Перенос слова
план-конспект урока по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Перенос слов по слогам.
Цель урока: знакомство учащихся с правилами переноса слов по слогам.
Планируемые результаты обучения:
Обучающиеся должны знать:
- правило написания большой буквы в начале предложения, в именах и фамилиях;
- правило и алгоритм переноса слов с одной строки на другую.
Обучающиеся должны уметь:
- работать в паре и в группе по предложенному учителем плану;
- с помощью учителя определять цель деятельности на уроке;
- использовать знако – символические средства при оформлении правил переноса;
- составлять под руководством учителя алгоритм звуко – буквенного анализа слов.
Основные понятия: слог, мягкие и твердые звуки, однокоренные слова, ударение.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Ресурсы: учебник русского языка автор Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной ( Образовательная система « Школа 2100» ), демонстрационная таблица, карточки для работы в паре, тетрадь с печатной основой, стр. 9.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Целеполагание и мотивация | Личностные УУД ( осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку). Регулятивные УУД ( самоорганизация и организация своего рабочего места). | - Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. Слайд 1 - Я желаю тебе добра, ты желаешь мене добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно, я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. | Дети проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности. |
Чистописание | Познавательные УУД ( актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций) Личностные УУД ( осознание своих эмоций, интереса к изучению языка) Регулятивные УУД ( учатся работать по предложенному учителем плану) |
« бордюра», состоящего из домиков - Откройте тетрадь на стр. 9. Рассмотрите рисунок. ( В тетради рисунок с изображением цапли.) Куда спешит цапля? Интересно, кто ее там ждет? Нарисуем домики на строчке. ( Учитель показывает последовательность на доске.)
прописывание букв и сочетаний - Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова. Есть в русском языке эти заглавные буквы? Какой одинаковый элемент есть в написании этих букв? Напишите ее по образцу.
Самостоятельное выполнение заданий с написанными словами: - Подчеркните слово, состоящее из одного слога. - Обведите в зеленый овал то слово, в котором букв больше, чем звуков. - Обведите в синий овал слово, в котором звуков и букв поровну. - Запишите слова, диктуя их по слогам. Какую роль играют в словах буквы «ь» и «ъ»? Подчеркните их в словах. |
Дети рассматривают рисунок. Затем дети рисуют самостоятельно. Мягкий знак, твердый знак, буква «ы».
Нет. Буква «ь». Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу. Пишут слова с буквами «ь» и «ъ», проговаривая по слогам. |
Актуализация знаний и фиксирование затруднения | Познавательные УУД ( осознание учащимися компонентов учебной деятельности и мотивов собственных действий) Познавательные УУД (актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний) | На доске карточки слов с пропущенными буквами: Су…… ота, с…бака, кла…., гру….а, то….а, ма….а. - Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права? - Почему ты считаешь, что я права (не права)? - Какое задание можно выполнить со словами? - Давайте выполним задание: найти лишнее слово. Какое слово здесь лишнее? Учитель подводит детей к тому, что лишнее слово – собака, т.к. не содержит удвоенную согласную. (Возможны и другие варианты.) Уберём лишнее слово и запишем остальные слова, объясняя орфограммы. Учитель или один из учащихся пишет на доске, причем слово масса не помещается на строке целиком. | Учащиеся читают самостоятельно. Учащиеся делают выбор. Обоснование детьми своего выбора. Варианты детей: списать, подчеркнуть орфограммы; разделить на группы, найти лишнее слово и т.п. Предположения детей. Записывают в тетради слова с комментированием. |
Выявление места и причины затруднения | Познавательные УУД (активизация мыслительной деятельности через проблемное задание) Регулятивные УУД (определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя) Коммуникативные УУД (оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений) | - О каком сказочном герое эти слова? У отца был мальчик странный, Необычный – деревянный. Но любил папаша сына, Что за странный… Человечек деревянный На земле и под водой Ищет ключик золотой. Всюду нос сует он длинный. Кто же это? Слайд 2 - Кто еще из героев помещен на этом слайде? Из какой они сказки? Над каким вопросом задумался Буратино? - Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает? - Как вы думаете: переносить слово нужно по правилам или так, как захочет пишущий? Что бы вы предложили? Сообщение темы урока - Какова цель нашего урока? Сформулируйте тему нашего урока. - Сегодня вы узнаете правила переноса, потренируйтесь в переносе слов. Попробуйте каждый для себя определиться по таким направлениям: хочу знать и хочу научиться (выражения на доске) - Что значит перенести? -Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово. Какие у вас идеи? Учитель фиксирует варианты переноса на доске. - Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова. - Задание было одно? - Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? - Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть. | Буратино. Мы перенесем это слово. Обсуждаются различные варианты, выдвинутые детьми, выбирается оптимальный вариант. Дети предлагают варианты. Часть слова оставить, а другую записать на новой строке. Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово. Дети предъявляют результат своего труда. Варианты переноса могут быть разные: ма –сса, масс – са, масс – а... Да. Как переносить слова; правила переноса слов. |
Построение проекта выхода из затруднения | Познавательные УУД ( ориентирование в условных обозначениях) Регулятивные УУД ( осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале) Коммуникативные УУД (участие в работе группы, распределение роли, общение друг с другом) Познавательные УУД ( сравнение слов по нескольким основаниям; нахождение закономерностей; самостоятельное продолжение их по установленному правилу) Познавательные УУД ( умение с большой долей самостоятельности работать с моделями) | - Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль? - Каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. Такое же правило предлагает и Мальвина и Буратино. А план работы такой ( Слайд 3).
- Что должно получиться у каждой группы в результате работы? Сколько правил у нас получится? Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе. - Слушаем результаты работы групп. 1 группа, прочитайте слова хором, обращая внимание на перенос. - На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? Все согласны с выводом группы? Учитель фиксирует на доске модель ( Слайд 4): - О чем говорит эта схема? - Слушаем вторую группу. - Прочитаем слова хором ( Слайд 5), - Обращая внимание на перенос. - На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? - Все согласны с выводом группы? Учитель фиксирует на доске модель (Слайд 6): …С – С… - Слушаем третью группу. - Прочитаем слова хором ( Слайд 7), обращая внимание на перенос. - На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? - Все согласны с выводом группы? Учитель фиксирует на доске: …ъ - .., …ь-…, …й- …. Слушаем четвёртую группу. - Прочитаем слова хором ( Слайд 8), обращая внимание на перенос. - На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? -Вы согласны с выводом группы? Фиксируем модель: У - …! - Что случилось, почему буква плачет? У :….! - Почему изменилось настроение у буквы? Аналогично прорабатывается последнее правило ( Слайд 9): 1 слог не переносим. … … ! - А почему нельзя переносить? - Сколько правил мы открыли? Проговорим их еще раз, пользуясь схемами моделями. - Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно? - Помогите Буратино составить алгоритм: как вы будете действовать, если надо перенести слово. Учитель фиксирует на доске (Слайд10):
- Почему выделены слова « вспоминаем», « правило»? | Следить, чтобы каждый выражал своё мнение, и работать по плану. Правило переноса слов. Сколько групп, столько и правил. Дети работают в группах и формулируют правило. Все читают слова: КА-ран-даш, то- пор, мо-роз. Выделены буквы гласных, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам. Слова переносятся по слогам! Показ задания. Все читают хором слова: Кас-са, тон-на. Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если есть две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними. Показ задания. Все читают хором слова: конь-ки, зай-ка, подъ-езд. Выделены буквы ъ, ь, й. Знак переноса стоит после них, значит, их нельзя отрывать от предыдущего слога. Показ задания. Все читают хором слова: обед, еще, края. Выделены слоги о-, е-, -я. Знак переноса не стоит, значит, одну букву переносить нельзя. Не хочет стоять одна! Слово тоже протянуло ей руку, теперь она не одна. Читают слова: сон, ток, лук, страх. Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет. Слова переносятся только по слогам! Проговаривают все правила, используя схемы- модели. Сравнивают с учебником ( стр. 21), делают вывод: мы открыли больше правил. Должны перенести их правильно. |
Физкультминутка | Личностные УУД ( умение применять правила охраны своего здоровья) | Звучит песня Буратино (Слайд 11): Буратино потянулся, Раз нагнулся, Два нагнулся, Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. | Выполняют под музыку физические упражнения. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Регулятивные УУД ( проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности) Познавательные УУД (умение следовать образцу и правилу) Познавательные УУД ( выведение общего для целого ряда слов на основе выделения существенной связи) | - Вернемся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение? Слайд12 - Расскажите Буратино, как же мы перенесём слово масса, которое не вошло в строку? Слайд 13 Из предложенных Мальвиной слов: осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён выписать: Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса ( но – ты); девочкам – слова, которые нельзя переносить. Выяснение понимания задания - Есть ли у вас совпадения? ( Взаимопроверка. Проверить вслух. Самопроверка.) | Возвращаются к заданию, которое вызвало затруднение. Не могли перенести слово масса. Применяют алгоритм и объясняют перенос. Дети читают слова и выполняют задание. Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм. Применяют правила, объясняют перенос. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | ( понимание смысла задания; Познавательные УУД возможность применить первоначальные способы поиска информации) Коммуникативные УУД (осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания) | Проверка усвоения материала по уровням - Дети, ваша задача – выбрать то задание, которое вам больше всего понравилось, и выполнить его. 1 уровень. Запиши слова по образцу, поделив их для переноса: Стриж- стри-жи, еж - …., барсук - …, волк - …. . 2 уровень. Запиши слова с противоположным значением, разделив их для переноса: жара - …, сухой - …, быстрый -….. ( Холод, мокрый, медленный) 3 уровень. Как зовут этих животных в сказках? Запиши, разделив для переноса: лиса ( рыжая, кумушка, плутовка) Медведь( михайло, косолапый); волк ( серый, волчище); заяц ( косой, хвастунишка) При проверке обращаем внимание на правильность, в случае спорной ситуации находим истину. Особое внимание к слову «медленный», предлагаем детям просмотреть все варианты и сделать вывод о переносе слов с удвоенной согласной. | Учащиеся выбирают понравившееся задание. После выполнения проверяют работу по эталону. |
Включение в систему знаний и повторений | Личностные УУД ( формирование личного( эмоционального) отношения к содержанию пословицы) Познавательные УУД ( использование простейших приёмов анализа различных видов текстов, умение устанавливать аналогии) | Упражнение 19 стр. 19. - Прочитайте задание. Как вы понимаете смысл данной пословицы? Птица рада весне, а младенец – матери. -Спишите предложение, подчеркните буквы гласных звуков, поставьте ударение. - Разделите слова на слоги. Образец записи: Пти- ца ра- да вес- не и т.д. | Людям дорога теплота отношений. Дети записывают предложение, обозначают буквы гласных, называют их, ставят ударение. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог) | Личностные УУД ( оценивание разного вида деятельности на уроке) Регулятивные УУД ( формирование умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей) | - Какое открытие мы сегодня сделали? - Для чего нам понадобятся эти правила? - Прочитайте на зеленой полосе в тетради слова и расскажите о правилах переноса слов. - Найдите трехсложное слово, разделите его для переноса. Запишите его на зеленой полосе. - Что на сегодняшнем уроке показалось вам самым интересным? - Закончите предложения: Я сегодня узнал….. Я научился…. Мне было….. Слайд 13 - Буратино говорит вам всем спасибо за помощь. | Выучили правило переноса слов. На данном этапе фиксируется новое содержание , изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"
Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...
Развитие умения переносить слова. (й при переносе).
Данная разработка урока русского языка по теме : Развитие умения переносить слова (й при переносе) поможет учителю начальных классов в проведении урока....
Конспект урока по русскому языку во 2 классе. "Перенос слов. Правила переноса".
Целью урока является знакомство с правилами переноса слоа с одной строки на другую. Развитие логического мышления учащихся, обогащение словарного запаса. Умение выражать свои мысли в грамматически пра...
презентация к уроку русского языка "Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
презентация к уроку русского языка "Перенос слов. Правило переноса слов с одной строки на другую". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Перенос слов. Правила переноса слов. 1 класс
Цель: познакомить с правилами переноса слов....
Перенос слов. Правила переноса слов.
Конспект урока русского языка....