Урок русского языка "Богатство русского языка"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка во 2-м классе "Богатство русского языка"
Цели:
- Обобщить знания обучающихся, усвоенные в процессе изучения отдельных тем второго года обучения, установить связь между ними.
- Совершенствовать орфографическую и стилистическую зоркость.
- Прививать любовь и уважение к русскому языку.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока.
“Наш язык и скромен, и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад”.
– Как вы понимаете эти слова?
– Сегодня на уроке мы вспомним и обобщим всё то, над чем работали в течение всего учебного года. А именно, какой он наш язык, поговорим о законах орфографии и постараемся доказать знания этих законов.
II. Работа по теме.
1. Речь
– Отгадайте загадку: “Она волшебница, и вы с ней знакомы. Вы встречаетесь с ней в стихах и сказках, рассказах и повестях. Она помогает вам делиться мыслями и чувствами с другими людьми”.
– Кто эта волшебница? (Речь).
– Для чего нужна речь? (Для общения, для получения информации, знаний об окружающем мире, о жизни людей).
– Какая бывает речь? (Устная и письменная).
– Какую речь мы называем устной? (Речь, которую мы слышим и произносим, называем устной).
– Какую речь мы называем письменной? (Речь, которую мы пишем и читаем, называем письменной).
– Послушайте загадки. Отгадайте их. О какой форме речи они напоминают?
а) Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг. (Телефон)
(Устная речь).
б) Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (Ручка)
(Письменная речь).
в) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам,
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета)
(Письменная речь).
г) Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь – он молчок,
А стоит ручки повернуть,
Он будет говорить и петь. (Телевизор, радиоприёмник)
(Устная речь).
2. Словарно-орфографическая работа
– Из чего состоит речь? (Из слов).
– Сейчас вам предстоит писать слова, слова с непроверяемой безударной гласной.
– Что это за слова? (Словарные слова, в которых нужно запомнить правописание безударной гласной).
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь –
За работу я возьмусь.
– Замени, одним словом:
а) Животное с рыжей шерстью и пушистым хвостом. (Лисица)
б) Ученик, который следит за порядком и чистотой в классе. (Дежурный)
в) Общее для всей семьи собственное наименование. (Фамилия)
г) Длинная коробка для хранения карандашей и ручек. (Пенал)
д) Верхняя одежда, которую надевают на платье или костюм. (Пальто)
е) Населённый пункт в сельской местности. (Деревня)
ё) Тонкая палочка графита, в деревянной оболочке, используемая для рисования и черчения. (Карандаш)
ж) Платье, рубашка, плащ, костюм, пиджак, юбка, пальто. (Одежда)
з) Шестой день недели. (Суббота)
и) Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит “голова”. (Капуста)
– Как называются слова, которые вы записали? (Словарные)
Взаимопроверка.
3. Парные согласные.
– Дорогие мои второклассники, а в зоопарк вы, не хотите ли?
(На экране слайды, ученики работают с сигнальными карточками парных согласных).
<Слайд 6> Вот царь зверей могучий ле(в)
<Слайд 7> А тут жира(ф) с длиннющей шеей
<Слайд 8> Ушастый ё ж). Чем не похож?
<Слайд 9> Ено(т) – красавиц смотрит вниз,
<Слайд 10> Там потянулась сладко ры(с)ь.
<Слайд 11> Плывёт могучий бегемо(т)
<Слайд 12> Медве(д)ь над нерпою ревёт.
<Слайд 13> И белый голу(б)ь там летает,
И все нас в гости приглашают.
– Какое правило вы применили, чтобы правильно вставить пропущенные буквы? (Правило проверки правописания парной согласной в конце слова).
4. Заглавная буква
– В зоопарке мы побывали. Теперь я предлагаю вам поиграть в игру “Эхо”.
– Запишите секреты эха в тетрадь.
Кто забрался под диван?
Эхо мне в ответ: Иван.
Не боится кто мороза?
Эхо отвечает: Роза.
Кто съел плитку шоколада?
Эхо (с укоризной): Лада.
Кто гуляет до рассвета?
Знает эхо, это: Света.
Кто глядит из-за сарая?
Знает эхо, это: Рая.
Кто потерял сандалик?
Промолвит эхо: Алик.
Назови мне кавалера!
Эхо прокричит: Валера.
– Какую орфограмму вам пришлось вспомнить, чтобы открыть секреты эха?
(Правописание заглавной буквы в именах собственных).
– А теперь проверьте: <Слайд14>
Физкультминутка.
На болоте две лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем обтирались.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо, влево наклонились
И обратно возвратились.
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям
Физкульт – привет!
5. Развитие речи
– На уроках русского языка мы с вами учимся не только орфографии, грамматике, но и культуре общения. Знакомимся с “вежливыми, добрыми” словами.
– Что это за слова, когда нужно их употреблять в речи? <Слайд15>
Ученик: “Добрые слова”.
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
“С добрым утром!” – я кричу.
“Добрый день!” – кричу я вслед
Всем идущим на обед.
“Добрый вечер!” – так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
О. Дриз.
– Если больше есть не в силах
Скажем бабушке (спасибо).
– Когда бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
– Когда вы окончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, военными. Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться. Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!
<Слайд15>
Ученик:
Слова: “До свидания!”
“Спасибо”, “Простите”,
“Пожалуйста”, “Здравствуйте” –
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе,
В парке,
В школе,
И дома.
Слова эти очень
И очень важны.
Они человеку
Как воздух
Важны.
В. Кудлачёв.
<Слайд 16>
6. Предлог
– Что вы знаете о предлоге? (Предлог – это часть служебная речи, которая служит для связи слов в предложении, предлог со словом пишется раздельно)
– Помогите вернуть предлоги на свои места.
Я … утра …лесу гуляю,
… росы я весь промок,
Но зато теперь я знаю
… берёзку и … мох,
… малину, ежевику,
… ежа и … ежиху,
… которой семь ежат
… всех иголочки дрожат.
– Теперь проверим, правильно ли вы вставили предлоги: <Слайд 17>
Я с утра в лесу гуляю,
От росы я весь промок,
Но зато теперь я знаю
Про берёзку и про мох,
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которой семь ежат
У всех иголочки дрожат.
Физкультминутка
Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг – миг,
Мы плечиками чик – чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки к верху все подняли.
Раз два, раз – два,
Заниматься нам пора.
7. Предложение. Пунктуационные знаки
– Из чего состоит ещё речь? (Из предложений).
– Давайте вспомним, какие знаки ставятся в конце предложения.
Ученик 1.
Вечно думая над смыслом
Изогнулся коромыслом. (Вопросительный знак)
Ученик 2.
Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая?
Отчего? О ком?
Что? Кому? Который?
Чья? Каким? О чём?
Вот какой я мастак,
Вопросительный Знак!
Ученик 1.
Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца. (Восклицательный знак)
Ученик 3.
Правильно, ребята!
Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество.
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
Ученик 1.
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть. (Точка)
Ученик 4.
Шьёт иглой портниха в строчку.
Взял коньки точильщик в точку.
Я, заканчиваю строчку,
Ставлю маленькую точку.
Ученик 1.
Знаки нужно уважать,
Правильно употреблять.
Ученики все:
Никогда не забывать!
– Расставьте нужные знаки препинания в конце предложений. <Слайд 18>
По склону горы бежит ручей
Ты уже сделал уроки
До чего же хорошо в деревне летом
– Какие знаки препинания в конце предложений вы вставили? Проверим: <Слайд 19>
8. Антонимы
Прощальная игра.
А вот прощальная игра…
Нам книгу закрывать пора;
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин,
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру “Наоборот”.
<Слайд 20>
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь – НИЗКО.
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь – БЛИЗКО.
Скажу я слово – ПОТОЛОК,
А ты ответишь – ПОЛ,
Скажу я слово – ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты – НАШЁЛ.
Скажу тебе я слово – ТРУС,
Ответишь ты – ХРАБРЕЦ,
Теперь НАЧАЛО я скажу, -
Ну, отвечай – КОНЕЦ.
– Какие слова вы называли в игре? (Антонимы)
– Поясните, что значит – антонимы? (Антонимами, называются слова с противоположным значением).
III. Подведение итогов урока
– Мы закончили работать с учебником “Русский язык” для 2-го класса. Сегодня мы прощаемся с ним как с добрым и умным другом, который помогал вам становиться грамотными, воспитанными учениками.
– Давайте скажем слова благодарности нашему родному языку:
<Слайд 21> – Вот и закончился второй учебный год. Мы хорошо потрудились. Много узнали о тебе, родной язык.
До новых встреч!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2-м классе "Богатство русского языка"
Цели:
- Обобщить знания обучающихся, усвоенные в процессе изучения отдельных тем второго года обучения, установить связь между ними.
- Совершенствовать орфографическую и стилистическую зоркость.
- Прививать любовь и уважение к русскому языку.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока.
“Наш язык и скромен, и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад”.
– Как вы понимаете эти слова?
– Сегодня на уроке мы вспомним и обобщим всё то, над чем работали в течение всего учебного года. А именно, какой он наш язык, поговорим о законах орфографии и постараемся доказать знания этих законов.
II. Работа по теме.
1. Речь
– Отгадайте загадку: “Она волшебница, и вы с ней знакомы. Вы встречаетесь с ней в стихах и сказках, рассказах и повестях. Она помогает вам делиться мыслями и чувствами с другими людьми”.
– Кто эта волшебница? (Речь).
– Для чего нужна речь? (Для общения, для получения информации, знаний об окружающем мире, о жизни людей).
– Какая бывает речь? (Устная и письменная).
– Какую речь мы называем устной? (Речь, которую мы слышим и произносим, называем устной).
– Какую речь мы называем письменной? (Речь, которую мы пишем и читаем, называем письменной).
– Послушайте загадки. Отгадайте их. О какой форме речи они напоминают?
а) Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг. (Телефон)
(Устная речь).
б) Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (Ручка)
(Письменная речь).
в) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам,
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета)
(Письменная речь).
г) Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь – он молчок,
А стоит ручки повернуть,
Он будет говорить и петь. (Телевизор, радиоприёмник)
(Устная речь).
2. Словарно-орфографическая работа
– Из чего состоит речь? (Из слов).
– Сейчас вам предстоит писать слова, слова с непроверяемой безударной гласной.
– Что это за слова? (Словарные слова, в которых нужно запомнить правописание безударной гласной).
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь –
За работу я возьмусь.
– Замени, одним словом:
а) Животное с рыжей шерстью и пушистым хвостом. (Лисица)
б) Ученик, который следит за порядком и чистотой в классе. (Дежурный)
в) Общее для всей семьи собственное наименование. (Фамилия)
г) Длинная коробка для хранения карандашей и ручек. (Пенал)
д) Верхняя одежда, которую надевают на платье или костюм. (Пальто)
е) Населённый пункт в сельской местности. (Деревня)
ё) Тонкая палочка графита, в деревянной оболочке, используемая для рисования и черчения. (Карандаш)
ж) Платье, рубашка, плащ, костюм, пиджак, юбка, пальто. (Одежда)
з) Шестой день недели. (Суббота)
и) Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит “голова”. (Капуста)
– Как называются слова, которые вы записали? (Словарные)
Взаимопроверка.
3. Парные согласные.
– Дорогие мои второклассники, а в зоопарк вы, не хотите ли?
(На экране слайды, ученики работают с сигнальными карточками парных согласных).
<Слайд 6> Вот царь зверей могучий ле(в)
<Слайд 7> А тут жира(ф) с длиннющей шеей
<Слайд 8> Ушастый ё ж). Чем не похож?
<Слайд 9> Ено(т) – красавиц смотрит вниз,
<Слайд 10> Там потянулась сладко ры(с)ь.
<Слайд 11> Плывёт могучий бегемо(т)
<Слайд 12> Медве(д)ь над нерпою ревёт.
<Слайд 13> И белый голу(б)ь там летает,
И все нас в гости приглашают.
– Какое правило вы применили, чтобы правильно вставить пропущенные буквы? (Правило проверки правописания парной согласной в конце слова).
4. Заглавная буква
– В зоопарке мы побывали. Теперь я предлагаю вам поиграть в игру “Эхо”.
– Запишите секреты эха в тетрадь.
Кто забрался под диван?
Эхо мне в ответ: Иван.
Не боится кто мороза?
Эхо отвечает: Роза.
Кто съел плитку шоколада?
Эхо (с укоризной): Лада.
Кто гуляет до рассвета?
Знает эхо, это: Света.
Кто глядит из-за сарая?
Знает эхо, это: Рая.
Кто потерял сандалик?
Промолвит эхо: Алик.
Назови мне кавалера!
Эхо прокричит: Валера.
– Какую орфограмму вам пришлось вспомнить, чтобы открыть секреты эха?
(Правописание заглавной буквы в именах собственных).
– А теперь проверьте: <Слайд14>
Физкультминутка.
На болоте две лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем обтирались.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо, влево наклонились
И обратно возвратились.
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям
Физкульт – привет!
5. Развитие речи
– На уроках русского языка мы с вами учимся не только орфографии, грамматике, но и культуре общения. Знакомимся с “вежливыми, добрыми” словами.
– Что это за слова, когда нужно их употреблять в речи? <Слайд15>
Ученик: “Добрые слова”.
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
“С добрым утром!” – я кричу.
“Добрый день!” – кричу я вслед
Всем идущим на обед.
“Добрый вечер!” – так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
О. Дриз.
– Если больше есть не в силах
Скажем бабушке (спасибо).
– Когда бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
– Когда вы окончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, военными. Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться. Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!
<Слайд15>
Ученик:
Слова: “До свидания!”
“Спасибо”, “Простите”,
“Пожалуйста”, “Здравствуйте” –
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе,
В парке,
В школе,
И дома.
Слова эти очень
И очень важны.
Они человеку
Как воздух
Важны.
В. Кудлачёв.
<Слайд 16>
6. Предлог
– Что вы знаете о предлоге? (Предлог – это часть служебная речи, которая служит для связи слов в предложении, предлог со словом пишется раздельно)
– Помогите вернуть предлоги на свои места.
Я … утра …лесу гуляю,
… росы я весь промок,
Но зато теперь я знаю
… берёзку и … мох,
… малину, ежевику,
… ежа и … ежиху,
… которой семь ежат
… всех иголочки дрожат.
– Теперь проверим, правильно ли вы вставили предлоги: <Слайд 17>
Я с утра в лесу гуляю,
От росы я весь промок,
Но зато теперь я знаю
Про берёзку и про мох,
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которой семь ежат
У всех иголочки дрожат.
Физкультминутка
Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг – миг,
Мы плечиками чик – чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки к верху все подняли.
Раз два, раз – два,
Заниматься нам пора.
7. Предложение. Пунктуационные знаки
– Из чего состоит ещё речь? (Из предложений).
– Давайте вспомним, какие знаки ставятся в конце предложения.
Ученик 1.
Вечно думая над смыслом
Изогнулся коромыслом. (Вопросительный знак)
Ученик 2.
Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая?
Отчего? О ком?
Что? Кому? Который?
Чья? Каким? О чём?
Вот какой я мастак,
Вопросительный Знак!
Ученик 1.
Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца. (Восклицательный знак)
Ученик 3.
Правильно, ребята!
Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество.
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
Ученик 1.
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть. (Точка)
Ученик 4.
Шьёт иглой портниха в строчку.
Взял коньки точильщик в точку.
Я, заканчиваю строчку,
Ставлю маленькую точку.
Ученик 1.
Знаки нужно уважать,
Правильно употреблять.
Ученики все:
Никогда не забывать!
– Расставьте нужные знаки препинания в конце предложений. <Слайд 18>
По склону горы бежит ручей
Ты уже сделал уроки
До чего же хорошо в деревне летом
– Какие знаки препинания в конце предложений вы вставили? Проверим: <Слайд 19>
8. Антонимы
Прощальная игра.
А вот прощальная игра…
Нам книгу закрывать пора;
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин,
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру “Наоборот”.
<Слайд 20>
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь – НИЗКО.
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь – БЛИЗКО.
Скажу я слово – ПОТОЛОК,
А ты ответишь – ПОЛ,
Скажу я слово – ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты – НАШЁЛ.
Скажу тебе я слово – ТРУС,
Ответишь ты – ХРАБРЕЦ,
Теперь НАЧАЛО я скажу, -
Ну, отвечай – КОНЕЦ.
– Какие слова вы называли в игре? (Антонимы)
– Поясните, что значит – антонимы? (Антонимами, называются слова с противоположным значением).
III. Подведение итогов урока
– Мы закончили работать с учебником “Русский язык” для 2-го класса. Сегодня мы прощаемся с ним как с добрым и умным другом, который помогал вам становиться грамотными, воспитанными учениками.
– Давайте скажем слова благодарности нашему родному языку:
<Слайд 21> – Вот и закончился второй учебный год. Мы хорошо потрудились. Много узнали о тебе, родной язык.
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....