Дидактические игры на уроках письма и развития речи в 1-2 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Дифференциация звуков Ч-Щ»
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему
Дидактические игры на уроках русского языка повышают речевую мотивацию учащихся, развивают устную речь детей. Дидактические игры на тему «Дифференциация звуков Ч-Щ» на уроках письма и развития речи в 1-2 классах разработаны для использования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная
школа- интернат YIII вида станицы Костромской Краснодарского края
Дидактические игры на уроках письма и развития речи в 1-2 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Дифференциация звуков Ч-Щ»
Автор: учитель начальных
классов Кулакова Ирина Александровна
Май, 2014
Дидактические игры на уроках письма и развития речи в 1-2 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Дифференциация звуков Ч-Щ»
Пояснительная записка
Дидактические игры на уроках русского языка повышают речевую мотивацию учащихся, развивают устную речь детей. Дидактические игры на тему «Дифференциация звуков Ч-Щ» на уроках письма и развития речи в 1-2 классах разработаны для использования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Предложенные виды игр способствуют развитию активной речи и фонематического слуха, пополняют словарный запас у детей, формируют мышление, развивают внимание и память. Эти игры могут быть использованы на этапах повторения и закрепления материала.
Работая в этом направлении, я разработала некоторые дидактические игры по развитию устной речи на уроках русского языка, при использовании которой достигла положительных результатов, что подтверждается при помощи диагностической работы (контрольные задания, тестирования, опросы, самостоятельные работы).
Цель:
1. Закрепить артикуляционный уклад и характеристики звуков Ч-Щ, различение их в словах, предложениях .
2. Развитие слухового внимания, обогащение словарного запаса.
3. Воспитание навыков контроля и самоконтроля.
Игра Догадайся, о какой букве идёт речь?
- Не получится борща,
Если нет в нем буквы …Щ
- «Горячо как мне в свече!» -
Причитает буква ... Ч
Игра «Проговаривание слогов» (с перекидыванием мяча)
(Учитель говорит слог со звуком [Ч], а учащиеся отвечают слогом со звуком [Щ ] и наоборот.)
ча-ща | чу-щу | чи-щи | ща-ча | щу-чу |
щи-чи | ча-ча-ща | ча-ща-ча | ща-ча-ча | ащ-ащ-ач |
ащ-ач-ач | ач-ащ-ащ | уч-ущ-ущ | чу-чу-щу | ще-че |
Игра « Скороговорка».
(Проговорить скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе)
- Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.
- Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу..
- У четырех черепашек четыре черепашонка.
- Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Игра «Чётко произнеси звуки»
(Прочитать скороговорки В.Бахревского)
В чемодане у чечётки
Щётки, чётки, счёты -тётке,
Чётки, счёты, щётки -дядьке,
Счёты, щётки ,чётки -няньке,
Лишь чечётка -для себя.
Пляшет чёткая семья
Игра «Хитрые звуки».
(Изменение слов по образцу с перекидыванием мячика).
Звуки Ч-Щ спрятались, и появятся, если правильно назвать слово. Тот, кому учитель бросит мячик, возвращает его, произносит нужное слово и называет чётко звук, который появился. Например: «Летать - я лечу», звук [Ч].
Искать- | Плакать- | Катить- | Угостить- |
Вертеть- | Скакать- | Пустить- | Платить- |
Игра « Точки».
(Поставить в словах-отгадках столько точек, сколько букв в слове, а звук [Ч] и [Щ], написать буквами)
- Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник)
- Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)
- Что за чудо?
Вот так чудо:
Сверху блюдо,
Снизу блюдо,
Ходит чудо по дороге
Голова торчит и ноги. ( Черепаха)
- Нахмурится, насупится,
В слёзы ударится-
Ничего не останется (Туча)
- Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (Щука)
Игра « Новые слова».
По образцу подобрать и проговорить новые слова так, чтобы появился звук [Щ]. Образец: Мальчик, который отвечает у доски. (Отвечающий мальчик.)
Девочка, которая мечтает. (Мечтающая девочка.)
Девочка, которая молчит. (Молчащая девочка.)
Мальчик, который играет. (Играющий мальчик.)
Мальчик, который танцует. (Танцующий мальчик.)
Девочка, которая кружится. (Кружащаяся девочка.)
Игра « Самый внимательный».
(Произнести предложение, назвать слова которые встретились в предложении со звуком [Ч], [Щ].)
Мы собрали на огороде сочные овощи.
В лесу раздавался птичий щебет.
В лесу рычит волчище.
Я чищу вещи щёточкой.
Самовар я вскипячу, сладким чаем угощу.
Свеча едва освещает избушку.
Девочки качаются на дощечке.
У мальчика живут в клетке поющие птички.
Игра « Назови ласково».
Образец: собака-собачка
Коса, лиса, слово, санки, сумка, скамейка.
Игра «Поймай звук»
(Хлопнуть в ладошки, если слышится звук [Щ].)
Чайник, щенок, ящик, очки, щётка, щука, чашка, лещ, пища, плащ.
Игра «В начале, в середине, в конце».
(Учитель показывает детям картинки, под изображением которых находятся по три кармана, расположенных горизонтально. Объясняет, что первый карман - это начало слова, второй - середина, третий конец. Демонстрирует кружочки, которыми будут обозначаться звуки. Задача: положить кружочек в тот карман, где находится заданный звук.)
Картинки: [Щ]: щетка, плащ.
[Ч]: мяч, бочка, чашка.
Игра «Что общего?»
Назвать одинаковый последний звук в словах ([Ч], [Щ]):
Мяч, грач, обруч. Лещ, плащ, хвощ.
Игра «Ч или Щ?»
Закончить слово нужным звуком ([Ч] — [Щ]):
товари..., кле..., труба..., обру..., клю..., ово..., мя...
Игра «Закончить слова нужным слогом»
ЧА (ЩА): ту — ..., ро — ..., пи — ..., гу — ..., ку — ..., да — ...;
ЧИ (ЩИ): клю — ..., пла — ..., ку — ..., мя — ..., плю — ..., ово — ...
Игра «Третий лишний»
(Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Ч] и [Щ]):
Чайник, щука, человек. Ящик, овощи, обручи.
Список использованной литературы и интернет-ресурсы
1. Аксенова А.К. методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М., 1999.
2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка. – М., 1991.
3. Обучение учащихся 1 – 4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей / под ред. Петровой В.Г. – М., 1976.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Подготовительный, 1-4 классы. – П., 2008.
5. Фотекова Т.А. Текстовая методика. Диагностика устной речи младших школьников. – М., 2000.
6. Юрова Е.В. Коррекция устной речи. – М., 1998.
8. nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития устной речи в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Овощи: помидор"
Урок проводится по теме " Овощи: помидор" в 1 классе коррекционной школы VIII вида. Содержит разнообразные дидактические игры, коррекционные упражнения....
Урок чтения и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме Барков "Пожарник Карл"
Урок чтения и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема урока Барков "Пожарник Карл". Это разработка второго урока по этой теме. На уроке используются разные виды чтен...
Урок письма и развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Большая буква в кличках животных"
Урок письма во 2 классе специальной (коррекционной ) школы VIII вида по теме "Большая буква в кличках животных". В разработке урока содержатся виды коррекционно - развивающих упражнений на развитие вн...
Конспект урока по произношению во 2 классе специальной (коррекционной) школы V вида на тему "Дифференциация звонких и глухих согласных "д" - "т", "дь" - "ть".
Урок направлен на развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа. Материал может использоваться в коррекционной школе V вида и в логопедической группе детского сада....
Урок математики в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении"
Цель: - закреплять вычислительные навыки в пределах 20 с числами полученными при измерении времени, длины, стоимости;- корректировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении...
Презентация к уроку по развитию речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Дикие и домашние животные. Сравнение диких и домашних животных"
Презентация к уроку....
Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Пособие предназначено для учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида и подготовлено в соответствии с действующей программой по русскому языку. В сборник вошли к...