Урок чтения и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме Барков "Пожарник Карл"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Юрова Людмила Вячеславовна

Урок чтения и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема урока Барков "Пожарник Карл". Это разработка второго урока по этой теме. На уроке используются разные виды чтения, коррекционно - развивающих упражнений. Используется презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon _karl.zip1.73 МБ

Предварительный просмотр:

МКС (К) ОУ «Ветлужская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида»

Проект урока чтения и развития речи                        

             в 4 классе специальной

(коррекционной) школы VIII вида.

                     Тема урока  

   А.Барков « Пожарник Карл»

                   

                                                            Выполнила Юрова Людмила Вячеславовна  

                                                            учитель начальных классов

                                                            МКС (К) ОУ «Ветлужская

                                                            специальная (коррекционная)

                                                            школа – интернат VIII вида»      

Тема урока: А. Барков «Пожарник Карл».

Цель урока: продолжить работу над содержанием рассказа и пониманием прочитанного.

Задачи урока: образовательные – учить выделять части рассказа, передавать содержание прочитанного, вырабатывать навык беглого правильного чтения;

Коррекционно – развивающие – коррекция и развитие связной устной речи, коррекция внимания и памяти посредством упражнений на основе анализа и синтеза;

Воспитательные – воспитывать желание любить всё живое, помогать слабым и беззащитным животным (птицам).

Тип урока: урок изучения нового.

Оборудование: учебник чтения для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева.

Карточки с названиями частей рассказа, предметы для дидактической игры  ( промокательная бумага, обрывки меха, газета, вата), компьютер, мультимедийный проектор.

                       Этапы урока.

1.Организация детей на урок.

2.Речевая гимнастика.

3.Проверка домашнего задания.

4.Сообщение темы урока.

5.Гимнастика для глаз.

6.Работа над содержанием 3 части рассказа.

7.Физкультминутка.

8.Работа над содержанием 4 части рассказа.

9.Работа над содержанием 5 части рассказа.

10.Закрепление изученного.

11.Домашнее задание.

12.Итог урока.

                     

                            Ход урока

Основные вопросы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1.Орг.момент.

Настрой на урок в стихотворной форме.

Проговаривают стихотворение, выполняют упражнения.

2.Речевая гимнастика.

Инструктаж по выполнению задания.

Четко и правильно стараются проговорить чистоговорки и скороговорки, хором и индивидуально.

3.Проверка домашнего задания.

Постановка проблемного вопроса. Фронтальный опрос. Контроль. Словесная оценка.

Ответы детей. Выборочное чтение нужных отрывков.

4. Сообщение темы урока.

Сообщение темы, целей и задач урока.

Слушают.

5. Гимнастика для глаз.

Инструктаж.

Выполняют движения глазами.

6. Работа над содержанием 3 части рассказа.

Словарная работа. Инструктаж по выполнению задания. Контроль. Словесная оценка.

Объясняют слова. Чтение по цепочке по предложению. Нахождение и чтение слов – действий галчонка, подбор к ним подходящих слов из текста.

7. Физкультминутка.

Инструктаж.

Выполнение действий.

8. работа над содержанием 4 части.

Инструктаж по выполнению задания. Проблемный вопрос. Проведение дидактической игры. Словесная оценка.

Самостоятельное выделение и чтение 4 части рассказа. Ответы на вопросы. Выбор предметов в дидактической игре.

9. Работа над содержанием 5 части рассказа.

Инструктаж по выполнению задания. Контроль. Словесная оценка.

Хоровое чтение 5 части. Составление по памяти 5 части по предложению. Самоконтроль.

10. Закрепление изученного.

Постановка вопросов по содержанию. Чтение начала предложений. Контроль. Словесная оценка.

Ответы детей. Дополнение предложений. Чтение предложений из разных частей рассказа, угадывание детьми из какой части предложение.

11. Домашнее задание.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Слушают.

12. Итог урока.

Подведение итогов урока. Выставление оценок, комментирование.

Ответы на вопросы. Самооценка своей работы на уроке.

                        Конспект урока.

   1. Орг.момент.

- Мы урок начнём с разминки,

   Выпрямляем свои спинки,

   На носочках потянулись,

   Вправо – влево повернулись

   И друг другу улыбнулись.

Выполняют  упражнения под руководством дежурного.

2.Речевая гимнастика. Слайд 2.

- Начнём урок с речевой гимнастики. Говорим четко, правильно, хором.

Бей – бей – бей – прилетел к нам воробей.

Би – би - би – прилетели голуби.

Бу – бу – бу – птицы сели на трубу.

- Четко произносим скороговорку.

Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники горсть. Чёрная галка чернику склевала.

Хором проговаривают чистоговорки и скороговорки. Индивидуально – учащиеся с нарушениями произношения.

3. Проверка домашнего задания. Слайд 3.

- Выберите героя рассказа Баркова, который мы читали на прошлом уроке.

- Проверка 1 части по вопросам.

- Как звали галчонка?

- Как у мальчика появился галчонок?

- Мы рассказали по вопросам 1 часть.

Выберите из карточек на парте название 1 части, работаем в парах.

- Выберите название следующей части.

- Откройте учебники, посмотрите на рисунок, прочитайте об этой забаве галчонка.

- Расскажите, какие ещё забавы были у галчонка?

Учащиеся выбирают картинку галчонка.

Ответы детей.

Выбирают название 1 части «Галчонок поселился в доме».

Выборочное чтение.

Рассказы детей о забавах галчонка.

4. Сообщение темы урока.

- Сегодня ещё раз обратимся к тексту, будем учиться выделять следующие части рассказа, работать над чтением и содержанием этих частей.

5.Гимнастика для глаз. Слайд 4.

Выполняют упражнение для глаз, следят глазами за движением птиц.

6. Работа над содержанием 3 части. Слайд 5.

- Выделите в парах название следующей части рассказа.

 а) Проведём словарную работу.

- Как называется предмет для ношения двух ведер на плече, толстая изогнутая палка с крючками или выемками на концах.

- Стены, рубленного деревянного сооружения, собранные из обработанных

бревен.

- Большое ведро.

 б) Чтение трудных слов по слогам, полностью, хором, индивидуально.

   в) Чтение 3 части по предложению.

   г) Работа со словами – действиями.      

              Слайд 6.

- В этой части есть много слов – действий галчонка. Из первого абзаца я вам выбрала слова – действия, сейчас их прочитаем и дополним по смыслу подходящими словами из текста.

- Из следующего абзаца найдите  действия самостоятельно.

Выбирают название 3 части «Карл ходит за водой».

Называют слова. Если испытывают затруднения, читают слово с доски, рассматривают картинку коромысла, сруба колодца, бадьи.

Читают слова по слогам, полностью, хором, индивидуально – учащиеся с нарушениями звукопроизношения.

Читают по предложению, ученик называет следующего ученика, который будет читать далее.

Читают с доски слова, дополняют словами из рассказа. Взмахнёт (крыльями), сядет (на коромысло), покачивается (на плече), нахохлится (птица, мигом).

7. Физкультминутка. Слайд 7.

- Немножко отдохнём. Выполним действия.

Если показываю на экране птицу, выполняем хлопок над головой, если другое животное делаем приседание.

Выполняют упражнение.

8. Работа над содержанием 4 части.  

      Слайд 8.

- Выберите следующую часть.

   а) Самостоятельно найдите и прочитайте.

   б) - Выберите на экране предмет, где Карл    устроил гнездо.

  в) - Проведем игру. У меня на столе разные предметы: вата, палочки, обрывки меха, газета, промокательная бумага, старые варежки, тряпки.

- Выберите те предметы, которые Карл натаскал себе в шляпу.

   г) - Прочитайте, как вёл себя галчонок, когда кто-нибудь приближался к гнезду.

Выбирают название «Гнездо Карла».

Самостоятельно выделяют и читают эту часть.

Выбирают среди картинок картинку соломенной шляпы.

Выбирают и называют предметы: обрывки меха, промокательную бумагу, варежки.

Выборочное чтение.

9. Работа над содержанием 5 части.

      Слайд 9.

- Как называется последняя часть рассказа?

 - Читаем эту часть хором.

- Составим из предложений, которые у вас на парте эту часть по памяти.

- Проверяем на экране.

- Расскажите, почему галчонка прозвали Пожарником.

Выбирают название «Карл Пожарник».

Хоровое чтение.

Составление предложениями 5 части по памяти.

Самоконтроль.

Ответы детей.

10. Закрепление изученного. Слайд 10.

- О ком читали рассказ?

- Подберите слова, подходящие к галчонку, какой он? Докажите примерами из рассказа.

-Как мальчик относился к галчонку?

- Как мы можем помочь птицам? Слайд 11.

- Проверим, как усвоили прочитанное. Я читаю начало предложения, а вы должны быстро найти предложение в учебнике и дочитать.

- А теперь один из вас прочитает предложение из частей, которые мы читали на уроке, а вы должны назвать из какой части это предложение.

Ответ детей.

Подбирают слова: забавный, умный, догадливый. Приводят примеры.

Предполагаемый ответ: спас галчонка, заботился, ухаживал за ним.

Находят и дочитывают предложение.

Ученик читает предложение, учащиеся называют, из какой оно части.

11. Домашнее задание.

- Домашнее задание читать и пересказать 3,4,5 части рассказа.

12. Итог урока.

- Кто может сказать о себе, что он работал на уроке активно, правильно отвечал, читал без ошибок?

- Кто оценивает свою работу на 4, т.е. были неточные ответы, при чтении допускались незначительные ошибки.

Выставление оценок.

- Чему учились на уроке?

Оценивание детьми своей работы на уроке

Ответы детей..

                 Самоанализ урока.

Данный урок является вторым уроком по теме А.Барков «Пожарник Карл». На первом уроке шло знакомство с первой и второй частями данного рассказа. На этом уроке учащиеся знакомятся и работают над содержанием следующих трёх частей.

Целью урока является закрепление навыка беглого правильного чтения, работа над пониманием содержания. Тема урока соответствует программе специальной (коррекционной) школы, содержание учебного материала отвечает теме и задачам данного урока, доступно учащимся.

Форму урока составляют традиционные структурные компоненты.

Используется презентация. Организационный момент урока создаёт положительный настрой на урок, реализуется в стихотворной форме с выполнение детьми соответствующих упражнений. Речевая гимнастика способствует отработке произношения звуков, т.к. учащиеся коррекционной школы имеют нарушения звукопроизношения.

Проверка домашнего задания начинается с коррекционного упражнения с опорой на память. При проверке осуществляется контроль за речью учащихся, за правильным построением предложений, за последовательностью событий.

При работе над каждой новой частью используются различные виды чтения: чтение по предложению ( учащиеся сами называют следующего читающего, а не учитель), выборочное чтение, самостоятельное, хоровое, чтение «прятки» (учитель начинает читать предложение, дети находят в учебнике и дочитывают). Эти упражнения способствуют развитию интереса к чтению, снимают утомляемость.

На каждом этапе знакомства с новой частью рассказа проводится словарная работа, обогащается словарный запас. Осуществляется связь с уроками письма и развития речи при нахождении слов – действий. Проводится беседа о помощи человека слабым и беззащитным животным.

Используются приемы анализа и синтеза при выборе учащимися названий частей рассказа, нужных картинок и предметов, также ставятся проблемные вопросы и используются игровые приемы.

На уроке дети приучаются к самоконтролю через упражнение в составлении последней части с последующей проверкой.

Все этапы урока связаны между собой. Физкультминутка  и упражнение для глаз также связаны с темой урока и использовались для поддержания здоровья учащихся.

Задания подобраны соответственно возрасту и способствуют, поставленным задачам. На достижение задач работает разнообразие форм, методов, приемов и заданий.

                           Используемая литература

Н. П. Локалова « Как помочь слабоуспевающему ученику».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи и календарно-тематическое планирование 4 класс. Для коррекционных школ....

Урок развития устной речи в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Овощи: помидор"

Урок проводится по теме " Овощи: помидор" в 1 классе коррекционной школы VIII вида. Содержит разнообразные дидактические игры, коррекционные упражнения....

Урок письма и развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Большая буква в кличках животных"

Урок письма во 2 классе специальной (коррекционной ) школы VIII вида по теме "Большая буква в кличках животных". В разработке урока содержатся виды коррекционно - развивающих упражнений на развитие вн...

Дидактические игры на уроках письма и развития речи в 1-2 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Дифференциация звуков Ч-Щ»

Дидактические игры на уроках русского языка повышают речевую мотивацию учащихся, развивают устную речь детей. Дидактические игры на тему «Дифференциация звуков Ч-Щ» на уроках письма и развития р...

Урок по чтению и развитию речи, 1 класс, в коррекционной школе VIII вида.

Урок по чтению и развитию речи, 1 класс, в коррекционной школе VIII вида...

Урок изобразительного искусства во 2 м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: "Рисование елочных украшений"

Урок разработан и проведен во втором классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В ходе урока обучающиеся получили представления об истории появления ёлочных украшений, их многообразии, со...