Конспект урока. Тема "Корень – главная значимая часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Коспекты уроков, занятий для учителей начальной школы. УМК "Планета Знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 3 класс.
Дата проведения: 27.11.19 г.
Тема урока «Корень – главная значимая часть слова».
УМК «Планета знаний».
Цель урока: создание условий для освоения новых знаний по теме «корень слова», научить находить корень и графически обозначать; совершенствовать знания о морфемном составе слова и о каждой значимой части слова.
Задачи урока:
1.Обучающая: углубить представления о значении корня – главной значимой части слова, главной не только по смыслу, но и в структуре (без корня не может быть самого слова);
совершенствовать знания о корне – смыслового ядра однокоренных слов;
2.Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету, орфографическую зоркость, речь, память, мышление, умение доказывать и отстаивать своё мнение;
3.Воспитывающая: воспитывать любовь к русскому языку, доброжелательное отношение друг к другу, коммуникативные качества, сотрудничество.
Оборудование к уроку: Л.Я. Желтовская. Учебник « Русский язык. 3 класс»; рабочие тетради; кленовые листья с заданиями; карточки со словарными словами; презентация.
Цель ур
этом процессе.
-сформир
№ п\п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Орг. момент. Эмоциональный настрой. | Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Многое узнать. А сейчас, ребята, повернитесь друг к другу. Протяните руки, положите ладошки. Чувствуете тепло друга? Я хочу, чтобы это тепло сохранилось до конца урока. Вы добры, спокойны, уверенны в себе. У вас всё получится! | Ребята настраиваются на работу. |
2. | Мотивационное начало урока. | Ребята, сегодня на уроке нам придётся много общаться, а значит, много говорить. И я сейчас предлагаю вам загадку: Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен И ёлочек…. Я ……. (2 слайд - женщина – осень, 3-6 слайд - пейзажи осени) Многих художников восхищала природа осени. Посмотрите на репродукции знаменитых художников. (7-8 слайд – картины художников Левитана, Шишкина.) Осень – прекрасная пора. Многие поэты посвятили ей строки. Давайте, ребята, вспомним стихи об осени, с которыми мы познакомились на уроках литературного чтения. Тютчев Ф.И. Есть в осени первоначальной Печальная, но дивная пора, И день стоит, как бы хрустальный, И лучезарны вечера. Пушкин А.С. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. (музыкальное сопровождение шум ветра) Листья с деревьев облетели, и ветер занёс их к нам в класс. Эти листочки не простые в них задания для вас. | Осень. Учащиеся читают стихи. |
3. | Минута чистописания. | Первый листочек для минуты чистописания. Посмотрите на доску и скажите, как соединены буквы между собой. ем ор Пропишите эти соединения в тетради. а) Письмо по памяти. Обратите внимание, что спряталось под большими листьями? Осе.. дли.. ой, тонкой нит. ю Перекраш. вает лист. я. Вставьте пропущенные буквы. Запишите это предложение по памяти. Задание: Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв. Какое это слово? Подпишите количество букв и звуков. Проверим. | ем - нижнее соединение, ор – верхнее соединение. Дети обращают внимание на то, спряталось под большими листьями, вставляют пропущенные буквы. Записывают предложение по памяти. Взаимопроверка. |
4. | Актуализация знаний. Выход на тему урока. | Ребята, вы писали буквы, записывали предложение по памяти, а ещё, что вы делали? Следующий листочек «Словарные слова». Сегодня у нас новые словарные слова. Беседа Беседовать Беседка Собеседники Собеседование Поставим ударение в этих словах. Обратите на подчёркнутые буквы. Нужно запомнить, как правильно писать эти слова. Давайте обратимся к этимологическому словарю стр.136 в учебнике, за справкой о происхождении слова - беседа. Беседа – разговор, обмен мнениями. Беседовать – вести беседу. Беседка – крытая лёгкая постройка для отдыха в саду, парке. Собеседники – тот, кто участвует в беседе. Собеседование – то же, что беседа. Запишите эти слова в тетради. Составим предложение с одним из слов. а) Комментированное письмо. (Запись предложения на доске). (В – предлог. Пишу отдельно. Красивая – безударная, проверяю – краше. Беседка – новое словарное. Запоминаю – е). б) Работа с учебником. Следующий листик «Вспомните». Обратимся к новым словарным словам. Чем похожи эти слова? Какая часть одинаковая, не меняется? Как называются слова этой группы? Выделите корень. Давайте вспомним. Что такое корень? Вспомните. Из каких значимых частей ещё может состоять слово? Откроем учебники на стр. 101 и прочтём, что нам предлагает ключик «Вспомнить». Сейчас дополните фразу. Образуют однокоренные слова с новым лексическим значением - ………. Образует форму и служит для связи слов в предложении - …….. Следующий листик с заданием «Выбирай». Выполним упр.4 на стр.101 в) Работа в парах. Посоветуйтесь в парах. Выпишите колонки с однокоренными словами. Объясните свой выбор. | Мы общались, беседовали. Дети ставят ударения в словах. Дети открывают учебник. Записывают слова в тетрадь. Составляют предложение. В парке красивая беседка. Корень – бесед-. Однокоренные. Корень – главная значимая часть слова. Приставка, суффикс, окончание. приставки и суффиксы. окончание. Выполнение упр. Работа в парах. сова зима совушка зимний Сова – совой - формы слова. Подводный – водитель - корень - вод -, но значение разное. Грусть - тоска - неоднокоренные. |
Физкультминутка. | Листик с заданием «Отдыхай». Мы отлично потрудились И немного утомились Повернитесь влево, вправо. Руки вверх, руки вниз, Вверх и наклонись. Вправо, влево головою. Повернись направо к другу, Улыбнись и за работу. | ||
5. | Работа по теме. | а) Эвристическая беседа. Жители волшебной страны Русского языка спешили на поезде в гости к Осени, но произошло крушение. К счастью, никто не пострадал, однако вагоны от паровозика отцепились, и пассажиры не могут разобраться, в каком вагоне они ехали. Давайте поможем пассажирам расселиться в вагоны и прикрепить вагончики к паровозику. Листик с заданием «Подумай». б) Работа с учебником. стр.100 упр. 2 в) Работа в группах. (Раздаю каждой группе кленовые листики с дифференцированным заданием). 3 группа - выбирает слова, состоящие из корня и окончания; 2 группа - корня, суффикса, окончания; 1 группа - приставки, корня, суффикса, окончания. приставки, корня, окончания.) Проверим. Какой вагон мы не прикрепили к паровозику? Почему? Сделайте вывод. Ребята, вы сейчас озвучили тему нашего урока «Корень – главная значимая часть слова». Вы верно заметили, что без корня не может быть самого слова. | Выполнение заданий. Работа в группах. Каждая группа записывает свои слова. Паровозик, в котором - приставка, суффикс, окончание. Нет корня. Корень – главная значимая часть слова. Без корня не может быть самого слова. |
6. | Итог. | Давайте подведём итог. Продолжите фразы. Ребята, давайте вспомним, какого цвета бывают листья в сентябре? Найдите зелёный листик в классе. А в октябре? В ноябре? Эти листики прилетели в класс. На зеленом листике задание для 1 группы (корень – лист -), жёлтом – 2 группы (корень – жёлт -), красном – 3 группы (корень –лёт-). Составим однокоренные слова. Учащиеся: 1 группа - листик 2 группа - жёлтый 3 группа - облетели листочек желтеть прилетели листопад желтизна летает листья пожелтели С помощью каких частей слова образуются однокоренные слова? А без какой части слова невозможно образовать слова? Давайте вернёмся к картине. Используя слова, которые вы образовали, составим предложения. Вы сегодня замечательно работали! Я вами горжусь! | Выполняют задания со слайда. Зелёного. Жёлтого. Красного, багряного. Приставки, суффикса. Без корня. Составляют предложения. |
7. | Домашнее задание. | Дома попрошу выполнить задание стр.102. упр.6 – 2, 3 группа. 1 группа выполняет – стр.102 упр.7 МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК! | |
8. | Рефлексия. | (Самооценка собственного уровня знаний в конце урока). Как вы оцениваете свою работу на уроке? Если на уроке всё было понятно, понравилось, то прикрепите на доску рисунок солнышка, а если у вас возникли трудности, что – то было непонятно – тучку. | Ученики оценивают себя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Орфограмма в значимых частях слова" – русский язык 3 класс
Конспект урока "Орфограмма в значимых частях слова" – русский язык 3 класс - открытый урок...
Урок русского языка 3 класс «Планета Знаний» Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина изд. «Астрель» Тема урока: «Корень — главная значимая часть слова».
Урок русского языка 3 класс «Планета Знаний» Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина изд. «Астрель»Тема урока: «Корень — главная значимая часть слова».Дидактическая цель: создать условия для расширения ...
4 класс урок на тему "Значимые части слова"
технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме "Значимые части слова"...
конспект урока русского языка "Правописание частей слова. Закрепление" 2 класс
Урок русского языка 2 класс "Правописание частей слова. Закрепление"Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.Задачи урока:·...
Урок-путешествие"Повторение значимых частей слова"
Урок русского языка во 2 классе. Тип урока: обобщения знаний....
Конспект урока "Суффикс, как значимая часть слова при словообразовании"
Разработка урока русского языка....