Урок русского языка во 2 классе с использованием исследовательского метода субъективизации
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Чижова Светлана Александровна

Конспект урока русского языка с использованием исследовательского метода субъективизации, активизирующего младших школьников путём передачи им части функций учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chizhova_s.a._urok_russkogo_yazyka._2_klass.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Чижова Светлана Александровна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки Безенчукского района Самарской области

Урок русского языка во 2 классе с использованием

 исследовательского метода субъективизации

Тема: Правописание безударных гласных.

Цели:

  1. Обобщение полученных знаний о правописании безударных гласных.
  2. Формирование у учащихся ключевых компетентностей.
  3. Формирование культуры здорового образа жизни.

Тип урока: урок обобщения знаний. 

Оборудование: Видеопроектор; тесты с вкладышами; алгоритм «Правописание безударных гласных в приставке, корне, суффиксе»; опорные сигналы на доске «Чтение по цепочке», «Жужжащее чтение», «Сформулируй задание сам», «Словарная работа»; сигнальные карточки «Опасные безударные гласные»; рисунки с изображением Доктора Айболита, Мойдодыра; выставка книг К. Чуковского.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Словарная работа.

Диктует словарные слова. Просит детей самостоятельно сформулировать дополнительные задания к записанным словарным словам.

Записывают словарные слова в 3 столбика: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Осуществляют взаимопроверку.  Самостоятельно формулируют задания: найти антонимы, синонимы, однокоренные слова; найти проверяемые орфограммы и объяснить их.

2.Речевая разминка (мотивацион-ный этап).

Просит прочитать чистоговорку, выбрав верную интонацию и силу голоса, чётко произнося звуки [с],       [ш].

Сквозь высокие л[и]са´

Шла пушистая л[и]са´.

Тише! Тише! Не шумите!

Мышеловку не спугните.

Читают чистоговорку и анализируют встретившиеся в ней слова л[и]са´ (леса) и л[и]са´ (лиса); находят сходство (одинаковое произношение) и различия (различное написание). Объясняют причину (гласные находятся в слабой безударной позиции).

3.Формулирование темы урока.

Просит учеников сформулировать тему урока с опорой на предшествующий анализ.

Исходя из предшествующего анализа слов, дети сами формулируют тему урока: «Правописание безударных гласных».

4.Беседа о здоровье.

Предлагает прочитать предложение: Л…са б…жала по тр…пинке и повстр…чала гр…знулю. Учитель просит вставить пропущенные буквы с помощью сигнальных карточек «Опасные безударные гласные». Беседует с детьми о сохранении здоровья (проблемная ситуация с привлечением Айболита и Мойдодыра; работа с выставкой книг К. И. Чуковского).

Вставляют безударные гласные в корне слов с помощью сигнальных карточек. Обосновывают свой выбор.  Отвечают на вопросы учителя о сохранении здоровья.

5.Физминутка.

Физрук проводит музыкальную физминутку.

6.Работа с видеопроектором.

Упражнение «Правописа-ние безударных гласных в разных частях слова».

С помощью видеопроектора учитель предлагает вниманию детей слова с пропущенной безударной гласной и просит учеников догадаться, по какому принципу нужно распределить данные слова в 3 столбика. Просит детей записать слова в 3 столбика: х…лодная н…лить, чист…нькая, в…дро, з…черпнуть, л…дяная, грязн…нький.,

Самостоятельно определяют принцип распределения слов с безударной гласной в 3 столбика – в зависимости от того, в какой части слова она находится. Записывают слова в соответствующий столбик, объясняя орфограммы.

7.Упражне-ние «Составь алгоритм».

Просит восстановить «рассыпанный» алгоритм правописания безударных гласных в слове (проблемная ситуация).

Вспоминают алгоритм правописания безударных гласных в слове:

  1. Если безударная гласная в приставке, запомни её (неизменяемые приставки),
  2. Если безударная гласная в корне, проверь (проверяемая безударная гласная) или запомни (непроверяемая безударная гласная).
  3. Если безударная гласная в суффиксе, запомни или вспомни правило.

   ! Безударные в окончании ещё не рассматриваются (для каждой части речи свой способ проверки).

   Групповая работа – раскладывают карточки.

8.Физминутка.

Руководит движением глаз учащихся (тренажёр Базарного).

Под руководством учителя тренируют глаза.

9.Упражне-ния-аналогии.

Просит детей рассмотреть образец, найти закономерность и самостоятельно сформулировать задание к упражнению.

Образец: хол…д – ж…ра.

Самостоятельно находят закономерность и формулируют задание: подбери к слову с пропущенной безударной гласной противоположное по значению слово с безударной гласной в корне. Вставь буквы, выдели и объясни орфограммы.

10.Тест.

Диктует слова с безударной гласной в корне слова.

Определяют, какую гласную букву нужно писать в корне слова, ставят знак во вкладыше теста на соответствующей строчке в соответствующем столбике (где указана требующаяся гласная).

11.Подведе-ние итогов.

Просит учащихся вспомнить, чем занимались на уроке.

Обобщают знания о безударных гласных.

12.Оценка.

Оценивает деятельность учеников.

Осуществляют самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс с использованием ЭОР "Главные и второстепенные члены предложения"

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне, актуализировать умение правильного написания словарных слов; умение определять главные члены предложения, мотиви...

«Симфонический оркестр» Урок музыки в 4 классе с использованием интерактивных методов обучения

«Симфонический оркестр» Урок музыки в 4 классе с использованием  интерактивных методов обучения.Тип урока: комбинированный урок.Цель урока: развитие познавательной и коммуникативной деятельн...

Урок русского языка 3 класс с использованием диалоговой технологии УМК "Система Занкова" тема урока Творительный падеж

Урок построен  в режиме развивающего обучения с использованием проблемно-диалоговой технологии. Тема урока "Творительный падеж" Урок решает предметные и метапредметные ууд...

Урок русского языка 3 класс с использованием исследовательской технологии "Творительный и предложный падежи существительных 2 склонения" УМК "Система Занкова"

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ В ТВОРИТЕЛЬНОМ И           ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО    СКЛОНЕНИЯ....

Методы и приёмы технологии ТРИЗ на уроках русского языка (3 класс)

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ...

Урок русского языка 3 класс в исследовательской технологии

Урок русского языка по теме Единственное и множественное число имён прилагательных ...