Тема | Предлоги и пристаки. |
Цели
| Формировать умения: подчеркнуть разницу в написании предлога и приставки; познакомить учеников со способом разграничения приставки и предлога; Формировать умения: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; формулировать тему и цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (Регулятивные УУД); - ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах (Познавательные УУД); - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). |
Основные понятия | Предлог, приставка. |
Ресурсы: | - Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник русского языка 2 класс. Часть 2. Стр. 116-117. Рабочая тетрадь. – Презентация к уроку. – Тетрадь. – Алгоритм самооценки. |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение, окружающий мир. |
Организация пространства | Виды коллективной работы. |
Новые технологии | -информационно-коммуникативные (презентация); - здоровьесберегающие (физкультминутка, дозированная подача знаний, смена видов деятельности); -личностно-ориентированные (создание комфортных условий для сотрудничества учителя и ученика)); -зона ближайшего развития (от того, что умеет делать самостоятельно к тому, что он умеет делать в сотрудничестве).
|
|
|
Этапы урока | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
|
|
|
| Предметные | Личностные, метапредметные |
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.).
Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; – уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности. |
Проговорить правила поведения на уроке. СЛАЙД 1 На уроке я сижу, Не стучу и не кричу, Руку тихо поднимаю, Если спросят – отвечаю.
СЛАЙД 2 Проговорить девиз урока. Определить тип урока.
Назвать шаги учебной деятельности.
РАБОТА В ТЕТРАДИ: ЧИСЛО, МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
Структура ТИК-ТЭК-ТОУ: | - Прозвенел звонок, Начинаем наш урок. Посмотрите все ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки?
– Что мы сейчас повторили?
– Для чего нам нужно соблюдать эти правила?
– Девизом нашего урока будут слова… (Слайд 2.)
– Значит, мы …
МАЙ, МОЙ, - А вы знаете, что сегодня в России отмечают день шифровальщика. -Давайте, мы тоже расшифруем некоторые слова. СЛАЙД 3 - По какому принципу зашифрованы слова? - На какие тематические группы можно разделить слова? - Спишите слова, подставляя пропущенные гласные. - Составить предложения по группам
|
Проговаривают стихотворение.
– Правила поведения на уроке.
– Чтобы не терять время. Чтобы всё запланированное сделать.
– …знаешь – говори, не знаешь – слушай.
- Пропущены гласные.
- … |
Закрепление написания словарных слов. | Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
II. Актуализация знаний Цель: - актуализировать знания о предлогах и приставках | Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал» Фронтальная работа. Таблица на доске.
| СЛАЙД 4 -Как вы думаете, что записано?
-Так что же это приставки или предлоги?
-Почему у нас возникло затруднение?
|
(Приставки. Предлоги)
(Есть такие приставки. Есть такие предлоги. Произносятся и пишутся одинаково).
| Выявлять отличительные признаки каждой части речи. | Ориентироваться в системе знаний (Познавательные УУД). |
III. Определяем основной вопрос урока Цели: - организовать постановку проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог; - организовать постановку цели урока.
|
Определить основной вопрос урока, сформулировать цель урока.
Структура СИНГЛ РАУНД РОБИН (4 ученика проговаривают ответы на вопрос по кругу один раз) - Что такое приставка? - Что такое предлог?
ЗАПИСЫВАЕТ ВОПРОС ВО 2 КОЛОНКУ ТАБЛИЦЫ. Хочу узнать | Как различить приставку от предлога? |
| -Какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке?
СЛАЙД 5 -Исходя из поставленных задач, попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок и предлогов).
СЛАЙД 6 -Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить?
-Давайте воспользуемся своей памятью и вспомним, что мы знаем о приставке. -Что такое приставка?
-Как найти приставку в слове?
-С какой целью мы всё вспомнили о приставке? -Назовите слова с приставкой.
- В какую группу отнесём все остальные слова? -Что такое предлог?
-Для чего служит предлог?
ЗАПОЛНИТЬ ЗНАЮ - Но как же нам доказать, что это предлоги, ведь стоят скобки? - Какой возникает вопрос? - Какую цель ставим? | (Научиться различать приставки и предлоги, правильно их писать со словом.)
(Слова с приставками и слова с предлогами)
(Приставка - часть слова, стоит перед корнем, пишется со словом слитно, служит для образования новых слов).
(Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой).
(Чтобы найти слова с приставкой).
( Слова с предлогами).
(Это самостоятельная часть речи, пишется со словами раздельно).
(Для связи слов в предложении).
|
| Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (Познавательные УУД).
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; формулировать цель урока (Регулятивные УУД).
|
IV. Открытие нового знания Цели: - организовать поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего к знанию диалога, - организовать формулировку темы урока.
| Поиск решения учебной проблемы.
Сформулировать определение.
(К учебнику. Стр. 116)
СЛАЙД 7
(Алгоритм выстраивается на доске)
| -Предлагаю вам побывать в роли исследователей. -Может кто-нибудь из вас может предложить способ, как это сделать. (Если не знаете, попробуйте между предлогом и словом поставить ? или другое слово).
(Работа на доске со вторым столбиком слов) до (чего?) берёзы, по (большой) деревне, прочитал про (что?) город - Какой вывод мы можем сделать?
-А между приставкой и словом можно вставить? или другое слово?
-И, действительно, ребята, в переводе с греческого языка слово «предлог» означает «калька»- т.е. стоящий «перед словом». Всего около 200 предлогов, они занимают 4 место по частоте употребления. -При выполнении задания встретился ли вам хоть один предлог с глаголом?
-Какой из этого можно сделать вывод? -Вы уже самостоятельно сделали два вывода.
- Давайте проверим, хорошо ли вы поработали исследователями. Куда обратимся, чтобы проверить правильность своих выводов? -Прочитайте правило про себя. -Вслух. -Правы ли вы были? -Чтобы лучше запомнить, расскажите правила друг другу. (Работа в парах).
- Предлагаю вам составить алгоритм ваших действий. Помогайте. -С кем дружит приставка?
-А предлог?
-Значит, если слово глагол, значит, будем писать….Что?
-Если слово не глагол, а другая часть речи, что пробуем делать?
|
( Между предлогом и словом можно поставить? или другое слово).
(Нет, приставка - часть слова)
(Нет)
(Предлог с глаголом не употребляется).
(С глаголом).
(Нет)
(Приставку)
(Ставить между предлогом и словом ? или другое слово, если вставляется-значит предлог и пишем раздельно). |
| Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах (Познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Формулировать тему урока (Регулятивные УУД). |
V. Применение нового знания Цели: - организовать применение новых знаний; - организовать самопроверку. | Стр. 117 упр. 163
Самостоятельная работа. Стр. 117 упр. 164 (1) Самопроверка, самооценка. БИЛЕТИК НА ВЫХОД | Организует выполнение заданий: 1 вариант - слова с предлогами 2 вариант – слова с приставками
Организует выполнение самостоятельной работы. Организует самопроверку, самооценку. | Выполняют задания по образцу.
Выполняют самостоятельную работу. Выполняют самопроверку. Выполняют самооценку по критериям. Договариваются о критериях оценивания работы. | Отличать предлог от приставки. |
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (Регулятивные УУД). |
VI. Рефлексия
Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать выполнение домашнего задания;
| Зафиксировать новое содержание урока, используя записи в колонке «УЗНАЛ».
Д/з: Стр. 116, 118 учить правила, № 116 (2 часть | - Какое новое знание открыли? - Что мы узнали приставке и предлоге?
Организует выполнение домашнего задания. | Отвечают на вопросы.
Записывают задание в дневнике.
|
Оформлять предложения на письме. | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
|