Урок русского языка "Слова, которые обозначают чувства"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Данный урок предназначен для учителя, работающего по программе "Школа 2100". Урок позволяет:
1. познакомить учащихся с группой слов, выражающих разные чувства, понятием «междометье» и их ролью в речи;
2. развивать логическое и творческое мышление учащихся, речь, инициативу, умения составлять предложения с междометьями и правильно оформлять их на письме;
3. воспитывать коллективизм, взаимопомощь, положительную мотивацию к учению, интерес к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по русскому языку для 2 класса. | 110.18 КБ |
Предварительный просмотр:
учителя 2 «Г» класса
МБОУ «Начальная школа»
г-к.Железноводска
Тюковой Л.А.
Тема урока: «Слова, которые выражают разные чувства» (2 класс.)
Цели:
- познакомить учащихся с группой слов, выражающих разные чувства, понятием «междометье» и их ролью в речи;
- развивать логическое и творческое мышление учащихся, речь, инициативу, умения составлять предложения с междометьями и правильно оформлять их на письме;
- воспитывать коллективизм, взаимопомощь, положительную мотивацию к учению, интерес к русскому языку.
Оборудование: телевизор, DVD, диск с мультфильмом «Ах и Ох», магнитофон, таблички с пунктами плана урока, таблички: «кто? что?», «какой?», «что делали?», «?», «чувства», «не имеет вопроса», «междометия»; «слова для справок: подснежник, красивый, маленький, какой».
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Чистописание с актуализацией изученных знаний.
(На доске запись: Х, А, О.)
- Что вы можете сказать об этих буквах?
(П/о: - Буква «Х» - обозначает согласный звук, глухой и непарный. Буквы «А» и «О» - гласные, придающие твердость согласным звукам)
- Запишите эти буквы парами, применяя закономерность: согласный – гласный. Если правильно выполните задание – встретитесь со сказочными героями.
- Какие пары получились?
(П/о: - Ах, ох.)
- Молодцы!
3. Постановка учебной проблемы.
-У нас в гостях герои из мультфильма Ах и Ох.
(Учитель показывает фрагмент из мультфильма «Ах и Ох», затем останавливает кадр с изображением сказочных героев и на этом фоне продолжает речь)
- Ребята, Ах и Ох появились на нашем уроке не случайно. Они просят вас о помощи. Вы готовы им помочь?
(П/о: - Да!)
- Тогда послушайте звуковое письмо от сказочных героев, которое послужит планом работы на нашем уроке.
(Учитель включает магнитофонную запись, по ходу которой на доску прикрепляет таблички с пунктами плана. Звучит речь: «Дорогие второклассники! Помогите нам разобраться со словами, обозначающими наши имена. Очень просим вас найти ответы на следующие вопросы:
1. Существуют ли в русском языке слова, подобные «ох» и «ах»?
2. На какие вопросы они отвечают?
3. Что обозначают?
4.Какое у них научное название?
Заранее вам благодарны. Ждем ответа. Ваши друзья - Ах и Ох».)
- Можете ли вы сразу ответить на вопросы сказочных героев?
(П/о: - Нет)
- Значит, нам предстоит исследовательская работа по этой теме. Работать будем в группах.
4. Поиск решения. Выдвижение гипотез.
- Подумайте и обсудите в группах ответ на первый пункт плана: существуют ли в русском языке слова, подобные «ох» и «ах». В случае затруднения воспользуйтесь словами из упражнения № 105.
(П/о: - В русском языке существуют слова, подобные «ох» и «ах», например: «фу», «эх», «ух».
(По ходу работы учитель пишет на доску слова, названные детьми.)
- Попытаемся ответить на второй пункт плана: на какие вопросы отвечает новая группа слов? Продолжим работу в группах, выполняя упражнение № 105.
-Задание первой группе: найти и выписать слова, отвечающие на вопросы: кто? что? И рассказать о них все, что знаете.
(Учитель прикрепляет к доске табличку кто? что?)
- Задание второй группе: найти и выписать слова, отвечающие на вопрос: какой? И подготовить сообщение о своей группе слов.
(Учитель прикрепляет к доске табличку какой?)
- Задание третьей группе: найти и выписать слова, отвечающие на вопрос: что делали? И подготовить сообщение о своей группе слов.
(Учитель прикрепляет к доске табличку что делали?)
- А четвертой группе надо будет выписать слова новой группы и постараться задать к ним вопрос.
(Учитель прикрепляет к доске табличку с вопросительным знаком.)
- Послушаем представителей первой (второй, третьей, четвертой) группы.
(По ходу работы ученики каждой группы, записывают слова на доске.)
имя существительное имя прилагательное глагол ?
предмет признак предмета действие предмета ?
кто? что? какой? что делали? ?
кувшин пушистый кружились фу
чаща частый дружили эх
ух
- Можете ли вы задать вопрос к новой группе?
(П/о: - Нет)
- Может быть, мы сумеем это сделать, если разберемся, что же обозначают эти слова? Поработаем с предложениями из упражнения № 103.
- Обсудите в группах, что выражают слова «ах, ох, ух» в каждом предложении.
(П/о: - Ах – радость, удовольствие;
- Ох – усталость, неудовольствие;
- Ух – страх, испуг.)
-Как же одним словом назвать то, что чувствует человек: радость, усталость, страх?
(П/о: - Чувства)
- А можно ли задать вопрос к словам, выражающим чувства?
(Учитель делает запись над новой (четвертой) группой слов: чувства, не имеет вопроса)
- Вот мы и ответили на второй и третий пункты нашего плана.
5. Проверка гипотезы.
- Сравним наши выводы с выводами ученых. Переверните страницу учебника и найдите правило в желтой рамочке. (Один ученик читает правило вслух, остальные – про себя)
- Что можете сказать?
(П/о: - Наши выводы совпадают)
- Ребята, есть ли в учебнике информация о том, как в науке называются слова, выражающие чувства?
(П/о: - Нет)
-Как же нам быть в этом случае? Кто или что нам может помочь?
(П/о: - информационный столик, учитель, информационный конверт, библиотека)
- Недостающую научную информацию мы сегодня получим из библиотеки.
(Два ученика отправляются в школьную библиотеку.)
- А пока ваши товарищи пошли за новой информацией, мы повторим по схеме правило, которое сегодня «открыли» сами.
(На доске схема, составленная по ходу урока.)
?
чувства
не имеет вопроса
фу
эх
ух
-Давайте продолжим наш столбик словами, обозначающими разные чувства. Какие слова допишем?
(Учитель дописывает слова на доске, а дети в тетрадях)
(П/о: - Ой, ай, хе-хе, ха-ха и т.д.)
- А теперь послушайте научную информацию, полученную в библиотеке. Как называются слова, обозначающие чувства?
(П/о: - Междометиями)
- Спасибо!
(Учитель прикрепляет табличку междометия)
-Вот мы и узнали ответ на последний пункт нашего плана. Как же называется тема нашего урока?
(П/о: - Междометия)
6. Физминутка.
(Проводит заранее подготовленный ученик)
Мы немножечко устали –
Междометья изучали.
Эх! и Ох! – не для нас!
Ух! и Ах! – любит класс!
Надо знанья добывать,
Чтобы грамотными стать!
7. Первичное закрепление.
-Чтобы стать грамотными, надо продолжать работу над темой «Междометия».
Выполним упражнение № 104 на доске и в тетрадях.
- Какие знаки ставятся после междометий?
(П/о: -Восклицательный знак или запятая.)
- Помните об этом правиле. Оно вам пригодится в самостоятельной работе.
8. Творческая самостоятельная работа.
-В учебнике на странице 66 рассмотрите кадр из фильма.
- Кто изображен на рисунке?
(П/о: - Катя Персикова и Вова Колесников)
-Что увидели дети?
(П/о: - Подснежник.)
- Какие чувства вызвал цветок у Кати?
(П/о: - Радость, восхищение)
- А у Вовы?
(П/о: - Безразличие)
- Составьте и запишите предложение по картинке, используя междометия. Девочки запишут предложение, сказанное Катей, а мальчики – сказанное Вовой.
(На доске слова для справок: подснежник, красивый, маленький, какой)
- Не забудьте о знаках препинания после междометий.
- Проинсценируйте свой вариант предложения.
- Какой знак поставили после междометия?
9. Итог.
- Над какой темой работали?
- Что нового узнали?
- А теперь, я расскажу о междометии, а вы мне будете помогать.
Мне, - сказало Междометье,-
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущенье и привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово … (П/о: -Ах!)
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово … (П/о: -Ох!)
Кто встречается с бедой,
Произносят слово … (П/о: -Ой!)
Кто отстанет от друзей,
Произносят слово … (П/о: -Эй!)
У кого захватит дух,
Произносят слово … (П/о: -Ух!)
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!
10. Творческое домашнее задание.
- Напишите письмо для Оха и Аха, с применением новых знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Учимся обозначать на письме звук [Ы] после звука [Ц]. "Начальная школа XXI века", 3-в класс
Подробный план - конспект урока русского языка...
Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Слова, которые обозначают признаки предмета.
Тема урока: Слова, которые обозначают признаки предмета.Цели: познакомить со смысловым значением слов, обозначающих признаки предмета и их ролью в нашей речи, учить ставить к ним воп...
урок русского языка во 2 классе по программе школа России по теме:Признаки которые обозначают имена прилагательные
Урок начинается с психологического настроя. Первый урок по данной теме. Расписани этапы и цели. Содержит упражнения для развития мелкой моторики. Учащиеся составляют кластер....
Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»
Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI век»...
Урок русского языка для учащихся 1-го класса с ОВЗ по теме: «Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме»
Цель: создать условия для, развития умения различать, как обозначена мягкость согласных звуков на письме....
Конспект урока русского языка "Что обозначает глагол" УМК "Школа России" 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Что обозначает глагол?» Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, умения употреблят...
Технологическая карта урока русского языка "Что обозначает глагол" УМК "Школа России" (3 класс)
Тема урока «Что обозначает глагол?»Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования умения распознавать глаголы среди других частей речи, умения употреблять ...