русский язык
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Кузина Любовь Фёдоровна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otpravit1.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Подготовила и провела учитель начальных классов МБС(К)ОУ «Лучик» Кузина Л.Ф

Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

3 класс

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

  1. Углубить знания о роли мягкого знака в слове (мягкий знак как показатель мягкости согласного звука, разделительный мягкий знак).

Познакомить учащихся с именами существительными с шипящим звуком на конце слова (мягкий знак в этих словах является показателем имен существительных женского рода).

Совершенствовать умение изменять имена существительные по числам, определять род имен существительных, писать слова с изученными орфограммами.

  1. Развивать речь учащихся, умение сравнивать, обобщать, классифицировать.
  2. Воспитывать интерес к русскому языку, организованность.

Оборудование:

  • В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык». Учебник для 3 класса.
  • Карточки с текстом.
  • Карточки-пароли для игры «Школа разведки».

Ход урока.

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Минутка чистописания.

На доске написаны слова: в…р…бьи, т…традь, п…льто, к…ньки, об…зьяна, к…рабль, к…ртоф…ль.

У. Прочитайте данные слова. Что в них общего?

Д. Все слова являются именами существительными.

Д. Это слова с непроверяемой безударной гласной.

У. По какому признаку все слова можно разделить на две группы?

Д.Существительные одушевленные (воробьи, обезьяна) и неодушевленные (тетрадь, пальто, коньки, корабль, картофель) .

Д. Существительные, стоящие в единственном числе (тетрадь, пальто. обезьяна, корабль, картофель), и существительные, стоящие во множественном числе (воробьи, коньки).

Д. По роли мягкого знака. В словах воробьи, обезьяна он разделительный, а в словах тетрадь, пальто, коньки, корабль, картофель обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

У. Цепочку букв для минутки чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных во множественном числе и мягкий знак, который должен находиться после каждой из этих согласных. Какая цепочка у вас получилась?

Д. У нас получилась такая цепочка: вькь….

У. Напишите эту цепочку до конца строки, меняя попарно буквы местами.

Спишите записанные на доске слова, группируя их в зависимости от роли мягкого знака.

III. Изучение нового материала.

У. Сегодня на уроке мы должны познакомиться еще с одной ролью мягкого знака. Определить эту роль вы попробуете сами. А поможет вам в этом игра «Школа разведки». (Выбираются 2 генерала-разведчика, которые получают карточки с секретными заданиями: 1 задание – собрать существительные женского рода, 2 задание – собрать существительные мужского рода. Остальные дети получают карточки-пароли, на которых написаны слова: ночь, камыш, плащ, вещь, нож, врач, мышь, рожь).

На доске появляются две группы слов:

ж. р.                 м. р.

ночь                врач

вещь               плащ

мышь             камыш

рожь             нож

У. Чем похожи слова в столбиках? (Какие буквы написаны на конце существительных мужского и женского рода?)

Д. На конце существительных мужского и женского рода написаны шипящие ж, ш, ч, щ. (Учитель подчеркивает шипящие в словах.)

У. Чем отличаются слова в столбиках?

Д. На конце существительных женского рода пишется мягкий знак, на конце существительных мужского рода мягкий знак не пишется.

У. Какова же тема сегодняшнего урока? (Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.) Сформулируйте правило о правописании мягкого знака на конце существительных после шипящих.

Д. На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется. (Работа с правилом в учебнике на стр. 29.)

У. С какой же еще одной ролью мягкого знака вы познакомились на сегодняшнем уроке?

Д. Мягкий знак – показатель женского рода имен существительных с шипящими на конце слова.

У. Определите, чем мы дальше будем заниматься на уроке.

Д. Учиться правильно писать слова с шипящими звуками на конце.

IV. Закрепление изученного материала.

А) Работа с текстом.

У каждого ребенка на парте карточка с текстом:

На б…р…гу я и мои т…варищи п…ставили шалаши. Ночи были звёз…ные. Утром лучи со…нца осв…тили п…ляну. Мы закинули удочки. П…пались ерши, щ…ки и лещи.

Задание:

1. Самостоятельно сформулируйте задание к тексту так, чтобы после внесенных вами изменений в тексте появились слова на изученное нами сегодня правило.(Надо списать текст, употребляя существительные в единственном числе.) Вставьте пропущенные буквы.

2. Определите род имен существительных.

3. Найдите существительные с шипящими на конце слова. Объясните их правописание.

Б) Работа с учебником. Выполнение упражнения 46 с комментированием.

V. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь, упр. 34,35, 36. Выучить правило на стр.29.

VI. Итог урока.

У. О какой роли мягкого знака узнали сегодня на уроке? Как определить, надо ли писать на конце существительных после шипящих  мягкий знак?


Задание:

1. Самостоятельно сформулируйте задание к тексту так, чтобы после внесенных вами изменений в тексте появились слова на изученное нами сегодня правило.(Надо списать текст, употребляя существительные в единственном числе.) Вставьте пропущенные буквы.

2. Определите род имен существительных.

3. Найдите существительные с шипящими на конце слова. Объясните их правописание.

На б…р…гу я и мои т…варищи п…ставили шалаши. Ночи были звёз…ные. Утром лучи со…нца осв…тили п…ляну. Мы закинули удочки. П…пались ерши, щ…ки и лещи.

На б…р…гу я и мои т…варищи п…ставили шалаши. Ночи были звёз…ные. Утром лучи со…нца осв…тили п…ляну. Мы закинули удочки. П…пались ерши, щ…ки и лещи.

На б…р…гу я и мои т…варищи п…ставили шалаши. Ночи были звёз…ные. Утром лучи со…нца осв…тили п…ляну. Мы закинули удочки. П…пались ерши, щ…ки и лещи.

На б…р…гу я и мои т…варищи п…ставили шалаши. Ночи были звёз…ные. Утром лучи со…нца осв…тили п…ляну. Мы закинули удочки. П…пались ерши, щ…ки и лещи.

На б…р…гу я и мои т…варищи п…ставили шалаши. Ночи были звёз…ные. Утром лучи со…нца осв…тили п…ляну. Мы закинули удочки. П…пались ерши, щ…ки и лещи.


ночь

вещь

мышь

рожь

врач

плащ

камыш

нож


Существительные женского рода.

Существительные мужского рода.


Самоанализ урока.

Класс: 3.

Тема урока: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Данный урок проводится в рамках изучения темы «Существительное». Предварительно дети уточнили представление об обобщенном лексическом значении имени существительного, воспроизвели знания об одушевленных и неодушевленных, собственных и нарицательных именах существительных, об изменении имен существительных по числам. На предыдущих уроках дети познакомились с грамматической категорией рода имен существительных, развивали умение определять род имен существительных. До этого урока дети были знакомы с двумя функциями мягкого знака: мягкий знак – разделительный и мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука. На данном уроке они знакомятся еще с одной ролью этой буквы: показатель имен существительных женского рода, а в дальнейшем и показатель существительных 3-го склонения.

В классе обучаются13 человек. Большинство детей со средним уровнем интеллектуального развития. Балахонов Паша, Ботина Лена, Жогова Саша, Кичигин Богдан, Рябцев Юрий, Студенникова Карина, Сенникова Арина  всегда внимательны, активны, умеют формулировать и высказывать грамотно свои суждения. У Тарасовой Насти, Астахова Никиты  возникают проблемы в ходе изучения русского языка. У всех снижено речевое развитие по объективным причинам: Настя, Никита  состоят на учете у логопеда. У Саши,  Максима, Вадима  и Дениса неустойчивое внимание, что часто не позволяет им  успевать за работой всего класса. Поэтому при планировании уроков стараюсь использовать все организационные формы обучения: и индивидуальную, и групповую, и фронтальную, а роль моих помощников выполняют сильные ученики.

Триединую дидактическую цель данного урока я сформулировала так:

1.Углубить знания о роли мягкого знака в слове (мягкий знак как показатель мягкости согласного звука, разделительный мягкий знак).

Познакомить учащихся с именами существительными с шипящим звуком на конце слова (мягкий знак в этих словах является показателем имен существительных женского рода).

Совершенствовать умение изменять имена существительные по числам, определять род имен существительных, писать слова с изученными орфограммами.

2. Развивать речь учащихся, умение сравнивать, обобщать, классифицировать.

3. Воспитывать интерес к русскому языку, организованность.

Считаю, что поставленных целей я добилась.

Для осуществления целей урока я использовала следующие формы и методы обучения:

1) При проведении минутки чистописания организовала фронтальную работу с целью систематизации знаний учащихся об имени существительном: в процессе выполнения заданий на обобщение, сравнение и классификацию учебного материала дети вспомнили о грамматических категориях числа, одушевленности и неодушевленности имен существительных, уточнили представления о функции мягкого знака в русском языке, совершенствовали умение писать слова с непроверяемыми гласными. Также дети смогли самостоятельно определить порядок следования букв в цепочке, опираясь на умение определять число имен существительных.

2) Объяснение нового материала постаралась построить на принципах интерактивного обучения:

  • Опора на опыт.
  • Активность всех участников:

- познавательная;

- физическая;

- социальная (неравнодушие к происходящему).

  • Новая позиция учителя – консультант-фасилитатор (помощник).

Все три вида активности у меня были в комплексе. В процессе игры «Разведчики» сильные ученики (генералы), опираясь на личный опыт умения определять род имен существительных, разделили весь класс на две группы. В итоге проявились физическая и социальная активность. В связи с этим у меня отпала необходимость проводить физминутку, т. к. в процессе игры дети переключились с одного вида деятельности на другой и получили возможность подвигаться. В конце игры весь класс был вовлечен в познавательную деятельность, наблюдая за группами слов, полученными в процессе игры. Я выступала в позиции консультанта-фасилитатора, но от позиции лектора-эксперта не отказалась.

В итоге, опираясь на учебный материал, дети смогли самостоятельно определить тему урока и сформулировать правило о правописании существительных, оканчивающихся на шипящий звук.

3) При закреплении учебного материала  использовала как фронтальную, так и индивидуальную формы организации работы. Использовала дифференцированный подход в обучении, дав возможность каждому ребенку справиться  с посильным ему заданием. Учитывая особенности учеников с неустойчивым вниманием, прежде, чем перейти к самостоятельной работе, задание разбиралось со всем классом. Опорой в работе являлись сильные ученики. Они получили возможность подумать над проблемным вопросом. Ученики с более низким уровнем развития работали на репродуктивном уровне. Нуждающиеся в помощи получили от учителя консультацию.

При организации контроля усвоения знаний использовала метод наблюдения при работе с текстом и упражнением в учебнике. На следующем уроке проведу самостоятельную работу после того, как дети в домашнем задании продолжат закрепление нового материала. Оценки за урок выставила только самым активным и успешным ученикам.

Считаю, что поставленные задачи урока удалось реализовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...