Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 3 класс, "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа 2100". | 68.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «русский язык»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Русский язык» (авторы Р. Н. Бунеев и др.), являющейся составной частью Образовательной системы «Школы 2100». Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода.
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель курса русского языка в начальной школе – развитие ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «Русский язык», а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
Задачи курса:
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
- формирование у детей чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- Овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
1) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
2) дальнейшее овладение родным языком;
3) овладение орфографией и пунктуацией;
4) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
5) развитие чувства языка.
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст».
В третьем классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т. е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи; знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению. Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения. В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.
Вводится новая орфограмма – обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).
«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка.
В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 3-м классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
В программе не выделен отдельный блок уроков развития речи. Развитие речи третьеклассников осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:
1. Количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов) обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей.
2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.
3. Развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 4-5 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой).
4. Обучение правильному произношению слов, ударению и интонированию.
Обучение каллиграфии ведется на каждом уроке с целью закрепления навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма, совершенствование навыков письма в одну линейку.
Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 140 часов в год при 4 часах в неделю.
Учебно-тематический план
Название разделов | Общее количество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Вводный урок | 1 ч | Знакомство с новым учебником, вычитывание информации из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозирование содержания и видов работы по учебнику. |
Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ | 8 ч | Толкование значения слова. Звуко-буквенный разбор слова. Характеристика слова с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; на какой вопрос отвечает). Оформление предложения на письме (орфографически и пунктуационно). Чтение и произношение предложений с правильной интонацией; конструирование предложения из слов. Постановка вопросов от слова к слову в предложении. Анализ заглавия, соотнесение его с содержанием и главной мыслью, самостоятельный подбор заглавия текста и его частей. Самостоятельное осмысление текста до чтения, во время чтения и после чтения. |
СЛОВО | 104ч | |
раздел № 2 Слово. части слова. корень. чередование согласных звуков в корне | 3 ч | Нахождение корня в группе однокоренных слов, аргументирование правильности выбора. Нахождение чередующихся согласных звуков в корне однокоренных слов, выделение этих корней. Составление связного текста из деформированных предложений. Наблюдение за словами с изучаемыми орфограммами, установление несоответствия произношения и написания. Нахождение в словах изученных орфограмм по их опознавательным признакам, правильное написание слов, графическое объяснение выбора написаний, нахождение и исправление орфографических ошибок. Формулирование обобщенного правила правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Письмо сочинений по опорным словам с изученными орфограммами. Написание свободного диктанта после предварительной подготовки. |
раздел 3. Правописание проверяемых согласиях букв в корне слова. | 4 ч | |
раздел 4. Орфография. удвоенные буквы согласных в корне слова | 6 ч | |
раздел 5. Непроизносимые согласные в корне слова | 9 ч | |
раздел 6. Безударные гласные в корне слова | 6 ч | Постановка ударения, различие ударного и безударного гласных звуков. Наблюдение за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова. Подбор проверочных слов. Группировка слов с изученными орфограммами. |
раздел 7. Сложные слова и их правописание | 7 ч | Нахождение в предложении (тексте) сложных слов путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). Использование в речи и правильное написание сложных слов разных тематических групп, в том числе характеризующих человека ( внешность, характер) |
раздел 8. Части слова. приставка | 1 ч | Нахождение в словах корня, суффиксов, приставок и предлогов. Различие омонимичных приставок и предлогов. Объяснение слитного / раздельного написания. |
раздел 9. Безударные гласные в приставках | 2 ч | Различие приставок по- и па-, про- и пра-. Различие и правильное написание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня. Анализ состава слова, осознанный выбор разделительного ъ или ь, исходя из состава и фонетических опознавательных признаков. Выделение в слове окончания и основы, действие по алгоритму. Систематизация знаний о составе слова в виде схемы, таблицы. Наблюдение за лексическим значением однокоренных слов. Наблюдение за однокоренными словами. Разбор слов по составу. Образование новых слов с помощью суффиксов и приставок |
раздел 10. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня | 2 ч | |
раздел 11. Разделительные твердый и мягкий знаки | 4 ч | |
раздел 12. Части слова. основа и окончание слова | 2 ч | |
раздел 13. Основа слова и окончание. | 2 ч | |
раздел 14. Части слова. суффикс | 2 ч | |
раздел 15. Разбор слова по составу.( | 4 ч | |
раздел 16. Части речи в русском языке | 1 ч | Группировка слов по вопросам. Конструирование предложения из слов с опорой на вопросы. Выделение в предложении самостоятельных и служебных частей речи. Открытие (в проблемном диалоге) признаков имени существительного как части речи. Определение грамматических признаков имён существительных. Определение начальной формы имени существительного. Наблюдение за использованием имён существительных в речи. Анализ текста с преимущественным употреблением имён существительных. Употребление имён существительных в речи. Анализ имён существительных: называние их грамматических признаков в определенной последовательности (морфологический разбор). Образование с помощью суффиксов и употребление в речи имён существительных (с уменьшительно-ласкательным значением). Разбор имён существительных по составу, соотнесение слов со схемами. |
раздел 17. Имя существительное как часть речи | 2 ч | |
раздел 18. Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 3 ч | |
раздел 19. Род имен существительных | 3 ч | |
раздел 20. Морфологический разбор имен существительных | 4 ч | |
раздел 21. Словообразование имен существительных | 8 ч | |
раздел 22. Местоимение как часть речи | 6 ч | Различение местоимения и слов других частей речи. Замена в тексте местоимения именами существительными и наоборот. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Осознание роли личных местоимений в речи. Продуцирование текста с использованием местоимений (сочинение «О себе»). |
раздел 23. Имя прилагательное как часть речи | 3 ч | Группировка слов по частям речи. Нахождение в тексте имен прилагательных по вопросу. Наблюдение за ролью имен прилагательных в речи. Анализ текста с преимущественным употреблением имен прилагательных. Различение текста-повествование и текста-описания. Выделение в предложении словосочетаний «прил+сущ», постановка вопроса от имени существительного к имени прилагательному. Называние признаков имени прилагательного (морфологический разбор). Проверка написания безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбор по составу имен прилагательных. |
раздел 24. Правописание безударных гласных в окончаниях | 3 ч | |
раздел 25 . Разбор имен прилагательных по составу | 3 ч | |
раздел 26. Глагол как часть речи | 4 ч | Наблюдение за речью глаголов в речи. Анализ текста с преимущественным употреблением глаголов. Участие в проблемном диалоге, Открытие новых знаний о грамматических признаках глаголов. Выделение начальной (неопределенной) формы глагола и преобразование глагола в другой форме в начальную. Образование и употребление в речи глаголов в различных формах времени. Выделение суффикса –л- в форме прошедшего времени глагола. Определение изученных грамматических признаков глагола. Составление алгоритма разбора глагола как части речи. |
раздел 27. Правописание частицы не с глаголами | 2 ч | |
pаздел 28. Неопределенная форма глагола | 7 ч | |
pаздeл 29. Наречие как часть речи. | 1 ч | Различение всех видов предложений по цели высказывания. Чтение с соответствующей интонацией повествовательных, вопросительных, побудительных, восклицательных и невосклицательных предложений. Нахождение в предложении грамматической основы, обозначение ее графически. Различение грамматической основы и второстепенных членов предложения. Установление грамматических связей в словосочетании с помощью вопросов. Распространение и сокращение предложений до основы. Нахождение однородных членов в простом предложении с двумя главными членами. Объяснение постановки знаков препинания. Конструирование предложений с однородными членами. Различение простого и сложного предложения. Конструирование сложных предложений (по схеме, по данному началу). Совместное составление алгоритма синтаксического разбора сложного предложения. |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ | 22 ч. | |
pаздeл 30. Предложение. виды предложений по цели высказывания | 2 ч | |
раздел 31. Главные и второстепенные члены предложения | 7 ч | |
раздел 32. Предложения с однородными членами | 7 ч | |
раздел 33. Простые и сложные предложения | 6 ч | |
pаздeл 34. Повторение | 5 ч | Обобщение и систематизация программного материала по русскому, изученного в третьем классе. |
Всего: | 140 ч |
Содержание программы
140 ч (4 часа в неделю)
Вводный урок (1 ч)
Повторение. (8 ч)
Слово. (104 ч)
1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных. Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст. (22 ч)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение. (5 ч)
Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
Требования к уровню подготовки учащихся
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» | ||
– овладение функциональной грамотностью; понимание и анализ текстов; – развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи; – развитие умений и навыков понимания и анализа текстов | – приобретение и систематизация знаний о языке; – дальнейшее овладение родным языком; – развитие чувства языка | – овладение орфографией и пунктуацией |
Интеллектуально- речевые умения | Учебно-языковые умения | Правописные умения |
- правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку; - писать под диктовку с изученными орфограммами пунктограммами; - читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации; - составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного); - читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану; - писать подробное изложение доступного текста - читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений. | - выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове; - находить в слове окончание и основу; выделять в основе ее части; - выделять два корня в сложных словах; - конструировать сложные слова; - подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне слова; различать однокоренные слова и формы слова; - распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; - выполнять морфологический разбор изученных частей речи; - образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы-с помощью приставок; -подбирать синонимы и антонимы к доступным словам; - определять вид предложения по цели высказывания и интонации; - выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных; - выделять из предложения словосочетания; - видеть в предложении однородные члены; - различать простое и сложное предложения; - выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений. | - находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам; |
- писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и непроверяемые ударением; - писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных; - писать сложные слова с соединительными буквами о и е; - писать раздельно частицу не с глаголом; - писать ь после ч в неопределенной форме глагола; - писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; - самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами; - графически объяснять выбор написания; - находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила; - правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне , на стыке приставки и корня; - пунктуационно оформлять предложения с однородными членами, графически объяснять выбор знака; - ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака. |
Планируемые результаты усвоения предмета
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- умение осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
- умение производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
- умение видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- умение правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
- умение находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
- умение распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
- умение определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
- умение разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
- умение видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
- умение составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
- умение осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
- умение читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
- умение читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
- умение письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Виды контроля:
Проверочное списывание, контрольный диктант, проверочная работа, тестовые работы, словарные диктанты.
Используемый учебно-методический комплекс для ученика:
- Русский язык. Учебник. 3 класс/ Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. – М.: Баласс, 2012.
- Орфографическая тетрадь по русскому языку, 3 класс./ Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Фролова Л. А. – М.: Баласс, 2012.
- Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса. / Комиссарова Л. Ю. – М.: Баласс, 2012.
- Бунеева Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. В 2-вариантах. – М.: Баласс, 2012.
- Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс / Исаева Н. А. – М.: Баласс, 2012.
Используемый учебно-методический комплекс для учителя:
- Русский язык. Учебник. 3 класс/ Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. – М.: Баласс, 2012.
- Орфографическая тетрадь по русскому языку, 3 класс./ Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Фролова Л. А. – М.: Баласс, 2012.
- Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса. / Комиссарова Л. Ю. – М.: Баласс, 2012.
- Тетрадь по чистописанию для 3 класса. / Яковлева М. А. – М.: Баласс, 2012.
- Бунеева Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. В 2-вариантах. – М.: Баласс, 2012.
- Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс / Исаева Н. А. – М.: Баласс, 2012.
- Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. / Бунеева Е. В., Яковлева М. А. – М.: Баласс, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...