Урок по русскому языку 1 класс по программе "Школа 2100"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Михайлина Анна Владимировна

 " Тема урока: "Слоги и ударение".

Урок разработан в свете ФГОС НОО.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 1 классе.

Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преподаватель    Михайлина Анна Владимировна

Предмет: русский язык

Тема урока: Слоги и ударение

Класс: 1. Система учебников «Школа 2100».

Образовательное учреждение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 р.п.Татищево» Татищевского района Саратовской области .

Дидактическое обоснование урока

Урок разработан в свете ФГОС НОО.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 1 классе.

Система учебников «Школа 2100».

Тема урока: Слоги и ударение

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания.

Методические задачи урока:

Предметные: Актуализировать знания, полученные на уроках русского языка; показать значимость ударения путем наблюдения, сравнения слов; развивать у учащихся орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память; развивать письменную речь.

Метапредметные : Развивать УУД учащихся: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение на основе анализа объектов ,делать выводы, учить детей рассуждать, анализировать, формировать интерес к изучению русского языка, дать учащимся возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Технологическая карта урока

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

I.Мотивация

II. Актуализация опорных знаний.

III. Постановка учебной проблемы. Открытие нового.

IV. Закрепление

V.Самостоятельная работа.

VI.Итог

-С добрым утром, начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать!

-Садитесь и давайте начнем урок!

 – Откройте рабочую тетрадь на с. 8.

- Проверьте свою посадку за столом, наклон у тетради. Возьмите ручки, запишите:  

                                 15 марта.                      

- Прочитайте что написано на следующей строчке.                          «Классная работа».

– С какого этапа мы начинаем урок русского языка?                   ( с чистописания)

         

Чистописание.

1) - Рассмотрите «бордюр».

- Из каких элементов он состоит?

                        ( из наклонных линий и дуг)

- Дорисуйте  «бордюр» до конца строки.

       На доске плакат с буквами  о,ю,н

- Написание каких букв мы будем сегодня повторять?        

 – Почему они на одной строке?

(буквы имеют одинаковые  элементы: овал,наклонную прямую.)            

 - Какие соединения повторим? (нижнее и верхнее)

- Запишите самостоятельно буквы и сочетания.

– Найдите и прочитайте слово, записанное на этой строчке.            (юг)

-Как понимаете это слово?  (часть света)

- Прочитайте слоги ,которые вы записали.

                              (юм, ян, ню)

-Что же мы называем слогом?

    ( Слог – это один или несколько звуков, который произносится одним толчком выдыхаемого воздуха)

- Как определить, сколько в слове слогов?

 (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

- Какой слог называют ударным?

(Слог, который произносится с большей силой и длительностью в голосе )

- Ребята,кто догадался ,над какой темой мы будем сегодня работать?      (Слоги и ударение)

– Прочитайте про себя слова, записанные на третьей строчке.

– Прочитайте слово, состоящее из одного слога.

                  ( нос)

– Прочитайте слово, состоящее из 2 слогов, во втором слоге которого четыре буквы.   (юрист)

- Ребята , а кто такой , юрист?

- Юрист это человек с юридическим образованием;

– Прочитайте слова, состоящее из 2 слогов, первый из которых ударный.    (юнга, воин)

- А кто такой юнга?

Юнга- подросток, исполняющий на корабле обязанности матроса и обучающийся морскому делу.

– Прочитайте слово, состоящее из 3 слогов.

                                        (Юморист.)

- Запишите  слова по образцу.

- Разделите слова на слоги, поставьте ударение.

      ( учитель ходит по классу и проверяет)

- Молодцы! Поднимите руку, кому было легко выполнять задания?  Кому было сложно?

- А сейчас отгадайте загадку.

     Не лает , не кусает, а в дом не пускает.

                                         (Замок)

- Какие бывают замки?

                      (Навесной замок, замок – молния)

            ( рисунки на доске)

Для чего нужны эти приспособления?

          ( все – приспособления для запирания, то, что закрывает и держит крепко.)

- Ребята вспомните, как называются слова ,которые  произносятся одинаково, а значения имеют разное ?  (Многозначные)

              На доске  слово ЗАМОК

- Сколько в этом слове слогов?       (2)

- Назовите первый.        ( ЗА)

- Назовите второй          (МОК)

- Какой слог ударный?  

    ( один ребёнок выходит к доске и ставит ударение)

-А теперь еще раз посмотрите на запись слова “замок”. Скажите, может ли это же слово прозвучать по-другому?   Как?       (Замок).

- Как вы понимаете это слово? Где встречали замки?                ( В сказках)

                   (Вывесить картинку)

- Сколько в этом слове слогов?       (2)

- Назовите первый.        ( ЗА)

- Назовите второй          (МОК)

- Какой слог ударный?  

    ( один ребёнок выходит к доске и ставит ударение)

- Что вы можете сказать о буквенном составе , слоговой структуре этого слова?

                    ( Буквы  и слоги одинаковые)

- А поменялся ли смысл слова? Отчего?

                              ( От ударения)

- Зачем же надо уметь правильно ставить ударение?

           ( Для точной передачи смысла слова.)

-  Какие бывают слоги в словах в зависимости от ударения?          (Ударный и безударный.)

-  Как вы думаете, бывают ли слова, в которых нет ударного слога?

        ( Нет, в словах всегда есть ударный слог.)

- Прочитайте вывод в тетради стр.8.

- Ваши предположения подтвердились?  (Да)

                     Физкультминутка.

На двери висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)

Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)

Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)

Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)

Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)

И открыли! (разомкнуть руки)

-Откройте учебники на странице 16.

- Рассмотрите внизу рисунок. Чем необычен петух?  ( на нём написаны слоги)

- Кто догадался , что необходимо выполнить?

             (Составить из слогов слова)

(Учащиеся записывают слова в тетрадь с комментированием, расставляют ударение, подчёркивают безударные гласные.)

гуси, куры, утки, цыплята, петухи, индюки.

- Какой общей темой объединены эти слова?

                              ( Это птицы.)

- Слова “петух” и “цыплята” надо запомнить. (Цыплята – исключение. А слово Петух-словарное)

- А вот послушайте, как сам петух объясняет, почему он так называется:

                      Петуха спросили дети:

                    – Почему зовут вас Петей?

                    Так ответил Петя детям:

                   – Хорошо умею петь я!            

                                                         (И. Коньков)

-Да, действительно, в некоторых районах нашей страны петуха называют певень.

- Посмотрите на доску. Прочитайте про себя слова. Составьте с ними предложение.

             ПЕТЬ   НАШ   УМЕЕТ   ПЕТУХ

                  (Наш петух умеет петь.)

- Ребята, вспомните как записываются предложения? Запишите его в тетрадь.

 ( учащиеся самостоятельно записывают ,а затем проверяют)

       

- У вас на столах листочки с заданием. Внимательно прочитайте предложения, подумайте, какой смысл заключен в выделенных словах, правильно расставьте ударения.

 (Дежурная мела пол. Света взяла в руки кусочек мела. Мальчик забивал гвоздики. В вазе стояли красные гвоздики.)

     (Дети по цепочке читают предложения)

- Ребята, что-то новое узнали сегодня на уроке?

                         (ответы детей)

– Зачем надо уметь правильно ставить ударение в словах?

       (Для точной передачи смысла слова.)

           ( 1 ученик читает стихотворение)

                      Ошибка в ударении

                      Граничит с преступлением,

                     Пускай запомнит это млад и стар.

                     Ни молодым, ни старым

                     Нельзя одним ударом

                     Не то, что нужно, ставить под удар.

 - Ребята, у вас на столах лежат пустые смайлики. Оцените свою работу на уроке.

- Молодцы! Дома обязательно расскажите о том, что узнали на уроке. Спасибо за работу. Урок окончен!

Психологическая подготовка к уроку, к восприятию нового материала.

Выполнение заданий.

Учащиеся  вспоминают ранее изученный материал

Уточнение темы урока.

Выполнение заданий.

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы.

Разрешение проблемной ситуации.

Комплекс упражнений для снятия утомления

Выполнение заданий.

Осуществление оценки учебной деятельности учащихся соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно

нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Конспект урока по русскому языку по программе "Школа 2100" "Способы обозначения мягкости согласных на письме" 2 класс

Урок русского языка 2 класса начала II полугодия. Урок из раздела повторение изученного в первом классе, идет отработка изученных правил и их применение на практике. На уроке проводится работа по всем...

Конспект урока по русскому языку по программе "Школа 2100" "Способы обозначения мягкости согласных на письме" 2 класс

Урок русского языка 2 класса начала II полугодия. Урок из раздела повторение изученного в первом классе, идет отработка изученных правил и их применение на практике. На уроке проводится работа по всем...

Разработка урока по русскому языку по программе "Школа 2100" 2 класс по теме "Какие слова отвечают на вопрос ЧТО?, а какие на вопрос КТО" с использованием ЦОР

Разработка урока по русскому языку 2 класс по программе "Школа 2100" на тему "Какие слова отвечают на вопрос ЧТО? , а какие на вопрос КТО?" с использование ЦОР...

Схема заполнения открытого урока по русскому языку по программе "Школа 2100" для 2 класса

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы. Связь слов в предложении» Цели:·         ...

Конспект урока по русскому языку "Предлог" УМК (Школа 2100)

Тема: Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.Образовательные:Формирование способа правильного написания предлогов с другими словами.Развивающие:1)Регулятивные ...