речи)

-По сколько слов каждой части речи? (по 2)

-Какое слово осталось без пары? (Одиннадцать)

-К какой части речи оно относится? (с доказательством)

-Что вы можете рассказать о нём? (Количественное, простое)

-Измените это числительное так, чтобы оно стало порядковым (одиннадцатый), составным (сто одиннадцать и т.д.)

-От какого числительного образовалось это слово? (Один)

-Каким способом? (Суффиксальным, с помощью суффикса –надцать)

ІІІ. Мотивация.

-Какие пословицы с числительным «один» вы знаете?

-Прочитаем одну из таких пословиц.

Один в поле не воин.

-Объясните смысл.

-Прочитаем другие пословицы.

Семеро одного не ждут.

Одному ехать - и дорога длинна.

Одним глазом спи, а другим стереги.

На одном месте и камень мхом зарастает.

-Что происходит с числительным «один»?

-За счёт какой части слова?

-Предположите, какова тема урока.

-Для чего нужно учиться правильно писать окончания числительных?

Іv. Наблюдение за склонением числительного «один».

 -Числительных много, склоняются они по-разному. Разберём изменение окончаний на примере некоторых.

- Начнём с  числительного «один».

1 ряд – м.р., ед.ч.

2 ряд – ж.р., ед.ч.

3 ряд-  ср.р., ед.ч.

Выделите окончание  у числительных и прилагательных.

-Проверьте свою работу. Самопроверка (слайд)

-Выскажите предположение, что вы заметили. (Склонение числительного «один» похоже на склонение прилагательных).

-Как вы думаете, сохраняется ли эта закономерность во множественном числе? Проверим.

1 ученик устно склоняет словосочетание  «одни большие ножницы».

Вывод.

v. Наблюдение за склонением числительных «два», « три», «четыре».(Слайды)

-Понаблюдаем за склонением других числительных. (Устно)

1 ученик – два,

2 уч. -  три,

3 уч. – четыре.

- Что вы заметили? (Склоняются одинаково)

vɪ. . Наблюдение за склонение числительных « пять», «двенадцать», «двадцать» и сущ. « рожь».

Склонение (устно) числит. «пять».

-Внимательно посмотрите на это слово. Какую часть речи и в какой форме оно вам напоминает? (Им. сущ. Ж.р., 3 скл.)

- Что вы заметили? (Склоняются одинаково с сущ. 3 скл.)

-Сравним наши выводы с правилом. (Учебник с.71)

vɪɪ. Работа по карточкам.

Используя созданные нами таблицы( на слайде), выполните задание по карточкам.

1 вариант.

Прочитай предложения. Найди  числительные, обозначь их окончания, определи падеж.

(работать в карточке)

Один за всех и все за одного.  За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Без четырёх углов изба не рубится. Хвастуну цена – три копейки.

2 вариант.

Прочитай предложения. Найди  числительные, обозначь их окончания, определи падеж.

Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года. Один ум хорошо, а два лучше. На одном месте и камень мхом зарастает. За семью морями. 

Взаимопроверка.

vɪɪɪ. Физкультминутка.

Вот неделя. В ней семь дней,
Поскорей знакомься с ней
Первый день по всем неделькам
Назовётся понедельник.
Вторник – это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка среда –
Третьим днём была всегда.
А четверг – четвёртый день –
Шапку носит набекрень.
Пятый – пятница – сестрица –
Очень модная девица.
А в субботу – день шестой-
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний – воскресенье –
Назначаем для веселья.

( Если услышите количественное числит., подпрыгиваете, порядковое – приседаете)  

ɪx. Наблюдение за склонением порядковых числительных.(слайд)(устно)

С.72

-На склонение какой части речи похоже склонение порядковых числительных?

Вывод.

Создание таблицы (слайд).

x. Работа по учебнику (упр.3)

xɪ. Домашнее задание.

С. 72 упр.2

-Прочитайте задание.

-Что поможет вам поставить числительные в нужную форму?

xɪɪ. Итог урока.

- С какими проблемами мы столкнулись на уроке?(Не знали, как пишутся падежные окончания числительных)

-Что помогло нам их разрешить?(вернуться к пословице)

-Чему учились?

-Что создавали?

-Для чего?

xɪɪɪ.Рефлексия.

-Пришло время оценить свою работу на уроке.

Напротив своей фамилии поставьте тот балл, который, как вы считаете, вы заработали. Помните, что мы с вами только учимся, это первый урок по данной теме, поэтому оценивайте свою работу объективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс по программе «Начальная школа 21 века» (речевой класс)

Материал представляет собой конспект урока по русскому языку. Цель урока: Закрепить знания учащихся о сложном предложении....

Рабочая программа по русскому языку для4 класса по программе " начальная школа 21в."

В рабочую программу включены такие разделы: пояснительная записка ,основные содержательные линии,средства обучения, ...

рабочая программа по русскому языку 1 класс по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения и  программы УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редак...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа и пояснительная записка к рабочей программе - готовый материал для работы учителей начальных классов....

Календаоно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс по программе "Начальная школа 21 века"

*  Условные обозначения: П – познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные, Л – личностные УУД....